Если вы ощущаете проблемы с самоидентификацией своего места в жизни и не можете найти взаимопонимания с окружающими людьми, то скорее всего у вас блокирована чакра Анахат, соответствующая четвертому уровню сознания и кармическому телу. Сразу отметим, что чакра Анахата имеет особое значение, поскольку именно она является соединяющим центром физической, эмоциональной, умственной и духовной деятельности человека. Другими словами, чакра Анахата представляет собой "сердце" всей системы чакр , от развитости которого зависит наша потребность в гармонии, а также способность к терпимости и состраданию.

Из чего состоит четвертый уровень сознания?

Четвертый уровень сознания начинает развиваться примерно в 13 лет, после того, как предыдущие уровни развития сознания уже пройдены. Он включает в себя способность воспринимать реальную действительность, сострадать, заботиться о других, прощать и не таить обиду, а также принимать и любить не только себя, но и окружающих людей со всеми их положительными и отрицательными качествами. Помимо этого, кармическое тело и чакра Анахата содержат в себе опыт Души, состоящий из кармических переживаний, способностей и качеств, развитых в прошлых жизнях.

Открытая и уравновешенная чакра Анахат позволяет нам ощущать внутреннюю гармонию, отдавать, дарить и принимать любовь, сбросить "защитную" маску и быть достаточно сильными для того, чтобы проявить свою мягкость.

Влияние чакры Анахаты на жизнь человека

Основными признаками недостаточного развития чакры Анахаты являются депрессивность, нежелание жить, негативное восприятие действительности, отсутствие любви к себе и окружающим, нетерпимость, обидчивость, неспособность выражать чувства и видеть источник страданий в себе, одиночество и нежелание построить доверительные взаимоотношения, острое восприятие несправедливости мира и ярко-выраженная нетерпимость к поступкам людей и процессам в мире. На физическом уровне проблемы с развитием чакры Анахаты могут проявляться в депрессии, мазохизме, заболеваниях груди, легких и сердечно-сосудистой системы.

Развитие и очищение кармического тела и чакры Анахаты полностью зависит от нашей готовности меняться и находить причины страданий в себе. При этом важно понимать, что изменить кармическое тело невозможно, поскольку данный уровень представляет собой качества Души, приобретенные на собственном опыте. Развивая чакру Анахату человек просто приобретает новое качество Души и усваивает новый опыт.

На определенном этапе моего развития я стал замечать, что новая информация об устройстве мира, которая ко мне приходила, стала входить в конфликт с уже имеющейся.

Вы, наверное, навскидку тоже сможете вспомнить противоречивую информацию, которая вас приводила в недоумение.

Тут я призадумался: Почему такое вообще возможно?

Вспомнил несколько примеров из своей жизни.

Когда-то у меня не было работы.

Одни источники информации говорили, что если у тебя есть Радикально Прощение, то нужно занимать любимым делом и деньги появятся сами собой.

Другие – если у тебя начинают появляться долги, то нужно идти на первую более-менее приличную работу.

И я не знал как поступать. Или, например, другой конфликт, который возник у меня внутри.

Один источник информации говорил: «Пока вы не поймете в чем ваша миссия – бесполезно что-то предпринимать, так как вы все равно будете делать не то, что надо».

Другой источник говорил: «Надо браться за ближайшее дело, которое принесет вам максимальный эффект».

Или еще пример, когда все вокруг говорили, что надо заниматься благотворительностью. Когда я через силу делал пожертвования, то у меня забиралось чуть ли не самое последнее. Когда я подвозил инвалида меня просто энергетически выключало на несколько часов.

И я не мог понять что делать. Почему одни говорят – одно, а другие – полную противоположность. В общем, я запутался и испытывал большой стресс. И стресс с каждой неделей нарастал.

И как всегда бывает в таких случаях, если есть вопрос, то приходит и ответ.

В одно утро пришло осознание, что у человека есть четыре уровня сознания.

Это деление весьма условно, но вы, дорогой читатель, поймете в чем суть. И для каждого уровня сознания свои правила и законы жизни. И на каждом уровне на одну и ту же проблему мы по разному реагируем.

Забегая вперед скажу, что действия на 1-м уровне прямо противоположны пониманию мира на 4-ом. И мой внутренний конфликт заключался в том, что я находился в большинстве своем на 3-м уровне сознания, но из- за неправильных действий или экспериментов над собой попал на непривычный мне 1 уровень сознания.

А законы и правила на каждом уровне свои и, подчистую, правила на 1-м уровне полностью противоположны 4-му.

Теперь подробнее об уровнях сознания. Еще раз скажу что это деление условное. И я буду благодарен вам, дорогой читатель, если вы мне пришлете дополнительную информацию по ней или похожую на мою.

1 уровень сознания

Количество людей : На этом уровне сознания находиться 80 % процентов населения.

Что хотят: Не знают что они хотят. Но точно знают что не хотят. Не хотят быть бедными, не хотят быть больными.

Отношения к деньгам: Имеют долги или только только сводят концы с концами.

Основное состояние: обиды, все должны им, чувство вины и стыда.

Вектор внимания : Направлен в большинстве своем в прошлое.

Процент исполнения желаний : 10%

Отношение ко времени : Не хватает времени. Много не выполненых обещаний.

Аналогия с огородом : огород весь в сорняках и пеньках.

Открытые чакры : 1-ая, иногда 2-ая.

2 уровень сознания

Количество людей : На этом уровне сознания находиться 15 % людей.

Что хотят: Смутно начинаю представлять, что они хотят. Точно хотят любви.

Отношения к деньгам : Доходы всегда покрывают расходы и можно еще хорошо отдыхать.

Основное состояние : Поиск партнера. Поиск Радости.

Вектор внимания : Направлен в большинстве своем в будущее.

Процент исполнения желаний : 30%

Аналогия с огородом: Пеньки на огороде все выкорчеваны есть легкая поросль сорняков, начинают высаживать полезные культуры.

Открытые чакры: 1-ая, 2-ая, 3-я, 4-ая.

3 уровень сознания

Количество людей: На этом уровне сознания находиться 4 % людей.

Что хотят : Существует четкое видение по всем сферам жизни.

Отношения к деньгам: Доходы всегда покрываю расходы и можно создавать накопления.

Основное состояние: Служение другим людям.

Вектор внимания: Направлен в большинстве своем в настоящее.

Процент исполнения желаний: 70%

Аналогия с огородом : На огороде встречаются единичные сорняки, весь огород поделен на грядки и всходят плодоносящие кустарники и фруктовые деревья.

Открытые чакры: 1-ая, 2-ая, 3-я, 4-ая, 5-ая иногда 6-ая.

4 уровень сознания

Уровень мастера. Описание этого уровня немного условное, так оперирует не 3-х мерным измерением, а 5-ти мерным.

Количество людей: На этом уровне сознания находиться менее 1 % людей.

Что хотят: Приняли решение служить людям.

Отношения к деньгам: Теряется потребность в деньгах как таковых. Люди готовы платить любые деньги мастеру, лишь бы решили их проблемы.

Основное состояние: Служение другим людям.

Вектор внимания: Осознание присутствия.

Процент исполнения желаний: нет данных, возможно 95%.

Аналогия с огородом : огород превращается в райский сад.

Открытые чакры : открыты все основные 7 чакр в теле и 5 – вне тела.

Вот такие уровни сознания.

