Общие понятия о гигиене слуха

Определение 1

Гигиена органов слуха – предостережения органов слуха от попадания инфекций и вредного воздействия окружающей среды.

Слух – одно из основных чувств, которым одарила нас природа. Возможность слышать помогает нам защититься от опасности, которая нас подстререгает.

Основным правилам гигиены ребенка необходимо обучать с пеленок. Личная гигиена, в этом числе и гигиена слуха, – одна из элементов данного обучения. Ежедневные процедуры, которые направлены на чистоту ушной раковины, является профилактикой от проникновения инфекций и потери слуха.

К дополнительным мерам по защите органов слуха относятся факторы, которые воздействуют извне, а именно:

  • переохлаждение;
  • производственным шум;
  • громкие звуки;
  • заболевание носоглотки.

Основы гигиены ушей

Для того чтобы не допустить потерю слуха, защитить себя от попадания вирусов, и возможности развития различного рода заболеваний, необходимо придерживаться основных правил гигиены ушной раковины. Прежде всего, необходимо мыть уши каждый день. Это одна из основ гигиены органов слуха. Правильная гигиена ушной раковины, залог здоровья всех отделов уха.

Уши необходимо чистить ватной палочкой. Но делать это необходимо осторожно. Одно неправильное движение может привести к нарушению барабанной перепонки, что способствует ухудшению естественного процесса выделения ушной серы. Сера является барьером, она защищает от попадания инфекции, микробов, пыли. Избавляться полностью от серы, что находится в ушном канале, нельзя.

Наружное ухо необходимо чистить правильно и осторожно, чтобы его не травмировать.

При избыточном выделении серы и скоплении ее в наружном слуховом канале может произойти ухудшение слуха.

Нельзя допускать попадание воды в уши. Это вызывает ощущение заложенности уха, что также может привести к сильной боли. Необходимо принять меры по извлечению воды из уха.

Профилактика заболеваний органов слуха

Ухо тесно связано с носом и горлом, поэтому гигиена ушей подразумевает здоровую носоглотку. Если воспалилась слизистая носа или горла, это может привести к воспалению евстахиевой трубы, которая соединяет среднее ухо и носоглотку. В результате все микробы проникают в органы слуха, которые могут вызвать такое заболевание, как отит среднего уха.

При воспалении среднего уха или носоглотки сильно сморкаться и сморкаться двумя ноздрями одновременно запрещено. Необходимо это делать по очереди.

На здоровье органов слуха оказывает влияние производственный шум и громкие звуки. Постоянное пребывание в местах, где слишком громко, приводит к ослаблению слуха или полной его потере. У человека появляется быстрая усталость, нарушение аппетита, раздражительность, потеря сна, снижается работоспособность.

Для защиты органов слуха необходимо использовать специальные звукопоглощающие средства защиты (беруши).

Замечание 1

Мир окружает нас большим количеством всевозможных звуков и шумов, которые мы слышим. Все эти звуки и шумы несут в себе как полезную информацию, так и негативно сказываются на нашем здоровье. В результате постоянного воздействия производственного шума, громкой музыки, громких звуков может наступить потеря слуха. Поэтому гигиена органов слуха должна соблюдаться каждый день.

Для этого необходимо выполнять следующие действия.

  1. Тщательно следить за чистотой ушной раковины.
  2. Избегать мест, где существует угроза громкого шума.
  3. При появлении воспалительных процессов необходимо сразу обращаться к специалисту.
  4. Запрещено использовать металлические предметы для чистки уха.
  5. Своевременно лечить заболевания носоглотки.
  6. При контакте с токсическими веществами необходимо пользоваться защитной маской и очками, которые будут препятствовать попаданию пыли в носоглотку.
  7. Заниматься самолечением нельзя.

Тема. Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы.

Цель: познакомить учащихся с обонятельным, вкусовым, кожным и двигательным анализаторами. А также изучить правила гигиены органов чувств и об их здоровье .

Оборудование и материалы: фотографии, рисунки, плакаты, схемы.

