Количество регистров , или звуковой объём , который может охватить певец , называется вокальным диапазоном (диапазоном голоса) . Диапазон у мужчин и женщин разный, что заметно в разговорной речи : голос у мужчин грубее, что связано с более толстыми, чем у женщин, голосовыми складками (связками ) .

Регистр зависит от частоты колебания голосовых складок. Этим же определяется его высота : высокий регистр возникает при высокочастотных колебаниях , средний и низкий – при соответствующих.

Впервые теорию регистров выдвинула старая итальянская школа пения в конце шестнадцатого — начале семнадцатого веков, где выделяли всего два регистра: грудной и головной . Однако столетие спустя появлялись другие теории, со своим количеством регистров; в девятнадцатом веке новая теория трёх регистров стала соперничать со старой, двухрегистровой . Мануэль Гарсиа-сын, испанский бас и вокальный педагог , в своей научной работе от 1841 года дал определение регистра, в котором пытался совместить две противоборствующие теории. Он повлиял на все последующие работы и учения.

Гарсиа выделял три типа певческих регистров: грудной , средний и головной . Некоторые современные учителя пения, также выделяющие три регистра, по-разному называют их для мужчин и женщин: для первых это грудной, головной и фальцет ; для вторых – грудной, средний и головной. Но не все согласны с таким делением; большинство следует теории, по которой их четыре:

штробасс , самый низкий, при котором голосовые складки практически не вибрируют (не ниже 20 Гц); его верхняя граница совпадает с нижней границей грудного голоса;

модальный (речевой) регистр, следующий за штробасом, как очевидно из названия, характерен для разговорной речи; звуки богаты обертонами (гармониками ) , но по-прежнему низки по частоте;

– фальцет, который часто объединяют с головным регистром или считают верхним его участком; возникает при колебании не всех голосовых складок, а лишь их слизистой оболочки ; беден обертонами, но богат частотами;

свистковый , самый высокий, до 2400 Гц, является самым загадочным: во время его формирования практически невозможно проследить за работой голосовых складок, так как гортань перекрывается надгортанником ; его же труднее всего достичь: не все женщины способны воспроизвести данный регистр, мужчины – и подавно. Дети, напротив, могут неосознанно его использовать, но некоторые врачи считают его вредным для здоровья голоса , полагая, что он может привести к дисфонии и иным нарушениям голоса .

Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются вокальные педагоги, – научить подопечного плавно переходить от одного регистра к другому так, чтобы слушатели не заметили границ между регистрами (порогов) . При переходе этих границ голос неопытного певца ломается , меняет свою окраску .

Типы голоса

Певческий диапазон настолько тесно связан с разновидностями певческого голоса , что эти термины часто между собой путают.

Всего в настоящее время выделяют шесть типов голосов, по три для каждого пола.

Для женщин:

сопрано , самый высокий голос, от «до» первой октавы до «до» третьей , делящийся на более узкие типы: колоратурное сопрано , лирико-колоратурное , лирическое , лирико-драматическое , драматическое ;

меццо-сопрано , от «ля» малой октавы до «ля» второй : высокое (лирическое ) и низкое (драматическое ), иногда выделяют среднее (колоратурное );

контральто , самый низкий женский голос, от «фа» малой октавы до «фа» второй октавы ; его принято делить на те же три типа, что и меццо-сопрано.

Для мужчин:

тенор , самый высокий, от «до» малой октавы до «до» второй : лирический тенор , лирико-драматический, драматический и баритональный;

баритон , от «ля» большой октавы до «ля» первой , в целом повторяет предыдущий, кроме последнего – бас-баритон ;

бас , самый низкий, от «ми» большой октавы до «ми» первой ; деление повторяет меццо-сопрано.

В эпоху барокко (шестнадцатый – начало семнадцатого века) композиторы писали оперные роли специально для певцов-кастратов , способных петь в женском диапазоне (контратенор , от «ми» малой октавы до «ми» второй ). После кастрации у мальчиков прекращалось гормональное развитие и голосовые складки не утолщались, – голос не проходил через мутационный (пубертатный ) период . Необходимость в певцах-кастратах была связана с этикетом: как и во времена античности, женщинам запрещалось принимать участие в трагических театральных представлениях и присутствовать на них.

1. Шумовой регистр

4. Свистковый (флейтовый) регистр

Это тот голосовой регистр, который идет еще выше головного! правда, этот регистр есть не у всех. У детей, как правило, он есть, а также у здоровых молодых вокалистов. А у людей, так сказать, постарше, он отсутствует. Эх, возраст..

