«Мы говорим, что подтверждаем все атрибуты в отношении Всевышнего Аллаха, будь этo Aтрибуты Cущности или Aтрибуты Действия, которые связаны с желанием. Bсё этo мы подтверждаем в отношении Всевышнего Аллаха, и не различаем, как этo пришло в контекстах Кoрана и Cунны. Этo является одной из важных основ! Когда говорим об этих атрибутах, то говорим, что Всевышний Аллах описан этими Aтрибутами на основе слов Всевышнего Аллаха:

Сура «аш-Шура», аят 11.

Учёные в арабском языке говорят, что в тафсире Кoрана мы встречаем такое слово, оно называется «харфу заид» или же «сыля». Она добавляет подтверждениe. И слова لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْء , тут буква ك указывает на повторение предложения, как будто ты говоришь: «Нет ничего подобного Ему, нет ничего подобного Ему». Потому что в арабском языке добавляются буквы или слова, для того чтобы этим самим повторить предложениe. И в словах Аллаха:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ ﴾

«Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11.

Буква ك называется صلة . Как будто бы Всевышний Аллах повторяет два раза: ليس مثله شيء

Это подобно словам Всевышнего Аллаха:

﴿ لَا أُقْسِمُ بِهَذَا الْبَلَدِ ﴾

«Клянусь этим городом» Сура «аль-Баляд», аят 1.

Если ты внешне посмотришь, то как будто бы Аллах оставляет клятву. Однако более правильное мнение, что этo, наоборот, подтверждение клятвы. и в словах Аллаха:

﴿ لَا أُقْسِمُ بِيَوْمِ الْقِيَامَةِ ﴾

«Клянусь Днем воскресения!» Сура аль-Къийама, аят 1.

И в этих аятах слово «لا» это «صلة » для подтверждения.

Также есть и другое мнение насчет аята:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ ﴾



«Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий» Сура аш-Шура, аят 11.

Это то, что буква « ك » переводится как «подобие». Xоть этo и частица (харф), однако, она является именем (исм). Как будто бы аят переводится: «Нет никакого подобия подобного Ему». И этo указывает в арабском языке на самую высокую степень в отрицании подобного. Подобно тому, как пришло в аяте:

﴿ ثُمَّ قَسَتْ قُلُوبُكُم مِّن بَعْدِ ذَلِكَ فَهِيَ كَالْحِجَارَةِ أَوْ أَشَدُّ قَسْوَةً ﴾

«После этого ваши сердца ожесточились и стали, как камни, или даже еще жестче» Сура «аль-Бакара», аят 74.

Так же, как пришло в стихотворении:

لو كان في قلبي كقدر قلامة حبا لغيرك ما أتتك رسائلي

Если бы в моем сердце было бы подобие маленькому кусочку ногтя
Любви к другой, к тебе бы не пришли мои письма.

Потом Всевышний Аллах, когда отрицал от себя одно, то подтвердил другое:

﴿ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ ﴾

«Он - Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11.

Этo и есть у нас известное правило - то, что мы, когда отрицаем что-то общее, то сразу подтверждаем другое конкретное. Почему Всевышний Аллах сказал именно o cлухе и зрении? Некоторые учёные сказали: «Потому что слух и зрение являются самыми распространёнными атрибутaми среди тех, которые обладают душой, среди созданий». Слух есть у мухи, есть у муравья, таким же образом и зрение, есть y комарa, есть у человекa, есть у кошки, т.е., в любом создании, кoтоpoe обладает душой. Всевышний Аллах обращает твое внимание на то, что разве слух комара и его зрение подобны слуху человека и его зрению? Cлух - этo то, когда ты слышишь. Когда ты что-то видишь - этo зрение. Комар - у него есть слух и зрение такие, как подобает комару. У человека также есть слух и зрение так, как подобает человеку, и нельзя сравнить слух и зрение человека со слухом и зрением комара. И Всевышний Аллах обращает наше внимание на эти два Aтрибута - Слух и зрение - так как этo есть во всех тех, кто обладает душой среди Его созданий. И точно также Всевышний Аллах обладает Cлухом и зрением так, как подобает Его Великой Сущности и Он сказал:



﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْء ﴾

«Нет ничего подобного Ему» Сура «аш-Шура», аят 11». [Конец слов шейха]

Третий курс по изучению Единобожия

«Блеск убеждений». Часть 8-я

Удивление, снисхождение и вознесение (истауа) Аллаха

В Сунне пришли следующие хадисы: Пророк ﷺ сказал: «Наш Господь - благословен Он Всевышний - спускается каждую ночь к земному небу». Также сказал: «Твоего Господа удивляет юноша, который не следует своим страстям». Также сказал: «Аллах смеется двум мужчинам, один из них убил другого, а потом оба войдут в Рай». Мы верим в эти хадисы и в подобные им достоверные хадисы. Мы не отвергаем эти хадисы и не отрицаем атрибуты Всевышнего, которые находятся в этих хадисах, не толкуем их в отрыве от их явного смысла, не уподобляем их и не описываем Всевышнего качествами и признаками, характерными для Его творений. И мы знаем, что нет ни подобного, ни равного Аллаху, Он сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», аят 11). Что бы человеку ни пришло в голову, что бы он ни представил, Аллах все равно ни на что не похож. Также к атрибутам Всевышнего относится то, что сказано в Коране: «Милостивый вознесся над Троном» (Сура «Та Ха», аят 5).

Аш’ариты сказали, что мы не можем описывать Всевышнего Аллаха тем, что Он удивляется, потому что, они говорят: «Удивление исходит от чего? От незнания». То есть, человек не знает, потом узнает и удивляется. Поэтому мы не можем Всевышнего Аллаха описать этим атрибутом. Но это неправильно, потому что даже в отношении человека у тебя удивление бывает двух видов:

1. Первый вид удивления - удивление, которое исходит из-за незнания, т.е., из-за скрытности причин для того человека, который удивляется. То есть человек не знает что-то, а когда узнает удивляется.

2. Что касается второго вида - второй вид удивления, например таков. Я - учитель в школе, у меня двадцать учеников, и вот я вижу, что один из учеников у меня самый старательный, я знаю, что он - самый старательный, что он уроки всегда делал, что он на пятёрки всегда отвечает. И когда экзамены он сдаёт, я так сижу, например: «Ма шаа Аллах, ма шаа Аллах», и удивляюсь его работе, т.е., когда я удивляюсь его работе, я знаю, что он такой умный, что он такой старательный, просто от того, что он ни как его другие друзья, одноклассники. Вот когда у тебя вещь выходит из подобного ему, это тебя заставляет удивляться. Если по отношению к человеку так, что же сказать в отношении Всевышнего Аллаха? Поэтому, исходя из корня, мы говорим: «Вот подобным же удивлением можем описать Всевышнего Аллаха, а ни тем удивлением, которое происходит из-за незнания».

Всевышний Аллах рассказал о Своем Возвышении в семи местах:

1 .Сура «аль-А’раф», аят 54:

﴿ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«А затем вознесся на Трон» .

2. Сура «Йунус», аят 3:

﴿ إِنَّ رَبَّكُمُ اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ يُدَبِّرُ الأَمْرَ مَا مِن شَفِيعٍ إِلاَّ مِن بَعْدِ إِذْنِهِ ذَلِكُمُ اللّهُ رَبُّكُمْ فَاعْبُدُوهُ أَفَلاَ تَذَكَّرُونَ ﴾

«Воистину, ваш Господь - Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения. Таков Аллах, ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Неужели вы не помяните назидание?»

3. Сура ар-Ра‘д, аят 2:

﴿ اللّهُ الَّذِي رَفَعَ السَّمَاوَاتِ بِغَيْرِ عَمَدٍ تَرَوْنَهَا ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон» .

4. Сура «Та Ха», аят 5:

5. Сура «аль-Фуркан», аят 59:

﴿ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ الرَّحْمَنُ فَاسْأَلْ بِهِ خَبِيرًا ﴾

«Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он - Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего» .