Так же есть интересная табличка Дэвида Хокинса. Которая наглядно показывает уровни сознания.

Как правило, все тренинги по успеху направлены на людей 3 уровня сознания, но приходят на них зачастую люди 1-ого и 2-ого уровня.

А потом удивляются, почему приведенные на тренинге методики не работаю. И тут как всегда на помощь приходить волшебное Радикальное Прощение, наверное, наилучший инструмент перехода с 1-ого уровня на 2-ой, а потом и на третий.

Несколько тренеров по личностному росту направляют ко мне своих исполнительных учеников, которые применили их стратегии и не получили результаты. Когда они приходят ко мне на занятия, то именно они получают сногсшибательные результаты. Это как ракета, которая своими обидами зацепилась за землю и не может взлететь.

Так же меня умиляет, когда человеку на 1-м уровне сознания говорят, что деньги не важны. Как я говорил, это приемлемо только для 4-го уровня сознания. Если рассмотреть мои примеры, то если у вас скапливаются долги (это 1 уровень сознания), то необходимо идти на первую более менее приличную работу.

Когда я вновь перешел на 2-й уровень, то с радостью начал опять вплотную заниматься развитием Радикального Прощения, а пока был на 1-ом пробовал на себе, как быстро перейти с 1-ого уровня на 2-ой с помощью Анкет Радикального Прощения.

Пришло понимание, что свое предназначение надо искать на 2-ом или 3-ем уровне сознания. Я все таки написал свое предназначение на 1-ом уровне, но оно мне ни чего не дало и только переписав его на 2-ом уровне сознания получил от него плодотворный эффект.

Так же и с благотворительностью … Когда у меня не было долгов (это уровень 2), я с удовольствием стал помогать детишкам, у которых не все способности играть в детских спектаклях.

Я не говорю, что какой-то уровень сознания хорош, а какой то нет. Просто это так есть. В юности и детстве я жил с родителями на 2-ом уровне сознания. Как только я с помощь практик постарался перейти на 3 уровень сознания, то почему то оказался на 1-ом. И так происходило несколько раз.

И я понял что самое главное – не бежать как от огня от 1-ого уровня, а иметь м етодики, чтобы быстро осознав уроки уходить на 2-ой уровень. Ну конечно же, лучшей методикой является Радикальное Прощение)))).

Когда вы после развода, предательства в бизнесе или других неприятностях оказываетесь на 1-ом уровне, всегда есть палочка-выручалочка – Анкета.

Я рассказал вам об уровнях сознания. Для каждого уровня есть свои методики для перехода на более высокий уровень сознания. Анкеты Радикального Прощения великолепно поднимают наши вибрации и переводят с 1-го уровня на 2-ой, а потом и на 3-ий.

Этой осенью в один из последних своих приездов он будет делиться тонкостями своей методики.

Для углубленного изучения он предлагает пройти Тренинг Тренеров:

А для того, чтобы получить первое представление, можно посетить его двух-дневные семинары:

Регистрируйтесь, бронируйте себе место.

Пятница, 29 Ноя. 2013

Ведическая литература, чтобы понять, откуда появились все различия, разные культуры, разные философии, писания и религии представляет раздел, который называется “Панча-Кроша”. Это очень важное знание предназначено для того, чтобы человек мог узнать об этом и понять, почему кто-то себя ведет определенным образом, почему один человек преследует одни цели, а другой - другие.

Веды: пять уровней сознания человекообразных существ

Лакшми Нараяна дас (Леонид Тугутов)

1. Еда и вещи (психология грудного ребенка) - анна-майя .

Человек интересуется только своим телом.

Самый низший, то есть самый отвратительный уровень - его описывают ведические произведения как самый отвратительный. Говорится, что люди на этом уровне - почти животные. Таких людей, такую культуру и цивилизацию называют Двипада-Пашу , то есть двуногие животные.

То есть это живое существо, получившее человеческое тело, но ведущее образ жизни животного. Человек на этом уровне подобен животному.

Чем же отличаются животное и человек? Животное живет четырьмя потребностями: еда, секс, сон и оборона . Все. Это четыре потребности, ради которых действует живое существо.

И вот первый уровень сознания, описано, и той культуры и всех-всех-всех остальных причиндалов, так называемых, называется Анна-майа . "Майа " означает покрытие (влияние), "анна " - значит пища. Анна-майа - этот уровень еды , или, его еще называют, философией грудных детей .

В начале своей жизни ребёнок сознает лишь необходимость в еде и оценивает окружающий мир с этой точки зрения. Всё что попадается ему в руки, он сразу же стремится взять в рот, пытаясь съесть.

Может быть, вы видели грудного ребенка, - когда он покушает - у него счастье, когда он голодный - у него горе. То есть он живет полностью потребностями еды.

На этом уровне даже обороны практически не существует. Только еда, секс и сон.

Что это такое? Ведическая литература описывает даже раздел знаний, который предназначен для такой культуры, для такой цивилизации. И там есть их основная мантра. То есть основная звуковая вибрация, которая позволяет им достигнуть своих потребностей в еде, сне и в сексе.

Она звучит так: Ом ахаренам ду! Ом ахаренам дегха! В переводе это означает: «Абсолютной истиной является еда. Лишь еда - истина. Дай еды!» Так переводится эта звуковая вибрация.

Что же определяет такую цивилизацию или такую культуру? Это когда живые существа все измеряют продуктами питания. Есть продукты в магазинах - хорошо живем, нет продуктов - плохо живем. Есть вещи дешевые - хорошо.

Люди обычно тогда говорят: "вот раньше жили хорошо, колбасы было завались", "вот раньше водка была дешевая", "о как хорошо жили" . Это как раз концепция анна-майа.

То есть когда в нашем сознании переплетается этот самый низший образ жизни, то есть мы думаем, что еда - это основа всего.

В Библии говорится: не хлебом единым жив человек . Не потому ли мы в анна-майю погружаемся, что где-то мы соприкасаемся с этой психологией, когда говорим: «быт заедает» . Да, вот это вот - кормежка - и человек как-то невольно отходит от каких-то высших идеалов и погружается в этот быт еды.

Вы наверняка замечали, так происходит. И это говорит о том, что человек бессознательно - якобы, он так думает, что бессознательно - но он погружается в этот уровень еды.

Это считается полной деградацией. Это сознание, которое определяет всё материальным достатком, особенно едой и одеждой . "Ахары, ахара" - это означает еда и что-то на себе носим.

Иногда даже взрослые люди обладают таким сознанием. Грубые чувственные наслаждения они принимают за высшее счастье и высший смысл жизни. Не способные совладать со своими чувствами, они преступают все нормы морали ради удовлетворения своих прихотей. Поэтому, этих людей называют нецивилизованными.

Это самый примитивный низший уровень сознания и такому сознанию присущи целые цивилизации. В ведический литературе он описывается как самый отвратительный.

На этом уровне сознания есть своя религия, своя культура, своя медицина и своя наука . И наука этой культуры находится именно в таком сознании. Она называется "анумана" (логический вывод на основе обобщенного опыта), что означает гипотеза, измышление или теория. То есть вы не знаете точно, вы просто даете какую-то теорию, её все принимают и думают, что это правильно.

Допустим, Дарвин дал теорию эволюции живых существ, и он ошибся, не просто ошибся - он с самого начала знал, что она ложная. Он фальсифицировал австралопитека , взял кости обезьяны и человека, создал "переходное звено", и оно было помещено в Нью-Йоркском музее. И это было обманом, а он в своем дневнике написал - ну по крайней мере примерно он так может быть должен был выглядеть.

