Выбор места для дальнейшей учебы ‒ довольно актуальный вопрос для выпускников текущего года и прошлых лет. Тем лицам, которые мечтают помогать другим людям и работать в области медицины, стоит обратить внимание на бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ‒ педиатрический медицинский университет (СПбГПМУ).

Немного из истории вуза

Одним из самых старейших высших учебных заведений России является Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет. Дата его основания ‒ начало января 1925 года. Тогда учебное заведение называлось Институтом охраны младенчества и материнства. Оно было создано на базе функционирующей клинической больницы.

Довольно непростым периодом для вуза были годы Великой Отечественной войны. Во время нее институт не был закрыт. Несмотря на обстановку в стране, он продолжал функционировать и осуществлять подготовку будущих врачей. Кроме обучения, в институте лечили людей. Во время военных действий здесь был открыт госпиталь. В него привозили раненых и больных солдат, голодающих детей, которым нужна была медицинская помощь.

В 1994 году институт был переименован. Отныне он стал называться академией. Несколько лет назад снова был изменен статус высшего учебного заведения. Выпускники 2013 года получили дипломы Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

СПбГПМУ в настоящее время

Входит в число сильнейших вузов нашей страны. Поступить сюда не так-то просто, ведь здесь довольно высокие проходные баллы. В качестве примера можно привести 2016 год: в педиатрический университет (Санкт-Петербург) на бюджет на направлении «Лечебное дело» составил 254, на направлении «Сестринское дело» ‒ 206. Таким образом, студентами вуза становятся лучшие абитуриенты, жаждущие получать новые знания и практические навыки.

СПбГПМУ ‒ международный центр высшего медицинского образования. Ежегодно на прохождение вступительных испытаний приезжает немало иностранных абитуриентов из разных уголков земного шара. Успешная сдача ‒ необходимое условие поступления. Вуз учитывает только знания. Цвет кожи, религиозные и политические убеждения не играют никакой роли.

При университете функционирует детская клиническая больница. Это огромный плюс для студентов, ведь они здесь проходят практику с первых курсов, знакомятся со своей будущей работой. Стоит отметить, что больница оснащена новыми диагностическими аппаратами, а в ее лабораториях проводятся исследования с применением современных достижений науки. Проходя практику, студенты получают актуальные знания. В итоге педиатрический выпускает специалистов, которые полностью готовы к практической деятельности.

Педиатрический факультет

В высшем учебном заведении функционирует несколько факультетов. Многие абитуриенты СПбГПМУ выбирают педиатрический факультет. Обучение осуществляется только на очной форме на протяжении 6 лет. При успешном освоении образовательной программы выпускники получают диплом с присвоением квалификации «врач» по специальности «педиатрия».

При выборе педиатрического факультета стоит понимать, что будущая работа будет сложной и ответственной. Врач занимается диагностированием, лечением и профилактикой различных заболеваний у детей. Такая работа требует не только знаний, но и терпения, доброты, понимания. Врачу необходимо находить особый подход к детям, а это под силу только неравнодушным и коммуникабельным людям.

Факультет клинической психологии

Психология ‒ довольно интересная наука. Одним из ее ведущих и активно развивающихся направлений считается клиническая психология. Именно из-за факультета, имеющего отношение к ней, значительная часть абитуриентов выбирает педиатрический университет (Санкт-Петербург).

Цель клинической психологии заключается в обеспечении условий для нормального психического развития, повышении адаптационных возможностей человека. Студенты в течение нескольких лет знакомятся с интереснейшей профессией. Выпускникам предстоит помогать людям, попадающим в трудные жизненные ситуации, предупреждать возникновение у пациентов психических нарушений.

Стоит отметить, что на факультете клинической психологии подготовка будущих специалистов осуществляется по нескольким направлениям:

  1. На этом направлении очная форма обучения. Студенты получают необходимые знания в течение 4 лет. В конце обучения выдается диплом бакалавра.
  2. "Клиническая психология". На этом направлении тоже учатся только очно. Продолжительность обучения составляет 5 с половиной лет. Выпускникам выдаются дипломы специалистов.

Факультет «Лечебное дело»

Качественное медобразование можно получить в городе Санкт-Петербурге (СПб). Педиатрический университет славится факультетом «Лечебное дело». На нем студентов подготавливают по следующим направлениям:

  • "Лечебное дело" (специалитет).
  • "Медицинская биофизика" (специалитет).
  • "Сестринское дело" (бакалавриат).
  • "Медико-профилактическое дело" (специалитет).
  • "Общественное здравоохранение" (магистратура).

На всех перечисленных направлениях обучение реализуется в очной форме. Продолжительность учебы на бакалавриате ‒ 4 года, а на специалитете ‒ 6 лет. Диплом магистра получают за 2 года, но при поступлении приемной комиссии нужно предоставить документ, подтверждающий наличие высшего образования.

Люди, обучающиеся на факультете «Лечебное дело», не пожалели, что выбрали педиатрический университет. Кафедра абсолютно каждая располагает опытным преподавательским составом. Ежедневно обучающиеся знакомятся с новой информацией, работают с анатомическими препаратами, оттачивают практические навыки на фантомах и манекенах. На практиках студенты посещают лаборатории, присутствуют на дежурствах и операциях, осваивают современное медицинское оборудование.

Стоматологический факультет

Стоматолог ‒ престижная и высокооплачиваемая специальность. Получить ее можно в Санкт-Петербургском педиатрическом медицинском университете (бывшая педиатрическая академия). На протяжении нескольких десятков лет вуз выпускает специалистов, готовых оказывать высококвалифицированную помощь пациентам.

Основная цель стоматологического факультета ‒ подготовка врачей:

  • обладающих необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками;
  • знакомых с достижениями современной науки;
  • владеющих передовыми лечебными и диагностическими технологиями.

Названную цель петербургский педиатрический университет достигает благодаря кадровому составу. В стенах вуза трудятся высококвалифицированные специалисты с многолетним стажем преподавания и врачебной практикой. Ежедневно они передают свои знания и умения студентам стоматологического факультета.

Вся информация предоставляется обучающимся в понятной форме. Используются прогрессивные образовательные технологии, повышающие эффективность учебного процесса. Также применяется фантомное оборудование. Благодаря ему студенты осваивают новые навыки и совершенствуют свои умения.

Поступление по результатам ЕГЭ

Всех абитуриентов ждет в СПб педиатрический университет. Им необходимо прийти в приемную комиссию и подать необходимые бумаги:

  • заявление на допуск к участию в конкурсе;
  • заявление о согласии на зачисление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • оригинал или копию аттестата или диплома;
  • справку о прохождении медицинского осмотра;
  • несколько фотографий.

Для поступления в Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет могут потребоваться результаты ЕГЭ по таким предметам, как русский язык, биология, химия, математика, физика (зависит от выбираемого направления). Вузом установлено минимальное количество баллов для каждой специальности. Абитуриенты, не соответствующие требованиям, не допускаются к участию в конкурсе.

Допустимое минимальное количество баллов ЕГЭ
Специальность Результат, достаточный для участия в конкурсе (по 100-балльной шкале)
Русский язык Биология Химия Математика Физика
"Педиатрия" 55 55 55
"Специальное (дефектологическое) образование" 40 40 30
"Клиническая психология" 45 50 35
"Лечебное дело" 55 55 60
"Медицинская биофизика" 45 45 40
"Сестринское дело" 40 40 40
"Медико-профилактическое дело" 45 45 45
"Стоматология" 55 55 60

Сдача вступительных испытаний

Лица, не имеющие результатов ЕГЭ, при поступлении сдают вступительные испытания в университете. Они проводятся в письменной форме. По русскому языку абитуриенты сдают диктант. Задания по математике представляют собой задачи, которые необходимо решить. Вступительные испытания по биологии, физике и химии включают в себя тесты, а также обычные вопросы, на которые необходимо давать развернутые ответы.

Абитуриенты, выбирающие для поступления в СПб педиатрический университет, магистратуру по направлению «Общественное здравоохранение», проходят собеседование. На нем будущие студенты устно отвечают на вопросы. Результаты оцениваются по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, необходимое для поступления, составляет 50.

Результаты вступительных испытаний вывешиваются в университете и публикуются на официальном сайте вуза. Баллы по предметам, сдаваемым в письменной форме, абитуриентам сообщают в течение 3 дней. Если испытание сдается устно, тогда результаты можно узнать в день его проведения.

Зачисление и предоставление мест в общежитиях

После завершения вступительных испытаний начинается зачисление. Оно осуществляется в несколько этапов:

  1. Предварительное зачисление. Сначала зачисляются лица, имеющие и прошедшие по конкурсу на бюджетные места. Затем подводятся итоги общего конкурса.
  2. Предоставление оригиналов документов. Некоторые абитуриенты подают заявления и копии аттестатов (дипломов). Для зачисления же необходимы оригиналы.
  3. Окончательное зачисление. Приемная комиссия педиатрического университета принимает решение, на основании которого издается приказ о зачислении.

В конце августа льготным и приоритетным обучающимся начинают предоставляться места в общежитии. Их могут получить (при наличии) и те лица, которые не относятся к названным категориям студентов. Для этого необходимо написать заявление. На основании его жилищная комиссия Санкт-Петербургского педиатрического университета примет соответствующее решение.