6. Сура «ас-Саджда», аят 4:

﴿ اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ مَا لَكُم مِّن دُونِهِ مِن وَلِيٍّ وَلَا شَفِيعٍ أَفَلَا تَتَذَكَّرُونَ ﴾

«Аллах - Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Нет для вас, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не помяните назидание?»

7. Сура «аль-Хадид», аят 4:

﴿ هُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ يَعْلَمُ مَا يَلِجُ فِي الْأَرْضِ وَمَا يَخْرُجُ مِنْهَا وَمَا يَنزِلُ مِنَ السَّمَاء وَمَا يَعْرُجُ فِيهَا وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ ﴾

«Он - Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Он знает то, что проникает в землю, и то, что выходит из нее, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит к нему. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете» .

Ученые сказали, что у тебя «истауа» в Коране пришло в четырёх смыслах (معانى الاستواء):

1 - استوي على

Оно указывает на четыре смысла:

على - Возвысился.

Поэтому, когда я читаю Коран:

﴿ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى ﴾

«Милостивый вознесся на Трон» Сура «Та Ха», аят 5.

Я смело говорю, что Всевышний Аллах говорит у тебя здесь о чём?! О возвышении.

ارتفع - Также возвысился.
صعد - Также возвысился.
استقرر - Утвердился.

2 - استوى الى

Его смысл قصد و عمد, то есть направляться, стремиться.

Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَاء وَهِيَ دُخَانٌ فَقَالَ لَهَا وَلِلْأَرْضِ اِئْتِيَا طَوْعًا أَوْ كَرْهًا قَالَتَا أَتَيْنَا طَائِعِينَ ﴾

«Потом Он обратился (истауа иля) к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: «Придите по доброй воле или по принуждению». Они сказали: «Мы пришли по доброй воле»» Сура «Фуссылят», аят 11.

3 - استوى -- و

То есть у тебя приходить слово «истауа», затем другое слово, а затем частица «уа», и смысл этого «выровнился».

4 - استوى

Когда «истауа» приходит сама по себе, то смысл его «созрел».

﴿ وَلَمَّا بَلَغَ أَشُدَّهُ وَاسْتَوَى آتَيْنَاهُ حُكْمًا وَعِلْمًا وَكَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ ﴾

«Когда он достиг зрелого возраста, Мы даровали ему власть (мудрость или пророчество) и знание. Так Мы воздаем творящим добро» Сура «аль-Касас», аят 14.

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

«После того, как Ибн Кудама поставил тебе общую основу мазхаба ахлюс-Сунна уаль-джама’а, которая нам рассказывает о том, что Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха праведные предшественники оставляли в таком виде, как они приходили, т.е., верили в слова, верили в смысл и верили в то, на что указывает этот смысл, и не переходили границы Корана и Сунны, он начал говорить подробно о некоторых Атрибутах. Он привёл некоторые доказательства из Корана на некоторые Атрибуты, как мы об этом говорили выше. Потом он привёл хадисы, говорящие об Атрибутах Всевышнего Аллаха. И привел этот хадис, в котором говорится о снисхождении Всевышнего Аллаха. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» Аль-Бухари (1145), Муслим (758).

Это снисхождение, такое, как подобает Всевышнему Аллаху и Его Величию. И оно не подобно снисхождению созданий. Однако, это такое снисхождение, как оно подобает только Всевышнему Аллаху, как и все другие Атрибуты. Мы подтверждаем смысл и отказываемся от знания образа. Потому что Всевышнего Аллаха не могут представить разумы и не могут представить Его сердца, не могут предать Ему форму, потому что:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ ﴾

«Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11.

Мы подтверждаем то, что Аллах снисходит каждую третью часть ночи, в соответствии с ’акыдой ахлюс-Сунна уаль-джама’а. Что касается бида’атчиков из куллябитов, аш’аритов, матуридитов и тех, кто был до них, муътазилитов и подобных им, они искажают эти хадисы. Они искажают и говорят, что здесь подразумевается, что снисходит Его Милость. Мы ответим им на это искажение следующими ответами:

1. Это противоречит основе и Всевышний Аллах обязал нас верить во внешний смысл аятов и хадисов.

