Проводился социологический опрос в одном из ЛПУ города Ульяновска, основной задачей которого являлось выяснить, внимательно ли относятся пациенты к своему артериальному давлению.

Сравнительный анализ распространенности артериальной обнаружил высокую распространённость артериальной гипертензии как среди мужчин, так и среди женщин во все возрастные периоды (рис.2).

Рис. 2. Выявление повышения артериального давления


Рис. 3. Частота встречаемости артериальной гипертензии у мужчин и женщин от общего количества обследованных


Также обнаружен большой удельный вес в структуре больных артериальной гипертензией курящих людей (8,9%) (рис. 4).

Рис. 4. Частота встречаемости факторов риска

Выводы:

Подводя итоги исследования, можно определить следующее:

1. Пациенты в обеих группах на этапе первичного анкетирования показали равные результаты по информированности о своем заболевании и его осложнениях, по самоконтролю за своим состоянием. Большинство пациентов не контролирует цифры своего АД, не регулярно принимают гипотензивные препараты, не соблюдают рекомендации по диете. Все десять пациентов испытывают схожие постоянные симптомы проявления гипертонической болезни (головокружение, головные боли, слабость).

2. Пациенты экспериментальной группы во время участия в эксперименте показали положительные результаты в динамике лечения гипертонической болезни: стали ежедневно контролировать цифры своего АД, регулярно принимали препараты назначенные врачом, соблюдали рекомендации в диете, вследствие чего, состояние их улучшилось, постоянные симптомы проявления гипертонической болезни устранились.

3. Показатели самочувствия пациентов контрольной группы при повторном анкетировании не изменились, т.к. с этими пациентами профилактические мероприятия не проводились.

4. Учитывая продуктивность выполненной работы, можно предположить, что достигнуты краткосрочные цели, а к моменту выписки будут достигнуты и долгосрочные цели. Таким образом, была подтверждена гипотеза о влиянии профилактических мероприятий направленных на снижение артериального давления у пациентов с гипертонической болезнью и уменьшение риска развития осложнений.

Предложения :

1. Активизировать работу медицинских сестер по отбору пациентов для обучения больных трудоспособного возраста с впервые выявленной АГ, а также лиц с имеющимися факторами риска.

2. Продолжить периодическое анкетирование пациентов для оценки качества познаний о профилактике артериальной гипертонии и о факторах риска.

3. Для повышения качества медицинской помощи пациентам, медицинским сестрам необходимо постоянно повышать профессиональный уровень путем посещения семинаров, научно-практических конференций.

Заключение

Гипертоническую болезнь, как и любое хроническое прогрессирующее заболевание легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика гипертонии, особенно для людей с отягощенной наследственностью, является задачей первой необходимости. Правильный образ жизни помогают отсрочить или смягчить проявления гипертонической болезни, а зачастую – даже совсем не допустить ее развития.

В первую очередь о гипертонической болезни стоит задуматься всем, у кого артериальное давление находится в пределах высокой или пограничной нормы. Каждому нужно обладать информацией о случаях гипертонической болезни в семье.

Человеку, у которого возможно развитие артериальной гипертонии, в качестве профилактики необходимо пересмотреть привычный уклад своей жизни и внести в него необходимые поправки. Это касается увеличения физической нагрузки, необходимы регулярные занятия на свежем воздухе, особенно те, которые помимо нервной системы укрепляют еще и сердечную мышцу: это бег, ходьба, плавание, лыжи.

Питание должно быть полноценным и разнообразным, включать в себя как овощи и фрукты, так и крупы, мясо нежирных сортов, рыбу. Исключить большое количество поваренной соли. Не стоит также увлекаться алкогольными напитками и табачными изделиями.

Проведя исследование пациентов с диагнозом «Гипертоническая болезнь», было доказано, что экспериментальная группа, которая контролировала своё состояние, и которая получила рекомендации по ведению образа жизни, соблюдению диеты, важности измерения артериального давления и регулярного приёма лекарственных средств, заметили улучшение своего состояния, в отличие от контрольной группы, с которой профилактические мероприятия не проводились. И это доказывает, что своевременное разъяснение пациенту о необходимости соблюдения профилактических мер для предотвращения дальнейшего развития заболевания и риска развития осложнений влияет на улучшение состояния пациента.

Таким образом, проведённый эксперимент показывает важность роли медицинской сестры в профилактике гипертонической болезни.

Список сокращений

АГ – артериальная гипертензия

АГП – антигипертензивные препараты

АГТ – антигипертензивная терапия

АД – артериальное давление

АК – антагонисты кальция

АКС – ассоциированные клинические состояния

АКТГ – адренокортикотропный гормон

АО – абдоминальное ожирение

АПФ – ангиотензинпревращающий фермент

АРП – активность ренина в плазме крови

АII – ангиотензин II

БА – бронхиальная астма

β-АБ – β-адреноблокатор

БРА – блокатор рецепторов АТ1

ВНОК – Всероссийское научное общество

кардиологов

ГБ – гипертоническая болезнь

ГК – гипертонический криз

ГКС – глюкокортикостероиды

ГЛЖ – гипертрофия левого желудочка

ДАД – диастолическое артериальное давление

ДЛП – дислипидемия

ЕОГ – Европейское общество по артериальной

гипертонии

ЕОК – Европейское общество кардиологов

ИААГ – изолированная амбулаторная АГ

ИАПФ – ингибитор ангиотензинпревращающего

фермента

ИБС – ишемическая болезнь сердца

ИКАГ – изолированная клиническая артериальная

гипертензия

ИМ – инфаркт миокарда

ИММЛЖ – индекс массы миокарда левого желудочка

ИМТ – индекс массы тела

ИСАГ – изолированная систолическая артериальная

гипертензия

КТ – компьютерная томография

ЛЖ – левый желудочек

МАУ – микроальбуминурия

МИ – мозговой инсульт

ММЛЖ – масса миокарда левого желудочка

МРА – магнитно-резонансная ангиография

МРТ – магнитно-резонансная томография

МС – метаболический синдром

МЭН – множественная эндокринная неоплазия

НТГ – нарушенная толерантность к глюкозе

ОЖ – образ жизни

ОКС – острый коронарный синдром

ОТ – окружность талии

ОХС – общий холестерин

ПОМ – поражение органов-мишеней

РААС – ренин-ангиотензин-альдостероновая система

РЛЖ – радиус левого желудочка

РМОАГ – Российское медицинское общество по

артериальной гипертонии

РФ – Российская Федерация

САД – систолическое артериальное давление

СД – сахарный диабет

СЗ – сопутствующие заболевания

СКАД – самоконтроль артериального давления

СКФ – скорость клубочковой фильтрации

СМАД – суточное мониторирование артериального

давления

СОАС – синдром обструктивного апноэ во время сна

ССЗ – сердечно-сосудистые заболевания

ССО – сердечно-сосудистые осложнения

ТГ – триглицериды

ТД – тиазидные диуретики

ТЗСЛЖ – толщина задней стенки левого желудочка

ТИА – транзиторная ишемическая атака

ТИМ – толщина интима-медиа

УЗИ – ультразвуковое исследование

ФК – функциональный класс

ФР – фактор риска

ХОБЛ – хроническая обструктивная болезнь легких

ХПН – хроническая почечная недостаточность

ХС ЛПВП – холестерин липопротеидов высокой

плотности

ХС ЛПНП – холестерин липопротеидов низкой

плотности

ХСН – хроническая сердечная недостаточность

ЦВБ – цереброваскулярные болезни

ЭКГ – электрокардиограмма

ЭхоКГ – эхокардиография


Список литературы и интернет источников

1. Российский кардиологический журнал № 1 (105) 2014

2. Т. А. Баирова [и др.] // Российский кардиологический журнал. - 2014. - № 11

3. С. В. Недогода // Российский кардиологический журнал. - 2014. - № 1

4. Ж. Д. Кобалава // Артериальная гипертензия. - 2014. - № 1

5. Макаров О. В. Преэклампсия и хроническая артериальная гипертензия. Клинические аспекты / О. В. Макаров, О. Н. Ткачева, Е. В. Волкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа

6. Ацель Е. А. Эффективность образовательных программ в повышении компетентности враче в вопросах диагностики и лечения артериальной гипертензии / Е. А. Ацель // Справочник врача общей практики. - 2014

7. Борисов, Л. А. Диагностика и лечение артериальной гипертензии Л. А. Борисов // 2014. - № 11

8. Конради А. О. Ингибитор АПФ фозиноприл в лечении артериальной гипертензии - потенциальные преимущества / А. О. Конради // Медицинский совет. - 2014. - № 7

9. Чазова И.Е., Ратова Л.Г.. Комбинированная терапия у пациентов с артериальной гипертонией. Системные гипертензии 2010

10. Напалков Д. А. Комбинированная терапия артериальной гипертензии / Д. А. Напалков // Российские медицинские вести. - 2014. - № 3

11. Напалков Д. А. Тактика ведения пациентов с артериальной гипертензией и высоким сердечно-сосудистым риском / Д. А. Напалков, А. В. Жиленко // Российские медицинские вести. - 2014. - № 2

12. Сидоров Е. П. Образ жизни, снижающий артериальное давление при гипертонической болезни// Терапевт. - 2014. - № 1

13. О. А. Кисляк [и др.] // Кардиология. - 2014. - № 6

14. Андреева Г. Ф. Сезонная динамика амбулаторных и клинических показателей артериального давления у больных со стабильной артериальной гипертензией // Профилактическая медицина. - 2014. - № 4.

15. Ардашев, А.В. и др.; Лечение нарушений сердечного ритма., под редакцией В.М.Клюжева М: «Медпрактика», Москва, 2010

16. Биверс Д. Г., Лип Г., О"Брайен Э. Артериальная гипертония; Изд. «Бином» - Москва, 2011.

17. Бобрович П. В. Лечимся дома. Гипертония; Изд. «Попурри»- Москва, 2010.

18. Горкачев В.В. Здоровое сердце.- Москва: Изд. «Истоки», 2011

19. Гороховский Б. И., Кадач Е. Г. Важнейшие органы-мишени гипертонической болезни. – М.: Миклош, 2010.

20. Зобков В. В. Новые возможности при оценке реабилитации сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки / В. В. Зобков // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 11.

21. Оганов Р.Г.Профилактика сердечно- сосудистых заболеваний.-Москва,2011

22. Орлов С.И. Высокое давление. Причины и эффективное лечение. Изд. «АСТ, Сова»-2011.

23. Ройтберг Г.Е., Струтынский А.В.Внутренние болезни. Сердечно-сосудистая система. Изд. «Медпресс-информ», 2013

24. Профилактика гипертонической болезни

25. Гипертония. Факторы риска и профилактика

26. Профилактика гипертонических кризов

27.Кардиология. Архив журналов за 2015 год


Приложение № 1

Анкета

Инструкция: Отвечайте, пожалуйста, искренне, это в интересах Вашего здоровья. Обведите кружком варианты Вашего ответа. Спасибо за участие в опросе

1.Ваш пол:

2. Ваш возраст:

3. Какое Ваше семейное положение?

o женат (замужем), живете в гражданском браке

o никогда не был женат (замужем)

o разведен

4. Как давно Вас беспокоит высокое давление?

o в течение 5 лет 02.от 5 до 15 лет

o свыше 15 лет

5. Знаете ли Вы уровень холестерина и сахара в крови? (Если знаете, укажите цифрой)

o уровень сахара –

o уровень холестерина –

6. Принимаете ли Вы лекарства от давления?

o принимаю систематически

o принимаю по общему состоянию

o постоянно не принимаю

7. Считаете ли Вы, что необходим постоянный прием препаратов, снижающих артериальное давление?

o затрудняюсь ответить

8. Какой у Вас уровень физической активности?

o в основном сижу

o в основном хожу

o поднимаю и переношу тяжести

o занимаюсь тяжелой физической работой

9. Часто ли Вы употребляете фрукты?

o ежедневно

o 1 раз в неделю

o 1 раз в месяц

10. Как часто Вы употребляете овощи?

o ежедневно

o 1 раз в неделю

o 1 раз в месяц


11. Курите ли Вы?

12. Если курите, то, сколько сигарет в день.

o до 10 штук

o более 1 пачки

o затрудняюсь ответить

13. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?

o ежедневно

o 1 раз в неделю

o 1 раз в месяц

o не употребляю

Приложение № 2

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

«Особенности сестринской работы с пациентами с гипертонической болезнью»

Введение

Глава I. Сестринская работа с пациентами.

Глава II. Факторы риска.

Заключение.

Приложения.

Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Артериальная гипертензия - наиболее распространённое хроническое заболевание, характеризующееся устойчивым повышением систолического (более 140 мм рт. ст.) и/или диастолического (более 90 мм рт. ст.) артериального давления. Её выявляют приблизительно у 30 % населения планеты, значительно чаще (в 60 - 70 % случаев) у пожилых и старых людей. Высокое артериальное давление является основным фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и их летальных осложнений, причём ведущая роль в причинах смерти населения принадлежит повышенному систолическому артериальному давлению.

Рисунок 1 позволяет наглядно на примере смертности от сердечно-сосудистых заболеваний оценить тяжесть сложившейся ситуации.

К счастью, в начале XXI века новое руководство страны во главе с президентом В.В. Путиным оценило угрозу России, связанную со сверхсмертностью на фоне снижения рождаемости, и приняло целый ряд постановлений, направленных на борьбу со сложившейся ситуацией. В 2001 году была принята Федеральная программа «Артериальная гипертония»; в 2006 году начала активно функционировать национальная программа «Здоровье», в которой предполагается совершенствование работы первичного звена здравоохранения; в 2007 году развернулась масштабная деятельность по расширению оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Эти мероприятия не могли не сказаться на показателях смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В 2004, 2006 и 2007 годах появилась тенденция к её снижению. Действительно, в 2006 году, например, удалось сохранить, по сравнению с 2005 годом, 23 108 жизней больных гипертонической болезнью сердца и 31 544 больных цереброваскулярными заболеваниями.

Согласно национальным рекомендациям по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертонии 2002 год выделяют величины нормального и повышенного артериального нормального давления, виды и степени тяжести артериальной гипертонии (см. таблицу № 1).

Таблица № 1.

Классификация уровней артериального давления

Сейчас всё больше внимания уделяется профилактике возникновения и развития заболевания. В этом не последнюю роль играет сестринская работа с пациентами. В настоящее время в медицинских учреждениях существуют «школы здоровья» для пациентов с различными заболеваниями (гипертоническая болезнь, сахарный диабет, бронхиальная астма и другие). Моё исследование проходит в одной из таких школ для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями при Волховской городской поликлинике.

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Изучить эпидемиологические и медицинские аспекты сердечно-сосудистых заболеваний по литературным источникам.

2. Изучить факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.

3. Изучить особенности работы с пациентами с гипертонической болезнью.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Показать эффективность работы «школы здоровья» для пациентов с гипертонической болезнью.

Для решения задачи исследования было проведено анкетирование пациентов с гипертонической болезнью, посещающих «школу здоровья», до и после окончания курса занятий. Пациенты распределились по тяжести гипертонической болезни.

ГЛАВА I. СЕСТРИНСКАЯ РАБОТА С ПАЦИЕНТАМИ

Главная роль в решении проблем пациента принадлежит немедикаментозному и медикаментозному лечению, направленному на нормализацию АД, изменение выраженности или исчезновение неблагоприятных клинических проявлений гипертонической болезни и сопутствующих заболеваний, улучшение качества жизни и снижение смертности. Медсестра совместно с врачом, пациентом и членами его семьи участвует в мероприятиях по предупреждению развития (первичная профилактика) и замедлению прогрессирования (вторичная профилактика) гипертонической болезни.

При планировании ухода медсестра информирует пациента и членов его семьи о сути заболевания, общих принципах его предупреждения и лечения, организации психологической, физической, социальной и экономической помощи больному со стороны родственников и мероприятиях по изменению привычного для него стиля жизни. Она призывает больного к сотрудничеству, обучает его способам самоухода и сохранения личной безопасности, укрепляет веру в безопасность и эффективность лечебных мероприятий.

Организованные при поликлиниках «школы» облегчают задачи медсестры, помогают в работе с пациентами.

ЗАДАЧИ ШКОЛЫ

1. Оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению, в частности пациентам с артериальной гипертонией.

2. Повышение информированности пациентов с гипертонической болезнью о заболевании и его факторах риска.

3. Повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья.

4. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

5. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризисов.

6. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска, питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек.

7. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению индивидуального плана оздоровления.

Проведя анкетирование 30-ти слушателей школы было установлено разделение по полу и возрасту (рисунок 2).

1 - М 40-49 лет (2 человека).

2 - М старше 60 лет (3 человека).

3 - Ж старше 60 лет (4 человека).

4 - Ж 40-49 лет (5 человек).

5 - М 50-60 лет (6 человек).

6 - Ж 50-60 лет (10 человек).

Социальное положение пациентов представлено на рисунке 3.

По результатам преобладают пенсионеры - 16 человек (53,3 %), далее рабочие - 9 человек (30 %) и служащие - 5 человек (16,7 %).

ГЛАВА II. ФАКТОРЫ РИСКА

На развитие, прогрессирование и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний влияет множество природных и социальных факторов, получивших название факторов риска. В первую очередь это образ жизни, который определяет состояние здоровья на 50 - 55 %, состояние окружающей среды, генетические особенности человека и уровень медицинской помощи. С позиции модификации этих факторов риска с помощью профилактических программ наиболее важными являются артериальная гипертензия, злоупотребление алкоголем, курение, нерациональное питание, ожирение и низкая физическая активность. К этим факторам, являющимся общими для большинства экономически развитых стран, в нашей стране добавляются психосоциальные факторы, которые также негативно воздействуют на здоровье населения. Наряду с перечисленными факторами риска, условно называемыми изменяемыми, поскольку они могут подвергаться коррекции, выделяют те, которые не поддаются коррекции - неизменяемые. Их также необходимо учитывать при прогнозе развития и прогрессирования гипертонической болезни у каждого индивидуума: возраст, пол, генетические особенности.

Для определения степени риска развития сердечно-сосудистых заболеваний можно использовать таблицу № 2.

Таблица № 2.

Определение риска для оценки прогноза (ВОЗ 1999 г.)

Другие факторы риска и анамнез

Мягкая АГ степень

Умеренная АГ степень

Тяжёлая АГ степень 3

Нет других факторов риска

Низкий риск (не более 15 5)

Средний риск

Высокий риск

1-2 фактора риска

Средний риск

Средний риск

Очень высокий риск (более 30 %)

3 ФР и более или поражение органов мишений или диабет

Высокий риск

Высокий риск

Очень высокий риск

(более 30 %)

Сопутствующие заболевания (сердечно-сосудистые, почечные поражения)

Очень высокий риск

(более 30 %)

Очень высокий риск

(более 30 %)

Очень высокий риск

(более 30 %)

Анализ анкет пациентов показал влияние обучения в школе здоровья на образ жизни, привычки опрошенных. Одной из них является табакокурение, от которого очень неохотно и с трудом отказываются пациенты. Это видно из рисунка 4.

До обучения курили 8 человек (72,7 %) мужчин, 6 человек (31.5 %) женщин, после - 6 человек (54,5 %) мужчин и 5 человек (26,3 %) женщин.

От курения после обучения отказались только 3 человека.

На следующей диаграмме видно, как повлияло обучение на употребление алкоголя пациентами (рисунок 5).

До занятий употребляли алкоголь 9 человек (81,8 %) мужчин и 10 человек (52,6 %) женщин, после 5 человек (45,4 %) мужчин и 4 человека (21 %) женщин.

Один из факторов риска, как избыточная масса тела, имеют 60 % опрошенных. Но они готовы бороться с этой проблемой в будущем.

Ещё один грозный враг гипертонической болезни - это поваренная соль. Рисунок 6.

До обучения более 5 г в сутки поваренной соли употребляли в пищу 27 человек (90 %) опрошенных. После занятий эта цифра снизилась до 43 % - 13 человек.

На рисунке 7 представлена физическая активность пациентов.

Из диаграммы видно, что число физически активных пациентов после обучения в школе здоровья увеличилось более чем в 2 раза. Физически активных пациентов было 9 человек (30 %), а стало 19 человек (63,3 %).

Сколько пациентов справляются со стрессовыми ситуациями можно увидеть на рисунке 8.

Из диаграммы видим, что справлялись со стрессовыми ситуациями до обучения 8 человек (26,6 % пациентов). После обучения эта цифра достигла 15 человек (50 %).

Регулярный приём лекарств и самоконтроль АД также очень важны для лечения гипертонической болезни. Как правильно измерять АД представлено в приложении № 2. Как повлияло обучение в школе здоровья на регулярность приёма лекарств видно на рисунке 9.

На диаграмме показано, что до обучения регулярно принимали лекартсва 5 человек (16, 6 % пациентов), нерегулярно 19 человек (63,3 %) и совсем не принимали 6 человек (21,1 %). После обучения цифры регулярного приёма лекарств возросли - 24 человека (80 %), но ещё 6 человек (20 % пациентов) нерегулярно принимают лекарства.

По результатам анкеты до обучения регулярно контролировали своё АД 10 человек (33,3 %) опрошенных, не регулярно - 13 человек (43,3 %), совсем не контролировали 7 человек (23,4 %) (смотри рисунок 10).

После обучения регулярно контролируют АД 20 человек (66,6 %), нерегулярно - 7 человек (23,4 %), совсем не контролируют - 3 человека (10 %).

На вопрос кому пациенты больше доверяют в вопросах своего здоровья, были получены следующие результаты (смотри рисунок 11).

Из диаграммы видно, что всё-таки большинство людей больше доверяют медицинским работникам - 16 человек (53.3 %), по 6 человек (20 %) доверяют медицинской литературе и средствам массовой информации, а 2 человека (6,7 %) вообще никому не доверяют.

В общем, обучение в школе здоровья пошло пациентам на пользу. В результате снижения вероятности факторов риска снижается и риск осложнений.

Какие эмоции вызвало у вас посещение школы - это последний вопрос анкеты, результаты которого можно видеть на рисунке 12.

артериальный давление гипертонический болезнь

27 человек (90 %) положительно отозвались о работе школы, 1 человек (3,33 %) - отрицательно и 2 человека (6,64 %) ни каких эмоций не ощутили.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Организация школы здоровья для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями стала хорошей помощью в работе с пациентами. Усиление профилактических мероприятий позволяет снизить риск развития и прогрессирования заболеваний сердечно-сосудистой системы.

2. Исследованием установлено, что значение «школы» очень велико. В результате обучения у опрошенных снизился риск развития осложнений, благодаря уменьшению действия факторов риска.

3. Нужно отметить, что предупреждение прогрессирования гипертонической болезни во многом зависит от желания и возможности человека изменить стиль жизни и соблюдать правила здорового образа жизни, от способности медицинских работников убедить пациента регулярно и длительно применять гипотензивные и другие лекарственные средства, обучить его навыкам самоконтроля уровня АД, организовать ему психологическую, физическую и экономическую поддержку в семье.

4. Благодаря обучению у пациентов выросли знания по вопросам своего заболевания. Это поможет им в дальнейшей борьбе с болезнью.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Ваш пол?

Мужской? женский

2. Ваш возраст? _____________

3. Ваше социальное положение?

Пенсионер?? рабочий?? служащий

4. Ваши цифры АД? ______________

5. Вы курите?

Да?? нет

6. Вы употребляете алкоголь?

Да?? нет

7. Вы имеете лишний вес?

Да?? нет

8. Вы употребляете поваренную соль больше 5 г в сутки?

9. Вы физически активны в жизни?

10. Вы справляетесь со стрессовыми ситуациями?

11. Вы контролируете своё артериальное давление?

Регулярно? ? нерегулярно? не контролирую

12. Вы регулярно принимаете лекарства?

Регулярно?? нерегулярно?? не принимаю

13. Кому вы больше доверяете в вопросах своего здоровья?

Медицинским работникам

Средствам массовой информации (телевизор, радио)

Медицинской литературе

Друзьям

Ни кому.

14. Какие эмоции вызвало у вас посещение школы здоровья?

Положительные? отрицательные? никаких

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

· За 30 минут до измерения АД следует воздержаться от курения, приёма пищи, кофе и крепкого чая, лекарственных препаратов, способных повысить АД;

· Измерять АД в положении сидя, после 5-минутного отдыха, не напрягая мышц ног и рук, без задержки дыхания во время процедуры и не разговаривая с окружающими; рука, на которой измеряется АД, должна находиться на уровне сердца;

· Первое измерение АД проводят на обеих руках; при обнаружении разницы, равной 10 мм рт. ст. или более, последующие измерения выполняют на руке с юольшим давлением;

· При измерении АД давление в манжете, закреплённой на 2 см выше локтевого сгиба, нагнетают равномерно до уровня выше обычного систолического АД на 30 мм рт. ст., затем медленно снижают давление в манжете;

· Для регистрации тонов, по которым оценивается уровень АД, капсулу стетоскопа фиксируют в локтевой ямке; появление тонов соответствует уровню систолического АД, их исчезновение - уровню диастолического АД (в автоматических устройствах для измерения АД цифры высвечиваются на экране);

· АД измеряют 2 - 3 раза с интервалом в 3 - 5 минут.

Список использованной литературы

1. Чазов Е.И. Пути снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.//Терапевтический архив. № 8, 2008. С. 11-16.

2. Лаптева Е.С. Петров В.Н. Артериальная гипертензия: принципы диагностики, лечения и сестринского ухода.//Медицинская сестра. № 5, 2007. С. 12-15.

3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чересова О.В. Основы сестринского ухода. Ростов-на-Дону, 2000. 448 с.

4. Ромашов П.Г., Туркина Н.В., Петрова А.И., Филенко А.Б., Вощинин Е.В. Положение о курсовой работе для студентов факультета высшего сестринского образования по специальности 060109-сестринское дело. СПб, 2006. 33 с.

5. Дёмин А.А. Современные принципы лечения артериальной гипертонии.//Клиническая медицина. № 5, 2003. С.4-9.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Влияние длительного и стойкого повышения артериального давления, вызванного нарушением работы сердца и регуляции тонуса сосудов, на самочувствие человека. Факторы риска, симптоматика и профилактика возможных осложнений гипертонической болезни сердца.

    презентация , добавлен 27.12.2013

    Лечебно-тренировочный процесс реабилитации больных при заболевании гипертонической болезнью. Применение методики кинезитерапии С.М. Бубновского в процессе восстановления больных. Влияние занятий кинезитерапией на показатели артериального давления.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2016

    Этиология и основные патологические моменты артериальной гипертензии как стойкого повышения артериального давления. Классификация, профилактика и лечение гипотонической болезни. Исследование уровня комплаенса при терапии больных гипертонической болезнью.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2015

    Понятие и причины развития гипертонической болезни. Классификация и клиническая картина проявления гипертонической болезни. Факторы риска у пациентов. Диагностика больных с гипертонической болезнью. Анализ и оценка результатов исследования больных.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2016

    Изучение суточного ритма артериальной гипертензии у пациентов. Сочетание артериальной гипертензии и сахарного диабета как основная причина смертности пациентов от сердечно-сосудистых осложнений. Характер суточного мониторирования артериального давления.

    отчет по практике , добавлен 02.10.2014

    Синдром повышения артериального давления. Артериальная гипертензия (АГ) и гипертоническая болезнь. Факторы риска, влияющие на прогноз у пациентов с АГ. Правила измерения артериального давления. Клиника гипертонической болезни и стадии заболевания.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Распространенность, классификация и этиология артериальной гипертонии в современных условиях. Влияние образа жизни на развитие сердечнососудистых заболеваний. Действие биогеохимических факторов на заболеваемость гипертонической болезнью, методы лечения.

    дипломная работа , добавлен 07.01.2011

    Статистика частоты мозговых инсультов, их проблемы. Сущность первичной профилактики, типы ишемических инсультов. Артериальная гипертония - основной фактор их возникновения. Целевые уровни артериального давления, способы и препараты для лечения гипертонии.

    презентация , добавлен 24.02.2014

    Формирование кровяного давления человека. Артериальное давление. Вариабельность артериального давления. Циркадные колебания артериального давления. Методы измерения кровяного давления. Осциллометрическая методика определения артериального давления.

    реферат , добавлен 16.02.2010

    Артериальная гипертония до сих пор представляет одну из самых важных проблем медицины. Вызвано это тем, что ни один из факторов так не влияет на заболеваемость и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, как повышение артериального давления.

Данные получены при помощи самостоятельно разработанной анкеты.

Из рисунка2.1 видно, что в терапевтическом отделении ГАУЗ «Городская поликлиника №18»с артериальной гипертензией преобладают мужчины (62,5%). Это объясняется отсутствием у мужчин женских гормонов, которые оберегают женщин от этого заболевания.

Рис 2.1. Пол пациентов, находящихся в терапевтическом отделении ГАУЗ «ГП №18»с артериальной гипертензией.

Рис. 2.2. Возраст пациентов, находящихся в терапевтическом отделении «ГП №18» с артериальной гипертензией.

Рис. 2.3 Ответы пациентов на вопрос о том, часто ли их беспокоят проблемы с сердцем. Подавляющее большинство редко испытывают проблемы с сердцем.

Рис.2.4. Ответы пациентов на вопрос о том, как часто они измеряют АД.
Большинство не измеряют давление регулярно.

Рис. 2.5. Ответы пациентов на вопрос о лишнем весе. Данная диаграмма указывает что большинство страдающих от повышенного АД, имеют лишний вес.

Рис. 2.6 Ответы пациентов о количестве употребляемой соли. Большинство опрошенных затруднились ответить. Это говорит о том, что люди не следят за своим рационом.

Рис. 2.7 Ответы пациентов на вопрос о курении. Большинство испытуемых оказались не курящими.

Рис. 2.8 Ответы пациентов на вопрос об информированности о таком заболевании как атеросклероз. Подавляющее большинство пациентов не знают о таком заболевании.

Рис. 2.9. На вопрос об употреблении алкоголя, большинство опрошенных ответили «Да».

Рис. 2.10. Большинство пациентов затруднились ответить на вопрос о наследственной предрасположенности к ГБ.

Рис. 2.11 Ответы пациентов на вопрос о подверженности стрессам. Большинство испытывают стресс.

Рис. 2.12. Ответы пациентов на вопрос об активности в течение дня.
Подавляющее большинство ведут не активный образ жизни, мало двигаются.

Рис. 2.13. Ответы пациентов о наличии аппарата измерения АД в домашних условиях. Большинство пациентов не имеют.

Рис. 2.14. Ответы пациентов на вопрос о том, умеют ли они пользоваться аппаратом для измерения АД. Подавляющее большинство не умеют пользоваться.

Изучение роли медицинской сестры в диспансеризации больных с гипертонической болезнью.

1. Медицинская сестра выдает пациенту лист согласия и информированности. Пациент должен его внимательно прочитать и подписать.(Приложение №)

3. Измерение основных физических показателей человека. Включает в себя взвешивание, измерение длины тела, окружности груди и живота.

При подозрении на гипертоническую болезнь отправляют на анализ холестерина. Если показатели высокие направляют на 2 этап диспансеризации (липидограмму). Далее консультация врача-кардиолога.

Пациентка Иванова Евгения Владимировна, 63 года, поступила с жалобами на давящие, слабо интенсивные боли за грудиной, иррадиирующие в область левой лопатки, длительностью около 10 мин, возникающие при ходьбе на 50 м, купирующие самостоятельно в покое или через 1-2 минуты после приема нитроглицерина; интенсивные головные боли в затылочной области, шум в ушах на фоне повышения АД.

Из анамнеза. С 57 лет пациента стала отмечать появление болей в затылочной области головы, на фоне стресса. Обратилась к врачу,впервые было зарегистрировано повышение АД до 150/90 мм. рт. ст. По поводу повышенного АД не обследовалась, с гипотензивной целью принимала Адельфан в течение нескольких месяцев, затем самостоятельно отменила лечение. В настоящее время лечение не получает. Факторы риска: не курит, алкоголь не употребляет. Наследственность отягощена по сердечно-сосудистым заболеваниям: отец страдал АГ, умер в 60 лет от острого мозгового кровообращения.

ЭКГ: ритм правильный, ЧСС 82уд/мин. Признаки гипертрофии левого желудочка. Повышен холестерин. Была отправлена на липидограмму.

Пациентке поставлен диагноз: ИБС, стенокардия напряжения II ФК, постинфарктный кардиосклероз. АГ III стадии, 2-й степени.

Изучение роли медицинской сестры в работе «Школы здоровья. Артериальная гипертензия.»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. Джон Кэмм, Томас Ф. Люшер, Патрик В. Серруис, пер. с англ. под ред. Е. В. Шляхто; ВНОК, Федер. Центр сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 1446 с.

2. Александров Ю.И.Психофизиология. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2013. – 496 с.

4. Артериальная гипертензия в поликлинической практике. Осадчук М. А., Киреева Н. В., Корженков Н. П. Учебное пособие. Утверждено УМО. 2012, Москва.

5. Биверс Г. Артериальная гипертония/ Г. Биверс, Г. Лип, Э. О»Брайнен; пер. с англ. А.Н.Анваера; под ред.В.И.Метелицы. — М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2005. — 175 с.: ил. — Библиогр. в конце глав.

Анкета для пациентов

1. Укажите Ваш пол:

2. Укажите Ваш возраст

3. Часто ли Вас беспокоят проблемы с сердцем?

4. Регулярно ли Вы измеряете АД?

Нет
— Иногда измеряю

5. Имеется ли у Вас лишний вес?
— Да

6. Много ли Вы употребляете соли?

Нет
— Не могу ответить

— Курил, но бросил(а)

8. Знаете ли Вы что такое Атеросклероз?
— Да

Нет
— Затрудняюсь ответить

9. Употребляете ли Вы алкоголь?

10. Болели ли Ваши родственники Гипертонической болезнью?

11. Испытываете ли Вы стресс, если да, то как часто?

12. Есть ли у Вас Атеросклероз?
— Да

Нет
— Затрудняюсь ответить

13. Как много вы двигаетесь в день?

— Постоянно хожу пешком

— Постоянно за рулем

— Веду сидячий образ жизни

14. Есть ли у Вас аппарат для измерения давления?

15. Умеете ли Вы им пользоваться?

— Давление мне измеряют родственники/близкие

Источник http://lektsia.com/6x5ee.html

Диаграмма №1 сравнительные данные по полу.

По результатам исследования и проведения анкетирования мы видим, что большинство пациентов с ГБ составили женщины.

Диаграмма № 2 сравнительная диаграмма по возрасту.

Большинство страдающих ГБ старше 55 лет 60%

Сравнительный анализ анамнестических данных здоровых и больных ГБ

Перенесенные, сопутствующие заболевания

Контроль уровня АД

Сопоставление анамнестических данных испытуемых основной и контрольной групп установило более высокую степень стрессовой нагрузки..

При статистической достоверности различий в группе гипертонических больных она составляла 80%, т.е достоверно выше чем у здоровых 46,6%. В 53.3% в основной группе, т.е меньше чем у здоровых 60% был установлен факт вредных привычек. При исследовании наследственной предрасположенности было показано ее достоверное преобладание в группе больных с гипертонической болезнью (40%) по сравнению с соответствующими показателями у здоровых (наследственная предрасположенность 26,6%).

Клиническая оценка степени тяжести заболевания.

Степень тяжести заболевания

Гипертоническая болезнь 1 стадии

Гипертоническая болезнь 2 стадии

Гипертоническая болезнь 3 стадии, риск 4

Как видно из диаграммы Гипертоническая болезнь 3 стадии, риск 4 53% занимает 1 место, на втором Гипертоническая болезнь 1 стадии 27% и на 3 месте Гипертоническая болезнь 2 стадии 20%.

Сопутствующие психовегетативные симптомы

Психо — эмоциональное напряжение

Основными сопутствующими психовегетативными симптомами являются: головные боли 32%, психо — эмоциональное напряжение 21%, пониженное настроение 26%, депрессия 13%, и реже всего встречается астения 20, 8%.

Анализ данных по анкете №2.

Таким образом, у пациентов до проведения курса бесед выявлен высокий уровень информированности о наличии артериальной гипертонии (АГ), факторов риска у 45%, приверженности к лечению у 71%, высокое качество жизн и у 13% , частые гипертонические кризы у 32%, побочные эффекты лекарственной терапии отметили у себя 30% пациентов. Лишь 29% пациентов самостоятельно контролиролируют АД

По моему мнению, полученные результаты являются существенными. Они демонстрируют, что приверженность больных ГБ к лечению потенциально прогнозируема, при этом факторы, влияющие на этот прогноз, могут быть выделены, измерены и корригируемы. Для обоснования прогностической ценности этих положений в рамках исследования был выполнен модельный эксперимент.

Интегральные показатели приверженности к лечению

Источник http://vuzlit.ru/831581/analiz_otsenka_rezultatov_issledovaniya_bolnyh_gipertonicheskoy_boleznyu

Анкетирование проводится с целью выявить знания населения, полученные в ходе проведения мероприятий в рамках Всемирного дня здоровья, проводимых в апреле 2015 года, а также выявления профилактических навыков по сохранению своего здоровья и окружающих людей.

1. Правильный ответ — 1 балл, всего правильных ответов – 19.

19 баллов — информация доведена качественно.

10 баллов – информация была предоставлена не в полном объёме.

0-5 баллов — информация была предоставлена некачественно.

2. Ответ на пятый вопрос:

6 баллов — знание мер профилактики гипертонии 100 процентов.

4 балла — знание мер профилактики гипертонии 80 процентов.

0-2 балла – отсутствие знаний профилактики гипертонии.

3. Ответ на шестой вопрос:

3 балла — знание симптомов гипертонии 100 процентов.

0-1 балл – отсутствие знаний симптомов гипертонии.

Результаты анкетирования предоставляются отделу гигиенического воспитания для подготовки сводной оценки по краю.

Источник http://fbuz41.ru/lmk/inf_dlya_nasel/129343/

Анкета для опроса пациентов

Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, изучая отношение населения к реформам в системе медицинского обслуживания, убедительно просит Вас высказать свое мнение, ответив на вопросы нашей анкеты.

Заполнить анкету несложно. Ко многим вопросам анкеты даются возможные варианты ответов. Выберите из предложенных ответов тот, который соответствует Вашему мнению, и отметьте его. Если ни один из предложенных вариантов ответа Вас не устраивает, напишите ответ сами.

Анонимность Ваших ответов гарантируется!

Заранее благодарим за сотрудничество!

Просим Вас ответить на вопросы, касающиеся Вашего здоровья

1. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

1. Хорошее => переходите к вопросу 3

2. Чем Вы объясняете состояние своего здоровья? (можно указать несколько ответов)

2. Неудовлетворительным экологическим и санитарным состоянием района проживания (работы)

3. Рабочей перегрузкой

4. Отсутствием возможности регулярного отдыха

5. Плохим питанием

6. Длительной конфликтной ситуацией дома

7. Длительной конфликтной ситуацией на работе

8. Невниманием к своему здоровью, вредными привычками

9. Недоступностью качественной медицинской помощи

10. Наследственной предрасположенностью

11. Последствиями войны

12. Другое (напишите)

3. По поводу каких заболеваний Вы обращались в поликлинику за последний год? (можно указать несколько ответов)

1. Болезни сердца и сосудов (ИБС, гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда, атеросклероз, аритмия, тахикардия, ревматизм, порок сердца, инсульты, варикозное расширение вен, тромбофлебиты и др.)

2. Болезни органов пищеварения (болезни зубов и полости рта, пищевода, гастрит, дуоденит, энтерит, колит, холецистит, желчно-каменная болезнь, панкреатит, гепатит, цирроз печени, язвенная болезнь, грыжа и др.)

3. Болезни опорно-двигательного аппарата (заболевания суставов, искривление позвоночника, радикулит, остеопороз, остеомиелит, остеохондроз, грыжа позвоночника и

4. Болезни органов дыхания (бронхиальная астма, бронхит, пневмония, эмфизема, пневмосклероз, аллергические и вазомоторные риниты, назофарингит, синусит, грипп, ОРВИ и др.)

5. Эндокринные заболевания (диабет, болезни щитовидной железы, гормональные нарушения и др.)

6. Болезни мочеполовой системы (гинекологические заболевания, аденома предстательной железы, простатит, мочекаменная болезнь, пиелонефрит, гломерулонефрит, гематурия, цистит и др.)

7. Болезни нервной системы (паркинсонизм, тремор, эпилепсия, рассеянный склероз, мигрень и др.)

8. Болезни уха (отит, болезни слухового нерва и др.)

9. Болезни глаз (катаракта, глаукома, болезни сетчатки и др.)

10. Онкологические заболевания

11. Кожные болезни (дерматит, псориаз, лишай, крапивница, болезни ногтей и др.)

12. Расстройства психики и поведения

13. Болезни крови и иммунодефициты

14. Травмы, ожоги, обморожения, отравления и их последствия

4. Страдаете ли Вы хроническими заболеваниями?

2. Нет => переходите к вопросу 10

5. Состоите ли Вы на диспансерном учете?

6. Проходите ли Вы ежегодное диспансерное обследование?

1. Не имею => переходите к вопросу 10

2. Оформляю сейчас => переходите к вопросу 10

3. Имею III группу

4. Имею II группу (с правом работы)

5. Имею II группу (без права работы)

6. Имею I группу

7. Инвалид детства

8. В результате реформы по монетизации льгот Вы выбрали получение:

1. Льготных лекарств

2. Денежной компенсации => переходите к вопросу 10

9. Возникали ли у Вас трудности в получении льготных лекарств?

При выписке рецепта в поликлинике

При получении лекарства в аптеке

10. Пользуетесь ли Вы услугами народных целителей, гомеопатов, экстрасенсов и т.п.? (можно указать несколько ответов)

1. Пока ни разу не приходилось => переходите к вопросу 12

2. Обращался(лась) к гомеопату

5. К разным целителям

6. Другими услугами (напишите)

11. Помогло ли Вам это нетрадиционное лечение?

4. Затрудняюсь ответить

12. В случае болезни обращаетесь ли Вы за помощью в Храм?

1. Да, и это моя основная опора

2. Да, но у меня есть и другие формы поддержки

3. Нет, не обращаюсь

13. Как Вы питаетесь?

4. Скорее хорошо => переходите к вопросу 15

5. Хорошо => переходите к вопросу 15

6. Затрудняюсь ответить => переходите к вопросу 15

14. С чем Вы связываете плохое питание? (можно указать несколько ответов)

1. С материальными трудностями

2. С режимом работы

2. Нет => переходите к вопросу 19

16. Предоставляет ли Ваш работодатель какую-либо поддержку при получении медицинской помощи?

2. Нет => переходите к вопросу 19

3. Затрудняюсь ответить => переходите к вопросу 19

17. Каким образом работодатель оказывает Вам поддержку? (можно указать несколько ответов)

1. Организует медицинские пункты

2. На предприятии имеется медицинское учреждение для работников (например, поликлиника, МСЧ)

3. Предоставляет санаторное лечение

4. Предоставляет дополнительное медицинское страхование (в форме добровольного медицинского страхования)

5. Производит оплату (полную или частичную) медицинской помощи

6. Другое (напишите)

18. Какой вид медицинских услуг был предоставлен Вам за счет Вашего работодателя за последний год? (можно указать несколько ответов)

1. Лечение в поликлинике

2. Лечение в больнице

3. Лечение в медицинском учреждении предприятия

6. Стоматологическая помощь

8. Другое (напишите)

9. Я не пользовался(ась) никакими медицинскими услугами со стороны работодателя

Просим ответить на вопросы, связанные с Вашими контактами с системой здравоохранения (без учета стоматологической помощи)

19. Где Вы обычно лечитесь? (можно указать несколько ответов)

1. В районной поликлинике по месту прописки

2. В поликлинике по месту фактического проживания

3. В ведомственной поликлинике

4. В платных учреждениях

(1 — очень плохое качество, 2 — плохое, 3 — удовлетворительное, 4 — хорошее, 5 — очень хорошее, 6 — затрудняюсь ответить).

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

«Сергиево – Посадское медицинское училище (техникум)»

Учебно – исследовательская работа по теме:

Выполнила: студентка 4 курса

Зубарева А.И.

Научный руководитель:

преподаватель

Константинова Н.В.

Сергиев Посад

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Особенности профилактической работы среди пациентов, страдающих артериальной гипертензией

1.1 Классификация артериальной гипертензии…………………………………..5

1.2 Профилактические аспекты работы медперсонала школы артериальной гипертензии…............................................................................................................8

1.3 Структурированная программа по обучению больных в школе артериальной гипертензии………………………………………………………………………...11

Глава 2. Изучение динамики результатов работы школы артериальной гипертензии…………………………………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………………………16

Список литературы…………………………………………………………………17

Приложение №1

Приложение №2

Введение

Артериальная гипертензия (гипертония) - стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм рт. ст. и выше. Это заболевание, основным проявлением которого является повышенное артериальное давление. Проблема артериальной гипертонии достаточно серьезна.

Во-первых, это заболевание характеризуется высокой распространенностью. Артериальной гипертензией страдает 20–30 % взрослого населения. До 50-летнего возраста заболевание чаще наблюдается у мужчин, после 50 лет – у женщин. По оценке специалистов различных стран, каждый третий житель земного шара страдает артериальной гипертензией, в Российской Федерации – более 40% населения, из них 50% больных не знают о наличии у них этого заболевания.

Во-вторых, артериальная гипертония нередко протекает бессимптомно, особенно на ранних стадиях. Не случайно ее называют «безмолвным убийцей». Опыт показывает, что даже при очень высоком артериальном давлении самочувствие больного может оставаться хорошим. Такое субъективно спокойное течение артериальной гипертонии приводит к тому, что человек просто не знает о наличии у него серьезной патологии.

Так как артериальная гипертензия является основным фактором риска развития коронарной болезни сердца, цереброваскулярной болезни, хронической почечной недостаточности и хронической сердечной недостаточности, очень важно способствовать более тщательной заботе о собственном здоровье со стороны самих пациентов. В этой связи понятно, насколько актуально раннее выявление всех лиц с артериальной гипертензией.

Проблеме борьбы с артериальной гипертензией уделяется должное внимание министерствами и департаментами здравоохранения всех стран. Во многих странах мира, включая Россию, разработаны соответствующие программы, предусматривающие раннее выявление, лечение и профилактику заболевания.

В данном случае, немаловажную роль играют школы артериальной гипертензии.

Цель учебно-исследовательской работы – изучить профилактические аспекты деятельности медперсонала школы артериальной гипертензии.

1) изучить специальную медицинскую литературу по артериальной гипертензии и методам профилактики ее осложнений;

2) ознакомиться с особенностями деятельности медперсонала школы артериальной гипертензии;

3) провести анкетирование среди пациентов, посещающих школу;

4) проанализировать динамику и эффективность реализации программы ведения занятий в школе артериальной гипертензии .

Для решения указанных задач и получения статистических материалов с целью их последующего анализа нами было проведено исследование на базе кардиологического кабинета поликлиники ГБУЗ МО «Сергиево-Посадская Районная Больница».

Глава 1. Особенности профилактической работы сред пациентов, страдающих артериальной гипертензией

1.1 Классификация артериальной гипертензии

Артериальная гипертония (АГ)- это хроническое заболевание, сопровождающееся стойким повышением артериального давления выше допустимых пределов (систолическое давление выше 139 мм рт.ст. или (и) диастолическое давление выше 89 мм рт.ст.).

Единой систематизации не существует, но чаще всего врачи используют классификацию, которая была рекомендована ВОЗ и Международным обществом по гипертензии (МОАГ) в 1999 году. По определению ВОЗ гипертоническая болезнь классифицируется, в первую очередь, по степени повышения АД, среди которых :

Первая степень – мягкая (пограничная гипертензия) – характеризуется давлением от 140/90 до 159/99 мм рт. столба.

При второй степени гипертонии – умеренной – АГ находится в пределах от 160/100 до 179/109 мм рт. столба.

При третьей степени – тяжелой – давление составляет 180/110 мм рт. столба и выше.

Можно встретить классификаторы, в которых выделяют 4 степени гипертонической болезни. В этом случае третья форма характеризуется давлением от 180/110 до 209/119 мм рт. столба, а четвертая – очень тяжелая – от 210/110 мм рт. столба и выше. Степень (мягкая, умеренная, тяжелая) указывает исключительно на уровень давления, но не на тяжесть течения и состояния больного.

Кроме этого, медики различают три стадии гипертонии, которые характеризуют степень поражения органов. Классификация по стадиям:

I стадия . Повышение давления незначительное и непостоянное, работа сердечно-сосудистой системы не нарушена. Жалобы у больных, как правило, отсутствуют.

II стадия . Артериальное давление повышенное. Наблюдается увеличение левого желудочка. Обычно других изменений нет, но может отмечаться локальное или генерализованное сужение сосудов сетчатки глаз.

III стадия . Присутствуют признаки повреждения органов:


  • сердечная недостаточность, инфаркт миокарда, стенокардия;

  • хроническая почечная недостаточность;

  • инсульт, гипертоническая энцефалопатия, преходящие нарушения кровообращения мозга;

  • со стороны глазного дна: кровоизлияния, экссудаты, отек зрительного нерва;

  • поражения периферических артерий, аневризма аорты.
При классификации гипертонической болезни учитывают и варианты повышения давления. Выделяют следующие формы:

  • систолическая – повышено только верхнее давление, нижнее – менее 90 мм рт. столба;

  • диастолическая – повышено нижнее давление, верхнее – от 140 мм рт. столба и ниже;

  • систолодиастолическая;

  • лабильная – давление повышается на короткое время и нормализуется само, без препаратов.
Некоторые разновидности и стадии заболевания не отражены в классификации и о них стоит рассказать отдельно.

Гипертонические кризы

Это наиболее тяжелое проявление артериальной гипертонии, при котором давление повышается до критических показателей. В результате нарушается мозговое кровообращение, поднимается внутричерепное давление, возникает гиперемия мозга. Больной испытывает сильные головные боли и головокружение, сопровождающиеся тошнотой или рвотой.

Гипертонические кризы в свою очередь делятся по механизму повышения давления. При гиперкинетической форме поднимается систолическое давление, при гипокинетической – диастолическое, при эукинетическом кризе растет и верхнее, и нижнее.

Рефрактерная гипертония

В данном случае речь идет об артериальной гипертензии, которая не поддается лечению медикаментами, то есть давление не снижается даже при использовании трех и более препаратов. Эту форму гипертонии легко спутать с теми случаями, когда лечение неэффективно по причине неверно поставленного диагноза и неправильного выбора лекарственных средств, а также по причине несоблюдения больным назначений врача.

Гипертония белого халата

Основной метод обучения включает в себя лекционный курс, практические занятия по обучению навыкам самоконтроля с последующим ведением дневника. Формирование учебных групп, составление графика учебных занятий, ведение картотеки пациентов и оповещение пациентов по телефону, а также контроль посещаемости занятий пациентами осуществляет медсестра школы артериальной гипертензии. Врач и медицинская сестра при проведении практических занятий могут использовать имеющиеся в их распоряжении наглядные материалы. Больным на руки выдаются методические пособия "Рекомендации для больных АГ", памятки для пациентов. Особое внимание уделяется умению пациента анализировать полученные данные и прогнозировать предкризовые состояния для своевременного оказания себе самостоятельной помощи.

На практических занятиях больные, а также лица с наличием у них факторов риска возникновения артериальной гипертензии знакомятся с правилами поведения для изменения образа жизни, узнают о возможности воздействия на управляемые факторы риска, учатся контролировать свое артериальное давление, учитывать его реакцию на проводимую терапию.

Большой интерес у слушателей школы вызывает занятие, посвященное немедикаментозным методам лечения АГ. Рекомендации по организации режима труда и отдыха, диеты, лечебной физкультуры и других воздействий подбираются индивидуально для каждого участника школы. Медперсонал школы обращает особое внимание пациентов на необходимость отказа от табакокурения и употребления алкоголя, увеличение физической активности больных, а также борьбе с избыточной массой тела у лиц с ожирением.

Обосновываются принципы комбинированной медикаментозной терапии. Чаще гипотензивное лечение заключается в комплексном подборе препаратов с разными механизмами снижения артериального давления.

Организация профилактического измерения АД у лиц с факторами риска, мониторинг АД при наличии АГ влияют на степень приверженности пациента к лечению. После занятий в школе наблюдается увеличение числа пациентов с артериальной гипертензией, регулярно принимающих гипотензивные препараты. На степень приверженности пациента к лечению влияют следующие факторы: пол, возраст, уровень образования, личностные особенности пациента. Определенное значение имеют эффективность лечения (достижение целевого уровня АД), сложность режима терапии (количество таблеток в день, частота приема, фиксированное время приема), побочное действие, стоимость препаратов. Кроме того, немаловажную роль играют также характер заболевания, "врачебный" фактор (компетентность и "добросовестность" врача и медицинской сестры кабинета профилактики), информированность больного, качество жизни пациента.

Пациенты, прошедшие такие школы, обретают реальные шансы значительно расширить ареал имеющихся жизненных интересов и реализовать свои способности в сфере общественно-полезного труда.

Несомненно, широкое внедрение разработанных программ и наглядных пособий в медицинскую практику будет полезным как для пациентов, так и для врачей в их повседневной работе .

1.3 Структурированная программа по обучению пациентов в школе артериальной гипертензии

За год в школе артериальной гипертензии обучение проходят примерно 150-180 человек, из них 70% - пенсионеры и 30% - работающее население. При формировании групп для занятий медицинская сестра объединяет пациентов по следующим критериям: возраст, трудоспособное население, беременные, лица с отсутствием эффекта от применяемой антигипертензивной терапии. К занятиям в школе медицинская сестра привлекает пациентов с факторами риска и их родственников, а также беременных с артериальной гипертензией. Группа состоит из 10-15 человек, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому пациенту. Длительность занятия – около часа, частота – один раз в неделю, всего занятий пять.

Первое занятие:

Анализируя большинство пунктов анкеты, предложенной пациентам исследуемой группы в конце обучения можно сделать вывод, что в ходе проведенных занятий значительно изменилось в лучшую сторону отношение пациентов группы к своему здоровью, поскольку пациенты получили от медперсонала школы исчерпывающую информацию относительно самого заболевания, его осложнений, правил самоконтроля и самопомощи, методов профилактики возможных осложнений.

Так, например, стали соблюдать предписанную врачом диету и регулярно контролировать свой вес 13 человек из 15; 12 человек стали интересоваться научно-популярной литературой по своему заболеванию; 5 курильщиков сообщили, что попытаются бросить курить; из 9 человек, употребляющих алкоголь даже эпизодически семеро вообще отказались от приема алкоголя; все 15 человек стали регулярно контролировать уровень холестерина в крови и артериальное давление. И, наконец, 14 человек из 15 заявили в конце обучения , что в ходе занятий получили адекватную психологическую поддержку от медперсонала школы артериальной гипертензии.

Заключение

Как показывает практика, успешно контролировать течение гипертонической болезни удается далеко не всем пациентам. Самая распространенная причина – это элементарное отсутствие информации о болезни, ее симптомах, о методах лечения и профилактики осложнений, а также о приемах правильного и эффективного самоконтроля своего заболевания.

В настоящее время Всемирная Организация Здравоохранения официально признала обучение полноправным методом лечения хронических заболеваний, таким же важным, как прием лекарств или проведение хирургических операций .

Обучение людей, страдающих артериальной гипертензией, методам самоконтроля, «управления» своей болезнью представляет собой важнейший и реальный элемент улучшения качества помощи больным с целью профилактики осложнений и дальнейшей инвалидизации. Врачи и медицинские сестры делают все возможное, чтобы научить пациентов «управлять» своей болезнью.

Список литературы


  1. Бакшеев В.И., Коломоец Н.М. «Гипертоническая болезнь. Как жить и выжить. Учебно-методическое пособие к занятиям в школе больного гипертонической болезнью М.: ИКФ «Каталог 2012. Издание 4-е, дополненное и исправленное.

  1. Бакшеев В.И., Коломоец Н.М., Турсунова Г.Ф. Клиническая эффективность работы школы больного гипертонической болезнью на амбулаторно-поликлиническом этапе. Терапевтический архив, 2009, Т. 77. № 11.- С. 49-55

  1. Гинзбург М.М., Крюков Н.Н. Ожирение. Влияние на развитие метаболического синдрома, профилактика и лечение. М. «Медпрактика-М» 2010. 172 с.

  1. Гогин Е.Е. Гипертоническая болезнь. Новое в диагностике и лечении. Москва 2007. – 400 с.

  1. Крюков Н.Н., Ларина Т.А., Осипов Ю.А. Образовательные школы диагностики и лечения артериальной гипертензии. Самара, «Содружество Плюс» 2014. 194 с.

  1. Поляков В.П., Мовшович Б.Л., Савельева Г.Г. Кардиологическая практика: Руководство для врачей в 2-х томах. Самара 2004 г.
Приложение № 1

АНКЕТА № 1

Уважаемый респондент!

Профилактические аспекты деятельности медперсонала школы артериальной гипертонии»

1. Ваш возраст _________

2. Пол ________________

3. Как давно Вы страдаете гипертонической болезнью? _________

4. Какая стадия гипертонии у Вас обнаружена ? _______________

5. Регулярно ли Вы посещаете врача-кардиолога?


6. Посещали ли Вы раньше школу гипертонической болезни?
- нет

7. Читаете ли Вы какую-либо литературу об артериальной гипертензии?


8. Соблюдаете ли Вы рекомендуемую диету?
- нет

9. Страдаете ли Вы ожирением?


10. Контролируете ли Вы ежедневно свое артериальное давление?
-нет

11. Вы курите?


- иногда

12. Употребляете ли Вы алкоголь?


- иногда

13. Регулярно ли Вы контролируете уровень холестерина в крови?


14. Знаете ли Вы о необходимости избавления от лишнего веса и вредных привычек?
- нет

15. Знаете ли Вы о возможных осложнениях при данном заболевании?


16. Вы систематически принимаете препараты, назначенные врачом?
- нет

17. Знаете ли Вы как вести себя в стрессовой ситуации (с учетом Вашего заболевания)?


- затрудняюсь ответить

18. Знаете ли Вы как оказать себе помощь при ухудшении самочувствия?


- затрудняюсь ответить

19. Нуждаетесь ли Вы в психологической поддержке?


Приложение № 2

АНКЕТА № 2

Уважаемый респондент!

Мы, студенты медицинского училища проводим исследование по теме « Профилактические аспекты деятельности медперсонала школы артериальной гипертонии»

1. Ваш возраст_________

2. Пол___________

3. Регулярно ли Вы посещаете врача-кардиолога?


4. Читаете ли Вы какую-либо литературу об артериальной гипертензии?
-нет

5. Знаете ли Вы, гипертонической болезнью какой стадии Вы страдаете?


-нет

7. Страдаете ли Вы ожирением?


8. Контролируете ли Вы ежедневно свое артериальное давление?
-нет

9. Употребляете ли Вы алкоголь?


-иногда

10. Регулярно ли Вы контролируете уровень холестерина в крови?


11. Знаете ли Вы о возможных осложнениях при гипертонической болезни?
-нет

12. Знаете ли Вы как вести себя в стрессовой ситуации (с учетом Вашего заболевания)?


13. Знаете ли Вы как оказать себе помощь при ухудшении самочувствия?
-нет

14. Нуждаетесь ли Вы в психологической поддержке?

Нет

Каталог: konferenciya
konferenciya -> Синдром эмоционального выгорания медицинских работников
konferenciya -> Исследовательская работа роль медицинской сестры в выявлении факторов риска и профилактике заболеваний органов дыхания
konferenciya -> 1. 1 Понятие о сахарном диабете
konferenciya -> Зависимые ориентации современной молодежи
konferenciya -> Здоровье беременной женщины
konferenciya -> Изучение интродуцированных плодово-ягодных и декоративных культур в засушливых условиях астраханской области
konferenciya -> Исследовательская работа студентов