Учебное заведение (бывшая педиатрическая академия) располагает несколькими общежитиями. Они находятся в Санкт-Петербурге по следующим адресам:

  • ул. Кантемировская, дом 16 (станция метро «Лесная»);
  • ул. Кантемировская, дом 26 (та же станция метро);
  • пр. Мориса Тореза, дом 39, корпус 2 (станции метро «Площадь Мужества», «Политехническая»);
  • пр. Энгельса, дом 63, корпус 1 (станция метро «Удельная»).

При заселении в общежития педиатрического университета при себе необходимо иметь:

  • две копии документа, удостоверяющего личность;
  • пару фотографий;
  • результаты флюорографического исследования грудной клетки;
  • копию сертификата о прививках;
  • ордер на заселение.

"...Но ты же врач и ко всему привык.

В 1930 году при Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова, в то время - 2-м Московском медицинском институте, был открыт педиатрический факультет. Это - один из первых факультетов по подготовке педиатров в стране. И хотя сейчас в России педиатров готовят на 38 факультетах, педиатрический факультет РНИМУ им. Н.И. Пирогова - ведущий. Здесь работают достойные преемники великих учителей-педиатров - замечательные люди, ученые с мировым именем, прекрасные врачи и блестящие организаторы.

Среди них - академики и член-корреспонденты РАН: Ю.Ф. Исаков, Н.И. Нисевич, Н.С. Кисляк, Г.М. Савельева, О.В. Волкова, В.Ф. Учайкин, Э.А. Степанов, В. А. Михельсон, Ю.Г.Пивоваров, Ю.П.Лисицин, М.Р. Богомильский, Е.И.Сидоренко; профессора Ю.Г.Мухина, Г.А. Самсыгина, В.Ф.Дёмин, Б.Н.Будлаев, Н.П.Катлуков, И.М.Османов, А.А.Терентьев, В. А. Филин и многие другие.

Поскольку потенциал здоровья населения страны формируется с детства, то, как писал еще в 1923 году первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко, "оздоровление населения должно начинаться с оздоровления матери и ребенка". Это, естественно, делает необходимым подготовку врачей, высоко профессионально и квалифицированно разбирающихся в педиатрии - науке о детских болезнях, их диагностике, лечении и профилактике.

Как построено обучение на факультете?

В целом, студенты-педиатры изучают медицину, различные аспекты ее в течение 6 лет (на дневном отделении) и 7 лет (на вечернем отделении) на 54 кафедрах университета. Причем обучение проводится не только на специализированных, сугубо педиатрических кафедрах (пропедевтика детских болезней, факультетская педиатрия, госпитальная педиатрия, детские инфекционные болезни, детские хирургические болезни и др.), но и на кафедрах, где изучают вопросы диагностики, лечения и профилактики отдельных заболеваний среди взрослых, поскольку ребенок в 14-15 лет - это уже практически сформировавшийся организм взрослого человека. Такой подход к обучению тем более актуален, что на VIII съезде врачей-педиатров России, состоявшемся в феврале 1998 года, было принято решение об оказании медицинской помощи в детской поликлинике не только детям, но и подросткам в возрасте до 17 лет (включительно), которые в настоящее время наблюдаются в подростковых кабинетах детских поликлиник.

Помимо клинической подготовки педиатры изучают фундаментальные естественнонаучные, медико-биологические и медико-профилактические дисциплины, что позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность, после получения диплома врача-педиатра, работать по любой врачебной специальности, которых сейчас насчитывается более 100.

Кроме теоретического обучения студенты должны пройти производственную практику, в процессе прохождения которой будущие педиатры осваивают практические навыки у постели больного в различных лечебно-профилактических учреждениях. В соответствии с учебным планом студенты проходят практику в качестве помощника: после I курса – младшего медицинского персонала, после II курса - палатной медицинской сестры, после III курса - процедурной медицинской сестры, после IV курса - врача стационара (хирургия, терапия, акушерство и гинекология), после V курса - врача амбулаторно-поликлинических учреждений.

Чем принципиально отличается от других педиатрический факультет РНИМУ им. Н.И. Пирогова?

Заведующий кафедрой

Доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач РФ

Захарова Ирина Николаевна


Заведующий учебной частью

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры

Свинцицкая Виктория Иосифовна

125373, г. Москва, ул. Геpоев Панфиловцев, 28, Детская городская клиническая больница им. З.А. Башляевой

[email protected]

ФИО Ученая степень Ученое звание Должность
ЗАХАРОВА Ирина Николаевна доктор медицинских наук профессор,
Заслуженный врач РФ
заведующий кафедрой
Главный педиатр Центрального федерального округа России, член исполкома Союза педиатров России, почетный профессор НЦЗД РАН.
После окончания в 1979 году с отличием Куйбышевского государственного медицинского института им. Д.И. Ульянова в течение 9 лет работала участковым врачом–педиатром в различных регионах СССР и за рубежом. В 1988 году поступила в клиническую ординатуру на кафедру педиатрии Центрального института усовершенствования врачей (ныне – ФГБОУ ДПО РМАПО Минздрава РФ, с которой неразрывно связана по настоящее время. И.Н. Захарова прошла путь – от ординатора, врача старшего лаборанта, ассистента, доцента, профессора до заведующей кафедрой. В 1994 году под руководством своего Учителя д.м.н., проф. Н.А. Коровиной защитила кандидатскую диссертацию на тему «Значение динамической нефросцинтиграфии в диагностике тубулоинтерстициальных заболеваний почек у детей», в 2000 году - докторскую диссертацию «Клинические и патогенетические аспекты тубулоинтерстициальных заболеваний почек у детей».
С 2001 года Захарова работала профессором кафедры, с 2008 года – заведующей кафедрой.
С 2008 года И.Н. Захарова является Председателем Диссертационного Совета по педиатрии и детской хирургии.
С 1997 года - Консультант по педиатрии поликлиник Управления Делами Президента Российской Федерации, многих частных центров. Член редколлегии журналов «Вопросы практической педиатрии», «Медицинский Совет», «Консилиум медикум (Педиатрия) и др.
В 2010 году стала Почетным Профессором Научного центра здоровья детей РАН.
В декабре 2010 года получила звание Заслуженный Врач РФ. В феврале 2011 года получила грамоту Государственной Думы, в феврале 2012 года награждена Грамотой Минздрасоцразвития России.
С мая 2012 года является главным внештатным педиатром Центрального федерального округа России.
С 2013 года Член Исполкома Союза педиатров России.
Под руководством Ирины Николаевны защищено 12 кандидатских диссертаций. Автор более 300 научных публикаций в периодической печати, пособий и методических рекомендаций для врачей.
ЗАПЛАТНИКОВ Андрей Леонидович доктор медицинских наук профессор профессор
Декан педиатрического факультета РМАПО.
После окончания с отличием Донецкого медицинского института (1984 г.) А.Л. Заплатников работал врачом детского стационара, заместителем главного врача детской больницы в одном из крупнейших промышленных центров Донбасса, а затем участковым педиатром и врачом неотложной помощи в детских поликлиниках Москвы. В этот период проявляется его интерес к науке, он обобщает практический опыт и публикует первые научные работы. В 1991-1993 гг. - обучение в клинической ординатуре на кафедре педиатрии РМАПО, работа над кандидатской диссертацией («Состояние здоровья и особенности органов кровообращения у детей, постоянно проживающих в регионах радиационного загрязнения», научный руководитель – профессор Н.А.Коровина).

После успешной защиты диссертации в 1994 г. зачисляется в штат кафедры педиатрии РМАПО, с которой неразрывно связана его дальнейшая профессиональная деятельность. Благодаря работе на кафедре А.Л.Заплатников формируется как высококвалифицированный специалист, приобретает неоценимый опыт научно-исследовательской и педагогической работы. Его становление как научного сотрудника, клинициста и педагога проходило под руководством проф. Н.А. Коровиной, доц. С.В. Левицкой, доц. З.Н. Вихиревой, доц. А.В. Чебуркина. В 2003 г. А.Л. Заплатников защищает докторскую диссертацию («Клинико-патогенетическое обоснование иммунотерапии и иммунопрофилактики вирусных и бактериальных заболеваний у детей», научный консультант - проф. Н.А.Коровина).В 2008 г. присваивается звание профессора.

Под его руководством выполняются и успешно защищаются диссертационные работы, он автор более 250 научных трудов, а также соавтор многочисленных пособий, методических рекомендаций, монографий и руководств. А.Л.Заплатников является главным редактором серии «Педиатрия» РМЖ. В 1999-2011 гг. работал заместителем председателя комитета по этике Национального органа контроля медицинских иммунобиологических препаратов.

КОТЛУКОВА Наталья Павловна доктор медицинских наук профессор профессор

Закончила 2-й МОЛГМИ им. Н.И.Пирогова в 1975 г. (г. Москва) по специальности: педиатрия. Диссертация на соискание ученой степени к.м.н. защищена в 1982 г. Диссертация на соискание ученой степени д.м.н. защищена в 2001 г. Тема докторской диссертации: «Кардиоваскулярная патология у новорожденных и детей раннего возраста».

Преподаваемые дисциплины: педиатрия, детская кардиология и ревматология.

Специализация: детская кардиология.

Последнее повышение квалификации: Педиатрия, г. Москва. Дата выдачи сертификата: 31 октября 2016 г.; Детская кардиология, г. Москва. Дата выдачи сертификата: 25.03.2019.

