Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции …
З. Фрейда
Г. Лейбница
К. Юнга
А. Адлера

2. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как…
концентрация
переключение
распределение
объем

3. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает…
рефлексия
восприятие
внимание
память

4. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется …
самооценкой
самопрезентацией
самовосприятием
самоощущением

5. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как…
объем
концентрация
распределение
переключение

6. Внимание – это направленность сознания на определенный предмет, который представляется при этом ясно и отчетливо. Эта направленность…
избирательная
рассеянная
неосознаваемая
распределенная

7. О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как…
концентрация
распределение
устойчивость
избирательность

8. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет…
ощущение
восприятие
память
внимание

9. Техника медитации заключается в …
концентрации внимания субъекта
том, чтобы сузить поле экстравертированного сознания
замедлении метаболизма
все ответы верны

10. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием…
непроизвольным
произвольным
послепроизвольным
зрительным

11. Второй стадией развития психики является (в концепции А.Н.Леонтьева)…
стадия сенсорного развития психики
стадия перцептивного развития

сознание

12. По А.Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является …
способность к поисковому поведению
наличие чувствительности
способность к гибкому приспособлению к среде
умение проигрывать действия во внутреннем плане

13. Согласно современным исследованиям объем актуального сознания оценивается величиной
5 ± 2
6 ± 2
7 ± 2
8 ± 2

14. Высшая форма психики, продукт исторического развития человека в труде и постоянном общении с другими людьми – это ….
воля
рефлекс
сознание
эмоции

15. Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как…
концентрация
распределение
устойчивость
избирательность

16. Самосознание можно определить как …
повышенное внимание к себе
уровень притязаний
направленность личности
образ себя

17. Психологическим механизмом самосознания выступает …
эмпатия
рефлексия
идентификация
атрибуция

18. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле … психологии
гуманистической
когнитивной
гештальт
культурно-исторической

19. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется … уровнем психологической активности.
низким
средним
высоким
повышенным

20. Уровень развития психики присущий только человеку – это …
сенсорная психики
перцептивная психика
элементарный интеллект
сознание

21. Способность избирательно и специфическим образом отвечать на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ и сохранения целостности организма называется …
реакцией
раздражимостью
отражением
чувствительностью

22. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является…
отсутствие цели
постановка целей деятельности
новизна раздражителя
эмоциональная значимость раздражителя

23. Первой стадией развития психики является (в концепции А.Н.Леонтьева)…
стадия сенсорного развития психики
стадия перцептивного развития
стадия элементарного интеллекта
сознание

24. В настоящее время на основе данных электроэнцефалографии сон рассматривается как циклическое изменение мозговой активности, происходящее через … стадий
5
6
7
8

25. Первые теоретически разработки в области Я-концепции принадлежат …
В. Вундту
К. Роджерсу
Л.С. Выготскому
У. Джемсу

Внимание

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания кпредметам.

Произвольное внимание (активное, волевое) - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения иопыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.

Послепроизволъное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

Закономерность циркуляции, флуктуации внимания - через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна.

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качество внимания зависит от свойств нервной системы человека.

Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания. Люди с инертной нервной системой испытывают затруднения в переключении и распределении внимания.

Различают следующиесвойства внимания - объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, избирательность, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представлении человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими профессиями являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске.

С точки зрения физиологии распределение внимания объясняется тем, что, при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости, в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. Действие еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15-20 минут колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

ПАМЯТЬ

Память- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.


Похожая информация.


Анатомо-физиологический аппарат, принимающий воздействия раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывающий их в ощущения, называется анализатором.

Каждый анали­затор состоит из трех частей:

1) рецептор, иди орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

2) проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг;

3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга. Каждый рецептор приспособ­лен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т. е. обладает специфической возбудимостью к опре­деленным физическим и химическим агентам.

Выделяют три основных класса ощущений :

1) внешние (экстерорецептивные) - возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на по­верхности тела ;

Экстерорецептивный ощущения делятся на контактные (при непосредственном контакте с объектами) – осязательные и вкусовые и дистантные (рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта) – зрительные, слуховые, обонятельные.