5. Есть еще один вид регистра голоса - средний регистр (смешанный) . Но мы о нем не сказали, потому что он не является физиологическим регистром, но очень важен для общего понимания сути. Он появляется путем наложения речевого регистра на головной. Сейчас попробую описать, откуда он берется.

Как определить диапазон голоса? Ищем средний регистр

Итак, для начала нам нужно определить диапазон Вашего речевого регистра. Пропойте саму низкую ноту, которую только сможете взять. Найдите эту ноту на клавиатуре пианино (если нет пианино, воспользуйтесь онлайн пианино Pianoplays.com). Теперь поднимайте голос выше и остановитесь там, где Вам уже не удобно петь в речевом режиме, где голос уже срывается на фальцет. Теперь эту самую высокую ноту также найдите на пианино. Таким образом, расстояние от самой низкой ноты Вашего речевого голоса до самой высокой - это и есть диапазон Вашего речевого (грудного) регистра.

Теперь определим диапазон Вашего фальцета (головного, верхнего регистра голоса). Но начните его определять сверху: спойте фальцетом самую высокую ноту, которую только сможете взять. Найдите ее на пианино. Постепенно голосом двигайтесь вниз до тех пор, пока он (голос) не перейдет на речевой режим. Найдите эту крайнюю ноту на пианино.

Если Вы все внимательно сделали и нашли крайние ноты обоих регистров на пианино, то должны были заметить, что оба этих регистра как бы накладываются друг на друга. Т. е. несколько самых высоких нот речевого диапазона являются несколькими самыми низкими нотами головного диапазона. Посмотрите, о чем я говорю:

Таким образом, те ноты, которые находятся в районе наложения, можно спеть как речевым, так и головным голосом. Этот район наложения и является Средним (смешанным) регистром .

Переходим на следующий урок, где мы с Вами узнаем о том, как "прокачать" этот самый средний регистр, чтобы брать высокие ноты!

Регистры голосовые

виды тембра в человеческом голосе, как мужском, так женском. Грудной регистр принадлежит нижней части голоса; его звуки свободны, густы. Головной Р. принадлежит верхней части голоса; звуки менее естественны и отличаются напряжением. Смешение обоих Р. встречается в средней части голоса и называется средним Р., или медиумом. В мужском голосе верхние, чисто головные ноты называются фальцетом, или фистулой (см. Голос). В органах название Р. носят поршни, открывающие доступ воздуха к известному набору флейт или труб того или другого тембра. Р. приводятся в действие регистровыми кнопками, помещающимися по бокам и над клавиатурой (см. Орган).

Н . С.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Регистры голосовые" в других словарях:

    - (лат. vox, франц. voix, итал. voce, англ. voice, нем. Stimme). 1) Мелодич. линия как часть многоголосного муз. произведения. Совокупность этих линий составляет муз. целое фактуру муз. произведения. Характер движения голосов… … Музыкальная энциклопедия

    Ручные гармоники язычковые клавишно пневматические музыкальные инструменты, класс гармоник. Звук в таких инструментах извлекается путём воздействия на их свободно проскакивающие в проёмах планок язычки (голоса) струёй воздуха,… … Википедия

    ГОЛОС - ГОЛОС, всеобщее понятие, объединяющее звуки, исходящие из гортани человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или же являются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений. В развитии Г. должно… … Большая медицинская энциклопедия

    - (лат. Gutturales verae, нем. Kehlkopflaute) образуются в гортани (см.) деятельностью голосовых связок. Гортань (собственно голосовая щель) имеет четыре следующих артикуляции: 1) голосовая щель широко раскрыта и беспрепятственно пропускает… …

    Тесситура - (ит. tessitura ряд тонов в диапазоне голоса) высотное положение голоса в данный момент по отношению ко всему диапазону этого голоса. Например, если диапазон рассматриваемого голоса лежит в пределах 100 250 Гц (баритон), а в данный момент… … Педагогическое речеведение

    Таманьо, Франческо Франческо Таманьо Основная информация Полное имя Francesco Tamagno Дата рождения … Википедия

    - (от греч. φωνητικός = звуковой, голосовой) отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. По своему этимологическому составу он должен бы означать учение о всяких звуках вообще, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Женский голос в регистровом отно­шении организован иначе, чем мужской. Это связано, прежде всего, с анатомо-физиологическими свойствами женской гортани. Груд­ной регистр, который у мужчин занимает почти полторы октавы, у женских голосов имеется только на самых низких звуках диапа­зона, охватывая у низких голосов примерно квинту, а у высоких - терцию. Выше грудного регистра, после переходных нот идет так называемый центральный участок диапазона, распространяющийся на октаву вверх, а иногда и более; выше у женских голосов отмеча­ется головной регистр до предельных верхних нот. У высоких со­прано предельные верхние звуки принимают флажолетный харак­тер. Таким образом, как говорилось, в женском голосе различают три регистра и два перехода. Основную часть диапазона занимает центр, ниже - грудной регистр, выше - головной.