Общий стаж работы: с 1980 года.

Стаж работы по специальности педиатрия: с 1982 года.

Педагогический стаж: с 1982 года.

Котлукова Н.П. имеет более 300 научных публикаций (в том числе в зарубежной печати), включая 4 монографии, 6 руководств, а также 15 учебных пособий, методических рекомендаций и лекций по различным разделам педиатрии и детской кардиологии. Автор учебника «Детская кардиология», 2018 г.

Котлукова Н.П. является инициатором в проведении научной работы по изучению эффективности и безопасности лечения инфантильных гемангиом неселективными бета-адреноблокаторами. С 2010 г. ею накоплен огромный опыт по успешному медикаментозному лечению данной патологии, о чем свидетельствуют результаты публикаций и выступлений как в России, так и за рубежом, в том числе и в средствах массовой информации. В 2019 г. получен патент на изобретение «Способ лечения инфантильных гемангиом». Н.П.Котлукова является одним из авторитетных специалистов в области метаболической педиатрии и орфанных заболеваний. Н.П.Котлукова – один из авторов клинических рекомендаций по оказанию медицинской помощи пациентам с болезнью Помпе.

Н.П. Котлукова трижды являлась лауреатом конкурса РНИМУ им. Н.И. Пирогова на лучшую научно-исследовательскую и учебно-методическую работу, в том числе она лауреат первой премии за цикл научных исследований «Перинатальная кардиология и кардиоваскулярная патология у детей раннего возраста».

Профессор Н.П. Котлукова-вице-президент Российской Ассоциации детских кардиологов, ученый секретарь кафедры, член цикловой методической комиссии по педиатрии, член Российского совета экспертов по болезни Помпе, член редакционной коллегии журналов «Педиатрия» им. Г.Н. Сперанского, «Детские болезни сердца и сосудов», «Медицинский Совет», «Практика педиатра», «CONSILIUM MEDICUM». В течение 15 лет Н.П. Котлукова была ученым секретарем Диссертационного Совета №1 ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова по защите докторских и кандидатских диссертаций. В настоящее время Н.П.Котлукова является членом Диссертационного Совета Д 900.006.04 Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» (г. Симферополь).

Н.П. Котлукова имеет ряд почетных званий и наград: Дипломант и обладатель годового гранта в номинации «Клиническая медицина» Благотворительного фонда содействия отечественной медицине и Президиума РАМН (2001 г.); Лауреат национальной премии «Призвание» 2010 года - лучшим врачам России в номинации «За создание нового направления в медицине», присвоенного «За создание системы оказания высокоспециализированной междисциплинарной помощи беременным женщинам и новорожденным детям с патологией сердечно-сосудистой системы» (2010); Благодарность Министерства здравоохранения Российской Федерации «За заслуги в области здравоохранения» (2004); Почетный знак «Ветеран труда» (2010); Почетный знак «Отличник здравоохранения» (2009); Победитель конкурса «Лучший педагог года-2012»; Почетная грамота Министерства Здравоохранения Российской Федерации «За заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд» (2016); Всероссийская премия в области перинатальной медицины в номинации «Персона года» (2016).

МАКАРОВ Леонид Михайлович доктор медицинских наук профессор профессор
ВОЛОДЬКО Елена Анатольевна доктор медицинских наук доцент профессор

В 1973 закончила Омский государственный медицинский институт им. Калинина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук «Хирургическая тактика при пороках развития почек и мочеточников у новорожденных и грудных детей», 1983 г.

Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук «Хирургическая тактика при гипоспадии у детей с нарушением формирования пола», 2006 г.

Преподаваемые дисциплины: детская хирургия, детская уроандрология.

Направление подготовки (или специальности): детская хирургия, детская уроандрология.

Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке:

    Повышение квалификации по специальности "Детская уроандрология" - 2017 г.

    Повышение квалификации по специальности "Детская хирургия" - 2014 г.

    Повышение квалификации по специальности "Урология. Онкоурология" - 2011 г.

Общий стаж работы: начало трудовой деятельности с 9.09.1966 года (общий трудовой стаж).

Стаж работы по специальности "Детская хирургия" с 07.1974 года.

Стаж работы по специальности "Детская уроандрология" с 17.05.2007 года.

Стаж работы по специальности "Урология" - с 03.2011 года.

ПРИХОДИНА Лариса Серафимовна доктор медицинских наук доцент профессор

Данные о ВУЗе: Российский государственный медицинский университет, кафедра педиатрии, дата окончания 1994 г. Данные о защите диссертации: Диссертация на соискание ученой степени кандидата мед. наук «Клинико-диагностическое значение исследования спектра белков мочи у детей с заболеваниями почек, протекающими с синдромом гематурии» (Москва, 2001 г);

Диссертация на соискание ученой степени доктора мед. наук «Клинические и генетические закономерности прогрессирования стероид-резистентного нефротического синдрома у детей и эффективность иммуносупрессивной терапии» (Москва, 2012 г).

    Специальность: педиатрия, 2017, ФГБОУ ДПО «РМАНПО» МЗ РФ;

    Специальность: нефрология, 2016, ФГБОУ ДПО «РМАНПО» МЗ РФ.

Общий стаж работы: с 09-1985 г.

Стаж работы по специальности: с 09-1996 г.

Педагогический стаж: с 11-2012 г.

Сведения о членстве в медицинских сообществах, печатных работах: член Международной Ассоциации педиатров-нефрологов (IPNA), Европейского Общества педиатров-нефрологов (ESPN), член Международного Общества нефрологв ISN, член правления «Творческого Объединения педиатров-нефрологов» России, член Российского Диализного Общества член медицинского совета экспертов OxalEurope и Европейской пациентской организации NephсEurope, член рабочих групп ESPN, член редколлегий журналов «Нефрология и диализ» и «Клиническая нефрология».

Индекс Хирша / цитируемость:

РИНЦ 6/405; Scopus 4/27; Web of Science 2/17

ХОЛОДОВА Ирина Николаевна доктор медицинских наук доцент профессор
Окончила педиатрический факультет 2 МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова в 1984 году .
С 1984 по 1987 гг. обучалась в клинической ординатуре на кафедре детских болезней №3 РГМУ (зав. кафедрой проф. Демин В.Ф.), с 1987 по 1990 гг. – аспирант этой же кафедры. В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию, с этого же года – ассистент кафедры детских болезней №3. С 1997 года – доцент. В 2004 году перешла работать в качестве доцента на кафедру госпитальной педиатрии Московского факультета РГМУ (зав.кафедрой проф. Ильенко Л.И.). В 2005 году защитила докторскую диссертацию.

С 2008 г работала в РГМУ (затем РНИМУ им.Н.И.Пирогова) в должности профессора кафедры госпитальной педиатрии Московского факультета. С сентября 2015 – профессор кафедры педиатрии РМАПО.

Имеет более 100 научных работ (среди них 3 работы по педагогике), 2 монографии, 18 методических рекомендаций, 1 авторское свидетельство, 3 раза являлась лауреатом ежегодного Пироговского конкурса РГМУ, Лауреат премии года Правительства Москвы в области медицины (2008 г), награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, значком «Отличник здравоохранения», почетной медалью «Во имя жизни на земле» общественного фонда «Добрые люди мира».

Высококвалифицированный преподаватель и врач. Имеет высшую врачебную категорию. Читает лекции, проводит семинарские занятия, осуществляет обходы и консультации тяжелых детей. Активно внедряет в практическое здравоохранение гомеопатический метод лечения, владеет методом диагностики по Фолю. Данные методы постоянно использует в своей практической деятельности. Много выступает на научно-практических конгрессах, съездах, конференциях.

КОМОЛЯТОВА Вера Николаевна доктор медицинских наук
профессор
ПАМПУРА Александр Николаевич доктор медицинских наук
профессор

Закончил 2 МОЛГМИ им. Н.И.Пирогова в 1989, Диплом РВ№444061, врач-педиатр. Докторская диссертация «Клинико-иммунологическая характеристика различных форм атопического дерматита у детей и оптимизация его лечения», 2003 Диплом ДК№020203.

Преподаваемые дисциплины: педиатрия.

Данные о повышении квалификации: диплом о профессиональной переподготовке 180000206508, педиатрия, 2017 год «РМАНПО» МЗ РФ, сертификата специалиста 0377180730729, 2Ц-44-148759, Москва 25.12.2017.

Общий стаж работы: с 1990 года.

Стаж работы по специальности: с 1990 года.

Сведения о членстве в медицинских сообществах, печатных работах: член EAACI, РААКИ; автор более 250 печатных работ.