2) внутренние (интерорецептивные) - сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущение голода, жажды, боли и т. п.);

3) мышечные (проприорецептивные) - расположены в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Наиболее древней является органическая (прежде всего - болевая) чувствительность, затемпоявились контактные (прежде всего тактильная, то есть осязатель­ная) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные системы рецепто­ров. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые.

Свойства ощущений

1. Пороги ощущений . Для возникновения ощущений необходимо, чтобы раздражение достигло определенной силы, определенной величины.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность. Верхний порог чувствительности - это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение. (За этим порогом, например, свет уже ослепляет).



Порог различения (дифференциальный порог чувствительности): минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений.

2. Компенсация в области ощущений и восприятий. Это единство при потере отдельных органов чувств проявляется в явлениях компенсации: сохранившиеся органы частично как бы берут на себя функции утраченных. У слепых обостряется слух, осязание, обоняние.

3. Адаптация. Чувствительность анализаторов не постоянна. Изменение чувствительности анализаторов происходит под влиянием их приспособления к действующим раздражителям. Общая закономерность такова: при переходе от сильных к. слабым раздражителям чувствительность повышается; при переходе от слабых к сильным - снижается. Сильная адаптация наблюдается в тактильных, температурных (термических), обонятельных, зрительных ощущениях. Слабая адаптация в слуховых; болевых ощущениях.

2.ВОСПРИЯТИЕ

В восприятии отражаются предме­ты окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимо­действие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

Восприятие - результат деятельности системы анализаторов.

В отличие от ощу­щений, в процессах восприятия фор­мируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горя­чее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их раз­личных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В зависимости от того, в какой степени целенаправлен­на будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное ) и преднамеренное (про­извольное ).

Виды восприятия.

Непроизвольное восприятие может быть вызвано особенностями окружающих предметов (их яркостью, нео­бычностью) или соответствием этих предметов интере­сам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая актив­ность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различ­ные запахи и многое другое.

Произвольное восприятие с.самого начала регулирует­ся задачей - воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднаме­ренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т. д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выпол­нение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность - наблюдение.

Наблюдение - это произвольное планомерное восприя­тие , которое осуществляется с определенной, ясно осоз­нанной целью с помощью произвольного внимания. Важ­нейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и пла­номерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конк­ретных задач.

Свойства восприятия:

1. Целостность , т. е. восприятие есть всегда целостный об­раз предмета . Отдельные элементы предмета объединяются в единое целое. Однако способность целостного зритель­ного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, ко­торые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очер­тания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, они не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узна­ли ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие - система перцептивных действий, которыми надо овла­деть.

2. Константность восприятия. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Константность восприятия - не врожденное свойство, а приобретен­ное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, на­пример, люди, когда они смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители, посто­янно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их раз­меров.

3. Структурность восприятия. Восприятие не является про­стой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную струк­туру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее ис­полняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением , с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность восприятия проявляется в преимуще­ственном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, вос­приятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

ВНИМАНИЕ

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать реакцию, которая и по­зволит нам «настроить» на него свои органы чувств. По­добная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием.

Природа и сущность внимания и сегодня вызывают серьезные раз­ногласия в психологической науке. Некоторые специалис­ты даже сомневаются в существовании внимания как осо­бой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обна­руживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внима­ние к чему-либо».

Свойства внимания .

Объем вниманияизмеряется тем количеством объектов, ко­торые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыс­лу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объе­диненные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам. Формула объема внимания: 5+ 2.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концен­трированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представле­нии человека о том или ином предмете, его назначении, конст­рукции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение вниманиявыражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за не­сколькими процессами, объектами . В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими профессиями являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске.

С точки зрения физиологии распределение внимания объяс­няется тем, что, при наличии в коре головного мозга оптималь­ной возбудимости, в отдельных ее участках имеется лишь час­тичное торможение, в результате чего данные участки в состоя­нии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему од­новременно выполнять их.

Устойчивость внимания - об­щая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообраз­ные действия снижают устойчивость внимания.

Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбужде­ние по закону отрицательной индукции вызывает в том же уча­стке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. Действие еще более сосредоточивает вни­мание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с дей­ствием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объек­том.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внима­ния, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и на­пряженной работе, что объясняется непрерывной сменой воз­буждения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15-20 минут колебания внимания могут привести к непроиз­вольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятель­ность человека.