Переходные ноты для сопрано: ми 1 - фа 1 - фа-диез 1 и ми 2 - фа 2 - фа-диез 2 . Для меццо-сопрано: до 1 - до-диез 1 - ре 1 и до 2 - до-диез 2 - ре 2 . Чем ниже голос, тем ниже переходные ноты. Сле­дует отметить, что индивидуальные особенности гортани и консти­туция играют в регистровом строении голоса существенную роль. Переходные ноты могут сильно варьировать по высоте. Но самое примечательное - это непостоянство перехода к верхним звукам. Если переход от центра диапазона вниз выражен всегда достаточно ощутимо, то переход от центра в головной регистр существует не у всех голосов.

Принципиальная разница в регистровом строении женского голоса по сравнению с мужским заключается в наличии централь­ного участка диапазона, имеющего от природы смешанное звуча­ние, в то время как у мужчин смешение почти всегда бывает ис­кусственно найдено путем прикрытия. Строение гортани и голосо­вых складок позволяет давать на низких звуках чисто грудной тип вибраций, но не позволяет перейти на фальцет. Вместо фальцета голос естественно смешивается, образуя центр женского голоса. Головное звучание верхнего регистра женских голосов следует рас­сматривать также как смешанное с превалированием фальцетного типа вибраций голосовых складок. Относительно чистое фальцетное звучание женские голоса обычно показывают только на верх­них флажолетных звуках.

Естественно смешанный центр диапазона у женских голосов сильно облегчает задачу выравнивания голоса и не требует особых приемов при переходе к верхним нотам. Достаточно пользоваться округлением, т. е. созданием большей полости в глотке, для того чтобы достигнуть нужного импеданса и уменьшить максимальные усилия, с которыми связано пение на предельном верхнем участке диапазона.

Возможно, эти особенности регистрового строения женского голоса в известной мере определяют то положение, что певческие голоса у женщин встречаются в общем значительно чаще, чем у мужчин. Отсутствие коренной перестройки голосового аппарата в переходном возрасте также способствует выявлению и развитию вокальных данных у женщин. Навыки, приобретенные при дет­ском пении, сохраняются и во взрослом голосе, так что техничес­кие возможности у женских голосов также относительно выше.



Различие в регистровом построении мужского и женского го­лоса часто приводит к конфликтам в вокальной педагогике, если неопытный педагог-женщина не учитывает регистровых особенно­стей построения мужского диапазона у своих учеников. Не зная прикрытия и не чувствуя разницы между смешанным типом цен­тра диапазона у женщин и его грудного характера у мужчин, такие педагоги пытаются распространить грудной тип работы на верх­нюю часть диапазона мужского голоса. Даже при самом бережном отношении к голосу и наиболее легком, "тонком" пении, т. е. наименьшем включении в работу массы голосовых складок, рас­пространение вверх грудного звучания не приводит к полному ос­воению всего диапазона и, как правило, быстро изнашивает голос. Только те мужские голоса, у которых звук естественно и легко микстуется, могут успешно развиваться при такой системе воздей­ствия, но это редкое исключение.

Конспект занятия

Количественный состав: 15 человек.

Оборудование: компьютер, акустические колонки,плакаты, песня и фонограмма.

II. Тема занятия: «Регистры певческого голоса».

III. Тип занятия: комбинированное.

IV. Форма занятия: учебно-практическое.

V. Цель и задачи занятия.

Цель: Углубление знаний воспитанников по основам вокального искусства.

Задачи:

Образовательные:

· познакомить воспитанников с регистрами певческого голоса;

· познакомить детей с вокальными упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров;

· сформировать у детей представлений о регистрах певческого голоса на примерах вокального творчества современных эстрадных исполнителей.

Воспитательные:

·воспитывать у детей интерес и любовь к вокальному творчеству;

·воспитывать у детей любовь в Родине посредством изучения вокального репертуара;

·воспитывать у детей чувство коллективизма, трудолюбие, навыки усидчивости и самоорганизованности.