Базовые понятия и термины: обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы, волосковидные клетки, вкусовые сосочки, острота, близорукость и дальнозоркость, косоглазие, отит, тугоухость.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока

I. Организационный этап …………………………………………………….......2 мин

II . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .............................................................................................................3мин

III . Изучение нового материала . ……25 мин

IV . ……………………………………………………………………….......... 10мин

V . Подведение итогов урока .…...3 мин

VI . Домашнее задание 2 мин

Ход урока

    Организационный этап

    Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Человек различает тысячи разных запахов. Его обоняние во много раз тоньше вкуса. Не менее важное чувство - осязание. Без него мы не смогли бы удерживать карандаш, пожать кому-то руку, найти дорогу в темноте.

У здорового человека анализаторы дают верную картину внешних событий. Для того чтобы избежать заболевания органов чувств, важно вести здоровый образ жизни, следовать правилам гигиены.

    Изучение нового материала

Вкусовой и обонятельный анализаторы И.П. Павлов назвал химическими, так как их раздражители - химические свойства веществ.

В слизистой оболочке языка находятся вкусовые сосочки. Каждый сосочек сообщается с ротовой полостью посредством поры. Пора ведёт в камеру, заполненную жидкостью. На дне камеры расположены вкусовые рецепторы - волосковидные клетки. К ним прилегают нервные волокна. При попадании пищи в ротовую полость часть её растворяется в слюне. Раствор попадает в полость камеры сосочка и воздействует на волоски клеток. Если рецепторы вкуса реагируют на данное вещество, они возбуждаются. Информация в виде нервных импульсов идёт сначала в продолговатый мозг и зрительный бугор, а затем достигает задней центральной извилины коры, где формируются вкусовые ощущения.

Различают четыре главных оттенка вкуса: сладкий, кислый, солёный, горький. Распознают их рецепторы, находящиеся в разных частях языка. Многие несъедобные и ядовитые вещества имеют горький вкус, поэтому особенно много рецепторов, которые его распознают. Располагаются они в задней части языка, и при их раздражении вызывается защитный рвотный рефлекс.

Обонятельные рецепторы - волосковидные клетки - расположены в слизистой оболочке носовой полости. Раздражение обонятельных рецепторов способны вызывать летучие или растворимые в воде или жирах вещества. Возбуждение от рецепт ров по обонятельным нервам поступает к промежуточным и высшим обонятельным центрам. Рецепторы обонятельного анализатора обладают большой чувствительностью.

На остроту обоняния влияет состояние слизистой оболочки носа. При насморке обонятельная чувствительность снижается.

Кожа, как и все органы тела, обладает чувствительностью. Она играет существенную роль в познании внешнего мира. 3 коже находятся разнообразные рецепторы в виде нервных окончаний, свободных или заключённых в капсулу. Рецепторы кожи воспринимают тепловые, к: подовые, болевые раздражения. Холодовые рецепторы расположены ближе к поверхности кожи, чем тепловые, их много на лице и губах.

Важнейшее кожное чувство - осязание (ощущение прикосновения и давления). Больше всего рецепторов, воспринимающих прикосновение, на подушечках пальцев, губах. Рецепторы ступней ног воспринимают давление тела и помогают контролировать ходьбу.

Нервные импульсы от рецепторов кожи проходят через спинной мозг и зрительный бугор в центральную часть коры, где возникают соответствующие ощущения.

В толще мышц и сухожилий имеются рецепторы, которые возбуждаются при растяжении этих органов. Чувство ощущения своего тела, реализация врождённых и выработанных движений невозможны без их участия. Высший отдел двигательного анализатора находится в области предцентральной извилины, где возникает мышечное чувство. Вместе с вестибулярным двигательный анализатор обеспечивает положение тела в пространстве.

Одна из важных характеристик зрения - острота. При близорукости и дальнозоркости происходит её снижение. У близоруких людей глазное яблоко имеет удлинённую форму. Они чётко видят детали близкорасположенных предметов. При дальнозоркости глазное яблоко более укорочено. Человек лучше видит отдалённые предметы. И при близорукости, и при дальнозоркости зрение можно скорректировать при помощи очков с разной формой линз.

Снижение остроты зрения наблюдается в результате напряжения мышц глаза из-за плохого освещения, привычки читать на расстоянии менее 30 см, использования мобильного телефона для игры и работы с Интернетом, длительной работы за монитором компьютера, просмотра телевизионных программ в неосвещённой комнате.

При неодинаковом преломлении света в левом и правом глазах возникает косоглазие. Чёткое и резкое изображение поступает только от одного глаза. В результате второй глаз отключается, его зрачок перемещается в сторону. Исправить косоглазие позволяют очки и специальные упражнения.