Но везде люди приняли, что он так и выглядел. И все стали думать, что этот австралопитек и является переходным звеном обезьяны к человеческому типу. Не было таких переходов и не бывает никогда. Обезьяна - это обезьяна, человек - это человек. Таракан никогда не становится человеком.

Просто в силу закона реинкранации живое существо в силу закона кармы переходит из одного тела в другое. Оно может менять тела, но сами тела не трансформируются.

2. Здоровье (правильное питание, регулируемая жизнь, оборона и т.д.) - прана-майя.

Человек интересуется движением, спортом и т.д.

Когда живое существо все-таки обращается к знанию, то есть посчастливится ему каким-то образом задуматься - Атато брахма джигья сан.

Веданта-сутра начинается со стиха: Атато брахма джигья сан - человеческая форма тела предназначена для того, чтобы задавать вопросы касательно абсолютной истины.

И там говорится: «Наконец-то я стал человеком. Теперь я могу задуматься - в чем же смысл человеческой жизни.»

  • Кто я?
  • Что это все, что меня окружает?
  • Откуда это все?
  • И каковы мои взаимоотношения с тем, откуда это проистекает?

И говорится, что до тех пор, пока человек не задал эти вопросы, он считается Двипада-Пашу - двуногим животным, то есть он получил человеческую форму тела, но он живет только потребностями еды, сна и секса.

И следующий уровень, когда живое существо всё таки очищается или пытается возвыситься, то оно естественным образом восходит к такому уровню сознания, которое называется прана-майя .

Этот уровень называется уровнем здоровья. "Прана " - "означает жизненная энергия" или всё, что связано со здоровьем - правильное питание, регулируемая жизнь, оборона и так далее.

На этом уровне происходит осознание собственного существования и других различных проявлений жизни. Обусловленный таким сознанием человек, считает себя счастливым, если ему удается продолжать жить и при этом на него никто не нападает и не уничтожает его. Он стремится иметь хорошее здоровье и считает это главным в жизни. Такие люди следуют правилам мирской морали и поэтому их называют цивилизованными.

То есть человек регулирует свои чувственные наслаждения, питание, он делает какие-то физические упражнения, и его сознание полностью сконцентрировано на здоровье. И человек так погружен в свое здоровье, что он просто все остальное отвергает.

И как говорят такие люди? - "Было бы здоровье". А остальное - что? Ну, "купим там, или достанем или что-то еще" . То есть: "еду, мы достанем, было бы здоровье".

Вы подходите к кому-то и говорите - "Ну, как здоровье? Здравствуй!" Что вы имеете в виду? - Здоровье. Ну лишь бы не болел - всё остальное ерунда.

Это человек с сознанием прана-майя , чуть выше уровня анна-майя . Он думает, что здоровьем всё определяется. Поэтому такие люди обливаются, дышат, бегают, прыгают, скачут и т.д.

Какого самого верха на этому уровне мы можем достигнуть? Знания о Хатха-йога - это венец прана-майи , это описывается в «Йога-сутра» Патанджали. Такие люди также пьют урину, занимаются всевозможными лечениями. Одно слово - аюрведа и они уже всё, пойманы.

У всех есть тело, у всех есть болезни. И такой человек думает - самое главное не болеть, т.е. было бы здоровье. Нужно иметь здоровье, иначе как наслаждаться-то? Больному?

И также есть цивилизации и есть наука на этом же уровне. На санскрите она называется "пратьякша" (непосредственное восприятие при помощи чувств и ума). Пратьякша смешана с ануманой , т.е. с гипотезой и с чувствами. Если я чувствую что-то есть, значит это есть, если я не чувствую, значит этого может быть и нет.

На этому уровне человек сильно желает денег.

В ведической литературе этот уровень описывается, как уже более возвышенный, так как уже появляется интеллект.

3. Ум (информация) - мано-майя .

Человек интересуется психологией.

Когда сознание возвышается (очищается), человек переходит на следующую ступень. Эта ступень в ведической литературе называется мано-майя . "Мано " означает ум. То есть платформа ума.

Это умственный уровень, на котором человек не только осознает различные проявления жизни, но и начинает мыслить, чувствовать и желать. На этом уровне человек начинает сознавать, что есть высшие законы, установленные Богом, нарушение которых делают его несчастным. Поэтому такие люди следуют правилам религиозной морали.

Мы говорим: "сила есть… " , а тут наоборот: сила уже не нужна, еда не важна - человек начинает оценивать ум. Это уже выше здоровья, поэтому говорят - "ты слишком здоровый, а я зато умный".

На этом уровене уже начинаются цениться мозги. Сознание блуждает не в разуме, а в уме. Такие люди становятся невыносимым для окружающих из-за занудства. Постоянно всех беспокоят, допикают. Занудные философы, писатели ни о чем. Эгоистическое сознание.

То есть человек уже поднялся до менталитета, он нашел у себя ум .

Что же происходит на этом уровне?

Люди, поднявшиеся до этого состояния занимаются ментальными спекуляциями.

Человек становиться мыслителем, начинает много думать и хочет из мышления извлечь счастье. Начинает размышлять на тему истинного смысла жизни, начинает выдумывать разные правила и предписания, ограничения, основанные на неправильном понимании разнообразной литературы и духовной жизни. Или разнообразного знания, которое существует в мире. То есть люди дают свое собственное толкование по этому поводу. Это называется уровень спекуляций.

И как самым совершенным прогрессом, до которого они доходят, - они начинают думать, что есть некий космический разум, некий разум вселенной, к которому "все подключены". И все "на подключке" эти люди. Это медиума, контактеры и т.д.

Есть Вселенское правительство, описывается их категория мышления. Так они узнают о некой сфере высших живых существ, которые управляют материальными законами вселенной. Но не духовной. И поскольку они находятся на платформе спекулятивного ума, они начинают принимать это как верх совершенства.

Очень часто можно видеть, когда люди говорят - "прямо душа вышла" , и фотографии можно видеть в журналах - тонкое тело. И они говорят - вот это душа. Кто-то говорит - "взвесили душу, 12 миллиграмм весит" . То есть такие люди одно за другое принимают - тонкое тело принимают за душу.

Где-то у них всегда корабль, где-то там стоит он, всех сейчас собирает, скоро шарахнет и так далее. Они очень интересуются НЛО, это их любимая тема.

Любят ходить на разного рода мероприятия, где обсуждается духовное знание, но приходят не для получения знания, а чтобы поговорить, блестнуть своим умом.

4. Духовная мудрость (разум, интеллект) - вигьяна-майя.

Человек интересуется целью жизни.

Более высокий уровень, четвертый - вигьяна-майя . «Вигьяна» означает, что появляется духовная мудрость, человек начинает четко различать дух и материю.

Это интеллектуальный уровень, на котором живое существо, сознавая себя вечной духовной частицей, перестает отождествлять себя с умом и признаками жизни в теле. Это уровень постижения Брахмана.

Вигьяна определяется тем, что живое существо встало крепко на основу духовной практики, строго следующей авторитетной системе йоги, описанной в "Йога-сутре" Патанджали , или в таких произведениях как "Бхагавад-гита" и "Шримад-Бхагаватам" .