К свойствам внимания относится и переключение внимания.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе егос одного объекта надругой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное ) и непреднамерен­ное (непроизвольно е). Произвольное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непроизвольное переключение внимания обычно проте­кает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой воз­никающее внимание , вызванное действием сильного, контрастного или нового неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент. Послепроизвольное внимание является самым продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана, каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей. Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

Концентрация внимания - это умение человека сосредоточиться на конкретном занятии, а также сохранять определенную информацию в резервах кратковременной памяти. Если данное свойство имеет определенные нарушения, то человек становится рассеянным и несобранным.

Каким бывает внимание

Внимание - это одна из важнейших характеристик умственной деятельности человека. По своей природе оно может иметь следующие разновидности:

  • произвольное - это сознательная и целенаправленная концентрация внимания на каком-либо объекте или действии, которые связаны с интересом, профессиональной деятельностью, обучением или прочей необходимостью;
  • непроизвольное - возникает неосознанно, в связи с каким-либо нестандартным событием или попаданием в новую среду;
  • постпроизвольное - возникает автоматически в том случае, когда концентрация на каком-либо объекте происходит с регулярной периодичностью (работа, учеба и прочее).

Говоря о видах концентрации внимания, можно сказать, что они полностью дублируют классификацию, которая приведена выше.

Нарушение концентрации внимания

Далеко не всегда человеку удается сосредоточиться на выполнении какого-либо действия, даже если это представляет собой объективную необходимость. Это, безусловно, можно считать нарушением. Снижение концентрации внимания приводит к рассеянности, которая бывает нескольких видов:

  • Истинная - внимание постоянно переключается с одного объекта на другой, не задерживаясь при этом на долгое время (случай, когда это состояние вызвано нервным или физическим истощением, а также сильным стрессом, называют прострацией).
  • Мнимая - возникает в результате сосредоточения на каких-то личных мыслях, в результате чего концентрация на внешних объектах не представляется возможной
  • Ученическая - быстрая переключаемость с одного процесса на другой (наиболее характерна для школьников и студентов, откуда и произошло ее название).
  • Старческая - медленная переключаемость (вызвана нарушениями умственных процессов, связанными с возрастом).
  • Мотивационно-обусловленная - речь идет о сознательном отключении внимания от того или иного объекта или процесса, который вызывает неприятные или нежелательные ассоциации.
  • Избирательная - со временем привычные вещи перестают обращать на себя внимание человека (речь может идти о процессах в организме или же бытовых явлениях).

Как развить концентрацию внимания

Наблюдая за процессом взросления ребенка, можно сделать вывод, что концентрация внимания становится все более сильной с возрастом. На основании многолетних исследований и были составлены нормативы, которые определяют продолжительность школьных уроков, а позже и университетских пар. Тем не менее даже по достижении определенного возраста некоторым индивидам бывает достаточно сложно длительное время сосредотачиваться и удерживать внимание на одном и том же объекте или же занятии. В данном случае развитие концентрации внимания потребует некоторых усилий как со стороны педагогов (если речь идет о ребенке), так и со стороны самого субъекта (если речь идет о взрослом человеке).

Улучшение способностей к концентрации достигается посредством непрерывных и усердных тренировок. Концентрация внимания у детей чаще всего вырабатывается сама собой. Даже те дети, которым поначалу достаточно трудно привыкнуть к длительным и однообразным занятиям, со временем привыкают к этому. Учебный процесс направлен на то, чтобы, завершив образование, человек был готов к трудовой деятельности не только с точки зрения фундаментальных знаний, но также и с точки зрения самодисциплины. Если же с возрастом человек не приобретает подобных способностей, ему необходимо прибегать к тренировкам посредством специальных упражнений.