Игры с острыми предметами могут привести к ушибу и травме глаз. В этом случае накладывается повязка и вызывается врач.

Ожоги глаз - следствие небрежного обращения с оптическими линзами, огнём или химическими веществами (кислотами, щелочами). В случае химического ожога важно промыть глаза большим количеством холодной проточной воды. Термические и химические ожоги, ушибы могут стать причиной помутнения роговицы и появления бельма, что ведёт к потере зрения.

Попавшие в глаз мелкие соринки можно извлечь самостоятельно чистой салфеткой.

В наружном слуховом проходе происходит выделение ушной серы. Её накопление может привести к закупорке слухового прохода, что ведёт к снижению слуха. Поэтому следует ежедневно мыть уши тёплой водой с помощью влажного тампона. Извлекать серу спичками, шпильками и другими острыми предметами не рекомендуется.

В сырую холодную и ветреную погоду уши следует оберегать от переохлаждения.

При попадании микроорганизмов в среднее ухо может возникнуть его воспаление - отит. Заболевание сопровождается сильной болью. Оно может привести к нарушению подвижности слуховых косточек и снижению остроты слуха. Также результатом этого заболевания может стать поражение слуховых рецепторов и нерва, что приводит к глухоте.

Кратковременные, но чрезмерно сильные звуки или постоянное пребывание в шумной обстановке могут стать причиной тугоухости.

Длительное пребывание на дискотеках, а также в других средах, «загрязнённых звуковыми шумами», ведёт к повышению давления крови, головным болям, раздражительности, ухудшению сна. Негромкая классическая музыка благоприятно действует на работу мозга и органов чувств, вызывает положительные эмоции, позитивно сказывается на настроении.

IV . Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Как устроен обонятельный анализатор?

2. Как устроен вкусовой анализатор?

3. Как устроен кожный анализатор?

4.Какую роль играют мышечные рецепторы в процессе движения?

5.Какие ощущения возникают при раздражении рецепторов кожи?

V . Подведение итогов урока VI . Домашнее задание

§58, 59, конспект, ответить на вопросы.

Анализаторы и органы чувств

Анализаторы

Анализаторами называют системы, которые состоят из рецепторов, проводящих путей и центров в коре больших полушарий. Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и другой. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу – электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов . Рецепторы строго специализированы. Каждая их группа способна воспринимать и переводить на понятный нервной системе язык сигналов, то есть нервных импульсов, только определенный набор раздражений. Путаницы не происходит, потому что каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону мозга. Здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности (например, только от зрения, или только от слуха или осязания). Наконец, в третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей, например от зрения и слуха.

Зрительный анализатор

Значение зрения . Через зрительный анализатор человек получает основное количество информации. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения. Благодаря зрению мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, обучаемся выполнению определенных правил поведения. Значит, в познании внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль. Умение видеть прекрасное в окружающей природе, в произведениях скульптуры, архитектуры, живописи, в балете, в кино отличает воспитанного человека.

Строение глаза . Глаза снабжены большим числом вспомогательных приспособлений для их защиты. Это брови , благодаря которым стекающий со лба пот не попадает в глаза. Веки и ресницы защищают глаза от пыли. Веки постоянно смыкаются и размыкаются (моргание), равномерно смачивая поверхность глаза слезной жидкостью. Слезы образуются в слезных железах, расположенных в наружной части глазницы над глазом, излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через слезный проток . Секрет слезных желез действует не только как смазывающая, но и как дезинфицирующая жидкость. Глаз имеет форму шара и поэтому называется глазным яблоком. Такая форма позволяет ему двигаться в определенных пределах в полости костного углубления - глазнице . Движение глаза достигается сокращением шести глазных мышц . Они прикреплены одним концом к стенке глазницы, другим – к глазному яблоку.