Если человек занимаетесь какой-то йогой, и ее нет в "Йога-сутре" Патанджали , то всё это относится к разделу мано-майя , то есть ментальным спекуляциям и неправильному пониманию науки. Науки, которая называется йогой (в переводе "божественная связь").

На этом уровне человек ведет разумное существование. Сознание пропитывает разум. Человек способен отказаться от внешних целей жизни. Поставить целью своей жизнью более внутренние, важные ценности. Есть связь с совестью, со сверх душой.

На этом уровне человек не принимает себя, как тонкое и материальное тело. Он знает природу души . Он постиг не только природу грубого и материального тела, он постигает природу души и четко разделяет. Не идет на поводу своих желаний.

И к людям начинает также относиться. Видит - какие-то люди обусловлены грубым телом больше, поэтому они о своей нации пекутся, о чем-то еще. Кто-то тонким телом обеспокоен, а кто-то на самом деле занят более поисками духовных сфер.

И он старается общаться с теми, кто ищет духовный прогресс, дружит с теми, кто тонко воспринимает и сторонится тех, кто на грубом уровне.

5. Вечное духовное блаженство (трансцендентный уровень сознания - осознания себя душой) - ананда-майя.

Человек интересуется верой - во что верить.

Последний этап - самый высокий, он является окончательным этапом в деятельности живых существ. Этот уровень называется ананда-майя . "Ананда " - это полное, вечное духовное блаженство. Которое проявляется в практике Бхакти-йоги - йоги чистого любовного преданного служения верховной личности Бога. Это уровень чистого сознания, на котором живое существо обретает вечное существование в блаженстве и знании.

В Веданта-сутре говорится: ананда-майо ‘бхийасат — Бог, Верховная Личность, по природе исполнен блаженства (ананды). Поэтому живое существо может постичь эту вечную, исполненную блаженства и знания форму Господа, только достигнув уровня ананда-майя.

Человек полностью осознает себя как душа . И такой человек может даже находиться в материальном мире, но действовать и всё воспринимать исключительно духовно , естественно и полностью духовно.

Таким образом, люди, находясь в разных уровнях сознания, по-разному все воспринимают.

Одни действуют ради еды и используют еду для того, чтобы обогатиться, и сами на еде всё построили. Сейчас магазины куда более лучше выглядят, чем все остальные помещения. Почти храмы. Иногда просто люди ходят в магазин отдыхать, походить там, красиво одеться и походить там, что-то взять, повертеть, положить. И у них появляется хорошее настроение. Это самый низший уровень сознания - анна-майя , на котором люди все измеряют едой.

И таким же образом мы должны понять, что наше понимание и восприятие точно также соответствует этим уровням сознания .

Как это проявляется на примере молитвы "Отче наш" - «Дай хлеб насущный»?

1. Многие думают, что это связано с едой. Человек думает, что речь о хлебе. Он даже думает "а какой белый или черный?" Можно спросить человека - а про какой хлеб там говорится про белый, про ржаной или про пшеничный?

2. Человек уровня прана-майя, он говорит - ну тут же дураку понятно, какая еда? Это о здоровье речь идет. Хлебом насущным является здоровье, здоровый образ жизни , мышцы, мускулы, мозг чтобы напрягался.

3. Третьи думают - знания , мано-майя.

4. Другие думают, что нужно служить Богу и следовать разным заповедям, что это хлебом является , поскольку это духовное произведение. Если говорится хлеб насущный, значит, речь идет о душе, а для души это служение Богу ежедневно и есть как бы хлеб.

5. Ананда-майя что думает? Что жизнью или хлебом души является любовь - любовь к Богу и ко всему его творению, как к духовному, так и к материальном у.

Таким образом в соответствии с нашим сознанием, если мы с вами будем соприкасаться с ведической литературой, с какими-то священными писаниями, мы можем быть сбиты с толку, не поняв, о чем идет речь, какие произведения о чем говорят.

Как вот допустим о курочке Рябе - они хотели съесть это золотое яичко. Это какой уровень сознания? Многие думаю, поесть...

А в золотой рыбке еще интереснее - один, второй, а потом - хочу быть владычицей морскою и чтобы рыбка была у меня на побегушках. Это сенсоры.

Люди не знают скрытого метафорического смысла. Иногда ведические произведения скрывают смысл от непосвященных. Почему? Чтобы их не беспокоить невежд. И говорится - мудрые не беспокоят невежд.

Мудрый человек не будет беспокоить какой-то истиной, потому что у человека возбуждается сознание - может произойти кондрашка, некоторые засыпают. Можно сразу определить, если человек слушает какие-то истины очень высокие, - раз и заснул. Это такая защита, потому что идет информационный перегруз, у человека сознание не готово. Он перегружается, сразу защитная реакция - сон, защищается человек, организм защищается.

Материалистическая цивилизация находится преимущественно на первых трех ступенях: анна-майи, прана-майи и мано-майи .

Первая забота цивилизованных людей - обеспечить свое экономическое благополучие, вторая - оградить себя от всего, что представляет угрозу для жизни.

Когда же человек достигает следующей стадии в развитии сознания, он начинает размышлять и вырабатывать философский подход к жизненным ценностям.

Если в ходе эволюции своих философских взглядов человек начинает жить на уровне разума и понимает, что он не материальное тело, а вечная душа, значит он достиг стадии вигьяна-майи.

Совершенствуясь духовно, он затем постигает Верховного Господа - Высшую Душу. Когда человек восстанавливает свои отношения с Господом и начинает с любовью и преданностью служить Ему, он достигает стадии ананда-майи. Ананда-майя - это вечная жизнь, исполненная знания и блаженства.

До тех пор, пока живые существа находятся на четырех низших стадиях - анна-майи, прана-майи, мано-майи и вигьяна-майи , они ведут материальную жизнь , но, достигнув стадии ананда -майи, обусловленная душа освобождается из материального плена.

* Энергия, движущая четвертым уровнем сознания
Четвертый центр сознания отвечает за гармоничное взаимодействие энергий трех высших и трех низших центров сознания, соединяя в себе их энергии. Этот центр расположен на их границе расположен в зоне сердце, его энергия имеет зеленоватый оттенок.
Если центр хорошо развит, то человек посвящает свою жизнь служению другим людям. Он понимает,что может быть счастлив только помогая быть счастливыми людям. Этот центр, как правило, развит у глубоко религиозных людей, такой человек уже не эгоистичен,как мы видели на протяжение рассмотрения низших центров. Он мягок, н может быть и жестким; он податлив, но может и настоять на своем; сострадателен и сострадание его выражается в конкретной помощи решать их трудности.
Если центр закрыт, то человек черств, сух. Страдания других людей не вызывают в нем эмоций.