Как улучшить концентрацию внимания

Высокая концентрация внимания достигается не только усердными тренировками, но также и созданием комфортных условий. Дело в том, что любая мелочь (посторонний шум, телефонный звонок и прочее) может вывести человека из сосредоточенного состояния, после чего вернуться к прежнему режиму работы будет не так уж и просто. Таким образом, желая сконцентрироваться на работе, прибегните к следующим практическим советам:

  • Держите при себе блокнот или листок бумаги, на котором будет написано ваше текущее действие. Каждый раз когда вы на что-то отвлечетесь, данная подсказка поможет вам вернуться в нужное русло.
  • Выбирайте для работы тихое место, чтобы для вас были недосягаемы посторонние шумы. Если вы работаете дома или же в многолюдном офисе, то нет ничего зазорного в том, чтобы использовать беруши.
  • На вашем столе должны быть только самые необходимые для работы предметы. Уберите все, что может вас отвлекать - сувениры, фотографии и так далее.
  • Залог эффективной работы - это ощущение комфорта и хорошее самочувствие. Ваше рабочее место должно быть оборудовано комфортной мебелью, а также находиться в хорошо освещенном и проветриваемом помещении с комфортной температурой. Также не забудьте о том, что организм постоянно нуждается в подпитке едой и жидкостью.
  • Всегда составляйте перечень заданий, которые вам необходимо выполнить. При этом важно ни на что не отвлекаться, а главное - не откладывать начатое на потом.

Концентрация внимания - упражнения

Иногда в ходе своей профессиональной, творческой или бытовой деятельности люди обнаруживают в себе рассеянность и неусидчивость. В данном случае возникает необходимость в выработке и тренировке такого свойства, как концентрация внимания. Упражнения, предлагаемые психологами, позволяют выработать необходимые качества:

  • Для первого упражнения вам понадобится карандаш и лист бумаги. Начинайте вести линию, стараясь сконцентрировать на ней все свое внимание. Когда вы поймете, что отвлеклись, рисуйте зигзаг. У вас получится рисунок, чем-то напоминающий кардиограмму, который поможет вам оценить, насколько вы рассеяны.
  • Если вам предстоит долго ехать в автобусе или вы стоите в очереди, проведите время с пользой. Выберите для себя какой-то объект (плакат, окно, дверь и так далее), выставьте на таймере определенное время (для начала достаточно будет пары минут) и старайтесь смотреть и думать о нем ровно до тех пор, пока не раздастся сигнал будильника. Каждый раз, когда вам удастся выполнить данное задание, ни на секунду не отвлекаясь, увеличивайте временной промежуток.
  • Часто бывает, что, читая книгу (даже очень интересную), мы отвлекаемся на посторонние мысли и размышления. Поэтому всегда держите при себе карандаш. Заметив, что вы думаете о чем-то другом, кроме сюжета, ставьте на полях пометку напротив того места, на котором вы закончили осознанное чтение. Кроме того, закончив страницу, мысленно повторите ее содержание.

Тесты на определение концентрации внимания

Концентрация и устойчивость внимания - это важные характеристики не только для профессиональной деятельности, но также и для других сфер жизни человека. Для того чтобы оценить данные характеристики, психологи разработали специальные тесты, которые используют при собеседовании в крупных фирмах. Также их можно пройти самостоятельно, чтобы определить свою степень концентрации:

  • Тест Мюнстерберга позволяет определить уровень внимательности. Испытуемому выдается лист бумаги, на котором без пробелов напечатано множество букв, среди которых есть как хаотичные комбинации, так и конгурэнтные слова (23). За две минуты человек должен найти их все и подчеркнуть карандашом, после чего полученный результат сравнивается с правильным ответом.
  • Тест Шулье представляет собой таблицы размером 5*5, в ячейках которых в хаотичном порядке расставлены цифры значениями от 1 до 25. Испытуемый должен в как можно более короткий срок указать последовательно на каждую из них. При этом, запрещается делать какие бы то ни было пометки. Результаты оцениваются исходя из времени, затраченного на выполнение задания.
  • Тест "10 слов" предполагает, что испытуемому зачитывается определенная последовательность слов. Они не связаны между собой ни по смыслу, ни грамматически. Далее индивиду будет предложено воспроизвести данные слова. Последовательность их при этом не имеет особого значения.