Снаружи глаз покрыт белой плотной белочной оболочкой , которая окружает всю поверхность глазного яблока. Белочная оболочка соединяется со слизистой оболочкой, которой изнутри покрыты веки. Спереди белочная оболочка соединяется с прозрачной оболочкой - роговицей . Другая оболочка глаза - сосудистая . Она пронизана множеством кровеносных сосудов, снабжающих глаз кровью. Внутренняя поверхность этой оболочки содержит тонкий слой красящего вещества – черный пигмент, который поглощает световые лучи. Спереди, напротив роговицы, сосудистая оболочка переходит врадужную оболочку , которая может быть разного цвета в зависимости от количества находящегося в ней пигмента. Именно эта оболочка определяет цвет глаз. В центре радужной оболочки находится круглое отверстие - зрачок . Зрачок расширяется или сужается в зависимости от количества света, падающего на глаз. В этом легко убедиться самим, если наблюдать за зрачком в зеркале и одновременно подносить к лицу и отодвигать от него какой-нибудь источник света, например лампу. Наконец, внутренняя стенка глазного яблока выстлана очень тонкой оболочкой - сетчаткой . Она имеет сложное строение. В ней расположены клетки, очень чувствительные к свету, - зрительные рецепторы . Именно в них энергия проникающих в глаз световых лучей превращается в процесс нервного возбуждения. И по волокнам зрительного нерва эти нервные импульсы попадают в мозг.

Сетчатка глаза имеет толщину 0,15–0,20 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой сетчатки непосредственно прилегает к черным пигментным клеткам. Этот слой образован зрительными рецепторами - палочками и колбочками . В сетчатке глаза человека палочек в десятки раз больше, чем колбочек. Палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут воспринимать цвет. Колбочки возбуждаются медленнее и только ярким светом, они способны воспринимать цвет. Палочки сравнительно равномерно распределены по сетчатке. Прямо напротив зрачка в сетчатке находится желтое пятно , в состав которого входит исключительно колбочки. Поэтому наиболее отчетливо человек различает те предметы, изображения которых попадают прямо на желтое пятно. С помощью глазных мышц мы может управлять движением глаз и изменять направление взора. Но всегда при рассматривании нового предмета происходит перемещение взора так, чтобы изображение частей предмета последовательно попадало на желтое пятно.От нервных клеток сетчатки отходят длинные отростки. В одном месте сетчатки они собираются в пучок и образуют зрительный нерв. Более миллиона его волокон передают в мозг зрительную информацию в форме слабых нервных импульсов. Место на сетчатке, откуда выходит зрительный нерв, лишено рецепторов и называется слепым пятном . Каждый школьник может убедиться в его существовании с помощью простого опыта.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Гигиена зрения . У многих людей, развивается близорукость. Если же выполнять несложные правила, то в большинстве случаев можно предотвратить это нарушение зрения. Очень вредно держать книги и тетради на расстоянии ближе 30 см от глаз. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия. При постоянном плохом освещении и неправильной посадке вырабатывается привычка рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость. Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз. Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. На рабочем столе слева ставится настольная лампа с лампочкой мощностью 60-75 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет не попадал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь. Слишком яркое освещение раздражает глаза и приводит к быстрому утомлению. Вредно читать в движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. В результате наступает ухудшение зрения. Когда мы читаем лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещенность ее недостаточна. Привычка читать лежа наносит вред зрению .

Глаза следует беречь от травм. Это самая частая причина помутнения роговицы (бельма) и слепоты. Причиной глазных травм у детей является чаще всего шалости, драки. Некоторые ребята бросают палки, камни, стреляют из рогаток. Все это может привести к глазным травмам. В школьных мастерских и на производствах школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками, экраном и т.д.). Нельзя сдувать опилки, стружки, так как они могут попасть в глаза. Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаз с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Это может вызвать различные заболевания глаз, например воспаление слизистой оболочки – конъюнктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения. Поэтому глаза нужно беречь от травм, от попадания инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.

Нарушения зрения . Одной из важных характеристик зрения является острота зрения. Острота зрения определяет предельную способность глаза различать мелкие детали в поле зрения. Острота зрения зависит от общей освещенности, контраста деталей изображения на определенном фоне и других причин. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения – это близорукость и дальнозоркость. Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц. Близорукость бывает врожденной и приобретенной. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных далеко от глаз, возникает не на сетчатке, а как бы впереди нее. Приобретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которое может возникать при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчатыми. Очки с двояковогнутыми линзами помогают тому, чтобы отчетливые изображения предметов возникали точно на сетчатке. Дальнозоркость также бывает врожденной и приобретенной. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает как бы позади сетчатки. Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее характерна для людей пожилого возраста. Дальнозоркие люди видят близкие предметы расплывчатыми, не могут читать текст. Очки с двояковыпуклыми линзами помогают возникновению изображения близкого объекта точно на сетчатке.

