Баба-яга - костяная нога

Фольк. Неодобр. О злой, сварливой и безобразной старой женщине. БМС 1998, 36.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Баба-яга - костяная нога" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 3 баба яга (17) костяная нога (3) яга (13) Словарь син … Словарь синонимов

    Костяная нога, жаба, кикимора, ягинична, ягишна, каракатица, морда, баба яга костяная нога, яга, бабка ёжка, урод, злюка, уродина, ведьма, колдунья, ёжка Словарь русских синонимов. баба яга см. злюка Словарь синонимов русского языка. Практический … Словарь синонимов

    Сущ., кол во синонимов: 3 баба яга (17) баба яга костяная нога (3) яга (13) … Словарь синонимов

    - (польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Б. я. живёт в лесу в «избушке на курьих ножках»,… … Энциклопедия мифологии

    - (иноск.) бранчивая, наглая баба (намекъ на бабу ягу сказ.). Ягать кричать, браниться. Баба яга костяная нога: въ ступѣ ѣдетъ, пестомъ погоняетъ, помеломъ слѣдъ заметаетъ (сказочн. Большуха надъ вѣдьмами, безобразная старуха; живетъ въ лѣсу, въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Баба яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. См. ПРИСКАЗКИ …

    Баба яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирает), помелом след заметает. См. СУЕВЕРИЯ ПРИМЕТЫ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    В молодости. Жарг. шк. Шутл. ирон. Пионервожатая. Максимов, 18. Баба яга костяная нога. Фольк. Неодобр. О злой, сварливой и безобразной старой женщине. БМС 1998, 36. Чтоб тебя Баба яга в ступе прокатила! Народн. Выражение раздражения, гнева;… … Большой словарь русских поговорок

    БАБА ЯГА, бабы яги, жен. В русских сказках: злая старуха колдунья. Баба яга костяная нога. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    БАБА-ЯГА - Старуха волшебница в славянской мифологии и в русских народных сказках. В некоторых сказках у Бабы Яги одна нога костяная, поэтому ее называют Баба Яга костяная нога. В праславянском языке слово было связано со значением ‘делать противным,… … Лингвострановедческий словарь

    О музыкальной группе см. Baba Yaga. Баба Яга … Википедия

Книги

  • Баба-яга и Кощей Бессмертный , . Баба-яга и Кощей Бессмертный не очень симпатичные персонажи. Одна нога у Бабы-яги костяная, живёт она в лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, похищает маленьких детей и совершает…
  • Баба Яга - костяная нога , . Представляем вашему вниманию учебно - развивающее издание`Баба Яга - костяная нога`. Русская народная сказка в обработке С. Кузьмина. Для детей дошкольного…

…То ни ветрушки шумят буйные, то ни на море разыгралась непогодушка, то летит в ступе над сырым бором – ломит, выворачивает с корнем дубы вековечные Мара-Яга – Костяная Нога . Летит – пестом железным погоняет, помелом след заметает; зубами звериными клацает, костьми белыми бряцает. Летит Она с поля брани, крови человечьей напившись, жажду Свою утолив – рудяного зелья испив… Косой железной Мара косила, когти во тело бело вонзила – Жизнь до капли вытянула, Нить Макошину оборвала. У Синь-Камня на Земь ступала, к западу оборотясь, кости глодала . Во ступе пестом их в пыль растирала, шуйцёю брала – по ветру пускала. Всяк живот Поднебесной в котле варила, в котле варила – в Нави новила . В Нави новила – в Явь проводила, десницей махала – в путь провожала. В путь провожала – на Стезю наставляла. На Стезю наставляла – старый след заметала. На Стезю Вещего Бога – от Своего Порога. От Своего Порога – до Неведомого Чертога . Из Тьмы Кромешной Нави – чрез Маяту-Мороку Яви – во Горний Свет Прави. Како ве домо Ведающим – во Знании Древнем сведущим. Како в Ведах Святых изложено, како Самим Родом положено!..

Гой, Черна Мати! Гой-Ма !

………………………………….

ТОЛКОВНИК:

1. СТУПА – то, в чём толкут зёрна, перетирая их в муку. Образ Женского Начала – Врат Жизни и Смерти. Согласно Вещим Сказам, Мара тако же использует Ступу в качестве Воздушного Корабля (санскр. «вимана »), на котором с громоподобным шумом и невероятной скоростью – «в мгновение ока» – пролетает над Землёй.