Тренировка внимания

Тренировка концентрации внимания - это объективная необходимость для тех, кто хочет работать эффективно, не отвлекаясь на посторонние занятия. Для этого отлично подойдут указанные ниже приемы, которые можно применять в перерывах между выполнением своих трудовых обязанностей:

  • Научитесь расслабляться. Для этого выставьте таймер на 5 минут и займите удобное положение (сидя или лежа). В течение этого времени ваше тело не должно произвести ни одного движения (даже непроизвольного). Если данный опыт вам удался, то постепенно увеличивайте период такого полезного отдыха.
  • Сядьте прямо и вытяните руку в сторону. Поверните голову и смотрите на пальцы в течение минуты. При этом у вас в голове не должно быть абсолютно никаких посторонних мыслей.
  • Наполните водой стакан практически до краев. Вытяните руку с сосудом вперед и сконцентрируйте на нем свое внимание. Ваша задача - не расплескать воду в течение минуты.

Приведенная методика тренировок позволяет не только улучшить концентрацию внимания, но также и привести в равновесие нервную систему.

Зарядка для мозга

Высокая концентрация внимания - это результат активной работы мозга. Подобно тому, как тело нуждается в утренней зарядке, такой же потребностью обладает и человеческий ум. Собираясь утром на работу, или же находясь в транспорте, проделайте следующий комплекс упражнений:

  • Считайте от одного до 100 и обратно (со временем задачу можно будет усложнить, проговаривая, например, только четные числа, или те, которые являются делимыми на три).
  • Выберите наугад любую букву из алфавита и вспоминайте все слова, которые с нее начинаются (если вы владеете иностранным языком, то можно воспользоваться этим, выполняя задание, а также можно ввести ограничения по частям речи).
  • Не задумываясь, назовите 20 имен (далее усложните задание, выбирая только мужские или женские).
  • Выберите любую букву алфавита, на которую вам нужно будет назвать мужское и женское имя, населенный пункт, животное, птицу и продукт (это не просто хорошая гимнастика для ума, но также и отличная идея для того, чтобы с пользой скоротать время с ребенком).

Учтите, что все приведенные упражнения нужно выполнять максимально быстро, не задумываясь слишком надолго.

Физиологические аспекты

Концентрация внимания не всегда бывает связана с умственными способностями человека и его психологическими особенностями. Немаловажную роль в этом вопросе играет и физиологическая составляющая. Именно поэтому улучшение концентрации внимания неразрывно связано с нормализацией образа жизни и режима дня:

  • Возьмите за правило получать полноценный сон. Если вы поздно засыпаете и рано встаете, то вряд ли вы сможете на 100% выкладываться в своей умственной или творческой деятельности. Пусть 8-часовой отдых станет вашим незыблемым правилом.
  • Уделите внимание своему рациону. Старайтесь включать в него сложные углеводы, которые медленно перерабатываются, постоянно подпитывая организм в целом и мозг в частности. Также перед началом трудового дня обязательно выпейте чашку кофе или съешьте немного черного шоколада.
  • Выделите время для занятий, которые доставляют вам удовольствие. Это может быть прогулка, шопинг, хобби, фитнес, просмотр фильмов, прослушивание музыки и многое другое. Положительные эмоции способствуют выработке гормона дофамина, который благотворно сказывается на внимании.
  • Если ни один из перечисленных способов не оказал должного влияния на процесс концентрации внимания, то необходимо обратиться за консультацией к врачу, который порекомендует вам специальные препараты.

Развитие концентрации внимания возможно не только посредством специальных упражнений или методик, но также и путем постоянного самоконтроля. Так, отучите себя грызть ногти, стучать по столу, активно жестикулировать или же болтать ногами во время сидения.

Важный шаг на пути к высокой концентрации - это обретение эмоционального равновесия. Постарайтесь оградить себя от негатива и стрессов, а также побольше отдыхайте. Возьмите за правило слушать спокойную инструментальную музыку. Также окружите себя предметами тех цветов, которые благотворно влияют на нервную систему и эмоциональное состояние (например, зеленый и голубой). Также постарайтесь не смотреть телепередачи, которые несут в себе негативную окраску.

Для качественной умственной работы необходимо развивать оба полушария мозга. Для этого очень полезно периодически менять руки при выполнении каких-либо обыденных задач. Так, взяв зубную щетку или ложку в левую руку (а для левшей - в правую), вы вызовете активность тех участков мозга, которые ранее не были задействованы.