Нельзя пользоваться чужими очками или подбирать себе очки без рецепта врача. Это ведет к дальнейшему ухудшению зрения .

Слуховой анализатор

Значение слуха . Чувство слуха – одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. Потеря слуха может привести к нарушениям в поведении человека. Глухие дети не могут научиться полноценной речи. С помощью слуха человек улавливает звуки, сигнализирующие о том, что происходит во внешнем мире, звуки окружающей нас природы – шорохи леса, пение птиц, звуки моря, а также различные музыкальные произведения. С помощью слуха восприятие мира становится ярче и богаче.

Ухо и его функция . Звук, или звуковая волна, - это чередующееся разрежение и сгущение воздуха, распространяющееся во все стороны от источника звука. А источником звука может быть любое колеблющееся тело. Звуковые колебания воспринимаются нашим органом слуха. Орган слуха построен очень сложно и состоит из

· наружного,

· среднего,

· внутреннего уха.

Наружное ухо состоит из

· ушной раковины,

· слухового прохода.

Ушные раковины многих животных могут двигаться. Это помогает животному улавливать, откуда раздается даже самый тихий звук. Ушные раковины человека также служат для определения направления звука, хотя они и лишены подвижности. Слуховой проход соединяет наружное ухо со следующим отделом – средним ухом. Слуховой проход перегорожен на внутреннем конце туго натянутой барабанной перепонкой . Звуковая волна, ударяя в барабанную перепонку, заставляет ее колебаться, вибрировать. Частота вибрации барабанной перепонки тем больше, чем выше звук. Чем сильнее звук, тем сильнее колеблется перепонка. Но если звук совсем слабый, еле слышимый, то эти колебания очень малы. Минимальная слышимость натренированного уха находится почто на границе тех колебаний, которые создаются беспорядочным движением молекул воздуха. Значит, человеческое ухо – уникальный по чувствительности слуховой прибор. За барабанной перепонкой лежит заполненная воздухом полость среднего уха. Эта полость соединена с носоглоткой узким проходом - слуховой трубой . При глотании происходит обмен воздухом между глоткой и средним ухом. Изменение давления наружного воздуха, например в самолете, вызывает неприятное ощущение – «закладывание ушей». Оно объясняется прогибом барабанной перепонки из-за разницы между атмосферным давлением и давлением в полости среднего уха. При глотании слуховая труба открывается, и давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается. В среднем ухе расположены три маленькие, последовательно связанные между собой косточки:

· молоточек,

· наковальня,

· стремя.

Молоточек, соединенный с барабанной перепонкой, передает ее колебания сначала на наковальню, а затем усиленные колебания передаются на стремя. В пластинке, отделяющей полость среднего уха от полости внутреннего уха, два окна, стянутые тонкими перепонками. Одно окно овальное , в него «стучится» стремя, другое - круглое . За средним ухом начинается внутреннее ухо. Оно расположено в глубине височной кости черепа. Внутреннее ухо представляет собой систему лабиринта и извитых каналов, заполненных жидкостью. В лабиринте находится орган слуха - улитка . Это спирально закрученный костный канал, имеющий у человека два с половиной оборота. Колебания перепонки овального окна передаются жидкости, заполняющей внутреннее ухо. И она, в свою очередь, начинает колебаться с той же частотой. Вибрируя, жидкость раздражает слуховые рецепторы, расположенные в улитке. Канал улитки по всей длине разделен пополам перепончатой перегородкой. Часть этой перегородки состоит из тонкой перепонки - мембраны . На ней находятся воспринимающие клетки - слуховые рецепторы . Колебания жидкости, заполняющей улитку, раздражают отдельные слуховые рецепторы. В них возникают импульсы, которые передаются по слуховому нерву в головной мозг.

Слуховое восприятие . В головном мозге происходит различение силы, высоты и характера звука, его местоположения в пространстве. Мы слышим двумя ушами, и это имеет большое значение для определения направления звука. Если звуковые волны приходят одновременно в оба уха, то мы воспринимаем звук посередине (спереди и сзади). Если звуковые волны чуть раньше придут в одно ухо, чем в другое, то мы воспринимаем звук либо справа, либо слева.