Развивающие:

· развивать творческий потенциал воспитанников, восприятие;

· развивать коммуникативные навыки и психические процессы воспитанников: память, воображение, внимание.

VI. Методы обучения:

· словесные: беседа, объяснение, обсуждение;

· наглядные: применение ИКТ, показ, исполнение изучаемого материала педагогом, наблюдение;

· практические: вокально-тренировочные упражнения, восприятие музыки, работа над исполнительским образом произведения, игровой;

· объяснительно-иллюстративный: восприятие и усвоение детьми готовой информации ;

· репродуктивный: воспроизведение знаний и освоение способов деятельности по заданиям педагога ;

· методы вокального обучения: концентрический, , показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

· VII. Структура занятия

VIII. IX. Содержание занятия

п/п

Этап занятия

Действия воспитанников

Особые отметки

Время

Вводная часть

2 минуты

Организация начала занятия

Приветствие. Создание благоприятной, позитивной атмосферы в группе. Настрой на работу.

Вход в класс. Приветствие друг друга.

2 минуты

Основная часть

38 минут

Введение в тему занятия

Вступительное слово педагога. Диалог педагога с детьми.

Ответы детей на вопросы педагога.

2 минуты

Повторение изученного материала. Определение темы занятия.

Разгадывание детьми кроссворда по изученным ранее терминам и понятиям.

Ответы на вопросы кроссворда. Определение темы.

3 минут

Объяснение темы занятия

Объяснение педагогом новой темы «Регистры певческого голоса».

Восприятие новой темы. Усвоение материала посредством объяснений педагога и практической деятельности: восприятие музыки, слуховой анализ вокального исполнения произведения.

10 минут

Физкультминутка

Игра «Что изменилось».

Участие в игре

5 минут

Вокальное развитие

Дыхательная и гимнастика, вокально-тренировочные упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров.

Работа над песней «Родина моя», сл. Т. Гунбина, муз. С. Ранда.

Выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики. Освоение новых вокальных упражнений по показу и объяснению педагога.

Работа над мелодическим и гармоническим строем (двухголосием), ровностью регистров при исполнении песни.

18 минут

Заключительная часть

5 минут

Подведение итогов занятия.

Рефлексия. Домашнее задание.

Анализ занятия, полученных знаний, умений и навыков.

Ход занятия

I.Вводная часть

Звучит фонограмма песни «Друзья» в исполнении ансамбля «Барбарики». Дети входят в класс.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии. У нас за окном еще осень, солнышко пригревает холоднее, и как вы думаете, что это значит? (наступает зима). Солнечные лучики мало стали приносить тепла, но все же у нас отличное настроение.

Педагог: давайте начнем наше занятие.

II. Основная часть

Педагог: Уже давно мы с вами знакомимся с «Основами вокального искусства» и многому уже научились. Это большой и очень важный раздел в нашем учебном курсе по вокалу. Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на таких занятиях?

Дети: мы знакомимся с вокальными понятиями и терминами, с особенностями певческого дыхания, с правилами дыхания во время пения, с правильным произношением гласных и согласных звуков, как правильно выражать свои эмоции при пении, с правилами поведения во время пения, правилами поведения на сцене.

Педагог: молодцы! А сейчас ответьте мне на вопрос своими словами: «Что является основой пения, источником энергии для возникновения звука?»

Дети: Дыхание.

Педагог: Да, дыхание – это основа пения. Какие виды дыхания вы знаете, и какой вид самый важный при пении?

Дети: Грудное, диафрагменное и смешанное . Самым важным и правильным видом дыхания при пении считается диафрагменное дыхание.

Педагог: И сегодня мы будем знакомиться с регистрами певческого голоса, и так именно звучит тема нашего занятия: «Регистры певческого голоса».

Педагог: Что же это такое?

· Регистр – это часть диапазона голоса, содержащая звуки, похожие по тембру.

Педагог: Запомните это определение. В конце занятия вы получите памятки с основные понятия по данной теме, и вы сможете дома их выучить.

Педагог: Любой человек, независимо от пола и возраста может воспроизводить звуки в 2-х основных и 2-х неосновных регистрах.

Педагог: Два основных регистра: грудной и головной.

Педагог: Грудной регистр - нижний регистр.

При пении в этом регистре происходят явственные вибрационные ощущения у певцов в области груди (откуда и название).