* Главная движущая сила центра - устремление к любви.
Путь сердца наполняет человека теплом чистой радости. Такая жизнь создается верой, который исключает всякие страхи жизни, кроме страха Божия, - нежелания огорчить Его неисполнением заповеди. Но этот страх не тревожит душу, а прибавляет осторожности при выборе цели и методов ее достижения, которым он следует в жизни, в отличие от третьего уровня сознания,для которого все средства хороши. Этот единственный в его мыслях страх, по мере понимания благотворности выполнения заповеданного тоже вскоре исчезает, переходя в любовь к Богу. Человек осознает личную вечность, вечность себя как души.
Раскрытие этого центра ожидает веры, потому что у людей часто есть привычка думать, что жизнь – это борьба, в которой необходимо выработать план самообороны, защиты и самообеспечения. Эта точка зрения подпитывается привычным,а подчас и устаревшим страхом лишений, потому что еще нет знания и опыта, что при последовательном раскрытии центров, человек находится в пространстве магнетической привлекательности, даруемой раскрытием предыдущего центра, а это само по себе обеспечивает счастливую и обеспеченную жизнь.
Для пробуждения сердца, требуется вера во вселенскую Любовь правящую во вселенной. Эта вера рождается от личной встречи с Богом. которая позволит вам снять всю защиту, чтобы поток светлой энергии жизни свободно омывал вас. Раскрытие четвертого центра подготавливается стремлением человека встретиться самим собой лицом к лицу и увидеть, что он собою представляет во вселенной.
Каждый из нас рождается на земле в одиночку, и уходит один, сколько бы ни было рядом друзей. При рождении на земле вечная душа обретаем физическое тело, через которое затем и проявляются в материальном мире ее склонности и черты характера, которые определяет нас как отдельную личность, отличную от других. Если три первых центра связаны именно с сохранением этой уникальности и отделенности, то с раскрытием четвертого мы уже готовы отстраниться от своей уникальности и ощутить единство Жизни, а себя частью вселенной, движущая сила которой есть чувство Любви, - независимо от того, дарите вы или получаете ее.

* Восприятие жизни, создаваемое на четвертом уровне сознания.
Признак развитого сердца - понимание вселенской Любви, способность разделять свою радость с окружающими и деятельность в соответствии с этим мировосприятием. Человек способен принять людей такими как есть, со всеми их достоинствами и недостатками.
Есть также способность заботиться о других, не ожидая ничего взамен. Он с благодарностью принимает проявления любви к нему других людей, но не ожидает ее от других, понимая, что способность любить - это великий дар и не всем это удается. Он знает, что нет ничего вечного на земле, и все мимолетно в наших чувствах. Состояние его не колеблется от того, любят его или не любят другие. Он свободен от их любви или нелюбви. Его любовь никого не сковывает. Он остается свободен от своей любви, даря ее всем сердцем, и ничего не ожидая взамен. Приходит ли ответная любовь - он не слишком радуется, безответная любовь его не печалит. Он навсегда наполнен богатством вселенской любви, которая не оставляет места ни для чего другого.
Признак пробужденного четвертого центра сознания тот, что приоритетом жизни человека становится счастье других.
* Использование способностей четвертого уровня в повседневной жизни.
Ощущение в себе Любви – это естественное состояние человека с открытым центром сердца. Подобно любви матери к своему ребенку, эта любовь совершенно бескорыстна – в ней нет скрытых мотивов, кроме самой любви. Так мать, посвятившая свою жизнь детям, заботясь о них, испытывает возвышенные чувства материнской любви и самопожертвования. Такие люди легко становятся утешителем для несчастных мира сего, душой компании, ее совестью. Первое пробуждение центра ощущается в редкие мимолетные мгновения как желание совершать добрые дела, когда вы чувствуете внутри себя полную гармонию, все находится в равновесии, и вам не о чем беспокоиться. Если низшие центры уравновешены, - вы ощутите радость внутри себя, а маленькие радости жизни наполнятся смыслом, как события огромного значения. Вы способны задумываться о том, чтобы воспринимать мир не только с точки зрения соревнования в нем с другими, но чувствовать мелодию жизни вселенной, прислушиваться к собственному сердцу. Постепенно такая гармония с миром становится преобладающим восприятием себя самого и его, становится привычной.
Во взаимоотношениях с людьми на этом уровне тоже появляются перемены: исчезает желание обороняться от них и состязаться с ними. Сердце желает сотрудничества с людьми, а не принуждения, хотя желание быть всегда правым порой может низводить снова к низшим центрам с их соревновательными тенденциями. Но чаще всего радость жизни переполняет вас, и как сказал Ошо: «Радость – это проявление полного приятия», поэтому в сердце уже нет места для обороны.

Переход от уровня третьего центра к четвертому является особенно важным, потому что требует коренного пересмотра всего восприятия жизни. Отбросив соперничество и заменив его сотрудничеством со всеми, общаясь с людьми через раскрывающийся центр сердца, - вы начинаете понимать, что в мире достаточно места для всего и всех. От осознания того, что мы все неразделимы и связаны между собою изначально, пробуждается сострадание, потому что вам становится ясно, что для каждого хорошо лишь то, что полезно всем.
По мере развития центра человек обретает чувство всеобъемлющего спокойствия, понимая, что гармония – это естественное состояние, а не редкие счастливые минуты, которые испытывались им и раньше. Теперь уже в случае мимолетного нарушения гармонии можно легко восстановить ее, потому что осознан путь. Поняв, что сконцентрированная жизнь приносит гораздо больше радости, вы спокойно устремляетесь к достижению равновесия на всех уровнях. Постепенно вы становитесь все менее чувствительны к тому, что раньше проводило к дисгармонии и способны ощущать радость как таковую постоянно, - без особых на то причин, - она становится вашим достоянием и присущим вам ощущением жизни. И, как всегда, события следуют за энергией, - поэтому, чем больше времени вы проводите в гармонии с собой, - тем более гармоничные ситуации возникают вокруг вас.
Гармоничность состяния появляется как следствие восприятия жизни через сердечный центр, поэтому вы излучаете покой и радость, вызывая те же ощущения у окружающих и становитесь притягательны для людей. Чем больше вы способны почерпнуть из вселенского источника, тем сильнее люди желают оставаться в вашем обществе, и тем больше вы посылаете им вселенскую энергию, пропуская ее через себя как ее проводник. Но здесь нужна и осторожность, чтобы не растрачивать своей энергии. Нужно научится восстанавливать свои силы, если вы собираетесь отдавать. Личность ограничена, вселенная – нет, поэтому, если вы истощены и обессилены – прикоснитесь к природе, ощутите и впитайте красоту вечного источника. Хорошо, когда на природу регулярно выезжают всей семьей, это позволяет больше помнить,что источник красоты и силы - это вселенская гармония, а не личные отношения. Нам, действительно, дан в виде природы – вечный источник обновления наших жизненных сил.
Пребывая на четвертом уровне сознания, вы начинаете смотреть на жизнь сквозь призму просветленной любви, которая всегда во имя любви, тогда как низших трех уровнях любовь всегда несет в себе скрытый корыстный мотив: безопасность, секс или власть. Цели низших уровней сами по себе таковы, и она окрашивается целью уровня, на котором находится человек, автоматически. Но, по сути, единственное, что вам нужно, - любовь, даруемая сердцем, а не волей, удовольствием или защитой, ибо она - высшая. Сердце не ищет ничего взамен своей любви, - даже ответных чувств или удовлетворения своих желаний и потребностей, - здесь наоборот, - чувство любви, испытываемое вами, настолько переполняет ваше сердце, что вы не вмещаете его делясь его красотой с окружающими. В свете просветленной любви секс видится жалкой карикатурой и пародией на нее и теряет всякую значимость, потому что любящие и любимые взаимодействуют на более высоких уровнях – духовном, ментальном и эмоциональном. Такая любовь невозможна на основе трех низших центров. В сердце все силы вселенной переполняют вас миром и гармонией.

* Проявления неуравновешенного состояния, пробуждающие центр сознания четвертого уровня. Средства, восстанавливающие здоровье этого уровня.