Похожая информация.


После перенесенных заболеваний, травм уха и нервной системы область слухового восприятия сужается. В среднем ухе звук усиливается в 50 - 70 раз. Поэтому поражение среднего уха и повреждение барабанной перепонки резко снижают слух. Необходимо тщательное лечение при вирусных, «простудных» заболеваниях, чтобы предотвратить возникновение воспаления среднего уха.

Повреждение слуховой области, расположенной в височных долях больших полушарий, может вызвать различные нарушения слуха - словесную глухоту, музыкальную глухоту, потерю слуха. Слух может нарушаться вследствие колебаний температуры внешней среды.

Профилактика нарушений слуха включает специальные упражнения для улуч­шения слуха. Закрыв рот, затыкают уши большими пальцами рук и помещают указательные паль­цы на веки закрытых глаз. Безымянные пальцы и оба мизинца окружают рот, губы при этом сложены, выдви­нуты вперед наподобие клюва, а средние пальцы прижаты к ноздрям с обеих сторон. Делают вдох через рот. Завершив вдох, надувают щеки и наклоняют голову так, чтобы подбородок надав­ливал на яремную ямку. По возможности подольше задерживают ды­хание, щеки при этом остаются надутыми. Затем мед­ленно поднимают голову, открывают глаза и делают выдох через нос. Создаваемое повышенное давление в полости рта вызывает пере­мещение воздуха в направлении среднего уха. Это упражнение «тренирует» способность выравнивать давление снаружи и внутри уха, то есть между средним и наружным ухом.

Наиболее распространенным нарушением зрения является близорукость (миопия). С уществует две причины возникновения и развития близорукости: зрительное переутомление, несоблюдение гигиенических норм и правил по профилактике нарушений зрения и наследственные факторы.

Первыми признаками близорукости являются расширение глазной щели, расширеное глазное яблоко начинает выдаваться вперед, увеличение зрачка. Приходится склоняется над предметами, щурится, вглядываясь вдаль. У близоруких чаще отмечаются нарушения осанки. Меняется поведение, появляется привычка ходить с низко опущенной головой, сутулиться, жалобы на боль и двоение в глазах, головную боль, быстрое утомление.

Среди мер профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации. Это могут быть простые упражнения, заключающиеся в рассмотрении объектов, находящихся на разном расстоянии. Предлагается быстро переводить взгляд с близко расположенного предмета (палец, карандаш, точка на оконном стекле) на удаленный (противостоящий дом, облако, дерево) и обратно. Эти упражнения целесообразно проводить в течение 0,5 - 1 мин с усиленной зрительной нагрузкой дома, на работе или во время занятий.

Полезно вращение глазами. В качестве подготовительного уп­ражнения можно не двигая голо­вой направить резко взгляд в верхний левый угол глаза, затем - по диагонали в нижний правый угол, в нижний левый и верхний правый угол. В конце упражнения на­правляют взгляд вверх, затем вниз, чтобы увидеть свою грудь.

Систематическое выполнение упражнений приводит к совершенствованию аккомодации, уменьшает начальные признаки ее нарушения.

Для предотвращения прогрессирования близорукости необходимо укреплять общее состояние организма путем закаливания, рационального, полноценного витаминизированного питания, соответствующего физического воспитания, соблюдения режима труда и отдыха. В школах и вузах необходимо соблюдение оптимального режима обучения, воспитания и отдыха. Очень важны правильный подбор мебели в соответствии с ростом, привитие правильной рабочей позы. Учащиеся с нарушением зрения должны сидеть за передними столами первого от окон ряда.

Гигиена органов чувств.

Обобщающий урок по предмету: здоровье и охрана безопасности жизнедеятельности.

Цель: актуализировать и углубить знания учащихся по теме гигиена органов чувств.

Задачи:

  • образовательные:

Актуализировать знания учащихся о видах органов чувств;

Формировать представление о правилах ухода за органами чувств (глаза, кожа, уши, язык, нос)

Актуализировать знания детей о том, что такое гигиена.

  • Коррекционно-развивающие:

Продолжить развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), через выполнение практических заданий в ходе урока;

Развивать внимание, восприятие учащихся путём работы с презентационным материалом;

Продолжить работу по развитию памяти учащихся кратковременной и долговременной, обогащению словарного запаса.