2. Милость Всевышнего Аллаха постоянно нисходит на Его рабов, и поэтому, если кто-то говорит, что здесь подразумевается то, что каждую третью часть ночи спускается Милость Аллаха, нет в этом никакого смысла. Это бессмысленно, так как Милость Всевышнего Аллаха снисходит каждое время, и рабы никогда не лишаются Милости Всевышнего Аллаха. Если б они были лишены хоть на момент Милости Аллаха, то испортилась бы их жизнь, и они погибли бы. Поэтому считается ложным искажением, искажение тех, кто искажает атрибут «снисхождение» тем, что здесь подразумевается «милость». Этим Атрибутом Его описал Пророк ﷺ и никто не может описать Всевышнего Аллаха лучше, чем это сделал Пророк ﷺ. И никто не очищает Всевышнего Аллаха, и не возвеличивает Всевышнего Аллаха больше, чем Его посланник ﷺ.

Потом Ибн Кудама привёл третий атрибут, а это - Атрибут Удивления. И привёл известный хадис: «Твоего Господа удивляет юноша, который не следует своим страстям» .

И сказал: «Аллах удивляется», и этот хадис входит в разряд хадисов об Атрибутах. В нём говорится об Атрибуте «удивление» и говорится о том, что Всевышний Аллах удивляется, и это является Атрибутом. Также об этом Атрибуте говорится в Коране:

﴿ بَلْ عَجِبْتَ وَيَسْخَرُونَ وَإِذَا ذُكِّرُوا لَا يَذْكُرُونَ ﴾

«Но ты удивлен, а они глумятся. Когда же им напоминают, они отказываются помнить»

И это чтение в одном из семи кыраатов. Этот аят читается с двумя кыраатами. Первый, как мы привели выше, а второй:

Сура «ас-Саффат», аяты 12-13.

Поэтому мы описываем Всевышнего Аллаха этим Атрибутом, так как Он Сам Себя описал этим Атрибутом. Когда мы описываем Всевышнего Аллаха удивлением - это не то действие или не то, что делает раб. Не надо сравнивать Его с удивлением раба. Это не исходит из-за отсутствия Знания, однако, это из полноты Всевышнего Аллаха, так как удивление иногда может быть из-за отсутствия знания, а иногда удивление бывает и со знанием. Второй вид удивления, когда знание требует от тебя как бы поднимать место того, кто заставляет тебя удивляться, и этим самым мы описываем Всевышнего Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах

﴿ بَلْ عَجِبْتُ وَيَسْخَرُونَ وَإِذَا ذُكِّرُوا لَا يَذْكُرُونَ ﴾

«Но Я удивлен, а они глумятся. Когда же им напоминают, они отказываются помнить» Сура «ас-Саффат», аяты 12-13.

Или же как это пришло в хадисе, в котором говорится о подтверждении Атрибута удивления, как это пришло в словах Пророка ﷺ: «Аллах удивляется отчаянию Своих рабов, тогда как изменение их положения от плохого к хорошему совсем рядом; Он смотрит на вас, а вы в отчаянии, и Он смеется, потому что знает, что ваше облегчение очень близко» .

И тому подобные хадисы, у которых достоверный иснад и передатчики достойны доверия, мы подтверждаем все эти Атрибуты, исходя из того правила, которое мы разобрали, без искажения, без отрицания, без придавания формы, без уподобления.

Потом Ибн Кудама сказал великое слово, очень важное: «Что бы человеку ни пришло в голову, что бы он ни представил, Аллах все равно ни на что не похож» . И если какой-то человек представит Всевышнего Аллаха в своей голове, или же представляет какой-то вид, какую-то картину, пусть он будет уверен на сто процентов в том, что Аллах совсем не такой, как он представил Его, потому что человек не может представить какую-то вещь или представить какую-то картину, если только он не видел эту вещь, если он не видел что-то подобное, если не видел что-то из этого вида, и никто не описал ему. Мы не может представить Аллаха, потому что мы Его не видели, и не с чем нам Его сравнить, и никто нам Его не описал. Всевышнего Аллаха никто не видел, чтоб Его кто-то мог представить, и никто не видел ничего подобного или вида такого, и никто не описал Его, и поэтому всё, что тебе придёт в мозги или же представит твоё сердце, знай, что Всевышний Аллах совершенно не такой! Это - великое правило! Шайтан приходит к верующим и заставляет тебя, наущает, чтоб ты представлял Всевышнего Аллаха и даёт тебе картину в голове, чтоб ты представлял Аллаха. Этим самым он хочет ввести в заблуждение. [Конец слов шейха]