Сентиментальность – главная болезнь неуравновешенного четвертого центра. Неуравновешенное сердце неспособно отделить свои проблемы от проблем окружающих, поэтому связь такого человека с другими является нездоровой: стремление делать что-то для окружающих произрастает из ожидания хорошего отношения с их стороны, а если его нет, то появляется обида. Такие люди говорят кому-то о своей любви, вместо того, чтобы сказать, «Я нуждаюсь в тебе». Они нуждаются больше в безопасности, наслаждениях или власти – трех основных потребностях низших центров. На четвертом уровне неуравновешенность трех низших центров проявляется таким образом. Любовь хотя и возникает в сердце, но ее окрашивает в мутные тона недостаток равновесия низших центров, не позволяя проявиться подлинной свободе, свойственной истинной любви.

Вторая проблема неуравновешенного сердца – это преувеличенное желание отдавать. Щедрость четвертого центра известна, и она бывает не в меру, если не уравновешен третий центр. Часто взаимная щедрость к вам окружающих вознаграждает вас, но вам хорошо не когда вы получаете что-то взамен, а когда отдаете. Может возникнуть ложная мораль: «Лучше отдавать, чем получать», которая побуждает вас отказываться от помощи, услуг и подарков других людей. Но после того, как вы отклоните их предложения люди почувствуют себя неоцененными, это создает неловкость и омрачает их радость, не лучшим образом служа проявлению сердца. Поэтому существует правило с благодарностью принимать то, что другие хотят вам дать, позволяя им, в свою очередь, ощутить радость от того, что они сделали что-то приятное для вас, даже если вы не нуждаетесь в их подарках. Их всегда можно передарить тем, кому они нужны больше, ведь хозяин вещи теперь вы сами. Вопрос ненужности лишних вещей тоже решается здесь просто.

Третье предостережение неуравновешенного сердца заключается в том, чтобы не приписывать окружающим тех качеств, которыми они не обладают, потому что сердце склонно видеть в людях больше хорошего, чем есть на самом деле, - такими, какими оно хотело бы их видеть. И проблема возникает всякий раз, когда такой человек обманывается в духовном потенциале других. В этом случае восстановить равновесие легко честностью по отношению к себе, спросив себя: «Я люблю этого человека за то, кем он может стать, если изменится, или за то, что он вносит в мою жизнь своими усилиями?» если справедливо первое, то вы любите только свое собственное представление о нем, и ваша жизненная сила постоянно перетекает в партнера, стремясь сделать его более адекватным вашему восприятию. Это, на самом деле бывает часто, но проблема возникает острая, если ваше восприятие не совпадает с его собственным представлением о себе. Он не может достичь того, чего вы от него хотите, поскольку это не соответствует его собственной воле, которая выстраивает его жизнь и характер, а вы постоянно лишаетесь жизненной энергии. Он возвращается к старому образу, и, хотя ваше восприятие может подкрепить его волю в достижении его собственного идеала, но он не сможет соответствовать вашему идеалу, если он отличается от его собственного.

Четвертая проблема неуравновешенного центра сердца тоже возникает, поскольку сердечный центр повышает чувствительность не только к любви, но и к страданиям других людей в мире, и можно попасть в ловушку страданий мира. Ошибка здесь в том, что неуравновешенное сердце воспринимает страдания других так, словно в них есть его вина. Корень этого - личностное отношение, идущее от неуравновешенности низших центров. Часто страдания – это часть нашего жизненного пути, и они учат нас больше, чем радость или счастье, а это означает, что они полезны тоже и нужно относиться к ним спокойно.. Ни одна жизнь не проходит без страданий. Поэтому нужно научиться не придавать им излишнего значения. Страдания проходят и уходят, нужно терпение и осознание уроков жизни. Пропуская же через себя страдания мира, вы разрушаете себя. тем не менее, этот жизненный опыт вам тоже нужен: он пролагает ваш путь к новой жизни.
Есть и более частные проблемы неуравновешенности четвертого центра. Если вы чувствуете, что не достигли равновесия в этой области, - вернитесь снова к трем низшим центрам и проверьте их состояние, ответив себе на следующие вопросы:
По равновесию первого центра: «Уравновешена ли моя материальная природа? Живу ли я так, как мне следует жить?»
Второй Центр: «Способен ли я в полной мере наслаждаться каждым моментом жизни?»
Третий центр: «Хватает ли у меня храбрости вступиться за собственные убеждения?»

* Признаки людей, остановившихся в развитии на четвертом уровне сознания: юноши

* Возраст: Не имеет значения
* Мировоззрение: взрослые люди, остановившиеся в развитии своего сознания на уровне сознания юноши, - очень восприимчивы к чувствам окружающих. Они эмоционально отождествляют себя с другими людьми, что значительно облегчает развитие их глубоких, продолжительных взаимоотношений. Тем не менее, их взаимоотношения нередко осложняются, поскольку они не способны определить степень искренности и истинность направленности питающих их чувств. Их точка зрения как правило такова: «В мире столько несправедливости. Жизнь сложна и вовсе не так весела, как кажется на первый взгляд. Меня никто не понимает, - может, я, действительно, ненормальный, раз никто не способен принять меня и мою точку зрения? Но я буду искать ответы на эти вопросы, пока не найду, - ведь где-то они должны быть». У этих взрослых юношей часто возникают сложности с самоуважением, поскольку они не знают своего места в этом мире.
* Способности: Эти люди обладают высокоразвитыми индивидуальными способностями, которые позволяют достичь им заметных высот во многих областях жизни и сделать значительный вклад в развитие человечества. Проявление ими своих способностей облегчается их обостренным восприятием окружающего мира и чувством личной ответственности за проведение в жизнь прогрессивных мероприятий и реформ. Они не боятся выражать свое несогласие с политикой их правительства, компании или основами их религий. Их не страшит большая арена действий, и они готовы для вступления в политическую борьбу или к разрешению проблем мирового масштаба. Они, как правило, упорно трудятся во имя принципов, в которые верят, зачастую получая за свою работу более чем скромное вознаграждение. Деньги не стоят для них на первом месте и часто вызывают подозрение.
* Мысли и эмоции: Эти люди очень идеалистичны в своих мыслях и нередко выступают основателями новейших философских и идеологических взглядов, направленных на искоренение существующей в мире несправедливости. Предлагаемые ими социальные реформы зачастую очень тщательно продуманы, но содержат изъяны, которые по ходу дела необходимо корректировать, чтобы реформы приносили желаемый результат. Творцы и созидатели, эти взрослые юноши очень привязаны к своим идеям и не жалеют ради них своей жизни. Тем не менее, они остаются открытыми для восприятия и пони-мания идей окружающих. Их эмоциональная жизнь очень интенсивна и они обращаются за помощью к психотерапевтическим и иным методам, чтобы привести свои мысли и чувства в порядок. Они приветствуют любую помощь, если она способна дать ответы на мучающие их вопросы. В их жизни часто царит беспорядок, что затрудняет окружающим их понимание. Людям, остановившимся на младенческой или подростковой стадиях развития, - понять их вообще невозможно.
* Акцентирование внимания: Внимание направлено на понимание себя и окружающих, они сориентированы на развитие отношений и наполнение их эмоциональным содержанием. Они не сориентированы на славу и богатство, хотя на них каким-то образом может свалиться и то, и другое. Подобные вещи стимулом для них не являются. Они ориентированы на поиск ответов на свои действительно нелегкие вопросы и на чувство необходимости внести свой вклад в развитие мира.
* Деятельность: Могут быть высокоуважаемыми членами общества, показывая прекрасные результаты во всем, за что берутся. Их интересы часто уводят их в сферу искусств или служения людям, где они, действительно способны почувствовать себя приносящими людям пользу. Такие люди - большие экспериментаторы и авантюристы, ведущие, как кажется, жизнь на грани риска. Они экспериментируют во всем, что попадается им на пути, от приготовления пищи до выполнения любых действий и постоянно подвергают сомнению традиционные методы и подходы к изучению мира. Это понуждает их к исследованию различных философских взглядов, культур и религий. Таких людей можно повсюду видеть с плакатами в руках на демонстрациях против того, что вызывает всплеск их возмущения: ведение войны или дальнейшая разработка ядерного оружия.
* Ценности: Эти взрослые юноши ценят одиночество, время, когда они могут восстановить свои силы после очередного стресса, вызванного сложностями мира. Они ценят произведения искусства, философию, свободу самовыражения и свободу исследования жизни во всех ее проявлениях, особенно без излишнего к ним внимания со стороны окружающих. Они дорожат своими новыми идеями и открытиями, им нравится находиться рядом с теми, кто стремится к внутреннему развитию. Эти люди высоко ценят чувство личной ответственности за изменение мира. Их ценности включают в себя экологию и права животных. В духовном плане взрослые юноши часто обращаются к религиям, направленным на общественное сознание или предоставляющим им возможность пребывать в тишине, одиночестве и медитации. Они ищут в религии ответы на свои вопросы и требуют от церковных деятелей, чтобы они проводили в жизнь принципы, которые они проповедуют. Часто они остаются агностиками, потому что не понимают, почему Господь одобряет земные страдания. Взрослые юноши проявляют большее спокойствие в восприятии смерти, чем люди, остановившиеся на более ранних стадиях развития. Они обеспокоены лишь тем, что смерть настигнет их раньше, чем они успеют все выполнить и внести свой вклад в развитие человечества. Они часто страдают из-за неудовлетворенности своим телом и часто отказывают себе в физическом совершенстве. Однако с течением лет, они воспринимают себя со все большей терпимостью.
* Отношения: Если взрослые юноши не испытывают сильного внутреннего напряжения или порывов самоуничижения, они поддерживают в разговоре хороший зрительный контакт. С окружающими способны поддерживать глубокие прочные отношения, способные продолжаться длительный период времени. Они не склонны перекладывать свои беды на плечи окружающих, понимают страдания и чаяния людей, но воспринимают их отдельными от себя. Они способны эмоционально идентифицировать себя с животными и испытывать привязанность к ним. Они без труда могут установить контакт и со страусом, и попугаем, и часто держат домашних животных, уютнее себя чувствуют на лоне природы, нежели в толпе людей. Осквернение лесов и рек вызывает у них глубокое расстройство.
* Примеры: Это реформаторы, терапевты; люди, живущие напряженной эмоциональной жизнью; учителя, исследователи. Это люди, интересующиеся мировыми религиозными учениями, ищущие возможности усовершенствования мира; интересующиеся метафизикой, астрологией, спелеологией и тому подобными вещами. Это участники антивоенных демонстраций и выступлений за гражданские права; активисты, артисты, музыканты и художники, ощущающие себя общественным рупором; либералы. Здесь можно назвать Бетховена, Эрнста Хемингуэя, Моцарта и других.
* Страны со значительным количеством людей этого уровня сознания: Италия, Канада, Россия, Польша, Англия, скандинавские страны, северо-запад и юго-запад США. Эти народы составляют примерно 1/3 часть от общего населения земного шара. Они также тяготеют к организациям и сообществам, где они смогли бы найти взаимопонимание.

* Поддержание состояния сознания на четвертом уровне.
Поддержание четвертого центра в уравновешенном состоянии требует от человека полной самоотдачи, наполняя его жизнь глубочайшим смыслом. Очень легко поддаться зову сердца и окунуться в океан эмоций, свернув с пути. Но чем чаще вы прислушиваетесь к сердцу, тем реже происходят испытания, способные отвлечь вас от цели и сокращается время, которое требуется на возвращение. Лучше вынырнуть навсегда из этого океана эмоций и переключить свое внимание на деятельность и осознание, которые удержат вас на нужной волне. Всегда помните, что просветленная любовь – это самая мощная сила во вселенной, которая меняет жизнь кардинальным образом, дарит только радость, уводит с уровня борьбы, совершенно естественной с точки зрения трех низших центров. Все события жизни на плане сердца связаны теперь с озарениями благодатью, - они связаны с тончайшими уровнями, хотя жизнь идет своим чередом. Сострадание к мучениям мира перерастает в действие, и появляется стремление сделать все, что по силам, чтобы облегчить боль других.
Переход с третьего уровня сознания на четвертый кардинален и поэтому всегда очень долог и труден, ведь в течение него требуется полностью изменить свое отношение к жизни, в частности, – отказаться от чувства соперничества и борьбы за первенство, должно преобразоваться ощущение своей отделенности и уникальности в чувство единого целого всего живущего на земле. И награда будет велика: придет сказочное ощущение единства со всеми людьми, причастными к единению – чувство истинной жизни. Вслед за этим естественным путем изменится подход к жизни и отношение к окружающим.