  • Воспитательные:

Прививать у учащихся аккуратность и бережное отношение в своему организму, к органам чувств в частности.

Место проведения занятия : кабинет

Продолжительность занятия: 40 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: ноутбук, проектор.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: цветок с карточками-органы чувств, закрытые пластиковые стаканчики с кусочками лимона, чеснока и кофе, соль, сахар, лимонная кислота, одноразовые ложки, МР3 записи – морской прибой, звуки леса, шум города.

Ход урока.

  1. Введение

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте!

Мы друг другу сказали:

Здравствуйте!

И как будто светлее на улице стало.

Здравствуйте!

Этим словом здоровья мы всем пожелали!

Здравствуйте!

А вроде совсем ничего не сказали.

Здравствуйте!

Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок. Сегодня к нам на урок пришёл гость. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, кто же это.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор...

Дети: Айболит. (Слайд 2)

  1. Актуальность

Учитель: Правильно. Сегодня у нас в гостях Доктор Айболит. Посмотрите ребятки, он принёс с собой цветок. (цветок с лепестками – «органы чувств» закреплён на магнитной доске). Этот цветок не простой, он волшебный. С помощью этого цветка мы вспомним, какие органы чувств есть у человека.

А вы помните, для чего нам нужны органы чувств? С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.

Доктор Айболит: Ребята, вы же знаете, что здоровье – это великая человеческая ценность. Природа наделила человека огромными возможностями. Но воспользоваться ими можно, если человек умеет правильно ухаживать за своим телом. Поэтому, мы с вами сегодня поговорим не только о органах чувств человека, но и о том, как правильно ухаживать за ними. Ребята, а как по- другому называется уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Учащиеся: личная гигиена (Слайд 3)

Доктор Айболит: Правильно. Гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

  1. Основная часть урока

Учитель: А теперь, давайте вспомним, какие органы чувств есть у человека. Отгадайте загадку:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (глаза) (Слайд 4)

Учитель переворачивает лепесток цветка «Глаз – зрение» на доске.

Правильно, глаза являются органом зрения. Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир.

Доктор Айболит: (Слайд 5)

Правила гигиены органа зрения

К глазам необходимо относиться бережно. Глаза могут заболеть, если в них попадёт грязь, которая является рассадником многих заболеваний. Грязь заносится в глаза, когда мы их трём грязными пальцами, когда вытираем их грязным полотенцем, спим на грязной подушке.

  • Надо пользоваться чистым полотенцем, спать в чистой постели, не тереть глаза руками.

Большое значение имеет для сохранения зрения освещение. При плохом освещении глаза напрягаются и очень быстро утомляются. А при очень ярком, могут заболеть.

  • Не читать, рисовать, играть при плохом освещении.
  • Не находиться на ярком солнце без солнцезащитный очков.

Нужно беречь глаза от попадания в них пыли и песка, от повреждения острыми предметами.

  • Беречь глаза от травм и попадания инородных предметов.

Чтобы зрение оставалось хорошим, нельзя много смотреть телевизор, нельзя сидеть близко у телевизора, сидеть прямо перед экраном, а не с боку. Во время просмотра телепередач должен быть включён свет.

  • Не переутомлять глаза.

Учитель: А теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

Гимнастика для глаз

Учитель: Продолжим. У меня есть для вас ещё одна загадка. Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это - ... (ухо) (Слайд 6)

Учитель переворачивает лепесток «Ухо – слух».

Учитель: Правильно ребята, это ухо – это орган слуха. Сейчас закройте пожалуйста глаза. Я включу вам запись звуков, а вы расскажете, что вы услышали, где побывали.

Игра «Где мы находимся?» (дети закрывают глаза. Учитель ставит МР3 записи: звуки леса, звук морского прибоя, звуки города и просит детей после прослушивания рассказать где они находились).

Доктор Айболит: (Слайд 7)

За ушами нужно тоже бережно ухаживать.

Правила гигиены органа слуха

  • Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку
  • Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.
  • Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.
  • В случае болезни обязательно обращаться к врачу

Учитель: Отгадайте, а о каком органе чувств мы сейчас поговорим.