2. КОСТЯНАЯ НОГА – мёртвая нога, образно отражающая связь Мары с Миром Мёртвых – Навью. Согласно Вещим Сказам, Мара одной ногой «стоит» в Яви, а другой – в Нави.

3. ПЕСТ ЖЕЛЕЗНЫЙ – то, чем перетирают зёрна в ступе. Образ Мужского Начала – Гоя Рода. Если Ступа означает Великую Мать – Врата Жизни и Смерти, то Пест знаменует Собой Ост Всемирья, Железную Иглу в Золотом Яйце (в Котором заключена Кощеева Смерть), Волховской Посох, Мировое Древо, Мер-Гору на Острове Буяне – пронизывающую Собой всё сущее Творческую Силу Рода. Мара, обладая одновременно Пестом и Ступою, показывает нам Своё владычество над Явью, над всем Проявленным Миром – Миром Двойственности.

4. ПОМЕЛО – то, чем Мара-Смерть, согласно Внщим Сказам, заметает следы. Знак «стирания» прошлой памяти, отсечения былых уз, «развязывания» Покутных Нитей Макоши (Нитей Судеб – Доли и Недоли), освобождения от всех ограничений, накладываемых прошлым. Знак Смерти (Разрушения, Растворения) и Забвения. «Стирая» человеческую самость, Мара связывает узами Забвения души тех, кто при жизни в Яви отождествлял СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ) со своей преходящей личностью (человеческой самостью), и разрешает от Своих уз тех, кто добровольно принёс Ей в жертву свою «голову» – «отсёк» Мечом Веданья свою ограниченную самость, обнажив (раскрыв) так истинного СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ) – Собь, Дух Рода в себе.

5. ЗУБЫ ЗВЕРИНЫЕ – один из признаков нечеловеческой природы. Образно передают страх смерти, присущий в той или иной мере всем ограниченным живым существам, к коим, связанным узами своей самости, вовлечённым в Маяту, Мара обращается Своим Гневным Ликом, несущим ужас и смятение. К Мудрым, прозревшим свою Собь, Мара обращается Своим Милостивым Ликом, представая пред ними в Образе Чистого Самосиянного Света.

6. КОСТИ БЕЛЫЕ – связь с Миром Иным, с Навью. Тако же – знак «обнажения», раскрытия истинной природы сущего.

7. КРОВЬ-РУДА – согласно Вещим Сказам, вместе с кровью Мара выпивает Живицу (Жизнь) – Живую Воду умирающего.

8. КОСА ЖЕЛЕЗНАЯ – Оружие Мары, несущее смерть живым существам. Согласно Вещим Сказам, Железной Косой Мара косит колосья Живы, когда приходит их срок. Пребывая в Вечном Коловращении, всё сущее проходит через четыре Стадии Изменения: Рождение, Пребывание, Растворение и Обновление, ведущее к новому Рождению и началу нового Круга Жизни.

9. НИТЬ МАКОШИНА – здесь: Серебряная (Велесова) Нить, связующая душу и тело живого существа. Не путать с Покутными (Покута – «то, что суждено Свыше», Судьба) Нитями Макоши, связующими живых существ между собой, причину и следствие, начало и завершение всякого дела.

10. СИНЬ-КАМЕНЬ – Велесов Камень, упавший с Неба. Известно девять наиболее почитаемых Синих Камней, хранящих Следы Стоп или Дланей Вещего Бога.

11. ЗАПАД – Сторона Света, где «умирает» Даждьбог-Солнце. Через Запад лежит Путь к Чертогу Мары.

12. ОБГЛАДЫВАТЬ КОСТИ – здесь: раскрывать истинную природу сущего. Согласно Вещим Сказам, Мара обгладывает кости умерших, толчёт их в муку в Своей Ступе, а затем рассеивает по ветру, что означает прохождение умершим Стадии Растворения.

13. ШУЙЦА – левая рука. Шуйный Путь – Путь Левой Руки, Путь Нави – Стезя Тёмных Богов.

14. КОТЁЛ – то, в чём Мара, согласно Вещим Сказам, «варит» мясо умерших, ведя их души к Обновлению (новому воплощению в Яви) и Духовному Возрождению.

15. НОВИТЬ ДУШИ – вести их от Растворения в Нави к Обновлению в Яви и Духовному Возрождению в Прави.

16. ДЕСНИЦА – правая рука. Десный Путь – Путь Правой Руки, Путь Яви – Стезя Светлых Богов. Не путать со Стезёй Прави – Стезёй Великого Равновесия, Путём Лада Всемирья.

17. СТЕЗЯ – Духовный Путь САМО- и БОГО-Познания.

18. СТАРЫЙ СЛЕД – здесь: привязанности прошлого, память самости.

19. СТЕЗЯ ВЕЩЕГО БОГА – Путь Мудрости, раскрывающий Родовую Память.

20. НЕВЕДОМЫЙ ЧЕРТОГ – Незримый Удел Самого Рода Все-Держителя, Вышний Чертог Духа, Нетленная Собь (АЗ ЕСМЬ), Обитель Рода в Духовном Сердце человека, Несмертное и Непреходящее Пакибытие (Сверхбытие), лишённое всякой двойственности.

21. ТЬМА КРОМЕШНАЯ – мрак Духовного невежества; «ночь» подсознания. Тёмным Ликом Своим обращается Мара к тем, чьи Духовные Очи закрыты либо ослеплены Маятой. Мудрые, к коим обращается Мара Милостивым Ликом Своим, во Тьме Кромешной прозревают Её Истинную Природу – Немеркнущий Самосиянный Свет.

22. МАЯТА-МОРОКА – круговерть Духовного невежества, обусловленность внешними формами, привязанность к мирскому.

23. ГОРНИЙ СВЕТ – Свет Прави, просвещающий Духовное Сердце.

24. ЗНАНИЕ ДРЕВНЕЕ – Ведное Знание, открытое нашим Предкам Родными Богами; Духовное Веданье Соби; непосредственное Видение Очами Духа; Родовой Искон.

25. ВЕДЫ СВЯТЫЕ – Законы Прави, писанные Перстом Сварожьим на Алатыре-Камне (Сердце Мира) и запечатлённые в Вещем Сердце человека; волховские писания (Вещие Книги) и предания (Вещие Сказы) Мудрых Предков наших, вразумлённых и вдохновлённых Самим Вещим Богом; всякое Неизречённое (хранимое в Сердце Вещем) и проречённое (проявленное, насколько сие возможно) Слово Истинной Мудрости.

26. ГОЙ-МА – Священные Слоги Творческой Силы Все-Отца Рода (ГОЙ) и Великой Матери (МА) в соединении. Двое в Одном – Едином Недвойственном. Колокол Всемирья: Коло (МА), заключающее в Себе Кол (ГОЙ).

………………………………….

Слава Роду!

Писано Велеславом – волхвом Русско-Славянской Родноверческой Общины «РОДОЛЮБИЕ» на Родной Земле 16 травня-месяца (мая) лета 4413 от Основания Словенска Великого (лета 2004 от н.х.л.) – во славу Родных Богов!

© Русско-Славянская Родноверческая Община «РОДОЛЮБИЕ»

© Содружество Общин «ВЕЛЕСОВ КРУГ»

Относительно значения имени «Яга» высказываются различные предположения. Так, например, некоторые исследователи склонны возводить его к санскритскому «яджня» или «ягья» , означающему буквально «жертвоприношение». Яджня , по сути, являлась основной формой Ведического обрядного Богослужения, во время которого Огню предлагались подношения – топлёное масло (гхи) , зерно, пряности и ценные сорта дерева. Всё делалось в определённом Писаниями (Ведами и Агамами ) порядке при пении или рецитации специальных мантр. Места, где совершались большие яджни , назывались ягашалами . (Для сравнения: у цыган «Яга» означает «Огонь» , причем женского рода.) Связь Бабы-Яги (Ежи-Бабы, Ягой Бабы, Яги Ягишны, Лесной Ёшки и т.п.) с обрядами принесения жертв подтверждается тако же тем, что жилище Её – избушка на «курьих» («куриных» или «окуриваемых»?.. ) ножках – расположено на границе Яви и Нави (на опушке Леса), а сам образ Её восходит к древнему образу Хозяйки Зверей и Хранительницы Путей в Иной Мир – Божественной Супруги Велеса. Согласно русским народным сказкам, одна из Её ног – «костяная», то есть мёртвая, что опять-таки указывает на связь Бабы-Яги как с Явью – Миром Живых, так и Навью – Миром Мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Её как ступа (символ Женского Начала и обрядного умерщвления – «перемалывания»), котёл (символ обновления и Возрождения), помело (которым Она «заметает следы» – стирает память и отсекает прошлое) и лопата , на которой Она «отправляет в печь» детей (ср. древнеславянский обряд «перепекания» ребенка, родившегося больным или не доношенным), позволяют увидеть в Яге – за внешним обликом «злой колдуньи-людоедки» – древний образ жрицы-ведуньи, проводившей обряды возрастных и иных посвящений, связанных с проходом через Врата Смерти и последующим Возрождением в Яви…

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести.

Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке:

— Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у нее иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить.

А тетка эта была баба-яга костяная нога.

Вот девочка не была глупа, да зашла прежде к своей родной тетке.

— Здравствуй, тетушка!

— Здравствуй, родимая! Зачем пришла?

— Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку — мне рубашку сшить. Та ее и научает:

— Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать — ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать — ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть — ты ему ветчины дай. Пошла девочка; вот идет, идет и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткет.

— Здравствуй, тетушка!

— Здравствуй, родимая!

— Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.

— Хорошо: садись покуда ткать.

Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей работнице:

— Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать.

Девочка сидит ни жива ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу:

— Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи, — и дала ей платочек.

Баба-яга дожидается; подошла она к окну и спрашивает:

— Тку, тетушка, тку, милая!

Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:

— Нельзя ли как-нибудь уйти отсюдова?

— Вот тебе гребешок и полотенце, — говорит кот, — возьми их и убежи; за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце — сделается широкая-широкая река; если ж баба-яга перейдет через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок — сделается дремучий-дремучий лес, сквозь него она уже не проберется!

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели ее рвать — она бросила им хлебца, и они ее пропустили; ворота хотели захлопнуться — она подлила им под пяточки маслица, и они ее пропустили;

Березка хотела ей глаза выстегать — она ее ленточкой перевязала, и та ее пропустила. А кот сел за кросна и ткет; не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга подошла к окну и спрашивает:

— Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

— Тку, тетка, тку, милая! — отвечает грубо кот. Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал девочке глаза.

— Я тебе сколько служу, — говорит кот, — ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала.

Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить. Собаки говорят ей:

— Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала. Ворота говорят:

— Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица подлила. Березка говорит:

— Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой перевязала. Работница говорит:

— Я тебе сколько служу, ты мне тряпочки не подарила, а она мне платочек подарила.

Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку. дочиста.

Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок; сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась — не могла прогрызть и воротилась назад.

А дед уже приехал домой и спрашивает:

— Где же моя дочка?

— Она пошла к тетушке, — говорит мачеха. Немного погодя и девочка прибежала домой.

— Где ты была? — спрашивает отец.

— Ах, батюшка! — говорит она. — Так и так — меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой — мне рубашку сшить, а тетка, баба-яга, меня съесть хотела.

— Как же ты ушла, дочка?

— Так и так, — рассказывает девочка.

Дед, как узнал все это, рассердился на жену и расстрелял ее; а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил; по усам текло, в рот не попало.

«Баба Яга костяная нога».

У края огромного леса жил в маленькой избушке Ярослав-ведун. Звали его так люди, потому что знал он о травах и кореньях столько, сколько ни один из знаменитых учёных лекарей Лесной страны царя Мирона. Не раз люди обращались за помощью к Ярославу – то царь занедужит, то хворь какая на народ нападёт, и всё им Ярослав помогал, не требуя за труды свои награды. Добрым он был стариком. Немало повидал на своём веку, да вот беда – не было у него ни жены, ни детей, не кому было передать знания свои.

Так и жил он, ожидая скорой кончины в уединении, как однажды ночью застучал кто-то сильно– сильно в крепкую дубовую дверь его домика. На улице гремел гром, сверкала молния, лил сильный дождь.

–Спаси меня, Ярослав! Умоляю! – послышался слабый голосок.

Ярослав отворил дверь, и увидел на пороге раненную лань.

–Спаси меня, Ярослав! Злая Баба Яга погубит меня! – простонала лань и упала без сил.

–Бедная лань! – сокрушённо покачал головой Ярослав.

Внёс он её в дом, накрепко закрыл дверь, и стал смазывать рану целебной мазью.

Но прошло несколько мгновений, как вновь раздался сильный стук.

–Отвори, Ярослав! Не узнаёшь меня? Это я – Баба Яга! – загремел хриплый голос.

Ярослав отложил мазь.

–А, это ты, гадкая колдунья! Чего тебе надобно в такую пору?

–Отдай лань! Она моя добыча! – Баба Яга заглянула в окошко. – Отдай, Ярослав, а не то пожалеешь!

–Не тебе пугать меня, – спокойно отвечал Ярослав.

–Ну, смотри же! – погрозила ему пальцем страшная старуха и пропала тут же.

–Спасибо тебе, Ярослав, что не отдал меня Бабе Яге, – заговорила лань. – Я ведь не просто лань, а фея леса. Ты вылечил мою рану, проси теперь, чего пожелаешь! Хоть серебра, хоть золота – всем могу одарить!

Поклонился ей Ярослав, и отвечает:

–Ни золота мне не надо, ни серебра. А вот нет у меня ни жены, ни детей. Скоро срок моей жизни выйдет, а похоронить меня будет некому. Пошли мне дочку– красавицу, утешь старость мою.

Задумалась лань.

–Что ж, Ярослав, выполнить твою просьбу – выполню, но смотри – береги дочь пуще глаз своих. Три дня и три ночи не выпускай её из дому, а иначе Баба-Яга своё слово злое сдержит.

На том и порешили они, а поутру ушла лань обратно в лес, Ярослав же увидел в своей горнице девицу, да красивую, что глаз отвести нельзя.

–Кто ты, красавица? – спросил девицу Ярослав.

А она ему отвечает:

–Дочка я твоя, батюшка, а зовут меня Катенька.

Обрадовался тут Ярослав, к дочке бросился, стал её обнимать, да в радости и забыл о словах лани: «Три дня и три ночи не выпускай из дому!».

А тем временем в самой чащобе леса Баба Яга варила в огромном котле настой бузины, и места себе не находила, думая, как посильнее досадить Ярославу.

–Эй вы, филины мои, совы серые, все сюда летите, все ко мне спешите! – замахала она руками.

Слетелись к её заросшей мхом избушке совы и филины со всего леса. И было их не счесть.

–Летите к дому Ярослава, и следите за ним, глаз не спускайте, обо всем мне тут же докладывайте! Погублю я его – больно храбрым стал, заносчивым!

Улетели совы и филины, а Баба Яга согнала с неба на землю тучу чёрную, и обмакнула её в котёл с кипящим соком бузины.

–Погублю тебя, Ярослав! Будут люди меня бояться пуще прежнего! – радовалась она.

Прилетел к избушке филин мохнатый.

–Появилась, – говорит. – дочь у Ярослава, краса– девица.

–Вот и чудненько! – запрыгала карга старая. – Дочь его сгублю, а он сам от тоски помрёт. Нету трав таких, чтобы от тоски лечили! Будут люди знать, как я гневаюсь!

И отправила она тучу чёрную с соком бузины к краю леса, туда, где Ярослав жил.

А Ярослав не мог нарадоваться дочке своей и про старость свою забыл, сердцем помолодел. Катенька и воды принесёт, и ягод нарвёт, и лечебные снадобья сделать поможет. А прошёл всего только второй день.

Пошла Катенька из дому за водой, да налетела тут туча чёрная. Потемнело в глазах Ярослава – вспомнил он наказ лани: «Три дня и три ночи не выпускай дочь из дому!». Бросился он на улицу, да поздно – рыжий дождь уже пролился. Нет нигде Катеньки, только стоит у окна берёзка белая, сама стройная, листочки тоньше воздуха. Понял тут Ярослав, что случилось, и упал в горе на землю, зарыдал.

–Что же ты, Ярослав, моих слов не послушался? – подошла к Ярославу лань. – Дочку не сберёг.

–Видно, доля моя такая, – глухо отвечал Ярослав, слёз своих не вытирая.

–Есть средство дочь спасти. Спрятала Баба Яга источник с живой водой. Вот если найти его, да окропить той водой берёзку– Катеньку, стала бы она снова девицей.

–Стар я, не по силам мне, – горестно отвечал Ярослав.

И ушла лань, а он слёг, и уже не вставал…

Разлютовалась Баба Яга – наслала по сто порчей, по тысяче болезней на сёла и города Лесной страны, стали люди болеть. И никто не мог те болезни лечить. Все шли к Ярославу. Посольство за посольством: «Помоги, Ярослав, гибнем от порчей!». Но молчал Ярослав, совсем в тень превратился от охватившей тоски. Смерть свою со дня на день ждал.

И ушли посольства. Спустилась на города и сёла ночь погибели.

Дошил вести страшные и до столицы Мироновой. Созвал царь всех воинов и богатырей, речь завёл скорбную:

–Гибнет земля родная, и нет нигде спасения от порчей, что наслала на нас Баба Яга. Кто из вас отважится поехать на поиски карги старой, чтобы сразить её, окаянную?

Но молчали богатыри и воины – знали все, что не совладать с Бабой Ягой мечом да пикою.

Трижды взывал царь, и трижды отвечали ему молчанием. Загрустил тогда Мирон и уже собрался уходить, как вдруг вышел из толпы вперёд воин Семён.

–Я пойду с Бабой Ягой биться, царь батюшка, и спасу землю нашу от разорения и погибели!

Закричали тут все в радости. А на следующее утро Семён в путь отправился.

Долго ездил он из села в село, людей расспрашивал:

–Как добраться до карги старой, до Яги нечистой?

Но никто не знал… А в одном селе ему посоветовали: езжай к краю леса, там лежит при смерти старец ведун-Ярослав в своей избушке, знает он к Бабе Яге дорогу.

Поехал Семён к краю леса. Видит – стоит завалившаяся на бок избушка с прогнившей крышей и затворёнными ставнями. И растёт перед избушкой берёзка, до того белая и красивая, что сердце тоска опутывает.

Слез Семён с коня, вошел внутрь избушки.

–Что тебе надобно, добрый молодец? – услышал он голос старческий.

Видит – лежит в углу старец седой, пошевелиться не может.

Склонился над ним Семён, поднёс воды напиться.

–Я Семён, ищу Бабу Ягу! Наслала она порчу на сёла и города, хочет народ сгубить. Покажи дорогу к её логову, старец Ярослав.

–Я бы показал, да сил нет моих. Горе уложило меня, тоска замучила. Заколдовала Баба Яга дочку мою Катеньку, превратила её в берёзку белую. Может её спасти лишь живая вода, а вода та у Бабы Яги. Сорви листок с берёзки, и брось его. Он тебя к Бабе Яге приведет. Дальше сам поймёшь, что делать, – сказал это Ярослав и затих. Не было уже больше мочи говорить дальше.

Поклонился ему Семён, вышел из избушки, сорвал листочек с берёзки, бросил его по ветру, и поехал вслед за ним.

Долго ли, коротко, а выехал он на дорогу, ведущую в городок Берестов. И была та дорога завалена вся стволами деревьев, корягами. Конному не проехать. А листочек дальше зовёт. Жаль стало Семёну коня оставлять, решил он дорогу расчистить. Но лишь поднял одно дерево, взвились тут тучи воронов и, громко каркая, полетели в город Берестов.

«Знать беда в Берестове!», – понял Семён.

А в городке Берестове шёл пир горой – Баба Яга, ведьма старая, потчевала гостя своего, родственника дальнего – Упыря Болотного, угощала лягушками да пьянящей водой из луж. Они разорили покинутые людьми дома, и похвалялись теперь своим могуществом друг перед другом.

–А я могу! – кричал Упырь. – Я могу сделать, чтобы с неба не град, а камни падали!

Распечатать


Жил мужик с женой, и была у них дочка. Умерла у него жена, и взял он замуж другую бабу. А та другая невзлюбила его дочку, обижала ее, била и думала, как со свету сжить девчонку.

Как-то раз уехал мужик по делам, а мачеха говорит падчерице:
- Сходи-ка к моей сестре, попроси у нее ниточку и иголочку, я хочу тебе рубаху сшить.

Только тетка эта была бабой-ягой с костяной ногой. И девочка, будучи умной, прежде чем идти к сестре мачехи зашла в гости к своей родной тетке.
- Здравствуйте тетушка. Послала меня мачеха к своей сестре, чтобы я попросила у нее нитку и иголку, хочет мне рубаху сшить.

А тетка ей отвечает:
- По дороге будет тебя, племянница, береза ветками в глаза стегать, так ты ее ветки лентой завяжи. Будут ворота скрипеть, а ты им в петельки маслица подлей. Собаки будут кидаться и гавкать, а ты им немного хлеба брось. Будет кот царапаться, а ты ему ветчинки дай.

Запомнила девочка все, что тетка сказала, и пошла к сестре мачехи.

Видит, стоит изба, а в ней сидит баба-яга на лавочке и на станке ткет.
- Здравствуй тетушка! Матушка прислала меня, чтобы попросить у вас нитку и иголку, она хочет мне рубаху сшить.
- Здравствуй, родимая! Садись-ка со мной пока ткать.

Села девочка за станок, а баба-яга тем временем своей работнице приказала баню натопить. Говорит:
- Истопи-ка ты баню, да племянницу вымой как следует, на утро я ею завтракать буду.

Девочка испугалась, сидит дрожит, и просит она тут же работницу:
- Родная, не столько поджигай дрова, сколько водой их заливай, я за это даю тебе платочек.

Дожидается баба-яга, пока работница баню истопит, подошла к окну и спрашивает у девочки:

- Тку, тетушка, тку, родная.

Отошла баба-яга, а девочка тем временем коту ветчины дала и спрашивает его:
- Помоги мне сбежать отсюда.
- Возьми вот это полотенце и гребень, - говорит кот, - беги с ними, а когда баба-яга будет гнаться, услышишь ее, ты брось наземь полотенце, оно станет рекой широкой, баба-яга отстанет. А если нагонит еще раз, то брось наземь гребешок, он станет дремучим лесом, баба-яга через него не пройдет.

Побежала девочка с полотенцем и гребнем, а тут собаки стали на нее кидаться да лаять. Бросила она им хлеба, и они позволили пройти ей мимо. Бежит дальше, а тут ворота скрипучие, хотели захлопнуться, а она им в петли маслица подлила, они ее и пропустили. За воротами березка ветвистая, хотела она ветками в глаза стегнуть, а девочка ветки-то ее лентой и перевязала. Береза ее пропустила.

Тем временем баба-яга подошла к окну и спрашивает:
- Племянница, ткешь ли ты, милая?

А за станок сел кот и ткет, а сам отвечает:
- Тку, тетушка, тку, родная, - промурлыкал, но голос его был не похож на девочки, баба-яга бросилась в избу, чтобы проверить, все ли в порядке. Увидела кота и давай его бить да приговаривать:
- Почему девчонке глаза не выцарапал?
- Я тебе столько лет служу, - отвечает кот, - а ты мне косточки не дала, а она ветчинкой угостила.

Бросила баба-яга кота, бежит к собакам, да к воротам, да к работнице своей. Ругает их всех, почему они девчонку выпустили.

Собаки отвечают:
- Мы тебе столько лет служим, ни разу горелой корки не получили за это, а она нам хлеба дала.

Ворота отвечают:
- Мы тебе столько лет служим, ни разу ты нам водицы в петли не подлила, а она маслица подлила.

Работница отвечает:
- Я тебе столько лет служу, ты мне лоскута не подарила, а она платочек дала.

Запрыгнула баба-яга в ступу, толкачом погоняет, след помелом заметает, гонится за девочкой.

Девочка услышала погоню и, как кот ее учил, бросила полотенце. Обратилось полотенце рекой широкой.

Добралась баба-яга до реки, а перебраться на другой берег не может. Вернулась домой, выгнала из сарая своих быков, да к реке погнала. Пришли быки к воде и всю ее выпили досуха. Пустилась баба-яга снова в погоню за девочкой.

Услышала девочка, что погоня близко, кинула наземь гребень, обратился гребень в лес дремучий. Стала баба-яга грызть деревья, сквозь чащу продираться, но сколько ни старалась, так пройти и не смогла, пришлось ей домой вернуться.

Тем временем мужик домой возвратился, спрашивает у жены:
- Где же моя дочка?
- Пошла она к сестре моей.

А тут девочка воротилась домой. Отец у нее спрашивает:
- Расскажи, дочка, где ты была?
- Ой, батюшка, послала меня матушка к сестрице своей, попросить у нее нитку и иголку, чтобы мне рубаху сшить, а сестра ее - баба-яга, захотела она меня съесть.
- Как же ты спаслась, дочка?

Рассказала девочка, как убегала, отец выслушал все это, рассердился на жену, да выгнал ее со двора. Стали отец с дочкой вдвоем жить-поживать и добра наживать.

Ребенок не заснул?

Русская народная сказка «Баба-яга - костяная нога» закончилась, если ребенок не уснул, рекомендуем прочитать еще несколько сказок.