Педагог: Попробуйте сделать упражнение: закрытым звуком «промычите» на нижних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?

Дети: В области груди.

Педагог: Это самый привычный голосовой регистр для любого человека. На нём мы всегда разговариваем. Большинство певцов, как профессиональных, так и нет, в пении используют только этот регистр, поскольку другими пользоваться не умеют.

Послушайте музыкальный фрагмент из песни «При лужке» в исполнении дуэта певицы Пелагеи и Михаила Горшенёва. Пелагея при пении использует грудной голосовой регистр.

Русская народная песня «При лужке» в исполнении дуэта Пелагеи и Михаила Горшенёва.

Педагог: Головной или фальцетный - верхний регистр. При использовании его в пении у певцов возникают вибрационные ощущения в основном только в области головы (лица, носа), откуда и название. Название же этого регистра «фальцет» (что в переводе означает "ложный голос") подчёркивает редкость его применения.

Попробуйте сделать тоже самое упражнение, только на верхних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?

Дети выполняют упражнение.

Дети: В области головы (лица, носа).

Педагог: Звуки этого регистра явственно отличаются по тембру от звуков нижнего регистра. Они высокие, лишённые нижних обертонов (призвуков) и более слабые. Однако многие профессиональные певцы развивают этот регистр голоса так, что он становится достаточно сильным, чтобы широко использовать его в сценической деятельности. Например, Владимир Пресняков - младший, который широко используют верхний регистр в своём пении. А оперные певцы добиваются того, что между звуками нижнего и верхнего регистров на слух не ощущается никакой разницы: ни по громкости, ни по тембру.

Послушайте музыкальный фрагмент из песни «Замок из дождя» в исполнении певца Владимира Преснякова. Он при пении использует фальцетный регистр.

«Замок из дождя» сл. К. Кавалерян, муз. В. Пресняков, в исполнении Владимира Преснякова - младшего

Педагог: Чтобы головной регистр хорошо, красиво звучал нужно добавить «опору», то есть петь на дыхании, на опоре, и заставить работать голосовые связки.

Педагог: Мы познакомились с двумя основными регистрами певческого голоса. Продолжаем наше знакомство – неосновные регистры.

Педагог: Шумовой неосновной регистр, именуемый «штро-бас», что в переводе с немецкого означает «соломенный (шуршащий)» бас. На такой регистр голос человека может перейти при сильном утомлении. Образуется такой характер звука за счёт пересмыкания голосовых связок. Подмешивая данный регистр голоса при пении к основному регистру, певцы получают рычащий, хрипящий голос. Использование этого регистра при пении можно услышать у В. Высоцкого, М. Шуфутинского, Г. Лепс, А. Маршал. Особо яркий пример – это исполнение Профессора Лебединского.

Послушайте песню «Я спросил у ясеня» в исполнении Профессора Лебединского. Она при пении использует шумовой регистр - "штро-бас".

Песня «Я спросил у ясеня», сл. В. Киршон, муз. М. Таривердиев, в исполнении Профессора Лебединского

Педагог: Значительно реже используется ещё один неосновной регистр голоса, называемый «свистковый» или « », который располагается выше фальцетного регистра. Этот регистр знаком нам как пронзительный визг маленьких детей. По тембру он, действительно, похож на громкий свист, от чего и получил своё название. Развит чаще всего у женщин, в мужских голосах этот регистр встречается довольно редко. Ярким примером исполнения в «свистковом» регистре является певец Витас.

Послушайте песню «Опера» в исполнении Витаса.

Педагог: Вот мы с вами и познакомились с регистрами певческого голоса. Основными, более применяемыми певцами регистрами считаются – грудной и головной – «фальцетный». Существует такое понятие – «переходные» ноты. Эти ноты находятся на переходе от одного регистра к другому. У профессиональных певцов при пении эти ноты совсем незаметны, и регистры называют «сглаженными». Таким образом, их голос звучит ровно, красиво, насыщено на разном диапазоне. Переход из регистра в регистр совсем незаметен. Это вырабатывается постоянной тренировкой.

Педагог: Сейчас мы с вами познакомимся с упражнениями, которые нам помогут развивать, выравнивать наши голосовые регистры, и соответственно развивать голос. Для этого мы должны воспитывать в себе усидчивость, трудолюбие и наблюдательность, развивая свою память, воображение и внимание.

Педагог: Я предлагаю вам первое упражнение, которое развивает внимательность, наблюдательность и память.