Меж двух озёр стоит утёс,

В нём две пещеры, это - ... (нос) (Слайд 8)

Правильно нос является органом чувства обоняние. Обоняние - это способность человека чувствовать запахи.

Учитель переворачивает лепесток «Нос-обоняние».

Практические задания:

Определить, что лежит в стаканчике. (Детям раздаются пронумерованные стаканчики с перфорированной крышкой. Внутри лежат 1. ЛИМОН 2. ЧЕСНОК 3. КОФЕ. Ученики по запаху должны определит, что находится в стаканчиках.)

Доктор Айболит: (Слайд 9) А теперь давайте посмотрим какие правила нужно соблюдать, чтоб сохранить наш орган обоняния.

Правила гигиены органа обоняния

  • Нельзя резко вдыхать пахучие вещества
  • Необходимо регулярно проветривать помещение.
  • Особенно опасна для здоровья человека пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.
  1. Учитель: А теперь немного отдохнём и наше тело разомнём. Физкультминутка

Учитель: Что ж, продолжим наш урок. Наш следующий орган чувств отгадайте.

Всегда во рту,

Но его не проглотишь.

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (язык) (Слайд 10)

Учитель переворачивает лепесток «Язык - вкус».

Учитель: Правильно, это язык. Он является органом вкуса. Благодаря ему мы можем понять, что мы едим. А давайте сейчас проверим как работает наш язык.

Практическое задание. Учитель просит учеников определить на вкус сладкое (сахар), солёное (соль), кислое (лимонная кислота или лимон).

Доктор Айболит: (Слайд 11) Вы ребята молодцы. А теперь я расскажу вам о правилах гигиены органа вкуса.

Правила гигиены органа вкуса

  • Не употребляй слишком горячую пищу.
  • Соблюдай режим и рацион питания.
  • Мой руки перед едой.
  • Не бери в рот незнакомые растения.
  • Содержи в порядке полость рта.
  • Соблюдай правило «Когда я ем - я глух и нем».

Учитель: Ну что же, на нашем цветке осталось перевернуть только один лепесток.

Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу,

Пот наружу выделяю,

Температурой руковожу. (Кожа) (Слайд 12)

Учитель: Кожа – орган осязания. Кожа защищает тело человека от различных повреждений. Через кожу удаляются вредные для организма вещества. А давайте проведём небольшой эксперимент.

Практические задания:

Задания на тактильное восприятие.

1. «Тепло\холодно». Дети закрывают глаза. Им предлагают потрогать бутылки с водой тёплой и холодной водой и определить где и какая.

2. « По ладошке побежала белка\ёжик». Учитель проводит по ладони ученика поочерёдно мягкой кисточкой, кисточкой для клея /или щетиной / и спрашивает: «Кто побежал по ладошке? Белочка или ёжик?»

Доктор Айболит: (Слайд 13) За кожей необходимо ухаживать: содержать в чистоте!

Правила гигиены органа осязания

  • Личная гигиена. Ежедневные водные процедуры
  • Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой.
  • Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм.
  • Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.
  • Не трогай незнакомых животных на улицах.

5. Подведение итогов

Учитель: Ну вот мы и вспомнили с вами все органы чувств человека. (Слайд 14) Все лепестки нашего волшебного цветка открылись. А замечательный Доктор Айболит рассказал нам какие правила мы должны соблюдать, чтоб сберечь наши органы чувств. Ребята, давайте поблагодарим его и пообещаем соблюдать все эти правила.

Доктор Айболит: (Слайд 15)

«Пожелание друзьям»

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

Правила гигиены органа зрения Надо пользоваться чистым полотенцем, спать в чистой постели, не тереть глаза руками. Не читать, рисовать, играть при плохом освещении. Не находиться на ярком солнце без солнцезащитный очков. Беречь глаза от травм и попадания инородных предметов. Не переутомлять глаза.

Ухо является органом слуха. Слух позволяет нам познавать окружающий мир и ориентироваться в нем.

Правила гигиены органа слуха Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку. Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки. В случае болезни обязательно обращаться к врачу

Нос орган - обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

Предварительный просмотр:

Кожа – орган осязания. Кожа защищает тело человека от различных повреждений.

Правила гигиены органа осязания Личная гигиена. Ежедневные водные процедуры Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой. Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм. Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи. Не трогай незнакомых животных на улицах.

О рганы чувств

«Пожелание друзьям» Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево!