Стал заниматься в - набрал мышечную массу. Начал медитировать - и что? Отсутствие видимого результата становится причиной того, что мы бросаем медитацию. Хотя эта привычка практически не отнимает времени, достаточно даже 10–15 минут в день.

Мы решили разобраться в пользе медитации и в том, как она влияет на мозг человека и его организм в целом.

Кто такая Элизабет Блэкберн

Слово «медитация» впервые упоминается в XII веке монахом Гиго II. Разумеется, медитация как духовная практика появилась гораздо раньше, но словом meditatio была впервые названа именно тогда. Техника стала популяризироваться лишь в 1950-х годах, начиная с Индии и заканчивая США и Европой.

Такой интерес был понятен: гуру медитации рассказывали о чуть ли не магических преображениях мышления, улучшении памяти, омоложении и прекращении старения. Разумеется, многие приукрашивали, но опознать ложь было не так просто из-за эффекта плацебо и невозможности увидеть реальную пользу от процесса.

Одной из первых медитацию и науку связала нобелевский лауреат Элизабет Блэкберн. В 1980-х Блэкберн нашла в организме человека теломеры - повторяющиеся последовательности генетического кода, которые защищают его (генетический код - Прим. ред.) от потери информации. Теломеры могут менять размер, и чем они меньше, тем выше риск различных заболеваний: диабета, ожирения, инсульта, болезни Альцгеймера.

Помимо амплитуды волн, у подопытных также исследовали физическое состояние мозга. Оказалось, что у медитирующей группы зоны мозга, отвечающие за обучение, память и эмоции, стали плотнее.

Как не спать 40 лет

Исследовав влияние на мозг и ДНК, можно перейти к более приземлённой теме - . Сон является неотъемлемой частью нашей жизни, и мы платим за это большую цену - более трети всего прожитого времени. Но ведь по-другому нельзя. Или можно?

Поль Керн был венгерским солдатом, который участвовал в Первой мировой войне. В 1915 году в одном из сражений он был ранен русским солдатом в висок. Пуля попала в лобную долю и отделила её часть. После такого ранения в мозг человек не может выжить, но Полу удалось. С одним лишь странным последствием: он больше не мог спать.

С момента ранения в 1915 году и до смерти в 1955-м Керн не спал и, по его собственным словам, не испытывал в связи с этим никаких затруднений. Мозг Керна исследовали много раз, однако причину аномалии так и не нашли.

Учёные так и не смогли выяснить, что нужно сделать, чтобы не спать так долго (выстрелить себе в голову не считается), но провели ряд других исследований, показавших, что сократить потребность во сне всё же можно.

В ходе эксперимента 30 подопытных разделили на две группы. В первой группе оказались новички в медитации, во второй - те, кто занимался медитацией долгое время. У всех участников измерили скорость реакции на PVT за 40 минут до медитации, после медитации и после короткого сна.

PVT (psychomotor vigilance task) - специальное задание, которое измеряет скорость реакции человека на визуальное раздражение.

Результаты показали, что скорость реакции ускорялась после медитации (даже у новичков) и замедлялась у обеих групп после короткого сна. В ходе исследования также выяснилось, что участникам второй группы требовалось меньше сна для полноценного отдыха.

Вывод

Теперь, когда польза медитации доказана, у нас остаётся ещё одна проблема. Несмотря на популярность медитации на Западе, мы по-прежнему считаем её глупым сидением в позе лотоса. И только попробуйте не мычать «Ом», тогда медитация не считается успешной.

Однако долгосрочная польза от медитации всё же есть, и, как вы поняли, это доказывается не только словами людей, которые её практикуют, но также и многочисленными исследованиями на эту тему. Научно доказано, что медитация:

  1. Увеличивает длину теломер, уменьшая количество стресса, плохое настроение и депрессию.
  2. Увеличивает амплитуду альфа-волн.
  3. Способствует уплотнению долей мозга, отвечающих за обучение, память и эмоции.
  4. Уменьшает количество часов сна, требуемых организму для отдыха.

Представьте, что вы варите макароны. Вот закипела вода в кастрюле, вы положили макароны и они там как-то бурлят, двигаются по сложным траекториям, всё пузырится, брызги летят. Это обычное состояние сознания. Теперь вы взяли ложку и начали размешивать всё это неторопливо по часовой стрелке. Пузырей и бурления стало меньше. Вода и макароны движутся по одной траектории, по кругу. Макароны вытянулись вдоль траектории размешивания. Это состояние сознания при медитации однонаправленного сосредоточения. Когда человек выбирает какой-то объект наблюдения (например своё дыхание) и направляет внимание на него. Как другой пример можно представить, как мама с ребёнком идут по магазину игрушек. Ребёнок мечется от одной игрушки к другой, его внимание рассеяно, он себя плохо контролирует. Увидел новую яркую штуку и сразу бежит к ней. Это обычное спонтанное состояние сознания. Мама ребёнка, допустим, ищет в магазине что-то конкретное. Она идёт спокойно, строго прямо, в мыслях у неё одна цель. Она видит все эти яркие игрушки, но они её не волнуют, все её движения направлены на поиск нужной вещи. Это состояние медитации однонаправленного сосредоточения внимания. Попробуйте вспомните состояние, когда вы долго находились за какой-то работой или глядя в телефон, были сосредоточены, потом отвлеклись и поняли, что у вас болит шея или онемела рука или нога, и вы даже не заметили. Вот это похоже на состояние однонаправленного сосредоточения.

Другой вид медитации - аналитическая медитация. Когда человек направляет своё сознание на проработку какой-то проблемы. Когда процессы в сознании приводятся в резонанс с каким-то внешним или внутренним процессом. Например, когда шахматист играет, его сознание представляет из себя быстро-быстро движущиеся шахматные фигуры. Когда дирижер управляет оркестром, его сознание представляет из себя все инструменты оркестра, сменяющиеся ноты, паузы, громкость, тембр и так далее. Когда фигурист катается, его сознание представляет из себя последовательность движений, ритм дыхания, напряжения мышц, ритм музыки. То есть сознание не просто направляется на какой-то объект, а человек в процессе управления вниманием решает какой-то вопрос. Когда человек просто направляет всё внимание на, скажем, ромашку, когда отметает все остальные мысли кроме ромашки - это медитация однонаправленного сосредоточения. Когда человек анализирует сущность ромашки, раскрывает её природу, например представляет, что у неё белые лепестки, жёлтая середина цветка, зелёные листья, представляет её запах, сознание само как бы становится ромашкой, чтобы раскрыть её сущность - это аналитическая медитация.

Процессы движения мыслей в сознании зависят от того, какие сети связей задействованы. Есть такая (нейронная сеть оперативного покоя, default network). Это несколько участков мозга, активизирующиеся, когда человек не занят ничем другим. Вспомните, как вы пытаетесь уснуть, а в голове возникают какие-то неожиданные мысли - вот это как раз включается сеть пассивной работы. Медитация направлена на гармонизацию работы этой сети. На нейтрализацию тревожных расстройств, беспокоящих эмоций и на укрепление внимания.

Мозг обладает свойством нейропластичности. То есть, человек может сознательно развивать конкретные участки мозга, упрощать структуру одной сети и усложнять структуру другой сети. Может быть, вы слышали такие случаи, когда у человека с травмой мозга здоровые участки брали на себя функции поврежденных участков. Это значит, что мы можем тренировать мозг. Если человек регулярно занимается медитацией однонаправленного сосредоточения, он тренирует внимание, плетёт крепкую сеть связей в мозгу. В следующий раз, когда нужно будет собрать внимание, сделать это будет легче, потому что его сеть - крепче, натренированнее, чем у рассеяного человека. Если человек занимается развитием сострадания, эмпатии, его мысли со временем будут чаще двигаться в этой сети, ему сложнее будет причинить вред другому. Если человек занимается аналитической медитацией, например своего гнева, продумывает, как возник гнев, откуда он появился, какие процессы в организме возникают, то со временем он формирует сеть, определяющую его поведение, как человека спокойного, уравновешенного, устойчивого к раздражителям.

Медитация свойственна большинству людей. Это и спортсмены, и учёные, и творческие люди. Любая целенаправленная работа по тренировке положительных качеств ума связана так или иначе с медитативными практиками.

Попробуйте на выдохе мысленно произносить какой-то слог с произвольной гласной буквой. Например: вдох-выдох ра, вдох-выдох ка, вдох-выдох ва, вдох-выдох ша. И так, пока согласные не начнут повторяться. Потом поменять а на у, например: ву, шу, лу, ру. Таким образом отдел мозга, отвечающий за речь, окажется занятым. Можно ещё представлять струну, которая не звучит. Как только возникает левая мысль, струна начинает звенеть и нужно вернуть её в состояние тишины. Если мысль быстро исчезла, то струна слегка потревожена, быстро замолкает. Если сильный поток мыслей, то струна громко резко дребезжит.

29 апреля

Аннотация

Медитация осознанности - восточная практика, имеющая историю в более чем два тысячелетия, которая в последние несколько лет привлекла внимание западных ученых-нейробиологов. Под “осознанностью” в данном случае понимают осознание своего психологического и физиологического состояния в данный момент времени. В этом обзоре обобщаются различные гипотезы, касающиеся эффектов медитации осознанности и связанных с ними изменений в головном мозге; в дальнейшем освещаются некоторые наиболее уместные теории, имеющие дело с различными аспектами сознания. Наконец, предлагается взгляд на связь медитации осознанности и сознания, подкрепленный определением областей головного мозга, вовлеченных в оба процесса: передней поясной коры (ППК), задней поясной коры (ЗПК), островка Рейля и таламуса.

1. Вступление

Медитация - практика, существующая на протяжении многих веков. Она включает в себя различные техники и может быть обнаружена в различных культурах, от Индии и Китая до арабских и западных стран. Тем не менее, медитация традиционно была связана с восточной культурой и духовностью, особенно в индийской религии – Индуизме, в древних письменах (Ведах) которой содержатся наиболее ранние упоминания об этой практике; медитация также является ключевым элементом философии Буддизма. (Siegel c соавт., 2008)

В последние годы идея медитации стала более привычной для западных сообществ, в особенности благодаря интересу к Буддизму, обеспеченному харизмой нынешнего Далай Ламы Тензина Гьяцо. Более того, практики медитации изучались в различных научных исследованиях, результаты которых привлекли повышенное внимание к этим практикам в контексте психотерапевтического лечения и здравоохранения. (Samuel, 2014; Tang с соавт., 2015).

В то время, как не существует единого всеобъемлющего определения понятию «медитация», возможно интуитивно понять, что она собой представляет, обозначив, чем она не является. Медитация не является ни методом очищения сознания, ни методом достижения эмоциональной невозмутимости. Это не способ преследования состояния блаженства и не способ избежания печали и боли (Siegel с соавт, 2008). Также она не предполагает изолированного образа жизни.

Часто медитативное состояние неуместно связывают с эзотерикой и мистицизмом. Но монах из Тхеравады Nyanaponika Thera (1998) ясно подчеркивает, что «осознанность (ориг. англ. “mindfulness”, прим. переводчика) […] вовсе не «мистическое» состояние, находящееся вне кругозора и досягаемости обычного человека. Это, наоборот, нечто достаточно простое и распространенное, и очень знакомое нам. Это элементарное проявление свойства, известного как «внимание», одной из главных функций сознания, без которой вовсе не может быть восприятия каких бы то ни было объектов.» (Thera, 1962). Как будет показано дальше, эта позиция позволяет рассматривать явление медитации с нейробиологической точки зрения.

В то время, как существует множество различных техник медитации, все они объединены основополагающей идеей «сати», что в переводе с пали означает «осознанность», «внимание» (ориг. англ. “mindfulness”, прим. переводчика). Впервые это слово было переведено на английский язык в 1921 году (Awasthi, 2012; Siegel с соавт., 2008). Сати также является центральной идеей философии Буддизма. Jon Kabat-Zinn – пионер подхода «осознанности» в контексте терапии – определяет это состояние сознания как «осведомленность, которая возникает путем намеренного обращения внимания, в данный момент времени, и без оценки опыта, происходящего в данный момент» (Kabat-Zinn, 2003).

Цель этого обзора: синтез результатов исследований морфологических и функциональных изменений, обнаруживаемых у медитирующих людей с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) с полученными нейробиологами данными, описывающими нервные процессы, обеспечивающие возникновение и поддержание сознания.

2. Различные стили медитации

Согласно данным Siegel (2008), можно выделить три техники медитации в рамках «медитаций, основанных на осознанности» (МОО).

Медитация концентрации. Эта техника основана на концентрации внимания на отдельном объекте, например, на дыхании или на мантре. Главная установка – направлять внимание обратно к фокусному объекту каждый раз, когда практикующий замечает, что оно уходит в сторону. Палийский термин для этой техники - «самата бхавана», что можно перевести на Русский язык как «способствовать концентрации».

Медитация осознанности. В этой технике не используется фокусный объект, она направлена на изучение изменяющегося опыта, происходящее во времени. Главная установка – направлять внимание на все, что происходит в сознании от одного момента к другому. Палийский термин для этой техники - «випассана бхавана», что переводится как «способствовать внутренней осведомленности».

Медитация «добра и любви». В этой технике разум направлен на сосредоточение на кротких утверждениях, таких как «Да буду я и все другие существа в безопасности, счастливы, здоровы, и да будем мы жить в простоте». Цель – смягчить эмоции и наблюдать за опытом без стремления судить, свободно от подавляющей эмоциональности. Палийский термин для этой техники - «метта бхавана», что переводится как «способствовать уверенности».

В то время как эти три техники самостоятельны, они могут быть использованы вместе; фактически они все способствуют «сати» и, в то же время требуют постоянной поддержки в некоторого рода цикличном мыслительном процессе.

3. Медитация и мозг

Начиная с ранних стадий своего развития, медитация рассматривалась как основной метод повышения осознания и поддержания физического и психического здоровья (Siegal с соавт., 2008). Поэтому неудивительно, что за последние несколько лет «вмешательства, основанные на осознанности» (ВОО), являющиеся терапевтическими подходами, основанными на МОО, привлекают все больше интереса в различных направлениях, начиная с физиологии и нейробиологии и заканчивая здравоохранением и образованием (Chiesa and Serretti, 2010; Hölzel с соавт., 2011). Снижение стресса, основанное на осознанности (ССОО), когнитиваная терапия, осонованная на осознанности (КТОО), интегративная тренировка тела и разума (ИТТР) являются наиболее известными техниками ВОО. В частности ССОО, которое было разработано в 1979 году в Университете Массачусетского Медицинского Центра (Kabat-Zinn, 2003), в настоящее время используется в качестве альтернативного или интегративного клинического подхода к лечению психологических отклонений у людей с хроническими заболеваниями (Chiesa и Serretti, 2011; Merkes, 2010). Тем не менее, понимание нейроанатомических и функциональных корреляций, на которых основана польза ВОО, еще не полностью сформировано. (Tang с соавт., 2015).

Несмотря на существование различных стилей медитации и техник ВОО, «сати», или «осознанность», - это аспект, объединяющий их все. Как мы увидели, состояние осознанности характеризуется сознательным обращением внимания на происходящий в данный момент опыт (Kabat-Zinn, 2003). Таким образом, так как осознанность напрямую включает в себя как сознание, так и внимание, нервные корреляты этих мозговых процессов и этих медитативных состояний должны проявляться очень схоже.

Интероцептивное Внимание (ИВ) выделяется как ключевой процесс в медитации осознанности. Интероцепция представляет собой несколько ощущений организма, связанных с пищеварением, кровообращением, дыханием и проприоцепцией (Farb et al., 2013).

Нейроанатомические исследования предоставили доказательства проецирования спино-таламо-котрикальных проводящих путей на зернистую среднюю области островка, которые, как считают, функционируют как первичная интероцептивная кора (Flynn, 1999). Более того, нисходящие проекции к сенсорным и моторным областям ствола мозга берут начало от островка и передней поясной коры (ППК) (Craig, 2009a).

В недавнем эксперименте Farb и соавт. (2013) было обнаружено, что после 8 недель ССОО у участников выявлялась повышенная функциональная пластичность в средней (то же самое) и передней островковых областях, связанных с осознанием настоящего момента (Craig, 2009a; Farb et al., 2007). Более того, практика медитации осознанности может способствовать функциональной связи между задней областью островка и передней островковой извилиной, усиливая таким образом общую активацию передней области островка и, в то же время, ослабляя вовлечение дорсомедиальной префронтальной коры (ДМПФК) (Farb et al., 2013). Выключение ДМПФК может также обнаруживаться в связи с экзогенной стимуляцией интероцептивных сигнальных путей, например во время растяжения желудка (Van Oudenhove et al., 2009). Напротив, активация ДМПФК связана с исполнительным контролем поведения, связанного с резким переключением внимания во время решения проблем (Mullette-Gillman and Huettel, 2009) и, возможно, либо со стимул-независимой, либо со стимул-ориентированной мыслью в состоянии «блуждания ума» (ориг. англ. “mind-wandering”, прим. переводчика) (Christoff и соавт., 2009).

Таким образом, выключение ДМПФК после ССОО может быть одним из признаков, которые помогут отличать состояния «осознанности» и «блуждания ума», а также состояния «осознанности» и интеллектуальной нагрузки (Farb и соавт., 2010; Farb и соавт., 2007).

В недавнем исследовании, направленном на оценку эффектов практики медитации осознанности, сравнивались ССОО и аэробные упражнения для снижения стресса. Результаты показали, что только ССОО значительно способствует контролированию негативных эмоций у людей с социальной тревожностью. Авторы сообщают, что такой эффект может быть связан с функциональной интеграцией различных различных нейронных сетей мозга, происходящей во время соматического, аттенционного и когнитивного контроля (Goldin с соавт., 2013).

Целью других исследований было выяснение того, может ли практика медитации в долгосрочной перспективе являться причиной структурных изменений в головном мозге; предполагалось, что медитация в долгосрочной перспективе может быть связана с утолщением коры, особенно префронтальной и правой передней островковой ее частей, вовлеченных в процессы внимания, интероцепции и переработки сенсорной информации (Lazar и соавт., 2005; Sato и соавт., 2012). Нужно отметить, что в одном из исследований удалось определить участников, занимающихся и не занимающихся медитацией, на основании несколько различных паттернов в различных участках головного мозга (Sato и соавт., 2012). В этом исследовании выяснялось, может ли один субъект быть идентифицирован как человек, регулярно практикующий медитацию, с помощью многовариантного метода распознавания паттернов, такого как метод опорных векторов (МОВ).

Точность МОВ равнялась 94,87%, позволяя точно идентифицировать 37 из 39 участников. Правая прецентральная извилина, левая энторинальная кора, кора правой покрышечной части нижней лобной извилины, базальная часть скорлупы справа и таламус с обеих сторон оказались самыми информативными областями мозга, использованными для классификации. Вовлеченность этих областей позволяет предположить потенциал медитации осознанности в увеличении внимания и узнавания чувств организма, а также потенциал для улучшения навыков интероцептивного наблюдения (Kozasa с соавт., 2012; Lazar с соавт., 2005).

4. Нейробиология сознания

Как мы увидели, понятия осознанности и сознания неразрывны. Как нейрофизиологические, так и нейроимиджинговые исследования предоставили доказательства того, что нервные корреляты сознания могут быть описаны на основании двухмерной модели, основанной с одной стороны на параметре уровня возбуждения, а с другой на параметре интенсивности различного содержания опыта (Cavanna с соавт., 2011; Laureys, 2005; Laureys с соавт., 2004; Nani с соавт., 2013). В этих рамках возбуждение определяет количественные характеристики сознания, в то время как содержание определяет качественные характеристики субъективной осознанности (Blumenfeld, 2009; Plum and Posner, 1980; Zeman, 2001). Другими словами, уровень возбуждения устанавливает степень бодрствования, высшей степенью которого является полная настороженность, промежуточными - сонливость и сон, низшей - кома (Baars с соавт., 2003; Laureys и Boly, 2008). Для поддержания сознания необходима связь таламо-кортикальных сетей и ретикулярной формации моста и среднего мозга посредством восходящих проводящих путей. (Steriade, 1996a, b).

Понятие содержания опыта включает в себя всё, что может возникнуть в сознании, например чувства, эмоции, мысли, воспоминания, стремления и т.д. Они, вероятно, вызываются воздействиями между экзогенными факторами (например, средовыми стимулами) и эндогенными факторами (например, стимулами, возникающими в самом организме). Таким образом, понятие содержания может быть разделено на наружную осведомленность (то, что воспринимается посредством органов чувств) и внутреннюю осведомленность (мысли, независимые от специфических средовых стимулов) (Demertzi с соавт., 2013).

Согласно двухмерной модели, нервные корреляты сознания могут быть описаны на основании как уровня возбуждения (от полной настороженности до комы), так и различным содержанием опыта, которое также может быть разделено на наружную и внутреннюю осведомленность.

Это разделение важно потому, что во внутреннюю и наружную осведомленность, по всей видимости, вовлекаются различные нервные корреляты. Demertzi с соавт. (2013) описали «сеть внутренней осведомленности», которая включает в себя заднюю поясную кору (ЗПК), ППК, предклинье и медиальную префронтальную кору (МПФК), и «сеть наружной осведомленности», включающую в себя дорсолатеральную префронтальную кору (ДЛПФК) и заднюю париетальную кору (ЗПарК).

Взаимодействие между этими двумя сетями создает так называемое «глобальное нейронное рабочее пространство», которое, как считается, играет фундаментальную роль в поддержании сознания (Baars с соавт., 2003; Dehaene и Changeux, 2011). Более того, было показано, что структуры сетей внутренней и наружной осведомленности частично накладываются на некоторые области, вовлеченные в Сеть Режима «По-умолчанию» (СРП), такие как ЗПК, предклинье и МПФК, а также с некоторыми областями, вовлеченными в Сеть Салиенции (СС), такие как ППК и таламус, и в Центральную Исполнительную Сеть (ЦИС), такие как ДЛПФК и ЗПК.

4.1. Сознание и самосознание

В пределах нейробиологических исследований сознания выдвигаются другие важные и обсуждаемые проблемы, такие как происхождение личности, формирование самосознания и взаимоотношения межу сознанием и самосознанием. Понятие личности трудно определить как понятие сознания. Многие исследования (Metzinger и Gallese, 2003; Pacherie, 2008; Roessler и Eilan, 2003), сосредоточенные на центральном представлении различных частей организма, связали чувство личности с другими понятиями, такими как акцептор результата по Анохину (ориг. англ. “agency”, прим. переводчика) – то есть, «чувство, что действия индивидуума являются последствиями его намерений» (Seth с соавт., 2012) – и олицетворение – то есть, «чувство присутствия в физическом теле» (Arzy с соавт., 2006). Акцептор результата и олицетворение могут быть связаны с так называемой «минимальной феноменальной самостью» (МФС), под чем подразумевается «опыт бытия отдельным, целостным объектом, способным к глобальному самоконтролю и вниманию, обладающим телом и локацией в пространстве и времени» (Blanke и Metzinger, 2009). МФС может быть нарушена у людей с травмами головного мозга, которые с большой долей вероятности могут испытывать аутоскопический опыт (Blanke с соавт., 2004; Blanke и Mohr, 2005; Brugger, 2006; Devinsky с соавт., 1989).

Система представлений, основанная на понятии акцептора результата в связи с интероцептивным предиктивным кодированием, была выдвинута с целью рассмотрения чувства сознательного присутствия, которое было определено как «субъективное чувство реальности мира и личности внутри мира» (Seth с соавт., 2012). Эта модель характеризуется предиктивными сигналами акцептора результата и полагается на механизм ошибки интероцептивной предикции, осуществляемый в восприятии состояния организма через автономные физиологические ответы, которые часто вовлечены в генерацию эмоций (Craig, 2009b; Critchley с соавт., 2004). Механизм интероцепции традиционно считался связанным только с висцеральными ощущениями, но современные нейроанатомические и нейрофизиологические исследования позволяют предположить, что он может также включать в себя информацию от мышц, суставов, кожи и органов. И вся эта различная информация, судя по всему, совместно обрабатывается.

Согласно этой модели, чувство сознательного присутствия возникает, когда интероцептивные предиктивные сигналы и истинные входные сигналы соответствуют друг другу, при этом ошибочные сигналы подавляются (Seth с соавт., 2012).

Когда интероцептивные предиктивные сигналы и входящие сигналы соответствуют друг другу, ошибочные сигналы подавляются и возникает чувство присутствия (адаптация от Seth с соавт., 2012).

К корковым областям, которые, как предполагается, играют ключевую роль в этом процессе, относятся орбитофронтальная кора, ППК и островок Рейля (Critchley с соавт., 2004); в частности, было предположено, что островок отвечает за интеграцию между интероцептивными и экстероцептивными сигналами, таким образом способствуя генерации субъективных эмоциональных состояний (Cauda с соавт., 2011; Seth с соавт., 2012).

Что интересно, передняя область островка и ППК являются одними из немногих областей человеческого мозга, в которых присутствуют нейроны фон Экономо (НФЭ) (Craig, 2004; Sturm с соавт., 2006; von Economo, 1926, 1927, von Economo и Koskinas, 1925). Эти большие веретенообразные нейроны, как предполагалось, вовлечены в восприятие состояний организма (Allman с соавт., 2005; Cauda с соавт., 2014). Более того, недавно их связали с нервными коррелятами сознания на основе двух принципиальных морфологических и цитохимических результатов исследований (Cauda с соавт., 2014; Cauda с соавт., 2013; Critchley и Seth, 2012; Medford и Critchley, 2010; Menon и Uddin, 2010). Во-первых, сознание, вероятно, поддерживается длинными связями (Cauda et al., 2014; Dehaene и Changeux, 2011; Dehaene с соавт., 1998), а НФЭ проецируются на большие расстояния. Во-вторых, НФЭ селективно экспрессируют высокие уровни бомбезин-зависимого белка нейромедина В (НМВ) и гастрин-рилизинг пептида (ГРП), которые «вовлечены в переферический контроль пищеварения и также принимают участие в обеспечении сознательной осведомленности о состояниях организма» (Allman с соавт., 2010, 2011; Cauda с соавт., 2014; Stimpson с соавт., 2011).

В рамках модели, предложенной Seth, НФЭ могут проецироваться на автономные висцеральные ядра (например, околоводопроводное серое вещество и ядра парабрахиальной области), которые в значительной степени вовлечены в интероцепцию (Allman с соавт., 2005; Butti с соавт., 2009; Cauda с соавт., 2014; Craig, 2002; Seeley, 2008). Передняя область островка и ППК, которые функционально (Taylor с соавт., 2009; Torta и Cauda, 2011) и структурно (van den Heuvel с соавт., 2009) неразрывны, являются частью СС (Medford и Critchley, 2010; Palaniyappan и Liddle, 2012; Seeley с соавт., 2007b). Эта сеть отвечает на поведенчески значимые события и вещи, распознавая релевантные аспекты и качества, по которым они отличаются от окружающей среды. Таким образом, кажется правдоподобным то, что СС может играть критическую роль в модели, предложенной Seth, обрабатывая экстрацептивные сигналы с опреленной салиенцией (Seth с соавт., 2012). Более того, недавние доказательства позволяет предположить, что определенная часть СС (например, передняя область островка) может индуцировать переключение между ЦИС и СРП, таким образом направляя внимание на внешнюю или внутреннюю среду (Bressler и Menon, 2010).

4.2. Сознание и прогностические функции мозга

Еще одна гипотеза, согласно которой осознание настоящего момента в большой степени зависит от нейрофункциональных механизмов, предназначенных для формирования прогнозов, была выдвинута Moshe Bar (2007). Его теория «проактивного мозга» гласит, что мозг постоянно делает прогнозы на основе сенсорной и когнитивной информации. Гипотеза Bar подтверждается наблюдениями, в которых было выявлено, что большинство СРП, активных во время состояния покоя (Tang с соавт., 2012), совпадают с областями мозга (МПФК, медиальная париетальная кора, медиальная височная доля), которые активны во время исполнения задач, требующих ассоциативной разработки (Bar с соавт., 2007).

Схожий взгляд на архитектуру мозга может быть прослежен в гипотезе «Байесовского мозга», согласно которой «мы [всегда] пытаемся делать выводы о причинах наших чувств на основании генеративной модели мира.» (Dayan с соавт., 1995; Friston, 2012; Gregory, 1980; Kersten с соавт., 2004; Knill и Pouget, 2004; Lee и Mumford, 2003). Вследствие этого мы часто пытаемся предсказать будущее, принимая во внимание статистическую историю предыдущих событий и стимулов (Bar, 2007).

Все эти прогностические теории (модель, предложенная Seth, гипотезы «проактивного мозга» и «Байесовского мозга») могут быть оценены заново в рамках более общего контекста «принципа свободной энергии» (Friston с соавт., 2006), согласно которому «любая самоорганизуемая система, находящаяся в равновесии со своей средой, должна минимизировать свою свободную энергию» (Friston, 2010). Свободная энергия может рассматриваться как разница между распределением энергии среды, которая действует на биологические системы, и распределением энергии, заключенной в организации этих биологических систем. Другими словами, свободная энергия возникает благодаря обмену энергией между биологическими системами и их средой (Friston с соавт., 2006). Таким образом, если рассматривать индивидов как суммацию их моделей мира, им необходимо найти состояние равновесия, при котором их свободная энергия минимизированна. И возникновение сознания кажется наиболее подходящим способом достижения и поддержания этого равновесия.

4.3 Теория глобального рабочего пространства мозга

Как было описано в предыдущих абзацах, огромные веретенообразные НФЭ, вероятно, играют важную роль не только в предиктивных моделях функционирования мозга, но также в теориях, направленных на рассмотрение возникновения сознания. В частности, НФЭ, вероятно, являются основными в «Модели глобального рабочего пространства» развития сознания (Baars, 1988; Dehaene и Changeux, 2011). Эта модель предполагает наличие двух разных вычислительных пространств в пределах головного мозга (Dehance с соавт., 1998). Одно из них является сетью, состоящей из различных функционально специализированных модульных подсистем (Baars, 1988; Shallice, 1988). Каждая подсистема располагается в определенном корковом регионе и имеет связи средней дальности с другими областями (Mesulam, 1998). Другое является распределенным глобальным рабочим пространством (ГРП), состоящим из нейронов, перекрестно соединенных посредством горизонтальных двухсторонних проекций большой дальности. Концентрация этих нейронов вариативно связана с различными участками мозга. Эти проекции большой дальности могут легко объясить свойство отчетности (ориг. англ. “reportability”, прим. переводчика) (Weiskrantz, 1997), которое является характерным признаком феномена сознания. По сути, в пределах ГРП участки, отвечающие как за речь, так и за моторику, могут быть соединены с ассоциативными участками, которые имеют дело с содержанием опыта.

Согласно этой модели, «то, что мы ощущаем субъективно как сознательное состояние» обусловлено распределенным доступом к информации в пределах общего глобального пространства, существование которого обеспечивается наличием проекций большой дальности (Dehaene и Neccache, 2001). Как следствие, сознательные стимулы, судя по всему, являются менее выражеными в специфических процессах и более выраженными в бессознательных (Dehaene и Changeux, 2001). Более того, есть доказательства того, что ГРП активируется во время нерутинных задач, постепенно выключается в процессе обучения и внезапно снова становится активным в случае обнаружения ошибки (Dehaene с соавт., 1998). С нейроанатомической точки зрения, областями мозга, которые, возможно, связаны с ГРП, являются дорсолатеральная префронтальная кара и ППК (Dehaene с соавт., 1998), которые таким образом, как полагается, вовлечены в процесс осознания субъективных состояний (Grafton с соавт., 1995; Sahraie с соавт., 1997).

5. Обсуждение

Практика медитации осознанности может быть эффективна в отношении повышения внимания, контроля и ориентации, а также улучшения когнитивной гибкости. Многие практикующие описывают свои ощущения во время медитации, как «сосредоточенное осознание» и «не требующее усилия действие» (Garrison с соавт., 2013). Соответственно, Tang с соавт. (2012) наблюдали, что усилие, которое необходимо прикладывать для сохранения внимания, как правило, постепенно уменьшается во время медитативной сессии.

Если гипотеза о том, что медитация осознанности может оказывать воздействие на сознание, является верной, мы предполагаем существование некоторой степени перекрытия между областями мозга, вовлеченными в каждый из этих процессов и, как следствие, изменение в активности этих областей по крайней мере у людей, практикующих медитацию регулярно в течение длительного периода времени. Наряду с этой гипотезой, современные исследования указали на то, что некоторые основные области мозга строго связаны как с медитацией, так и с сознанием.

Наверху: островковая кора и префронтальные латеральные области (слева), медиальные области (справа). Снизу: таламус.

Рисунок показывает наиболее цитируемые случаи взаимного употребления терминов «медитация» и «осознанность» в научной литературе. Участки мозга, одновременно вовлеченные в процессы как медитации, так и осознания, имеют больший коэффициент Жаккара, что показано на рисунке более толстой радиальной линией.

Вовлеченность этих четырех из этих областей (островка, ППК, ЗПК и префронтальной коры (ПФК)), активность которых, как считается, крайне релевантна в поддержке как медитативного, так и сознательного состояний, рассмотрена в следующих параграфах.

5.1. Роль островка Рейля и ППК

Существуют доказательства того, что при глубокой медитации полосатое тело, левая доля островка и ППК функционально активны, в то время как латеральная ПФК и париетальная кора проявляют сниженную активность (Craigmyle, 2013; Hasenkamp с соавт., 2012; Hözel с соавт., 2011; Posner с соавт., 2010; Tang с соавт., 2009, Tang и Posner, 2009). Как мы увидели ранее, ППК, как представляется, является частью «сети внутренней осведомленности» (Demertzi с соавт., 2013) и, вместе с островком, является важным компонентом интероцептивной предиктивной модели Seth (Seth с соавт., 2012).

Эти две области мозга, в которых прослеживаются структурные изменения у лиц, практикующих регулярную медитацию (Craigmyle, 2013; Lazar с соавт., 2005), также богаты НФЭ (Cauda с соавт., 2014), износ которых был связан с потерей эмоциональной осведомленности и самосознания у пациентов с фронтотемпоральной деменцией (Seeley с соавт., 2007a; Seeley с соавт., 2006; Sturm с соавт., 2006). В рамках предиктивной модели, активность ППК, как видится, коррелирует с вероятностью предугадывания ошибок (Brown и Braver, 2005), а также с контролем исследовательских поведений (Aston-Jones и Cohen, 2005). Вместе с МПФК, ППК играет значительную роль в оценке возможных сценариев будущего (Redderinkhof с соавт., 2004), что согласуется с гипотезой «проактивного мозга». Более того, ППК является важной частью модели ГРП.

5.2. Роль ЗПК и ПФК

Во время медитации с использованием фокального объекта, например, дыхания, наблюдается снижение активности в латеральной ПФК и париетальной коре (Hözel с соавт., 2011; Posner с соавт., 2010; Tang с соавт., 2009; Tang и Posner, 2009), что согласуется с гипотезой, согласно которой эти области мозга вовлечены в «сеть наружной осведомленности» (Dementzi с соавт., 2013). На основе анализа графов нервной обратной связи в реальном времени Garrison с соавт. показали, что состояния разума, описанные медитирующими как «сосредоточенное осознание» и «не требующее усилия действие» соответствует деактивации ЗПК, в то время как состояния разума, описанные как «отвлеченная осознанность» и «контроль» соответствуют активации ЗПК. ЗПК, которая является частью «сети внутренней осознанности» Demertzi, метаболически активна при нормальных состояниях сознания, но часто ее активность ослабляется в коме и вегетативном состоянии (Cauda с соавт., 2010; Cauda с соавт., 2009; Demertzi с соавт., 2013). Таким образом было предположено, что соактивация паттернов ЗПК может быть надежным маркером модуляции сознания (Amico с соавт., 2014).

Таким образом, эмпирические данные позволяют предположить, что практика медитации может вызывать как функциональные, так и структурные изменения в пределах нервных сетей, способствующих возникновению сознания и поддерживающих его в функциональном состоянии. Этот феномен чаще возникает у медитирующих регулярно и в течение долгого времени (Goleman, 1988; Shapiro, 2008) и может привести к в некотором роде «измененному восприятию пространства и времени» (Berkhovich-Ohana с соавт., 2013). Это чувство может быть связано с пониженной активностью в ЗПК (Brewer с соавт., 2013). Этот взгляд, вероятно, соотносится с состоянием разума, которое медитирующие регулярно и овладевшие в совершенстве техниками медитации, описывают как «разум, наблюдающий сам себя» (например, наблюдение за мыслями в отстраненной, неоценочной манере). Далай Лама наблюдает, что нечто схожее происходит, когда человек задумывается о прошлых опытах, хоть даже в этом случае нет временной синхронности между тем кто думает, и тем, о чем он думает (Dalai Lama с соавт., 1991).

5.3. Нерешенные вопросы и будущие направления

Важной проблемой, до сих пор нуждающейся в исследовании, является выяснение того, как долго должна продолжаться практика медитации, чтобы вызвать какие-либо значительные нейрофизиологические изменения, и того, сохраняются ли эти изменения после того, как практика прерывается. С этим связан вопрос о введении критерия, на основании которого можно точно разграничить субъектов по двум группам: «медитирующие» и «немедитирующие».

До сих пор научные исследования были сосредоточены главным образом на исследовании того, как медитация может влиять на нейрофизиологию у долгосрочных практиков-буддистов, но все еще необходимо изучить то, могут ли подобные изменения быть обнаружены у людей, только начинающих медитировать. Таким образом, необходимо запланировать долгие исследования для измерения влияния медитации с течением времени.

Научные исследования также должны быть направлены на выяснение того, как медитация может влиять на активность «сети покоя» (Froeliger с соавт., 2012), а также на другие мозговые сети, такие как СС, CEN, дорасальную и вентральную аттенционные системы. Взаимосвязь между способностью контролировать и поддерживать внимание и практикой медитации представляет особенный интерес, учитывая тот факт, что долгосрочные медитирующие, судя по всему, более рационально используют ресурс внимательности, чем немедитирующие. Более того, эта способность может замедлять когнитивные и эмоциональные процессы (например, размышление), которые, в свою очередь, могут вызывать или обострять стресс, беспокойство и депрессию (Brefczynsky-Lewis с соавт., 2007). Как результат, долгосрочные медитирующие, вероятно, отличаются психо-эмоциональной стабильностью и лучшими аттенционными навыками (Aftanas и Golosheykin, 2005). Такое мышление может приводить к изменениям в их стиле жизни, что также может положительно влиять на здоровье и личность, а также к изменениям в качестве сознательного опыта, в частности благодаря улучшению осведомленности касательно внутреннего состояния организма (Rubia, 2009). В этом случае можно ожидать того, что станет возможным наблюдать изменения как в дорсальной, так и в вентральной аттенционной системах практикующих медитацию людей. Последующие исследования должны, таким образом, обращать внимание на это, и в их ходе должно быть выяснено, находятся ли обе системы под одинаковым влиянием, либо влияние над одной из них превалирует над влиянием над другой.

Исследования касательно этой проблемы могут привести к интересным результатам. По сути, так как сознание и внимание тесно связаны, кажется правдоподобным то, что влияние медитации осознанности на сознание может в большой степени влиять на изменения в манере ориентирования и контроля внимания. Как было показано, интероцептивное влияние обязательно вовлечено в механизм, который, согласно предиктивной модели мозга, лежит в основе опыта сознательного присутствия (Seth с соавт., 2012). Более того, аттенционные процессы играют основополагающую роль в функциональной организации, описанной в теории ГРП.

Наконец, существует интригующее, но в то же время весьма спекулятивное предположение, что области мозга, вовлеченные в медитационную практику, могут образовывать отдельную широкую сеть у долгосрочных медитирующих. На самом деле, имеются доказательства, позволяющие предположить, что практика медитации осознанности связана с нейропластическими изменениями в передней поясной коре, островке Рейля, височно-теменном соединении и фронтолимбических областях (Hözel с соавт., 2011). Эти нейропластические механизмы могут, таким образом, усиливать некоторые пути и способствовать генерации самоподдреживающиего процесса. Эта «сеть медитации осознанности» может состоять из других меньших сетевых структур (вроде тех, что связаны с состоянием покоя, а также с дорсальной и вентральной аттенционной системами), способных к созданию более высокой организации мозга.

6. Вывод

Медитация осознанности это метод тренировки разума, который практиковался в восточных странах более двух тысяч лет, и только недавно привлекший внимание нейробиологов. В частности, нейробиологические исследования медитации осознанности вызвали большой интерес в психотерапевтических контекстах и вдохновили на создание некоторых когнитивных подходов к снижению стресса и расстройств настроения (Tang с соавт., 2015). На самом деле, существуют убедительные доказательства того, что практика медитации может значительно повлиять на когнитивные и эмоциональные процессы с различными благоприятными эффектами на физическое и умственное здоровье (Lutz с соавт., 2007; Soler с соавт., 2014; Tang с соавт., 2015).

Многообещающая гипотеза этого обзора предполагает, что некоторые области мозга, вовлеченные в медитацию и сознание, могут перекрываться, хоть и частично. Такое перекрытие охватывает ППК, островок Рейля, ЗПК, некоторые участки префронтальной коры и таламус. В результате этого, практика медитации может каким-то образом влиять на некоторые свойства сознания. Другими словами, паттерны активности областей мозга, которые, как считаются, способствуют и поддерживают сознательные состояния, могут иметь типичные различия. Если брать это в учет, нейробиологические исследования медитации выглядят очень оправданными для лучшего понимания как потенциального влияния техник медитации на мозг, так и нервной основы субъективного опыта.

Более того, эти исследования очень важны, если тренировка разума, основанная на медитации, может быть развита в стандартную процедуру для терапевтического использования (Tang с соавт., 2015). Таким образом, настало время для интегративного подхода, характеризуемого более широкими теоретеческими рамками, в которых медитация может быть взята во внимание с нейрофизиологической, психологической и поведенческой точек зрения.

Благодарности

Авторы хотят выразить благодарность кафедре психологии Университета Турина и исследовательской группе GCS-fMRI клиники Koelliker за их поддержку и помощь с исследованием. Особая благодарность проф. Guiliano Geminiani и др. Sergio Duca, чьи советы и наставления всегда бесценны.

Перевод: Станислав Кирсанов

Список литературы:

Aftanas, L., Golosheykin, S., 2005. Impact of regular meditation practice on EEG activity at rest and during evoked negative emotions. The International journal of neuroscience 115, 893-909.
Allman, J.M., Tetreault, N.A., Hakeem, A.Y., Manaye, K.F., Semendeferi, K., Erwin, J.M., Park, S., Goubert, V., Hof, P.R., 2010. The von Economo neurons in frontoinsular and anterior cingulate cortex in great apes and humans. Brain structure & function 214, 495-517.
Allman, J.M., Tetreault, N.A., Hakeem, A.Y., Manaye, K.F., Semendeferi, K., Erwin, J.M., Park, S., Goubert, V., Hof, P.R., 2011. The von Economo neurons in the frontoinsular and anterior cingulate cortex. Annals of the New York Academy of Sciences 1225, 59-71.
Allman, J.M., Watson, K.K., Tetreault, N.A., Hakeem, A.Y., 2005. Intuition and autism: a possible role for Von Economo neurons. Trends in cognitive sciences 9, 367-373.
Amico, E., Gomez, F., Di Perri, C., Vanhaudenhuyse, A., Lesenfants, D., Boveroux, P., Bonhomme, V., Brichant, J.F., Marinazzo, D., Laureys, S., 2014. Posterior cingulate cortex-related co-activation patterns: a resting state FMRI study in propofol-induced loss of consciousness. PloS one 9, e100012.
Arzy, S., Thut, G., Mohr, C., Michel, C.M., Blanke, O., 2006. Neural basis of embodiment: distinct contributions of temporoparietal junction and extrastriate body area. The Journal of neuroscience: the official journal of the Society for Neuroscience 26, 8074-8081.
Aston-Jones, G., Cohen, J.D., 2005. An integrative theory of locus coeruleus-norepinephrine function: adaptive gain and optimal performance. Annual review of neuroscience 28, 403-450.
Awasthi, B., 2012. Issues and perspectives in meditation research: in search for a definition. Frontiers in psychology 3, 613.
Baars, B.J., 1988. A Cognitive Theory of Consciousness. Cambridge University Press.
Baars, B.J., Ramsoy, T.Z., Laureys, S., 2003. Brain, conscious experience and the observing self. Trends Neurosci 26, 671-675.
Bar, M., 2007. The proactive brain: using analogies and associations to generate predictions. Trends in cognitive sciences 11, 280-289.
Bar, M., Aminoff, E., Mason, M., Fenske, M., 2007. The units of thought. Hippocampus 17, 420-428.
Berkovich-Ohana, A., Dor-Ziderman, Y., Glicksohn, J., Goldstein, A., 2013. Alterations in the sense of time, space, and body in the mindfulness-trained brain: a neurophenomenologically-guided MEG study. Frontiers in psychology 4, 912.
Blanke, O., Landis, T., Spinelli, L., Seeck, M., 2004. Out‐of‐body experience and autoscopy of neurological origin. Brain: a journal of neurology 127, 243-258.
Blanke, O., Metzinger, T., 2009. Full-body illusions and minimal phenomenal selfhood. Trends in cognitive sciences 13, 7-13.
Blanke, O., Mohr, C., 2005. Out-of-body experience, heautoscopy, and autoscopic hallucination of neurological origin Implications for neurocognitive mechanisms of corporeal awareness and self-consciousness. Brain research. Brain research reviews 50, 184-199.
Blumenfeld, H., 2009. Epilepsy and consciousness, in: Laureys, S., Tononi, G. (Eds.), The Neurology of consciousness. Elsevier, Amsterdam, pp. 247-260.
Brefczynski-Lewis, J.A., Lutz, A., Schaefer, H.S., Levinson, D.B., Davidson, R.J., 2007. Neural correlates of attentional expertise in long-term meditation practitioners. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America 104, 11483-11488.
Bressler, S.L., Menon, V., 2010. Large-scale brain networks in cognition: emerging methods and principles. Trends in cognitive sciences 14, 277-290.
Brewer, J.A., Garrison, K.A., Whitfield-Gabrieli, S., 2013. What about the «Self» is Processed in the Posterior Cingulate Cortex? Frontiers in human neuroscience 7, 647.
Brown, J.W., Braver, T.S., 2005. Learned predictions of error likelihood in the anterior cingulate cortex. Science (New York, N.Y.) 307, 1118-1121.
Brugger, P., 2006. From phantom limb to phantom body: Varieties of extracorporeal awareness, in: Knoblich, G., Thornton, I.M., Grosjean, M., Shiffrar, M. (Eds.), Human Body Perception From the Inside Out. Oxford University Press, pp. 171-209.
Butti, C., Sherwood, C.C., Hakeem, A.Y., Allman, J.M., Hof, P.R., 2009. Total number and volume of Von Economo neurons in the cerebral cortex of cetaceans. The Journal of comparative neurology 515, 243-259.
Cauda, F., D’Agata, F., Sacco, K., Duca, S., Geminiani, G., Vercelli, A., 2011. Functional connectivity of the insula in the resting brain. NeuroImage 55, 8-23.
Cauda, F., Geminiani, G., D’Agata, F., Sacco, K., Duca, S., Bagshaw, A.P., Cavanna, A.E., 2010. Functional Connectivity of the Posteromedial Cortex. PloS one 5, e13107.
Cauda, F., Geminiani, G.C., Vercelli, A., 2014. Evolutionary appearance of von Economo’s neurons in the mammalian cerebral cortex. Frontiers in human neuroscience 8, 104.
Cauda, F., Micon, B.M., Sacco, K., Duca, S., D’Agata, F., Geminiani, G., Canavero, S., 2009. Disrupted intrinsic functional connectivity in the vegetative state. Journal of Neurology, Neurosurgery & Psychiatry 80, 429-431.
Cauda, F., Torta, D.E., Sacco, K., D’Agata, F., Geda, E., Duca, S., Geminiani, G., Vercelli, A., 2013. Functional anatomy of cortical areas characterized by Von Economo neurons. Brain Structure and Function 218, 1-20.
Cauda, F., Torta, D.M.E., Sacco, K., Geda, E., D’Agata, F., Costa, T., Duca, S., Geminiani, G., Amanzio, M., 2012. Shared “Core” Areas between the Pain and Other Task-Related Networks. PloS one 7, e41929.
Cavanna, A.E., Shah, S., Eddy, C.M., Williams, A., Rickards, H., 2011. Consciousness: a neurological perspective. Behavioural neurology 24, 107-116.
Chiesa, A., Serretti, A., 2010. A systematic review of neurobiological and clinical features of mindfulness meditations. Psychological Medicine 40, 1239-1252.
Chiesa, A., Serretti, A., 2011. Mindfulness based cognitive therapy for psychiatric disorders: a systematic review and meta-analysis. Psychiatry research 187, 441-453.
Christoff, K., Gordon, A.M., Smallwood, J., Smith, R., Schooler, J.W., 2009. Experience sampling during fMRI reveals default network and executive system contributions to mind wandering. Proceedings of the National Academy of Sciences 106, 8719-8724.
Craig, A.D., 2002. How do you feel? Interoception: the sense of the physiological condition of the body. Nature reviews. Neuroscience 3, 655-666.
Craig, A.D., 2004. Human feelings: why are some more aware than others? Trends in cognitive sciences 8, 239-241.
Craig, A.D., 2009a. Emotional moments across time: a possible neural basis for time perception in the anterior insula. Philosophical transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological sciences 364, 1933-1942.
Craig, A.D., 2009b. How do you feel - now? The anterior insula and human awareness. Nature reviews. Neuroscience 10, 59-70.
Craigmyle, N.A., 2013. The beneficial effects of meditation: contribution of the anterior cingulate and locus coeruleus. Frontiers in psychology 4, 731.
Critchley, H., Seth, A., 2012. Will studies of macaque insula reveal the neural mechanisms of self-awareness? Neuron 74, 423-426.
Critchley, H.D., Wiens, S., Rotshtein, P., Ohman, A., Dolan, R.J., 2004. Neural systems supporting interoceptive awareness. Nat Neurosci 7, 189-195.
Dalai Lama, Thurman, R.A.F., Gardner, H.E., Goleman, D., 1991. MindScience: An East-West Dialogue. Wisdom Publications.
Dayan, P., Hinton, G.E., Neal, R.M., Zemel, R.S., 1995. The Helmholtz machine. Neural computation 7, 889-904.
Dehaene, S., Changeux, J.P., 2011. Experimental and theoretical approaches to conscious processing. Neuron 70, 200-227.
Dehaene, S., Kerszberg, M., Changeux, J.P., 1998. A neuronal model of a global workspace in effortful cognitive tasks. Proc. Natl. Acad. Sci. USA 95.
Dehaene, S., Naccache, L., 2001. Towards a cognitive neuroscience of consciousness: basic evidence and a workspace framework. Cognition 79, 1-37.
Demertzi, A., Soddu, A., Laureys, S., 2013. Consciousness supporting networks. Current opinion in neurobiology 23, 239-244.
Devinsky, O., Feldmann, E., Burrowes, K., Bromfield, E., 1989. AUtoscopic phenomena with seizures. Archives of Neurology 46, 1080-1088.
Farb, N.A., Segal, Z.V., Anderson, A.K., 2013. Mindfulness meditation training alters cortical representations of interoceptive attention. Social cognitive and affective neuroscience 8, 15-26.
Farb, N.A.S., Anderson, A.K., Mayberg, H., Bean, J., McKeon, D., Segal, Z.V., 2010. Minding one’s emotions: mindfulness training alters the neural expression of sadness. Emotion 10, 25-33.
Farb, N.A.S., Segal, Z.V., Mayberg, H., Bean, J., McKeon, D., Fatima, Z., Anderson, A.K., 2007. Attending to the present: mindfulness meditation reveals distinct neural modes of self-reference. Social cognitive and affective neuroscience 2, 313-322.
Flynn, F.G., 1999. Anatomy of the insula functional and clinical correlates. Aphasiology 13, 55-78.
Friston, K., 2010. The free-energy principle: a unified brain theory? Nature reviews. Neuroscience 11, 127-138.
Friston, K., 2012. The history of the future of the Bayesian brain. NeuroImage 62, 1230-1233. holder for this preprint is the author/funder.
Friston, K., Kilner, J., Harrison, L., 2006. A free energy principle for the brain. Journal of physiology, Paris 100, 70-87.
Froeliger, B., Garland, E.L., Kozink, R.V., Modlin, L.A., Chen, N.K., McClernon, F.J., Greeson, J.M., Sobin, P., 2012. Meditation-State Functional Connectivity (msFC): Strengthening of the Dorsal Attention Network and
Beyond. Evidence-based complementary and alternative medicine: eCAM 2012, 680407.
Garrison, K.A., Santoyo, J.F., Davis, J.H., Thornhill, T.A.t., Kerr, C.E., Brewer, J.A., 2013. Effortless awareness: using real time neurofeedback to investigate correlates of posterior cingulate cortex activity in meditators’ self-report. Frontiers in human neuroscience 7, 440.
Goldin, P., Ziv, M., Jazaieri, H., Hahn, K., Gross, J.J., 2013. MBSR vs aerobic exercise in social anxiety: fMRI of emotion regulation of negative self-beliefs. Social cognitive and affective neuroscience 8, 65-72.
Goleman, D., 1988. The Meditative Mind: The Varieties of Meditative Experience. Tarcher.
Grafton, S.T., Hazeltine, E., Ivry, R., 1995. Functional anatomy of motor sequence learning in humans. J. Cognit. Neurosci. 7, 497–510.
Gregory, R.L., 1980. Perceptions as Hypotheses. Philosophical Transactions of the Royal Society of London. B, Biological Sciences 290, 181-197.
Hasenkamp, W., Wilson-Mendenhall, C.D., Duncan, E., Barsalou, L.W., 2012. Mind wandering and attention during focused meditation: A fine-grained temporal analysis of fluctuating cognitive states. NeuroImage 59, 750-760.
Hölzel, B.K., Lazar, S.W., Gard, T., Schuman-Olivier, Z., Vago, D.R., Ott, U., 2011. How Does Mindfulness Meditation Work? Proposing Mechanisms of Action From a Conceptual and Neural Perspective. Perspect. Psychol. Sci. 6, 22.
Kabat-Zinn, J., 2003. Mindfulness-Based Interventions in Context: Past, Present, and Future. Clinical Psychology: Science and Practice 10, 144-156.
Kersten, D., Mamassian, P., Yuille, A., 2004. Object Perception as Bayesian Inference. Annual Review of Psychology 55, 271-304.
Knill, D.C., Pouget, A., 2004. The Bayesian brain: the role of uncertainty in neural coding and computation. Trends Neurosci 27, 712-719.
Kozasa, E.H., Sato, J.R., Lacerda, S.S., Barreiros, M.A., Radvany, J., Russell, T.A., Sanches, L.G., Mello, L.E., Amaro, E., Jr., 2012. Meditation training increases brain efficiency in an attention task. NeuroImage 59, 745-749.
Laureys, S., 2005. Death, unconsciousness and the brain. Nature reviews. Neuroscience 6, 899-909.
Laureys, S., Boly, M., 2008. The changing spectrum of coma. Nature clinical practice. Neurology 4, 544-546.
Laureys, S., Owen, A.M., Schiff, N.D., 2004. Brain function in coma, vegetative state, and related disorders. The Lancet. Neurology 3, 537-546.
Lazar, S.W., Kerr, C.E., Wasserman, R.H., Gray, J.R., Greve, D.N., Treadway, M.T., McGarvey, M., Quinn, B.T., Dusek, J.A., Benson, H., Rauch, S.L., Moore, C.I., Fischl, B., 2005. Meditation experience is associated with increased cortical thickness. Neuroreport 16, 1893-1897.
Lee, T.S., Mumford, D., 2003. Hierarchical Bayesian inference in the visual cortex. Journal of the Optical Society of America. A, Optics, image science, and vision 20, 1434-1448.
Lutz, A., Dunne, J.D., Davidson, R.J., 2007. Meditation and the neuroscience of consciousness, in: Zelazo, P.D., Moscovitch, M., Thompson, E. (Eds.), Cambridge Handbook of Consciousness. Cambridge, pp. 19-497.
Medford, N., Critchley, H.D., 2010. Conjoint activity of anterior insular and anterior cingulate cortex: awareness and response. Brain structure & function 214, 535-549.
Menon, V., Uddin, L., 2010. Saliency, switching, attention and control: a network model of insula function. Brain Structure and Function 214, 655-667.
Merkes, M., 2010. Mindfulness-based stress reduction for people with chronic diseases. Australian Journal of Primary Health 16, 200-210.
Mesulam, M.M., 1998. From sensation to cognition. Brain: a journal of neurology 121, 1013-1052.
Metzinger, T., Gallese, V., 2003. The emergence of a shared action ontology: building blocks for a theory. Consciousness and cognition 12, 549-571.
Mullette-Gillman, O.D.A., Huettel, S.A., 2009. Neural substrates of contingency learning and executive control: dissociating physical, valuative, and behavioral changes. Frontiers in human neuroscience 3, 23.
Nani, A., Seri, A., Cavanna, A.E., 2013. Consciousness and Neuroscience, in: Cavanna, A.E., Nani, A.,
Blumenfeld, H., Laureys, S. (Eds.), Neuroimaging of Consciousness. Springer Verlag, Berlin, pp. 3-21.
Pacherie, E., 2008. The phenomenology of action: A conceptual framework. Cognition 107, 179-217.
Palaniyappan, L., Liddle, P.F., 2012. Does the salience network play a cardinal role in psychosis? An emerging hypothesis of insular dysfunction. Journal of psychiatry & neuroscience: JPN 37, 17-27.
Plum, F., Posner, J.B., 1980. The diagnosis of stupor and coma, 3rd ed. Davis, Philadelphia.
Posner, M.I., Rothbart, M.K., Rueda, M.R., Tang, Y., 2010. Training effortless attention, in: Bruya, B. (Ed.), Effortless Attention: A New Perspective in the Cognitive Science of Attention and Action. Mit Press.
Ridderinkhof, K.R., van den Wildenberg, W.P., Segalowitz, S.J., Carter, C.S., 2004. Neurocognitive mechanisms of cognitive control: the role of prefrontal cortex in action selection, response inhibition, performance monitoring, and reward-based learning. Brain and cognition 56, 129-140.
Roessler, J., Eilan, N., 2003. Agency and Self-Awareness: Issues in Philosophy and Psychology. Oxford University Press.
Rubia, K., 2009. The neurobiology of Meditation and its clinical effectiveness in psychiatric disorders. Biological psychology 82, 1-11.
Sahraie, A., Weiskrantz, L., Barbur, J.L., Simmons, A., Williams, S.C., Brammer, M.J., 1997. Pattern of neuronal activity associated with conscious and unconscious processing of visual signals. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America 94, 9406-9411.
Samuel, G., 2014. The contemporary mindfulness movement and the question of nonself1. Transcultural psychiatry.
Sato, J.R., Kozasa, E.H., Russell, T.A., Radvany, J., Mello, L.E., Lacerda, S.S., Amaro, E., Jr., 2012. Brain imaging analysis can identify participants under regular mental training. PloS one 7, e39832.
Seeley, W.W., 2008. Selective functional, regional, and neuronal vulnerability in frontotemporal dementia. Current opinion in neurology 21, 701-707.
Seeley, W.W., Allman, J.M., Carlin, D.A., Crawford, R.K., Macedo, M.N., Greicius, M.D., Dearmond, S.J., Miller, B.L., 2007a. Divergent social functioning in behavioral variant frontotemporal dementia and Alzheimer disease: reciprocal networks and neuronal evolution. Alzheimer disease and associated disorders 21, S50-57.
Seeley, W.W., Carlin, D.A., Allman, J.M., Macedo, M.N., Bush, C., Miller, B.L., DeArmond, S.J., 2006. Early frontotemporal dementia targets neurons unique to apes and humans. Annals of Neurology 60, 660-667.
Seeley, W.W., Menon, V., Schatzberg, A.F., Keller, J., Glover, G.H., Kenna, H., Reiss, A.L., Greicius, M.D., 2007b. Dissociable intrinsic connectivity networks for salience processing and executive control. The Journal of neuroscience: the official journal of the Society for Neuroscience 27, 2349-2356.
Seth, A.K., Suzuki, K., Critchley, H.D., 2012. An interoceptive predictive coding model of conscious presence. Frontiers in psychology 2.
Shallice, T., 1988. From Neuropsychology to Mental Structure. Cambridge University Press.
Shapiro, D.H., 2008. Meditation: Self-Regulation Strategy and Altered State of Consciousness. Aldine De Gruyter, NY.
Siegel, R.D., Germer, C.K., Olendzki, A., 2008. Mindfulness: What Is It? Where Did It Come From?, in: Didonna, F. (Ed.), Clinical Handbook of Mindfulness. Springer, New York.
Soler, J., Cebolla, A., Feliu-Soler, A., Demarzo, M.M.P., Pascual, J.C., Baños, R., García-Campayo, J., 2014. Relationship between Meditative Practice and Self-Reported Mindfulness: The MINDSENS Composite Index. PloS one 9, e86622.
Steriade, M., 1996a. Arousal: revisiting the reticular activating system. Science (New York, N.Y.) 272, 225-226.
Steriade, M., 1996b. Awakening the brain. Nature 383, 24-25.
Stimpson, C.D., Tetreault, N.A., Allman, J.M., Jacobs, B., Butti, C., Hof, P.R., Sherwood, C.C., 2011. Biochemical specificity of von Economo neurons in hominoids. American journal of human biology: the official journal of the Human Biology Council 23, 22-28.
Sturm, V.E., Rosen, H.J., Allison, S., Miller, B.L., Levenson, R.W., 2006. Self-conscious emotion deficits in frontotemporal lobar degeneration. Brain: a journal of neurology 129, 2508-2516.
Tang, Y.Y., Holzel, B.K., Posner, M.I., 2015. The neuroscience of mindfulness meditation. Nature reviews. Neuroscience 16, 213-225.
Tang, Y.Y., Ma, Y., Fan, Y., Feng, H., Wang, J., Feng, S., Lu, Q., Hu, B., Lin, Y., Li, J., Zhang, Y., Wang, Y.,
Zhou, L., Fan, M., 2009. Central and autonomic nervous system interaction is altered by short-term meditation. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America 106, 8865-8870.
Tang, Y.Y., Posner, M.I., 2009. Attention training and attention state training. Trends in cognitive sciences 13, 222-227.
Tang, Y.Y., Rothbart, M.K., Posner, M.I., 2012. Neural correlates of establishing, maintaining, and switching brain states. Trends in cognitive sciences 16, 330-337.
Taylor, K.S., Seminowicz, D.A., Davis, K.D., 2009. Two systems of resting state connectivity between the insula and cingulate cortex. Human brain mapping 30, 2731-2745.
Thera, N., 1962. Heart of Buddhist Meditation Buddhist Publication Society, Kandy, Sri Lanka.
Torta, D.M., Cauda, F., 2011. Different functions in the cingulate cortex, a meta-analytic connectivity modeling study. NeuroImage 56, 2157-2172.
van den Heuvel, M.P., Mandl, R.C., Kahn, R.S., Hulshoff Pol, H.E., 2009. Functionally linked resting-state networks reflect the underlying structural connectivity architecture of the human brain. Human brain mapping 30, 3127-3141.
Van Oudenhove, L., Vandenberghe, J., Dupont, P., Geeraerts, B., Vos, R., Bormans, G., Van Laere, K., Fischler, B., Demyttenaere, K., Janssens, J., Tack, J., 2009. Cortical deactivations during gastric fundus distension in health: visceral pain-specific response or attenuation of ‘default mode’ brain function? A H215O-PET study. Neurogastroenterology & Motility 21, 259-271.
von Economo, C., 1926. Eine neue Art Spezialzellen des Lobus cinguli und Lobus insulae. Z. GESAMTE NEUROL. PSYCHIATR 100, 706–712.
von Economo, C., 1927. L’architecture cellulaire normale de l’ecorce cérébrale. Paris: Masson.
von Economo, C., Koskinas, G.N., 1925. Die cytoarchitektonik der hirnrinde des erwachsenen menschen. Berlin: Verlag von Julius Springer.
Weiskrantz, L., 1997. Consciousness Lost and Found: A Neuropsychological Exploration. Oxford University Press, New York.
Zeman, A., 2001. Consciousness. Brain: a journal of neurology 124, 1263-1289.

Многие древние восточные учения включают в себя технику медитации. Известно, что тибетские монахи уравновешены, выносливы, обладают крепким телом и являются долгожителями. Однако не только монахи, но и обычные люди, живущие в обществе, но регулярно практикующие медитацию, имеют хорошее здоровье и закаленную нервную систему, они не подвержены стрессам, депрессиям, психическим срывам. Этими фактами заинтересовались ученые, занимающиеся исследованием человеческого организма. Что же дает медитация человеку?

Медитация пробуждает в человеке природную доброту

Ученые из университета Висконсина в Мэдисоне провели исследование. 16 тибетских монахов согласились участвовать в экспериментах. При помощи функциональной ядерной магниторезонансной томографии исследовали головной мозг. Результаты сканирования головного мозга монахов показали, что активность его области, отвечающей за эмоции, у людей со значительным опытом медитации отличается характерными изменениями.

Если монахи во время медитации слышали голоса людей, сканирование показывало выраженную активность в особой области мозга – лимбической системе, отвечающей за обработку эмоций. Чем глубже монах уходил в медитацию, тем более интенсивный сигнал показывал прибор. Часть головного мозга, которая реагировала на сигнал, была у монахов значительно более выражена, чем в контрольной группе экспериментируемых. О результатах наблюдений сообщили американские ученые на страницах журнала «Plos One». Руководил исследованиями Ричард Дэвидсон.

Конечно, ставилось множество экспериментов. Более тщательное исследование проводилось с буддистскими монахами, которые провели в медитации в общей сложности не менее 10 000 часов. В контрольную группу, которая начала изучать приемы медитации лишь за 2 недели до начала исследований, входило 32 человека.

Исследователи пришли к выводу, что медитация делает человека более чутким, способным к проявлению доброты, но ведь доброта и сочувствие – основа буддистской школы. Ученые считают, что техника медитации будет полезна очень многим людям современного общества, особенно людям с подвижной нервной системой, а также детям. Вопрос лишь в том, что овладеть этой практикой непросто, потребуются годы тренировки. Медитация усиливает внимание

Другая группа ученых из Висконсинского университета (США) и Лейденского университета (Нидерланды) исследовала технику медитации с точки зрения тренировки внимания. Они заметили, что медитация повышает внимание человека.

Нейрофизиологи поставили перед собой задачу изучить свойства квантов внимания. Кванты внимания – это предел распознавания двух последовательных стимулов, каждый квант длится примерно полсекунды. Феномен отсутствия информации в этот промежуток времени называется миганием внимания (attentional blink). Оказалось, что медитация способна сократить этот промежуток. Ученые предположили, что во время медитации в организме человека происходят явления, которые более эффективно перераспределяют энергию нейрофизиологических процессов, идущую на формирование кратковременной памяти.

Другой аспект влияния медитации на внимание человека заключается в усилении его концентрации. Распространенный метод медитации – сосредоточение. Принцип прост: человек, осваивающий технику медитации, учится фиксировать внимание на каком-либо явлении, например на дыхании. В течение такого «сосредоточенного дыхания» сфера его внимания расширяется:мозг автоматически фиксирует все вокруг. В результате достигается состояние, когда человек бессознательно замечает мельчайшие подробности происходящих событий.

Таким образом, с какой точки зрения ни рассматривай медитацию, польза ее очевидна.

Медитация - это способ концентрации внимания, который позволяет избавиться от эмоций. Практически во всех религиозных учениях есть практика сосредоточенности, концентрации на каком-то внешнем предмете или внутреннем состоянии для освобождения от суетности, то есть от любых эмоций. Это позволяет увидеть свою жизнь или просто сложившуюся ситуацию как бы со стороны, что уже немало для решения той или иной проблемы.

Что такое медитация с точки зрения современной психологии

Основной целью медитации является приведение психики человека в состояние глубокой сосредоточенности. В результате ежедневных занятий медитации можно устранить повышенную эмоциональность, что значительно облегчит адаптацию человека в социальной среде. На фоне регулярных занятий медитацией у человека появляется состояние отрешенности, приподнятое настроение и ощущение полета. Он отстраняется от внешних воздействий и внутренних переживаний и как бы рассматривает их со стороны.

Практика медитации основана на определенных ритуалах, что позволяет человеку со временем быстро и эффективно погружаться в нужное состояние. В наше время существуют многочисленные методики медитации, когда начало занятий представляет собой действия, доступные каждому человеку. По мере развития своих способностей человек начинает пользоваться все более сложными техническими приемами для достижения уравновешенности ума и отрешения от эмоций.

Медитация известна с древних времен. Ее использовал еще Платон со своими учениками для достижения так называемого философского экстаза. Такое состояние позволяло им достигать необходимых высот в теоретическом мышлении, в том числе в математике.

Элементы медитации присутствуют практически во всех мировых религиях. В индийской и буддийской йоге она является основным способом достижения религиозного освобождения, в христианстве (и в частности в православии) – достичь единения с Богом (например, при помощи Иисусовой молитвы, которая выполняет в данном случае роль мантры).

Психологи также не обошли своим вниманием медитацию. Так, известный швейцарский психиатр К.Г.Юнг написал работу «Психология восточной медитации», где определил значение медитации как одной их психотерапевтических практик.

Практические основы медитации

Медитация – это духовная практика. Она позволяет достичь полной сосредоточенности на том или ином внешнем предмете или внутреннем состоянии и подавить таким образом свои эмоции. Внешними предметами, используемыми для медитации, могут быть созерцание океана (в том числе и в виде видео- или аудиозаписей в современных методиках), горящей свечи, прослушивание музыки. Из внутренних состояний для медитации чаще всего используется дыхание – внимание концентрируется на выдохе.

Медитация – это достаточно простая практика, единственно, чего она требует, - это постоянного повторения. Регулярные занятия позволяют быстро входить в нужное состояние, освобождают от ненужных эмоций, дают возможность осмыслить любую жизненную ситуацию и найти из нее выход.

Как начать медитировать

Начинать лучше с концентрации на дыхании - именно это упражнение лежит в основе всех восточных медитаций. Сосредоточенность на собственном дыхании необходима для того, чтобы дать уму возможность концентрируясь на дыхании, избавиться от постоянных «скачков мыслей». В то же время не стоит бояться таких скачков и переживать по поводу того, что они случаются. Просто нужно спокойно возвращаться к концентрации внимания на дыхании.

Если проводить такие упражнения с дыханием ежедневно утром и вечером по десять минут, то скоро можно будет увидеть, что они прекрасно снимают повышенную тревожность, волнение, беспокойство, способствуют снижению артериального давления, уменьшению частоты сердечных сокращений.

Восточная практика для проведения медитации рекомендует сидеть на полу на специальных больших подушках в позе Лотоса. Но это совсем не обязательно, вполне можно медитировать сидя на удобном стуле с прямой спинкой. Обязательным должно быть положение позвоночника – оно должно быть только прямым, иначе правильной медитации не получится, потому что по восточному учению вдоль позвоночника двигается энергия (прана в индийской философии и чи в китайской) – если позвоночник согнут, пране двигаться некуда. Во время занятий медитации человек должен быть уверенным в том, что никто ему не помешает в течение ближайших десяти минут – это также очень важно. Итак:

  • следует сесть на подушку или стул; позвоночник прямой, плечи и предплечья расслаблены, кисти рук на коленях, подбородок расположен параллельно полу, глаза опущены и устремлены в одну точку;
  • приготовиться к тому, что дыхание должно быть полным – это значит, что в дыхании участвует не только грудная клетка, но и живот; мысленно «просмотреть» все свои мышцы и расслабить их;
  • вдох – считаем до четырех, выдох – до восьми, затем перерыв до двух и все сначала; все внимание сосредоточено на дыхании, посторонние мысли приходят и уходят, на них не нужно обращать внимание;
  • после окончания медитации нужно сохранять концентрацию внимания в течение дня – это позволит снимать излишнее эмоциональное напряжение и более продуктивно решать возникающие задачи.

Если с первого раза не все получится и мысли будут «улетать», не беда, все дело в регулярности занятий. Медитация – это замечательная вещь, позволяющая человеку познать себя и лучше адаптироваться в окружающем мире.

Галина Романенко