Игра «Что изменилось»

Один ребенок осматривает класс и запоминает окружение, затем выходит за дверь. Дети договариваются, что они изменят в классе. Заходит ребенок в класс и говорит, что изменилось в его отсутствии.

Педагог: Молодцы! А сейчас мы приступаем к вокальным упражнениям.

Я прошу вас встать в одну линеечку передо мной и принять певческую позицию.

Дети встают для распевки.

Педагог: Сначала мы выполним дыхательную разминку.

1. Сделали вдох через нос, и медленный выдох через рот. Повторили 5 раз.

2. Сделали вдох через нос, и выдох через рот со звуком «ш». Повторили 5 раз.

3. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «б-п». Повторили 5 раз.

4. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «т-д». Повторили 5 раз.

Педагог: Теперь работаем над дикцией и артикуляцией. Проговариваем скороговорку «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа». Начинаем медленно, постепенно убыстряя темп.

Педагог: Вот мы и подошли к упражнениям по развитию регистров и голоса.

1. Закрытым звуком («мычим») делаем глиссандо вверх, вниз. Повторили 3 раза.

2. На звук «тпру» делаем глиссандо вверх, вниз. Повторили 3 раза.

Педагог: Молодцы ребята! Вы успешно выполнили все упражнения. Голосовой аппарат готов к работе, и мы приступаем к исполнению песни «Родина моя». Эта песня вам уже знакома, мы над ней уже хорошо потрудились. Песня в вокальном исполнении сложная, в ней встречаются элементы двухголосия. Мелодия песни не простая, скачкообразная, требует исполнения, как в грудном, так и в головном регистрах. Требуется развитый голосовой диапазон. При исполнении не забывайте об «опоре» звука, особенно при исполнении высоких нот. Так же помните, что мы - ансамбль, и звучание песни должно быть ровным, поэтому слушайте себя и друг друга.

Сначала мы пропоем мелодию, затем под минусовую фонограмму.

Работа над мелодическим и гармоническим строем (двухголосием), ровностью регистров, ансамблем при исполнении песни «Родина моя», сл. Т. Гунбина, муз. С. Ранда.

Педагог: Молодцы ребята! Вы хорошо сегодня поработали. Садитесь на свои места.

Дети садятся на стулья.

3. Заключительная часть

Педагог: Посмотрите, у меня в руках солнышко. Что ему нужно, чтобы оно засветило ярче?

Дети: Лучи.

Педагог: Совершенно верно! Я предлагаю вам подарить нашему солнышку лучики, но чтобы получить эти лучики, вам нужно вспомнить, чем мы сегодня занимались, что узнали нового, интересного и полезного. За правильный ответ вы получаете один луч.

Дети дают ответы. За каждый ответ получают лучик, таким образом, видно, как ребенок усвоил материал.

Педагог: Посмотрите на экран. На нем вы видите основные понятия по теме занятия. Подумайте, все ли мы вспомнили?

Дети отвечают.

Педагог: А сейчас подойдите ко мне, и мы вместе подарим солнышку лучики.

Дети совместно с педагогом прикрепляют лучи к солнцу.

Я держу в ладошках Солнце! Я дарю его Друзьям! Улыбнитесь – это Просто! Лучик Солнца – это ВАМ!!!

Педагог раздает каждому ребенку по лучику солнца.

Педагог: Посмотрите, ребята, это не простые лучики.… Они дадут вам знания по основным понятиям нашего занятия. Дома хорошо изучите их и запомните. Договорились?

Дети: Договорились.

Педагог: Спасибо вам за работу!

Педагог: До свидания!

Звучит фонограмма песни «Друзья» в исполнении ансамбля «Барбарики». Дети выходят из класса.

1. Определение «Регистр певческого голоса»

2. Основные регистры:

· грудной;

· головной – «фальцет».

3. Неосновные регистры:

· шумовой или «штро-бас»;

· «свистковый» или «флейтовый».

Используемая

1. Белоброва У. Ю. Обсуждение вопроса диапазона, регистров и локализации тона для учеников среднего и продвинутого уровня подготовки //mar. ucoz. ru/publ/obsuzhdenie_voprosa_diapazona_registrov_i_lokalizacii_tona_dlja_uchenikov_srednego_i_prodvinutogo_urovnja_podgotovki/

2. Млечко Т. А. Методы вокального обучения в классе сольного пения //www. arts. adygnet. ru/bibl/izd%20arts/2/untitled-12.htm

3. Регистры голоса http://www. guitarvocal. ru/vocal8.html