МУМЛАДЗЕ Этери Борисовна кандидат медицинских наук доцент доцент
Врач высшей категории.
В 1968 году закончила Ленинградский Педиатрический медицинский институт. В течение 3 лет после окончания института работала в отделении раннего возраста Областной детской больницы города Калинина (ныне Тверь). После обучения (1971-1973 гг.) в клинической ординатуре на кафедре педиатрии Центрального врачей института усовершенствования (ЦОЛИУВ) с 1973 по 1978 год работала заведующей нефрологическим отделением детской больницы №9 (ныне - больница имени Г.Н.Сперанского). В 1978 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Состояние рениновой активности плазмы при гломерулонефрите и пиелонефрите у детей» (научные руководители: профессор М.П.Матвеев и профессор Ю.Н.Касаткин). С 1978 г. и до настоящего времени профессиональная деятельность Э.Б.Мумладзе связана с кафедрой педиатрии ЦОЛИУВ (ныне РМАПО), работала ассистентом, затем доцентом. Этери Борисовна Мумладзе – врач высшей категории, главный детский нефролог Северо-Западного административного округа г.Москвы.
Автор более 250 научных трудов, а также соавтор многочисленных пособий, методических рекомендаций, монографий и руководств.
В сфере научных интересов – вопросы нефрологии детского возраста, артериальная гипертензия, антибиотикотерапия. Участвует в проведении сертификационных циклов по педиатрии, нефрологии, кардиологии. В течение многих лет курирует работу на кафедре с клиническими ординаторами.
ТВОРОГОВА Татьяна Михайловна кандидат медицинских наук доцент доцент
Врач высшей категории.
После окончания 2-го Московского медицинского института имени Н.И. Пирогова в течение года работала врачом-педиатром в ДКБ №9 имени Г.Н. Сперанского, затем в 1966 г. перешла на кафедру педиатрии ЦОЛИУ врачей (ныне РМАПО), где и работает по настоящее время. Практически вся трудовая деятельность Твороговой Т.М. связана с кафедрой педиатрии, где она работала старшим лаборантом, младшим и старшим научным сотрудником, ассистентом, а затем доцентом. Становление ее как научного сотрудника, клинициста, педагога проходило под руководством проф. Р.Л. Гамбург, проф. М.П. Матвеева, проф. Н.А. Коровиной, доцента Л.П. Гаврюшовой. В 1976 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Значение мукопротеолитических ферментов в нарушении содержания мукоидных соединений при диффузном гломерулонефрите у детей».
Основным научно-практическим направлением ее деятельности являются вопросы оптимизации диагностики и лечения кардиоревматологических и нефрологических заболеваний у детей. Автор более 200 научных работ, 12 рационализаторских предложений.
Активную лечебную и научно-педагогическую работу сочетает с общественной деятельностью, являясь секретарем Ученого Совета педиатрического факультета РМАПО.
ЗАЙДЕНВАРГ Галина Евгеньевна кандидат медицинских наук доцент доцент
Врач высшей категории. Закончила Томский государственный медицинский институт, педиатрический факультет в 1978 году. Обучение в клинической ординатуре (1979-1981 гг.) на кафедре педиатрии Кемеровского медицинского института. С 1980 по 1990 гг. работала в нефрологическом отделении клинической областной больницы №1 г. Кемерово. В 1990-1999 гг. - ассистент кафедры факультативной педиатрии Санкт- Петербургской медицинской Государственной академии. В 1999 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Дифференциальная диагностика гематурии у детей с помощью фазово-контрастной микроскопии» (научный руководитель - д.м.н., профессор Савенкова Н. Д.). С 2000 г. работает на кафедре педиатрии РМАПО. В 2009 г. – присвоено ученое звание доцента.
Сфера научных интересов – гастроэнтерология, нефрология, эндокринология.
ГОРЯЙНОВА Александра Никитична кандидат медицинских наук доцент доцент
Родилась в семье учителей. После окончания средней школы в 1970 году поступила в Воронежский государственный медицинский институт (ВГМИ) на педиатрический факультет, который закончила с отличием в 1976 году. В период обучения в институте получала стипендию имени Владимира Ильича Ленина. Была оставлена на кафедре госпитальной педиатрии в клиническую ординатуру, затем очную аспирантуру. Под руководством выдающегося педиатра и детского нефролога профессора Валентины Пантелеевны Ситниковой и старшего научного сотрудника ЦНИЛ доктора медицинских наук Нины Васильевны Журавлевой выполнила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему «Патогенетическое и прогностическое значение естественного ингибитора активности макромолекулярных антител (ЕИФ) при гломерулонефрите у детей». С 1981 по 2001 годы работала ассистентом на кафедре госпитальной педиатрии, с 2001 года и по настоящее время работает на кафедре педиатрии РМАПО. С 2009 года доцент кафедры.
Имеет более 100 печатных работ, 16 опубликованы за рубежом.
В сфере научных интересов: детская нефрология, детская кардиология, заболевания неонатального периода и раннего возраста.
БЕРЕЖНАЯ Ирина Владимировна кандидат медицинских наук
доцент

Закончила РГМУ в январе 1994 года. Данные о защите диссертации: диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по теме «Применение интерферона альфа в комплексной терапии хронических воспалительных заболеваний кишечника у детей», 2011 год.

Преподаваемые дисциплины: гастроэнтерология, педиатрия.

Наименование направления подготовки специализации: гастроэнтерология, педиатрия, пульмонология, диетология.

Данные о повышении квалификации: специальность, год и место получения сертификата Гастроэнтерология 2017 РМАПО, педиатрия 2015 РМАПО, пульмонология 2016 Первый Московский государственный медицинский университет, диетология 2018 Кафедра гастроэнтерологии и диетологии ФГБНУ «НИИ питания».

Общий стаж работы: с 1983 года.

Стаж работы по специальности: с 1994 года.

Педагогический стаж: с 2012 года.

Сведения о членстве в медицинских сообществах, печатных работах: xлен ЕССО (европейское общество изучения болезни Крона), член союза педиатров России, член ассоциации педиатров. Печатные работы более 50, соавтор 4 методических рекомендаций.

СВИНЦИЦКАЯ Виктория Иосифовна кандидат медицинских наук
доцент

Заведующая учебной частью с 2015 года.

В 2004 году окончила педиатрический факультет Российского государственного медицинского университета. В 2009 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по теме «Нарушение фосфорно-кальциевого обмена и костного метаболизма при тубулоинтерстициальных заболеваниях почек у детей». Научный руководитель профессор Коровина Н.А.

Преподаваемые дисциплины: нефрология, педиатрия.

Наименование направления подготовки специализации: Педиатрия, Нефрология

Данные о повышении квалификации: Педиатрия (сертификат февраль 2015 года, РМАПО), нефрология (сертификат ноябрь 2015 года, РМАПО), Организация здравоохранения и общественное здоровье (сертификат 2019 г. РМАНПО).

Общий стаж работы: с 1997 года.

Стаж работы по специальности: Педиатрия с 2003 года; нефрология с 2011 года.

СУГЯН Нарине Григорьевна кандидат медицинских наук
доцент

Данные о ВУЗе: Ереванский медицинский институт, год окончания 1993. Данные о защите диссертации: руководитель д.м.н., профессор Захарова И.Н. «Клиническое значение короткоцепочечных жирных кислот при функциональных нарушениях желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста», 2010 год.

Преподаваемые дисциплины: педиатрия, гастроэнтерология.

Наименование направления подготовки специализации: педиатрия, гастроэнтерология.

Данные о повышении квалификации: специальность, год и место получения сертификата:

    Гастроэнтерология, 2016год, ГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ;

    Педиатрия, 2015 год, ГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ.

Общий стаж работы: с 1988 года.

Стаж работы по специальности: с 1997 года.

Сведения о членстве в медицинских сообществах, печатных работах: с 2015 года член Европейского общества детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов / European society for pediatric gastroenterology, hepatology and nutrition (ESPGHAN).

ДМИТРИЕВА Юлия Андреевна кандидат медицинских наук
доцент

Закончила Российский Государственный Медицинский Университет, педиатрический факультет, 2006 г. Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук «Факторы риска и особенности течения рахита у детей раннего возраста в современных условиях», научный руководитель проф. Захарова И.Н., 2011 г.

Преподаваемые дисциплины: Педиатрия, Гастроэнтерология.

Наименование направления подготовки специализации: Гастроэнтерология.

Данные о повышении квалификации: специальность, год и место получения сертификата: Педиатрия 2015 год, РМНПО; Гастроэнтерология 2018 год, РМАНПО.

Общий стаж работы: с 2001 года.

Стаж работы по специальности: с 2006 года.

Педагогический стаж: с 2010 года.

Сведения о членстве в медицинских сообществах, печатных работах: член Европейского общества детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов (ESPGHAN), более 110 печатных работ в рецензируемых научных изданиях, Индекс Хирша 14.

ПРИЛЕТИНА Ирина Антоновна кандидат медицинских наук
доцент

Закончила в 1986 г. 2-ой Московский ордена Ленина государственный медицинский институт им. Н.И. Пирогова, по специальности педиатрия; 1988 г. окончила интернатуру по специальности педиатрия; 1996-1998 гг. - клиническая ординатура РМА ПО РФ по специальности педиатрия; 1998-2001 гг. аспирантура РМА ПО РФ. В 2001 г. защитила диссертационную работу по теме «Аллиментарная коррекция частой заболеваемости у детей».

Преподаваемые дисциплины:

    Вопросы амбулаторно- поликлинической педиатрии: организация работы, развитие детей и динамическое наблюдение за ними, многофакторная оценка состояния здоровья, вопросы лечебно-профилактического обслуживания, вопросы фармакотерапии, физическое воспитание детей, детские инфекции, вопросы питания детей, реабилитация детей с ПЭП.

    Специфическая профилактика инфекционных заболеваний (вакцинопрофилактика)

    Вопросы детской инвалидности: МСЭ, реабилитация, паллиатив и профилактика детской инвалидности.

Наименование направления подготовки специализации: педиатрия.

Данные о повышении квалификации: специальность - ПЕДИАТРИЯ, 2018 г. РМАНПО

Общий стаж работы: с 1978 года.

Стаж работы по специальности: с 1986 года.

Педагогический стаж: с 1999 года.

Сведения о членстве в медицинских сообществах, печатных работах: 2011 (книги, учебники, методические разработки, учебные программы ПК ПО и ТУ, статьи в журналах, тезисы на конгрессах).

ПШЕНИЧНИКОВА Ирина Игоревна

ассистент
Преподаваемые дисциплины - педиатрия, кардиология
Направления подготовки (специальности) – педиатрия – ординатура на кафедре педиатрии ГБОУ ДПО РМАПО 2010-2012 гг.
Данные о повышении квалификации (профессиональной переподготовке) – детская кардиология в 2015 г. - ГБОУ ДПО РМАПО МЗ РФ
Общий стаж работы - с 2008 года.
Стаж работы врачом-педиатром - с июня 2015 года, стаж работы преподавателем на кафедре педиатрии – с октября 2015 года.
ИВАХНЕНКО Юрий Иванович кандидат медицинских наук
ассистент

Закончил Ростовский государственный медицинский университет в 2005 году. Данные о защите диссертации: диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по теме «Электроэнцефалографический мониторинг во время анестезии галогенсодержащими ингаляционными анестетиками у детей», 2011 год.

Преподаваемые дисциплины: Анестезиология и реаниматология.

Наименование направления подготовки специализации: Педиатрия.

Данные о повышении квалификации: Анестезиология и реаниматология. РМАНПО 2018 год

Общий стаж работы: с 2002 года.

Стаж работы по специальности: с 2008 года.

Педагогический стаж: с 2012 года.

Член московского научного общества анестезиологов-реаниматологов.

ВЕЧОРКО Валерий Иванович кандидат медицинских наук
ассистент

В России усовершенствование врачей по основным специальностям началось еще в конце XIX века, однако система последипломной подготовки педиатров сложилась позже. У истоков ее создания стоял выдающийся детский врач Г.Н.Сперанский, который в 1932 г. организовал и возглавил кафедру педиатрии в Центральном институте усовершенствования врачей (в настоящее время - Российская медицинская академия последипломного образования - РМАПО).

Авторитет Г. Н. Сперанского и успешная работа всего коллектива позволили кафедре быстро приобрести значение Всесоюзного учебно-методического центра по специализации и усовершенствованию педиатров. Г.Н.Сперанский подчеркивал, что высокая квалификация врача возможна лишь при непрерывном совершенствовании его теоретических знаний и практических навыков. Георгий Нестерович неуклонно ориентировал своих сотрудников на постоянное повышение собственных знаний, умение донести самые передовые достижения медико-биологической науки до практикующих педиатров. Особое внимание уделялось вопросам передачи врачебного опыта. Поставленные задачи решались благодаря клинической направленности занятий, стройности изложения материала и четкости практических рекомендаций. Г.Н.Сперанский и его сотрудники во время обходов, лекций и практических занятий не только щедро делились своим клиническим опытом, но и знакомили их с самыми передовыми методами диагностики, профилактики и лечения заболеваний детского возраста.

Г.Н.Сперанский считал, что усовершенствование врачей должно иметь четкую практическую направленность и проходить на базе многопрофильной больницы, оказывающей и ургентную помощь. Ведь именно туда направляются пациенты с разнообразной патологией, что и определяет возможность проведения клинических разборов как наиболее типичных случаев, так и редких заболеваний. Поэтому кафедра, в первые годы работавшая на базе Института педиатрии, в дальнейшем была переведена в детскую городскую больницу № 9 г. Москвы. Благодаря Г.Н.Сперанскому в этой больнице были построены новые корпуса, расширена лабораторная служба. На базе детской городской больницы № 9 кафедра работала более 30 лет, теперь она носит имя Г.Н.Сперанского. С 1985 г. кафедра работает в Тушинской городской детской больнице - одной из крупнейших многопрофильных детских больниц г. Москва, на которой базируются многие кафедры педиатрического факультета РМАПО.

Действительный член АМН СССР, профессор Г.Н.Сперанский руководил кафедрой почти 30 лет. За это время кафедра стала ведущим учебно-методическим центром повышения квалификации педиатров в стране. Кроме курсов повышения квалификации для практических врачей на кафедре стали проводить усовершенствование для главных специалистов и профессорско-преподавательского состава других ГИДУВов и ФУВов. С 1961 по 1966 гг. кафедру возглавляла профессор Р.Л.Гамбург - прекрасный клиницист, известный педиатр-кардиолог и педагог. Особый вклад в развитие кафедры внес профессор М.П.Матвеев, который руководил кафедрой на протяжении 17 лет. Профессора М.П.Матвеева отличали интеллигентность, эрудированность, широкий научный кругозор и талант клинициста. В 1983-1984 гг. кафедрой заведовал профессор Г.И. Клайшевич, высококвалифицированный педиатр-кардиолог и прекрасный педагог, в течение ряда лет работавший первым деканом педиатрического факультета ЦИУВ. В разные годы на кафедре работали такие известные педиатры как профессора А.С.Розенталь, С.Г.Звягинцева, О.ГСоломатина; академики В.А.Таболин и Ю.Е.Вельтищев, известный детский нефролог профессор М.С. Игнатова.

В настоящее время проходит 12-15 циклов в год, на которых повышают квалификацию более 450 педиатров. Продолжают регулярно проводиться семинары для профессоров и преподавателей медицинских академий, университетов и институтов, международные семинары.

На кафедре обучается около 10-15 интернов и клинических ординаторов, 4-5 аспирантов из России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Каждый из них владеет трактовкой клинических анализов крови, мочи, биохимического анализа крови, результатов ультразвуковых исследований, эндоскопических (эзофагогастроскопия, колоноскопия), рентгенологических (в том числе цистографии, урографии, ирригографии). Шифрует ЭКГ, может оценить показатели суточного мониторирования АД. Обязательным является обучение на симуляционных тренажерах, умение оказывать реанимационные мероприятия при неотложных состояниях в педиатрической практике.

Продолжая традиции, заложенные Георгием Нестеровичем Сперанским, профессора кафедры Захарова Ирина Николаевна, Коровина Нина Алексеевна и Заплатников Андрей Леонидович совместно с ординаторами, интернами, аспирантами проводят еженедельные обходы в отделениях Тушинской больницы, разбирая самые сложные, диагностически неясные клинические случаи.

Для осуществления учебного процесса в распоряжении кафедры имеются следующие помещения, расположенные на основной клинической базе кафедры (в Тушинской ДГБ): лекционная аудитория, кабинет заведующей кафедрой, кабинет профессора, три учебные аудитории, подсобные помещения. Кроме того, в отделениях больницы располагаются кабинеты доцентов, курирующих данные отделения. Лекционная и учебные аудитории оснащены мультимедийной техникой для демонстрации лекционного материала в форме презентаций. Оборудована учебная комната для отработки практических навыков на манекенах. Для осуществления текущего и заключительного контроля знаний и проведения тестового экзамена с курсантами сертификационных циклов предусмотрен компьютерный класс с 15 компьютерами.

Процесс обучения интернов, ординаторов и аспирантов проводится в соответствии с разработанными сотрудниками кафедры и соответствующе утвержденными образовательными программами по специальностям «Педиатрия», «Детская кардиология».

Для оценки знаний специалистов врачей-педиатров и для проведения квалификационного (сертификационного) экзамена по педиатрии сотрудниками кафедры составлены тестовые задания в соответствии с квалификационными требованиями к врачу-педиатру и образовательной программой дополнительного профессионального образования врачей по специальности «Педиатрия», утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Сотрудниками кафедры разработан ряд методических пособий для врачей-педиатров:

  1. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей: современные подходы к коррекции: Руководство для врача-педиатра. / Н.А.Коровина, И.Н.Захарова, А.Л. Заплатников, Е.Г. Обыночная. - Москва: Медпрактика-М, 2003. – 100 с.
  2. Диагностика и лечение железодефицитной анемии у детей. Методическое пособие для врачей. / под ред. А.Г.Румянцева. – Москва, - 2004. – 45 с.
  3. Антибактериальная терапия пневмоний у детей (пособие для врачей) / Н.А.Коровина, А.Л.Заплатников, И.Н.Захарова. – Москва: ИД «Медпрактика-М», 2006. – 48 с. - 10000 экз.
  4. Синдром холестаза у детей. Руководство для врачей-педиатров. / Н.А.Коровина, И.Н.Захарова, Ю.Г.Мухина, М.И.Пыков, А.В.Дегтярева, Е.Л.Туманова, Н.Е.Малова. – Москва: «АдамантЪ», 2006. – 92 с. – 5000 экз. – ISBN 5-86103-044-8
  5. Хронические воспалительные заболевания толстой кишки у детей. / И.Н.Захарова, Н.А.Коровина, Л.Н.Мазанкова, М.И.Пыков, Т.Э.Боровик, В.Н.Копейкин, И.М.Колобашкина, Е.А.Рославцева, И.В.Бережная, О.В.Татаркина. – Москва: 4ТеАрт, 2010. – 100 с. – 5000 экз. – ISBN 978-5-903274-37-6
  6. Диагностика и лечение пиелонефрита у детей (пособие для врачей). / Н.А.Коровина, И.Н.Захарова, Э.Б.Мумладзе, Л.П.Гаврюшова. – Москва: ИД «Медпрактика-М», 2007. – 44 с. – 6000 экз.
  7. Вегетативная дистония у детей и подростков (руководство для врачей). Изд. 3-е доп. / Н.А.Коровина, И.Н.Захарова, Л.П.Гаврюшова, Т.М.Творогова, Э.Б.Мумладзе. – Москва: ИД «Медпрактика-М», 2009. – 60 с. – 4500 экз. – ISBN 978-5-98803-178-9
  8. Фармакотерапия инфекции мочевой системы у детей (руководство для врачей). / Н.А.Коровина, И.Н.Захарова, А.Л.Заплатников, Э.Б.Мумладзе, А.Н.Горяйнова. - Москва: ИД «Медпрактика-М», 2006. – 100 с. – 10000 экз. – ISBN 5-98803-049-1
  9. Клинические аспекты целиакии у детей: Пособие для практических врачей-педиатров / Н.А.Коровина, И.Н.Захарова, Ю.А.Лысиков, Е.А.Рославцева, Т.Э.Боровик, Л.А.Катаева, И.В.Бережная, Е.В.Скоробогатова, Т.А.Малицына, О.В.Зазулина, Н.А.Аверкина. – Москва: МедЭкспертПресс, 2007. – 79 с. – 3000 экз. - ISBN 978-5-902781-07-3
  10. Циститы у детей: этиология, диагностика и лечение (пособие для практикующих врачей-педиатров). / Н.А.Коровина, И.Н.Захарова, Э.Б.Мумладзе. - Москва: ИД «Медпрактика-М», 2007. – 32 с. – 6000 экз.
  11. Вульвовагиниты в детском и подростковом возрасте (руководство для врачей). / Н.А.Коровина, И.Н.Захарова, Т.М.Творогова. - Москва: ИД «Медпрактика-М», 2007. – 52 с. – 13000 экз.
  12. Особенности питания беременных и женщин в период лактации (пособие для врачей). / Н.А.Коровина, Н.М.Подзолкова, И.Н.Захарова, М.Ю.Скворцова, Н.Е.Малова. - Москва: ИД «Медпрактика-М», 2008. – 64 с. – 13000. – ISBN 978-5-98803-113-0
  13. Квалификационные тесты по педиатрии (вопросы и ответы). / Н.А.Коровина, И.Н.Захарова, А.Л.Заплатников, Л.П.Гаврюшова, И.М.Колобашкина, Т.М.Творогова, Э.Б.Мумладзе, А.В.Чебуркин, Г.Е.Зайденварг, А.Н.Горяйнова, Е.М.Овсянникова, Н.Е.Малова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 144 с. – ISBN 5-9704-0067-X
  14. Современные подходы к адаптации детских молочных смесей (пособие для врачей). / Захарова И.Н., Боровик Т.Э., Дмитриева Ю.А., Гордеева Е., Суркова Е.Н. – Москва: РМАПО, 2012.
  15. Рахит и гиповитаминоз D – новый взгляд на давно существующую проблему. / И.Н. Захарова, Н.А. Коровина, Т.Э. Боровик, Ю.А. Дмитриева. – Москва: РМАПО, 2010
  16. Антибиотик-ассоциированные диареи у детей: проблема и решение. /И.Н. Захарова, Л.Н. Мазанкова. – Москва: РМАПО, 2011
  17. Экзокринная недостаточность поджелудочной железы у детей: что делать? Как лечить? / И.Н. Захарова, Н.А. Коровина, М.И. Пыков, О.П. Каменева, Г.Е. Зайденварг, Л.А. Полешук, Л.А. Катаева, Е.Н. Андрюхина. – Москва: РМАПО, 2012
  18. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста./ И.Н. Захарова, Ю.А. Дмитриева, Н.Е. Малова. - Москва: РМАПО, 2011
  19. Особенности питания детей от года до 3-х лет. / И.Н. Захарова, Т.Э. Боровик, А.В. Суржик, Ю.А. Дмитриева. – Москва: РМАПО, 2012
  20. Младенческие кишечные колики: лечить или не лечить? /И.Н. Захарова, Т.Э. Боровик, Г.В. Яцык, В.А. Скворцова, Н.Г. Сугян, Е.Н. Касаткина, Ю.А. Дмитриева, Н.Г. Звонкова. - Москва: РМАПО, 2013

1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека // М.,2005 – 408 с.;

2. Аксенова В.А., Аит А.С., Баринов В.С. Фтизиатрия. // Национальное руководство.- М.2007.- 512 с.;

3. Алексеева Е.А., Литвицкий Л.Ф. Ювенильный ревматоидный артрит. // М., 2007. 358 с.;

4. Алексеева Е.И., Жолобова Е.С., Чистякова Е.Г., Вилиева СИ. Реактивные артриты у детей. // М., 2005. – 90 с.;

5. Аллергия у детей: от теории к практике // Под ред. Намазовой – Барановой Л.С. – М., 2011. – 668 с.;

6. Алферов В.П.,Романюк Ф.П. Питание детей первого года жизни: пособие для врачей. // СПб., 2003. – 48 с.;

7. Анемии у детей: диагностика и лечение / Под ред. А.Г. Румянцева, Ю.Н. Токарева. М., 2000. - 241 с.;

8. Анохина Т.И., Белая О.Ф., Волчкова Е.В. Инфекционные болезни и эпидемиология. // М.2004. - 368 с.,

9. Антибактериальная терапия в неонатологии и педиатрии: пособие для врачей // В. С. Шухов, Н. Н. Володин, И. И. Рюмина; под ред. А. Д. Церегородцева, В. С. Шухова. - М., 2004. -165 с.;

10. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководство для врачей) // М.: Издат. дом "Династия”, 2004 .– 168 с.;

11. Баранов А.А., Боженова Л.К.Детская ревматология. // М., 2002 – 336 с.;

12. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Проблемы подросткового возраста. // М. 2003.- 477 с.;

13. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков.// М., 2000. – 448 с.;

14. Баранов А.А.,. Кучма В.Р,. Тутельян В.А, Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России // М: ГЭОТАР –Медиа, 2009. – 176 с.;

15. Белозеров Ю.М. Детская кардиология. //М., 2004. – 597 с.;

16. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология // М., 2002. – 432 с.;

17. Бочков Н.П. Клиническая генетика. // М., 2001. – 448 с.;

18. Буравков С.В., Григорьев А.И. Основы телемедицины. // М.: Фирма "Слово". - 2001. - 109 с.;

19. Гематология/онкология детского возраста //Под ред. А.Г.Румянцева и Е.В.Самочатовой – М.:ИД МЕДПРАКТИКА-М, 2004 – 792с.;

20. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. // М., 2003 – 448 с.;

21. Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. // М., Просвещение, 1999.;

22. Голубева Л.Г. Массаж и гимнастика в практике участкового педиатра, // Поликлиника. - №1.- 2005.- с.21-28;

23. Григорьев А.И., Орлов О.И. Клиническая телемедицина. //М.: Фирма «Слово». - 2001. - 112 с.;

24. Дементьева Г.М. Профилактическая и превентивная неонатология. Низкая масса тела при рождении. Гипоксия плода и новорожденного (лекции для врачей) // Российский вестник перинатологии и педиатрии. –М., 1999 г. – с 70.

25. Демин Е.Ф., Ключникова CO., Котлукова Н.П., Щербакова М.Ю. Лекции по педиатрии. // М., 2004. - Т. 4. - с. 180 – 322;

26. Детская гастроэнтерология. Избранные главы // Под ред. Баранова А.А., Климановской Е.В., Ремарчук Г.В. – М., 2002, с. 499-530

28. Диагностика и лечение железодефицитных анемий у детей. Пособие для врачей // Под ред. А.Г.Румянцева, Н.А.Коровиной; НИИ детской гематологии МЗиСР РФ, РМАПО МЗиСР РФ, - Москва, 2004. – 40 с.;

29. Диагностика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков (под ред. Н.П.Шабалова). – М.:МЕД-пресс-информ, 2003. – 544 с.;

30. Доскин В.А. Основы рационального питания больных детей и детей-инвалидов. // Вопросы детской диетологии – 2003 - №6 - с. 27-34;

31. Доскин В.А., Келлер Х., Мураенко Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфо-функциональные константы детского организма //Справочник. М.:Медицина, 1997 288 с.;

32. Доскин В.А., Косенкова Т.В., Авдеева Т.Г. и соавт. Поликлиническая педиатрия.// М., 2002. – 504 с.;

33. Дранник Г.Н. Клиническая аллергология и иммунология. //М., 2003. – 604 с.;

34. Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник // М., 1989 - 250 с.;

35. Захарова И.Н., Дмитриева Ю.А., Суркова Е.Н. Отдаленные последствия неправленого вскармливания: пособие для врачей. // М., 2010. – 68 с.;

36. Игнатова М.С., Коровина Н.А. Диагностика и лечение нефропатий у детей. // М., 2007. – 352 с.;

37. Игнатовой М.С. Детская нефрология // М., 2011 – 696 с.;

38. Коколина В.Ф. Современные аспекты контрацепции // М., 2003. – 42с.;

39. Коколина В.Ф. Ювенильные маточные кровотечения // М., 2003. – 20 с.;

40. Кондратенко И.В., Бологов А.А. Первичные иммунодефициты // М., 2005. – 232 с.;

41. Коровина Н.А. с соавт. Диагностика и лечение пиелонефрита у детей. // М., 2003. – 46 с.;

42. Коровина Н.А., Заплатников А.Л., Захарова И.Н., Чебуркин А.В. Часто болеющие дети: современные возможности иммунореабилитации: руководство для врачей. // М.:Контимед, 2001. – 68 с.;

43. Краснопольская К.Д. Наследственные заболевания обмена веществ. // Справочное пособие для врачей. – М., 2005. – с.9-20;

44. Кузьмина Л.А. Гематология детского возраста. // М.:МЕДпресс-информ, 2001. – 400с.;

45. Лекции по педиатрии. Том 7. Диетология и нутрициология. // Под ред. Демина В.Ф., Ключникова С.О., Мухиной Ю.Г. – М.,2007. - 395 с.;

46. Леонтьева И.В., Александров А.А., Розанов В.Б. Артериальная гипертензия у детей и подростков. // М., 2010;

47. Лисицин Ю.И. Медицинская этика, деонтология и биоэтика // Проблемы социальной гигиены и история медицины. -- 1998. -- №2. -- С. 7-13.;

48. Лыскина Г.А., Ширинская О.Г. Слизисто - кожный лимфонодулярный синдром (синдром Кавасаки). // М., 2008. – 139 с.

49. Макаров Л.М. ЭКГ в педиатрии. // М., 2002. – 274 с.;

50. Макарова З.С., Голубева Л.Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. // М., 2004 – 180 с.;

51. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ. // М., 2010;

52. Неонатология // Под ред. Дементьевой Г.М., Володина Н.Н. – Руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии. Том 4. – М., 2004. – 260 с.;

53. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф., Шамшаева О.В. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей. // М.2007. - 688 с.;

54. Особенности патогенеза и клиники кожных болезней // Под ред. Н.Г.Короткого, И.Я. Маркина. – М., РГМУ. - 1998. – 144 с.;

55. Острополец С.С. Врачебная этика и медицинская деонтология в педиатрии. // Клиническая педиатрия. 2006. - №2. – с. 4-10;

56. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика // Научно-практическая программа Союза педиатров России. – М.Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка, 2002. – 69 с.;

57. Офтальмология // Под ред. Сидоренко Е.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 440с.;

58. Панков Д.Д., Кузнецова И.В., Румянцев А.Г. Диагностика и коррекция пограничных (преморбидных) состояний у детей и подростков в образовательных учреждениях (базисные представления и скрининг-программы). // М., 2003;

59. Папаян А.В., Савенкова Н.Д. Клиническая нефрология детского возраста. // СПб., 2008

60. Папулезные дерматозы //Под ред. Н.Г.Короткого, В.Ю.Уджуху. – М., РГМУ. – 2000. – 84 с.;

61. Парфенов А.И. Энтерология. // М.:Триада-Х, 2002. – 744с.;

62. Патологическая физиология //Под ред. Н.Н.Зайко. – М., 2006. – 640 с.;

63. Персии Л.С, Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста //М., 2003. - 640 с.;

64. Петрухин А.С. Детская неврология // Учеб.: в 2 т. – М.,2009. – 839 с.;

65. Петрушина А.Д. и соавт. Неотложные состояния у детей. // М.: «Медицинская книга», 2002. – 176 с.;

66. Печора К.Л. Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте 1 год 3 месяца – 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми. Методические рекомендации // М., 1995;

67. Практическое руководство по детским болезням. Том 2. Гастроэнтерология детского возраста (под ред. Бельмера С.В., Хавкина А.И.) // М.:Медпрактика-М, 2003.- 360 с.;

68. Практическое руководство по детским болезням. Том 5. Неотложная педиатрия (под ред. Б.М.Блохина) – М.:Медпрактика-М, 2005.- 600 с.;

69. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. // СПб: Гиппократ, 2001. - 704 с.;

70. Протоколы диагностики, лечения и профилактики внутриутробных инфекций у новорожденных детей // Под ред. Володина Н.Н.; Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины. – М., 2001;

71. Пульмонология: Руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии. / Под ред. С.Ю.Каганова // М.: Медпрактика, 2002. – 512 с.;

72. Радиобиология: учебник для Вузов // Под ред. Белова А.Д. – М., 1999;

73. Руководство по клинической лабораторной диагностике // Под ред. В.В. Меньшикова. – М., 1982. – 576 с.;

74. Руководство по лечебному питанию детей // Под ред. К.С.Ладодо. – М.:Медицина, 2000 – 384 с.;

75. Румянцев А.Г., Панков Д.Д. Актуальные вопросы подростковой медицины. // М., 2002 – 375 с.;

76. Сигидин Я.А., Гусева Н.Г., Иванова М.М. Диффузные болезни соединительной ткани. // М., 2004. – 635 с.;

77. Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. //М.1980. – 552 с.;

78. Современные технологии реабилитации в педиатрии. // Под ред. Лильина Е.Т. – М., т.1 - 2000, т.11 - 2003, т.111 – 2005;

79. Справочник по функциональной диагностике в педиатрии. // Под ред. Ю.Е.Вельтищева, Н.С.Кисляк. – М.,1979. – 624 с.;

80. Стеценко С.Г., Гончаров Н.Г., Стеценко В.Ю., Пищита А.Н. Медицинское право. Учебник для юридических и медицинских вызов.// Под общей ред. проф. Н.Г. Гончарова. – Издание 2-е дополненное и переработанное. – Москва: РМАПО, ЦКБ РАН. – 2011. – 568 с.;

81. Страчунский Л. С. Антибактериальная терапия пневмоний у детей: руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии // под ред. С. Ю. Каганова. М.: Медпрактика-М, 2002. Т. 1. С. 65-103.;

82. Стуколова Т.И., Лекции по поликлинической педиатрии. // М, 2005. – 448 с.;

83. Таточенко В.К. Практическая пульмонология детского возраста. // М., 2001. – 268 с.;

84. Тимченко В.Н., Леванович В.В., Михайлов И.Б. Диагностиа, дифференциальная диагностика и лечение детских инфекций. // СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2004. – 384с.;

85. Учайкин В.Ф., Молочный В.П. Инфекционные токсикозы у детей. // М., 2002. – 168 с.;

86. Учайкин В.Ф., Молочный В.П. Неотложные состояния в педиатрии. // М.:ГЕОТАР-Медиа, 2005 – 256с.

87. Учайкин В.Ф., Шамшева О.В., Корсунский А.А. Вакцинопрофилактика. // М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011;

88. Хавкин А.И. Микрофлора пищеварительного тракта // М. Фонд социальной педиатрии, 2006. – 416 с.;

89. Хаитов Р.М. Клиническая аллергология. // М., 2002. – 240 с.;

90. Харкевич Д.А. Фармакология //М., 1981. – 416 с.;

91. Хирургические болезни детского возраста: Учеб.: В 2т. // Под ред. Ю.Ф.Исакова. – М., 2004

92. Царегородцев А.Д., Таболин В.А. Руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии. // М.,2002, т.2, Клиническая генетика. – 232 с.;

93. Царегородцев А.Д., Таболин В.А. Руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии. Т.3 Нефрология. – М., 2003. – 345 с.;

94. Цыбулькин Э.К. Неотложная педиатрия в алгоритмах. // СПб; «Питер Ком»., 1998. – 224 с.;

95. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей: Экстремальная врачебная помощь. // М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 592 с.;

96. Чичерин Л.П. Проблемы реформирования деятельности педиатрического участка: информационное письмо. – М., 2002;

97. Шабалов Н.П. Неонатология: в 2 томах. // СПб., 2000;

98. Шиффман Ф.Д. Патофизиология крови.// СПб., 2000. – 448 с.;

99. Breast-feeding: A Commentary by the ESPGHAN Committee on Nutrition. J Pediatr Gastroenterol Nutr, Vol. 49, No. 1, July 2009;

100. Complementary Feeding: A Commentary by the ESPGHAN Committee on Nutrition. J Pediatr Gastroenterol Nutr, Vol. 46, No. 1, January 2008;

101. Enteral Nutrient Supply for Preterm Infants: Commentary From the European Society for Paediatric Gastroenterology, Hepatology and Nutrition Committee on Nutrition. J Pediatr Gastroenterol Nutr, Vol. 50, No. 1, January 2010.

ХVIII Конгресса детских инфекционистов России «Актуальные вопросы инфекционной патологии и вакцинопрофилактики» Зав. кафедрой педиатрии имени академика Г.Н. Сперанского РМАНПО, главный педиатр Центрального федерального округа России, член исполкома Союза педиатров России, почетный профессор НЦЗД РАН, доктор медицинских наук, профессор Ирина Николаевна Захарова в программе «Здоровье» от 24 ноября 2019 года рассказала: педиатры добились того, что сегодня дети принимают витамин D во всех возрастах. Как результат – дети стали меньше болеть и реже получают осложнения.

Октябрь и ноябрь оказались насыщенными событиями для кафедры педиатрии имени академика Г.Н. Сперанского нашей Академии.
9 октября 2019 года врачи, ординаторы, аспиранты и сотрудники РМАНПО получили уникальную возможность пообщаться со специалистом мирового уровня. В рамках образовательных проектов кафедры педиатрии имени академика Г.Н. Сперанского на базе ГБУЗ «ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ» состоялась научно-практическая конференция с участием профессора Michael Lentze (Германия), президента Европейского общества детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов (ESPGHAN) 2004-2007 гг., почетного руководителя педиатрического отделения Детской клинической больницы при Университете Бонна, почетного профессора австрийского общества педиатров, члена немецкой академии естественных наук

19-21 ноября 2019 г. состоялся V Московский городской съезд педиатров «Трудный диагноз в педиатрии» . Научная программа Съезда была сформирована под руководством зав. кафедрой педиатрии им. академика Г.Н. Сперанского РМАНПО И.Н. Захаровой.

В подготовке и проведении Съезда активное участие приняли проректор по учебной работе РМАНПО, зав. кафедрой неонатологии А.Л. Заплатников , зав. кафедрой педиатрии им. академика Г.Н. Сперанского И.Н. Захарова , зав. кафедрой детских инфекционных болезней Л.Н. Мазанкова , зав. кафедрой детской эндокринологии Л.Н. Самсонова , профессор кафедры детских инфекционных болезней Т.А. Чеботарева , доцент кафедры детской эндокринологии Г.Ф. Окминян и другие сотрудники педиатрического факультета РМАНПО.

9 октября 2019 года врачи, ординаторы, аспиранты и сотрудники РМАНПО получили уникальную возможность пообщаться со специалистом мирового уровня. В рамках образовательных проектов кафедры педиатрии имени академика Г.Н. Сперанского на базе ГБУЗ «ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ» состоялась научно-практическая конференция с участием профессора MichaelLentze (Германия), президента Европейского общества детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов (ESPGHAN) 2004-2007 гг., почетного руководителя педиатрического отделения Детской клинической больницы при Университете Бонна, почетного профессора австрийского общества педиатров, члена немецкой академии естественных наук.


Сотрудник Должность, ученая степень Курируемое отделение
Захарова Ирина Николаевна Заведующая кафедрой, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ Отделение гастроэнтерологии,
педиатрическое отделение,
3 е инфекционное отделение, отделение нефрологии
Коровина Нина Алексеевна Профессор, доктор медицинских наук заслуженный врач РФ Отделение гастроэнтерологии,
педиатрическое отделение,
3е инфекционное отделение, отделение нефрологии
Заплатников Андрей Леонидович Профессор, доктор медицинских наук
3 е инфекционное отделение
Отделение реанимации и интенсивной терапии
Отделение реанимации для новорожденных
Мумладзе Этери Борисовна Отделение нефрологии
Творогова Татьяна Михайловна Доцент кафедры, кандидат медицинских наук Педиатрическое отделение
Зайденварг Галина Евгеньевна Доцент кафедры, кандидат медицинских наук Отделение гастроэнтерологии
Колобашкина Ирина Михайловна Доцент кафедры, кандидат медицинских наук Отделение гастроэнтерологии
Горяйнова Александра Никитична Доцент кафедры, кандидат медицинских наук Педиатрическое отделение для новорожденных детей
3е инфекционное отделение
Дмитриева Юлия Андреевна 3е инфекционное отделение
Консультативно-диагностическое поликлиническое отделение
Свинцицкая Виктория Иосифовна Ассистент кафедры, кандидат медицинских наук 3е инфекционное отделение
Сугян Нарине Григорьевна Ассистент кафедры, кандидат медицинских наук Отделение гастроэнтерологии
Бережная Ирина Владимировна Ассистент кафедры, кандидат медицинских наук
















О клинике Педиатрического университета

Сегодня Детская клиническая больница при Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете — одна из крупнейших в России. Она является ведущим многопрофильным федеральным медицинским учреждением с огромной научной базой и вековыми традициями Ленинградской школы детских врачей.

Ежегодно в клинике получают квалифицированную медицинскую помощь свыше 100 тысяч детей, проводится более 15 тысяч современных операций. Специалисты Клиники — врачи высшей категории, кандидаты и доктора медицинских наук с многолетним стажем. Они оказывают хирургическую и терапевтическую, высокотехнологичную и специализированную медицинскую помощь как в плановом, так и в экстренном порядке по всем профилям педиатрии. Современное оснащение операционных блоков позволяет выполнять оперативные вмешательства любой сложности. Эндоскопическое оборудование обеспечивает малоинвазивные операции на различных органах и тканях, что значительно сокращает сроки пребывания маленьких пациентов в стационаре. Также клиника оснащена современной диагностической аппаратурой: мультиспиральным компьютерным томографом, МРТ, УЗИ-сканерами экспертного класса, установкой для рентгенохирургии, современной радио изотопной лабораторией. Клинико-биохимическая, бактериологическая, вирусологическая лаборатории позволяют выполнять весь спектр исследований на самом современном уровне.

На базе университетской клиники оперируют пациентов с пороками развития и нарушениями уродинамики, лечат мочекаменную болезнь у детей, оказывают помощь больным всех нозологий, оказывают помощь детям с травмами, врожденными пороками и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, проводят эндопротезирование суставов конечностей у детей. На отделениях клиники вуза обследуют и оказывают помощь детям с патологией щитовидной железы, надпочечников, с травматическим повреждением селезенки, корригируют врожденные пороки развития толстой кишки и аноректальной области, оказывают экстренную, круглосуточную, ангиомикрохирургическую помощь детям и многое другое.

Кроме того, клиника СПбГПМУ специализируется на оказании помощи новорождённым с различными заболеваниями, включая детей с врожденными аномалиями и пороками развития, врачами активно применяются новые технологии выхаживания глубоко недоношенных детей, родившихся с экстремально низкой и очень низкой массой тела. При необходимости к лечению пациента всегда подключаются специалисты университета смежных специальностей: детские хирурги, неврологи, офтальмологи, нейрохирурги. Клиника университета имеет все возможные кадровые и материальные ресурсы для оказания высококвалифицированной медицинской помощи детям, а также роженицам и женщинам с нарушением репродуктивной функции.

"...Но ты же врач и ко всему привык.

В 1930 году при Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова, в то время - 2-м Московском медицинском институте, был открыт педиатрический факультет. Это - один из первых факультетов по подготовке педиатров в стране. И хотя сейчас в России педиатров готовят на 38 факультетах, педиатрический факультет РНИМУ им. Н.И. Пирогова - ведущий. Здесь работают достойные преемники великих учителей-педиатров - замечательные люди, ученые с мировым именем, прекрасные врачи и блестящие организаторы.

Среди них - академики и член-корреспонденты РАН: Ю.Ф. Исаков, Н.И. Нисевич, Н.С. Кисляк, Г.М. Савельева, О.В. Волкова, В.Ф. Учайкин, Э.А. Степанов, В. А. Михельсон, Ю.Г.Пивоваров, Ю.П.Лисицин, М.Р. Богомильский, Е.И.Сидоренко; профессора Ю.Г.Мухина, Г.А. Самсыгина, В.Ф.Дёмин, Б.Н.Будлаев, Н.П.Катлуков, И.М.Османов, А.А.Терентьев, В. А. Филин и многие другие.

Поскольку потенциал здоровья населения страны формируется с детства, то, как писал еще в 1923 году первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко, "оздоровление населения должно начинаться с оздоровления матери и ребенка". Это, естественно, делает необходимым подготовку врачей, высоко профессионально и квалифицированно разбирающихся в педиатрии - науке о детских болезнях, их диагностике, лечении и профилактике.

Как построено обучение на факультете?

В целом, студенты-педиатры изучают медицину, различные аспекты ее в течение 6 лет (на дневном отделении) и 7 лет (на вечернем отделении) на 54 кафедрах университета. Причем обучение проводится не только на специализированных, сугубо педиатрических кафедрах (пропедевтика детских болезней, факультетская педиатрия, госпитальная педиатрия, детские инфекционные болезни, детские хирургические болезни и др.), но и на кафедрах, где изучают вопросы диагностики, лечения и профилактики отдельных заболеваний среди взрослых, поскольку ребенок в 14-15 лет - это уже практически сформировавшийся организм взрослого человека. Такой подход к обучению тем более актуален, что на VIII съезде врачей-педиатров России, состоявшемся в феврале 1998 года, было принято решение об оказании медицинской помощи в детской поликлинике не только детям, но и подросткам в возрасте до 17 лет (включительно), которые в настоящее время наблюдаются в подростковых кабинетах детских поликлиник.

Помимо клинической подготовки педиатры изучают фундаментальные естественнонаучные, медико-биологические и медико-профилактические дисциплины, что позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность, после получения диплома врача-педиатра, работать по любой врачебной специальности, которых сейчас насчитывается более 100.

Кроме теоретического обучения студенты должны пройти производственную практику, в процессе прохождения которой будущие педиатры осваивают практические навыки у постели больного в различных лечебно-профилактических учреждениях. В соответствии с учебным планом студенты проходят практику в качестве помощника: после I курса – младшего медицинского персонала, после II курса - палатной медицинской сестры, после III курса - процедурной медицинской сестры, после IV курса - врача стационара (хирургия, терапия, акушерство и гинекология), после V курса - врача амбулаторно-поликлинических учреждений.

Чем принципиально отличается от других педиатрический факультет РНИМУ им. Н.И. Пирогова?