Есть три вида любви, порожденной четвертым центром: личная, сострадательная и вселенская.
* Личная любовь – это невообразимое наслаждение от любви к близким. Это истинное чувство, побуждающее вас разделить свою радость с близкими вам людьми. Когда ваш четвертый центр открыт, вы хотите, чтобы и ваша романтическая влюбленность тоже была вечной. Но личная любовь, тем не менее, еще сильно связана с тремя первыми личными центрами, поэтому из-за привязанности есть страх потерять объект любви. По мере перехода на другие стадии эти страхи ослабевают и исчезают совсем при достижении уровня любви вселенской.
* Сострадательная любовь
– это чувство возникает и к самым близким людям, и к тем, кого вы никогда не встречали. Здесь вы полностью уходите от любви личной. Это безличное чувство. По мере того, как вы способны охватить душой всю планету, это ощущение теплой любви пронизывает все ваше существо. Сострадание появляется от осознания, что все страдания людей происходят из-за их чувства отделенности друг от друга, причиной чего является в пребывания их сознания на низших трех ступенях, и вы ищете пути их просвещения. Сердце не судит тех, кто еще барахтается в низших ступенях развития, а, наоборот, излучает доброту. Вы стремитесь помочь страдающим обрести ту радость, которой наполнило вас пребывание на уровне сердца. Сострадающее сердце ощущает красоту каждой души, стремящейся к более высокому уровню сознания, оно не лишает других права на ошибки, вы часто говорите себе, видя их ошибки что-нибудь типа: «Конь о четырех ногах, и тот спотыкается», - и есть способность прощать безгранично. Но чтобы сострадательная любовь не причинила вам вреда, три ваших низших центра должны быть абсолютно здоровы, - у вас не должно быть погружения в их страдания или желания жертвоприношений. Если вы помогаете, то с чувством врача, лечащего болезнь, но не принимающего ее в себя,- есть отрешенность от болезни. Само собой разумеется, вы не должны увеличивать подобными страданиями, воспринятыми от других людей копилку страданий мира. Любовь должна оставаться любовью, и облегчать страдания других вы можете, только когда найдете Божественную опору и защиту в своем собственном сердце.
* Вселенская любовь.
Пребывая на четвертом уровне, вы находитесь всего в нескольких шагах от ощущения небес на земле. Три первых низших центра принадлежат земле, три высших центра принадлежат небу. Высшие и низшие энергии сливаются в четвертом центре, и в результате их соединения рождается любовь. Это любовь ничем не обусловлена, она не имеет ни причины, ни объекта, - она просто живет в вас и от переизбытка проливается на все, с чем бы вы не соприкасались. Она ничем связанная, не имеющая причины, не стремится к обладанию, она бескорыстна. Когда мистики и отшельники говорят, что любовь пронизывает все их существо, мы понимаем, что они говорят именно об этом аспекте просветленной любви – любви «пробудившегося сердца». При гармоничном сердечном центре вы, действительно, способны погрузиться в океан любви и ощущать поток вселенской любви пронизывающий все ваши проявления. Если это чувство постоянно, - многие люди устремятся к вам, и вы сможете щедро делиться с другими сокровищами своего духа. Источник вашей энергии неисчерпаем, хотя к концу дня вы можете слегка утомиться. Если же есть упадок сил, значит, какие-то действия были неправильные, и следует тут же обратиться к сердечному центру, проверить личностные уровни сознания, - возможно, где-то были ошибки, которые можно исправить. Вы уже умеете читать энергетические сигналы и сможете наполниться силой Источника. Восстановив силы, вы опять готовы встречаться с окружающими. Вселенская любовь безгранична и позволяет быть благодарным и щедрым, осознав неисчерпаемость жизненного опыта. Найдя Царство Божие внутри себя, вы уже понимаете, что «все остальное приложится к вам» и не слишком тревожите себя бытовыми вопросами, они и на самом деле, решаются как бы сами по себе, естественно и мимоходом, пока вы занимаетесь вопросами более высокого порядка.
На уровне вселенской любви исчезают все привязанности, проистекающие от страхов низших уровней. На этом уровне исчезает всякий страх. Страх и любовь – это вещи несовместимые, поэтому внимание должно быть всегда на том, что укрепляет любовь и веру. Внимание здесь важная вещь. Когда вы заняты развитием в себе любви и созидания, то эти свойство придают вашей жизни новый смысл.

* Цель, достигаемая человеком на четвертом уровне сознания.
Цель сердечного центра – ощущение всеобщей любви. Даже любовь к близким людям обретает черты всеобъемлющей любви ко всем существам и не несет в себе никакой привязанности, даруя свободу волеизъявления близкому человеку. Чувство гармонии стирает отделенность между человеком сердца и другими людьми, поэтому именно здесь достигается коллективный уровень деятельности, в отличие от первых трех личностных уровней, отделяющих людей друг от друга соперничеством. Заметим, что три центра выше сердца являют собой высшие коллективные аспекты человеческого «я», усиливающие связь со вселенской энергией. Центр сердца, находясь между ними, есть место, где встречаются коллективный и персональный аспекты внутреннего «я», здесь эти энергии соединяются и разделяются друг от друга одновременно. Сердце связывает жизнь личную и духовную, связывает в себе личное эго и дух. Здесь ощущается жизненная сила низших центров вместе с благодатью и вдохновением, приносимыми из последующих трех. Целостный сердечный центр уравновешен вертикально и горизонтально, часто именно здесь находится невидимо душа, управляющая всеми силами человека.
Пробуждение энергий коллективных центров всегда влечет за собой ответственность. Это качество приходит со временем, и когда оно полностью осознано, то приносит глубокое удовлетворение. Те, чье сознание пребывает на уровнях высших центров, никогда не задаются вопросом, в чем цель жизни, - они это знают. Это знание рождается с открытием высших центров.
Кода вы переходите на уровень сердца и живете на нем, то естественным образом стремитесь помочь другим обрести это знание, ощутить любовь. Вы обращаете внимание людей на любовь и красоту, и они чувствуют атмосферу покоя, окутывающую вас, понимают, что вы никого не судите, спокойно раскрывают свои проблемы. Ваше присутствие создает для них безопасную поддерживающую среду. Сердце, открытое всем, вдохновляет людей не судить других, и вы ощутите осмысленность своего существования, когда увидите, что сердца других тоже раскрываются навстречу любви и состраданию. Вы подводите и других людей к состраданию. В состоянии пробужденного центра сердца жизнь удивительно наполнена. Здесь проявляется вера в действии, а те качества, которые окружающие видят в вашей жизни, подводят их к раскрытию собственного сердца.

Четыре уровня сознания

В своем описании сознания Гурджиев указывал, что оно способно функционировать на любом из четырех основных уровней. На каждом уровне могут существовать различные состояния. Мы можем назвать эти уровни

обычным сном и сновидением;

согласованным сознанием обычного бодрствования, которое более уместно называть согласованным трансом;

подлинным самосознанием, для которого характерно самовоспоминание;

объективным сознанием.

Эта последовательность состояний представляет собой, помимо всего прочего, постепенный переход от фрагментации к единству.

Обычный сон и сновидение

Уровень обычного сна и сновидения является именно тем, что мы обычно под этим подразумеваем – нашей умственной активностью (или ее отсутствием) в то время, когда мы ночью спим в постели. Когда мы пробуждаемся от ночных сновидений в состоянии согласованного транса, мы, как правило, чувствуем, что наше сознание становится гораздо более ясным, чем оно было во время сна. Так же и при самовспоминании, в состоянии подлинного самосознания наш ум является настолько же более ясным по сравнению с состоянием согласованного транса, как в согласованном трансе ясен по сравнению с ночным сном.

Согласованный транс

Около одной трети жизни мы проводим на уровне ночного сна и сновидения, а остальные две трети – в согласованном трансе. В действительности, согласованный транс представляет собой совокупность состояний тождественности. Здесь мы ходим и говорим, даем обещания и нарушаем их, занимаемся любовью и воюем, воображая при этом, что мы находимся в третьем состоянии, состоянии подлинного самоосознавания.

Подлинное самоосознание

Третий уровень сознания, состояние самовспоминания, по праву принадлежит нам от рождения. В этом состоянии мы могли 6ы обладать теми качествами, которые мы ошибочно приписываем себе в состоянии согласованного транса. Мы могли бы быть подлинно самосознающими в отношении наших действий и внутренних состояний, более ясно видеть мир, обладать хорошим и гармонизированным функционированием всех трех типов нашего мозга, понимать желания нашей сущности и иметь подлинную волю, чтобы делать то, что действительно хотим. Мы были бы наконец одним целым. Мы могли бы действительно сказать «Я есть», ибо это была бы наша подлинная сущность, гораздо более живая и важная, чем преходящие состояния тождественности, существующие в согласованном трансе!.

Объективное сознание

Гурджиев определил четвертое состояние сознания как состояние, в котором вы видите вещи такими, какие они на самом деле. Оно обладает всеми качествами третьего уровня сознания, такими, как единство и интегрированность всех уровней мозга.

из книги «Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека». Чарльз Тарт

Книга «Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека»посвящена всем тем, кто стремится найти большее понимание самих себя и других людей и кто пытается пробудиться от того суженного и искаженного состояния сна, которое называется «обычным сознанием».