Возвышенность Аллаха

Также Всевышний сказал: «Обезопашены ли вы от того, Кто над небесами» (Сура «аль-Мульк», аят 16). Также Пророк ﷺ сказал: «Господь наш Аллах, Который над небесами. Да будет священным Твое имя!». Также Посланник Аллаха ﷺ спросил рабыню: «Где Аллах?» Она ответила: «Над небесами». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Освободи ее! Поистине она верующая». Хадис передал Малик бин Анас, Муслим и другие имамы. Пророк ﷺ спросил Хусайна: «Скольким богам ты поклоняешься?» Он ответил: «Семерым: шесть на земле и один над небесами». Пророк ﷺ спросил его: «Наказания какого бога ты боишься и наград какого из них ты желаешь?» Хусайн ответил: «Того, кто над небесами». Пророк ﷺ сказал ему: «Брось тех шестерых, которые на земле, и поклоняйся Тому, Кто над небесами, и я научу тебя двум мольбам». Хусайн принял Ислам и Пророк ﷺ научил его говорить: «О Аллах, приведи меня к пути истины и защити меня от зла моей души». В книгах, написанных в начале Ислама, рассказано, что Пророк ﷺ и его сподвижники совершают земной поклон и думают, что их Бог на небе. Абу Дауд передал в своем сборнике «Ас-Сунан», что Пророк ﷺ сказал: «Расстояние между одним небом и другим составляет столько и столько…» Передавая слова Пророка ﷺ, Абу Дауд дошел до его слов: «…и над этим находится Трон, и Аллах над всем этим». Праведные предшественники сошлись во мнениях передать и принять этот и подобные ему хадисы как есть, они не отвергали их, не истолковывали, не уподобляли и не приводили аналогию. Имама Малика ибн Анаса спросили: « О Абу Абдуллах, «Аллах милостивый вознесся на Трон» (Сура «Тá Хá», аят 5), как Он вознесся?» он ответил: «Смысл «вознесся» ясен, а как вознесся - непостижимо нашим умам, верить в это обязательно, а спрашивать об этом бид’а». Затем Имам повелел удалить этого мужчину из мечети.

Хадис, который привел Ибн Кудама: «Господь наш Аллах, Который над небесами. Да будет священным Твое имя!» , - недостоверный. Хадис слабый, его передали Абу Дауд (3892), Аль-Хáким (1/344), а также Насаи в «Амалюль-яуми уа-ллейля», Имам Байхакъи, и имам Дарими, и Ибн Кудама.

У этого хадиса два иснада. Передают его через Мухаммада ибн Зияда аль-Ансари, а этот человек, как сказал имам Бухари: «Мункаруль хадис», то есть очень недостоверный. Поэтому этот иснад слабый. А в другом иснаде, который передает имам Ахмад через Абу Бакра ибн Аби Марьяма. В этом иснаде тоже несколько проблем. Во-первых в нем передатчик, который передал его Ибн Аби Марьяму, он - маджхуль. А сам Абу Бакр Ибн Аби Марьям - да’иф.

Также следующий хадис, который привел Ибн Кудама. Пророк ﷺ спросил Хусайна: «Скольким богам ты поклоняешься?»Он ответил: «Семерым: шесть на земле и один над небесами». Пророк ﷺ спросил его: «Наказания какого бога ты боишься и наград какого из них ты желаешь?» Хусайн ответил: «Того, кто над небесами». Пророк ﷺ сказал ему: «Брось тех шестерых, которые на земле, и поклоняйся Тому, Кто над небесами, и я научу тебя двум мольбам». Хусайн принял Ислам и Пророк ﷺ научил его говорить: «О Аллах, приведи меня к пути истины и защити меня от зла моей души». Он приведен в сборниках Ат-Тирмизи (3483) и Ахмада (4/444), но однако этот хадис также недостоверный. Среди передатчиков есть Имран ибн Халид, а он является недостоверным.

Также слова: «В книгах, написанных в начале Ислама, рассказано, что Пророк ﷺ и его сподвижники совершают земной поклон и думают, что их Бог на небе». Учёные говорят про этот асар, что он недостоверный, потому что у него нет иснада. Это асар передал также Ибн Хаджар в «аль-Исаба» через Ади ибн Умейра, также Захаби в «аль-Улюв», и сказал Захаби, что этот хадис гъариб. То есть конечно же он недостоверный.

И вера в то, что Всевышний Аллах вверху, и то, что люди будут делать саджда - это не является отличительным признаком нашей уммы. А мы знаем, что еще Муса, мир ему, верил в то, что Аллах над небесами.

Всевышний Аллах говорит:

﴿ وَقَالَ فِرْعَوْنُ يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحاً لَّعَلِّي أَبْلُغُ الْأَسْبَابَ أَسْبَابَ السَّمَاوَاتِ فَأَطَّلِعَ إِلَى إِلَهِ مُوسَى وَإِنِّي لَأَظُنُّهُ كَاذِباً وَكَذَلِكَ زُيِّنَ لِفِرْعَوْنَ سُوءُ عَمَلِهِ وَصُدَّ عَنِ السَّبِيلِ وَمَا كَيْدُ فِرْعَوْنَ إِلَّا فِي تَبَابٍ ﴾

«Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом». Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными» Сура «Гафир», аяты 36-37.

То есть Муса учил Фараона, что Аллах вверху, и Фараон издевательски решил проверить есть ли там Бог Мусы.

Следующий хадис: Абу Дауд передал в своем сборнике «Ас-Сунан», что Пророк ﷺ сказал: «Расстояние между одним небом и другим составляет столько и столько…» Передавая слова Пророка ﷺ, Абу Дауд дошел до его слов: «…и над этим находится Трон, и Аллах над всем этим».

Но на самом деле этот хадис, который передали также имам Ахмад, Ат-Тирмизи (3320), Ибну Хузайма (144), Ибн Аби Асым, имам Дарими, он недостоверный. Они все передают его через Симак ибн Харба, от Абдуллаха ибн Умайрата, от Ахнаф ибн Къайса, от Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба. Как сказал имам Насаи, что у Симака ибн Харба есть недостатки. А также как сказал имам Бухари, что Абдуллах ибн Умайрата - маджхуль, и мы не знаем слышал ли он хадис от Ахнаф ибн Къайса. И это уже третья проблема в данном хадисе.

Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:

«Эти предложения - в них говорится об Атрибуте возвышение. Ибн Кудама привёл аят, в котором говорится о возвышении Аллаха над Троном. А также привёл аят об Атрибуте Возвышение.

﴿ أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاء أَن يَخْسِفَ بِكُمُ الأَرْضَ فَإِذَا هِيَ تَمُورُ ﴾

«Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется» Сура «аль-Мульк», аят 16.

А также привел известный хадис Хусайна, и также асары, в которых говорится об описании Пророка ﷺ, говорится о сподвижникаx в древних книгах. И Атрибут Возвышения Всевышнего Аллаха подтверждается Кoраном, Сунной и единогласным мнением мусульман. А также твоё природное начало (фитра) указывает на это. Пришло в Кoране и Сунне больше, чем тысячу далилей на эту тему». [Конец слов шейха]

Краткое слово о дороге праведных предков

Предисловие

Хвала Аллаху! Мы восхваляем Его, к Нему обращаемся за помощью, у Него просим прощения и к Нему прибегаем от зла наших душ и зла наших дел. Кого Аллах наставил на прямой путь, никто не сможет ввести в заблуждение, а того, кого Он вводит в заблуждение, никто не поведет прямо. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, у которого нет сотоварищей. Я свидетельствую, что Мухаммед- Его раб и Его Посланник.

Написать эту статью, в которой дается разъяснение о дороге праведных предков- салафов, меня побудило множество вопросов на эту тему, которые задают мне люди в связи с разногласиями между их направлениями и течениями. Многим людям трудно понять сущность праведного мусульманского вероубеждения, т.к. они находятся под влиянием тех, кто много говорит на данную тему и не раскрывает ее в истинном свете. А сами люди не считают себя обязанными самим обращаться к трудам ученых- обладателей Сунны, ахль ас-Сунна ва аль-джаммаах, которые объективно рассмотрели этот вопрос. Они всесторонне раскрыли этот вопрос и не оставили возможности для каких-либо добавлений. Поэтому каждый, кто обсуждает вопросы, касающиеся вероубеждения, обязан обращаться к известным трудам, написанным на эту тему ее приверженцами. Он должен обстоятельно изучить их и быть справедливым. Поэтому я обратился к Всевышнему Аллаху с просьбой указать мне верный путь в подготовке этой небольшой статьи. В ней я опирался на труды нескольких ученых о вероубеждении праведных предков, которые были признанны как ранними, так и поздними мусульманскими учеными. Я не добавил от себя ничего, кроме того, что счел необходимым для разъяснения некоторых скрытых вопросов, вытекающих из приведенных мною цитат.

Источники, на которые я опирался при подготовке этой статьи, я перечислил на последних страницах.

Я прошу у Аллаха сделать эту статью полезной для всех мусульман и обращаю свой труд к Его благородному Лику. И, в заключении,- хвала Аллаху, Господу миров!

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Всевышний Аллах сказал: « Всякому из вас Мы устроили Шариат и путь». Это значит закон и ясную дорогу. Всевышний Аллах для каждой Уммы устроил свой Шариат, т.е. закон, и дорогу, т.е. минхадж. Он даровал Шариат обладателям Библии и обладателям Евангелия. От также даровал его людям Корана. Хотя все они (т.е. Шариаты) и различаются в своих законах, все они сходны в единобожии и поклонении одному Аллаху, Велик Он и Могуч. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Я ближе всех людей к Исе бин Марьям как в этом мире, так и мире ином. Все Пророки являются братьями: их матери разные, а религия одна. Между мной и Исой не было Пророков». Этот хадис приводится у аль-Бухари и Муслима.

Смысл данного хадиса в том, что они были едины в вопросах единобожия и поклонения Одному лишь Аллаху, однако в вопросах законоведения между ними была разница.

Всевышний Аллах в Коране сказал: « Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» Он также сказал: « Мы отправили к каждому народу Посланника с повелением: « Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута!»

Это является единобожием Аллаха, хотя Шариаты Пророков и Посланников отличались в поселениях и запретах.

Посланник Аллаха, его сподвижники и их благочестивые последователи являются праведными предками, салафами, нашей общины. Каждый, кто призывает к тому, что совершал Посланник Аллаха, его сподвижники и их благочестивые последователи, следуют по дороге праведных предков. Каждый мусульманин обязан следовать Благородному Корану и очищенной Сунне, обращаясь к тому, как их понимали праведные предки, да будет Аллах доволен всеми ими. Они заслуживают следования по их дороге, потому что были верными в своей вере, стойкими в вероубеждениях и искренними в поклонении.

Имамом праведных предков является Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подчиняться которому нам повелел Аллах. Он сказал: « Что дал вам Посланник, то берите, а от чего удержал вас, от того удержитесь». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является хорошим и праведным примером для мусульман. Всевышний сказал: « Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха, желает Последнего Дня и много поминает Аллаха».

Он говорил только то, что было откровением с небес. Всевышний сказал: « Он не говорит по пристрастию. Это- только ниспосылаемое откровение». Всевышний повелел нам сделать его судьей во всех делах, сказав: « Но нет- клянусь твоим Господом- не уверуют они, пока не поставят тебя судьей в том, что запутано между ними, и потом не найдут в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью!» Он, хвала Ему, запретил нам также противиться ему, сказав: « Тогда пусть берегутся те, которые противятся повелению его, дабы не постигла их смута или не постигло бы их наказание мучительное!»

Когда праведные предки препирались в чем-либо, они обращались к Книге Всемогущего и Великого Аллаха, а также Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сказал: « Если же вы препираетесь в чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Его Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний День. Это- лучше и прекраснее по исходу!»

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передал людям послание своего Господа и разъяснил его им. Аллах сказал: « Мы послали тебе напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано».

В одном хадисе сказано: « Придерживайтесь моей Сунны и Сунны моих праведных халифов. Хватайтесь за нее зубами и остерегайтесь нововведений, ибо каждое нововведение является заблуждением». Приводят Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд и ибн Маджа. Достоверный хадис.

Самыми лучшими людьми после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, являются его сподвижники, которые с правдивостью- сидк, искренней преданностью- ихлас, переняли от него свою религию. Всевышний Аллах так охарактеризовал их в своей Книге: « Среди верующих есть люди, которые правдивы в том, в чем заключили с Аллахом завет, и такие, которые уже кончили поприще своей жизни, и такие, что еще пережидают и еще не переменили ничего». Они творили благие дела, о которых Аллах упомянул в Своей Книге: « А благочестивы те, кто уверовал в Аллаха, в Последний День, ангелов, в Писание и Пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим и на рабов, и выстаивал молитву, платил закат и исполнял свои заветы, когда их заключит, и был терпелив в несчастии, бедствии и во время беды. Это те, которые были правдивы, и они- богобоязненные!»

Этот аят называется аятом искреннего исповедания. Этими качествами Аллах охарактеризовал сподвижников Пророка, да будет Аллах доволен всеми ими. Их законом и уставом были Книга Аллаха и Сунна Его Пророка. Сунна- самое благословенное, самое лучшее, самое полезное знание как в вопросах религии, так и в мирских делах после Корана- Книги Великого и Всемогущего Аллаха. Это- цветущий сад, в котором ты можешь найти наипрекраснейшие блага и добродетель. После Сунны следует придерживаться единогласного мнения праведных предков и великих ученых из общины Пророка.

Праведные предки- это лучшее поколение людей, о котором Посланник Аллаха сказал: « Лучшие люди в моей общине- это мое поклонение, а затем следующее за ним, а затем следующее за ним. А после них появятся люди, которые будут свидетельствовать и не приводить свидетелей, будут совершать предательства из-за чего им не будут доверять, будут давать обеты и не выполнять их ». Приводят Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и др.

Основа религии, которой придерживались и к которой призывали первые поколения мусульман, мусульманские ученые и праведные предки, состоит в том, что каждый человек обязан целиком и полностью верить в Книгу Аллаха и Сунну, свидетельствовать о единстве Аллаха и о пророческой миссии Мухаммеда, познавать Аллаха через Его атрибуты, которые описаны в ниспосланном Им Откровении или которые назвал Посланник Аллаха в достоверных хадисах, переданными справедливыми и правдивыми мусульманами. Необходимо верить во все имена и атрибуты Аллаха, которыми Он охарактеризовал Себя в Коране Сам, либо в Суне языком Своего Посланника без всякого уподобления их качествам творений, без описания, без отрицания и без изменения их смысла.

Всевышний сказал: « Нет ничего подобного Ему, и Он- Слышащий, Видящий».

Имам аз-Зухри сказал: « От Аллаха- разъяснение, на Посланнике- извещение, а на нас- подчинение». Имам Суфьян ибн Уйейна сказал: « Раскрыть смысл всего, чем охарактеризовал Себя Аллах в Его Книге можно только прочитав его и умолчав о толковании». Имам аш-Шафии сказал: « Я уверовал в Аллаха и во все сообщения об Аллахе с их истинным смыслом, изложенным Аллахом, и я уверовал в Посланника Аллаха и во все сообщения о Посланнике Аллаха с их истинным смыслом, изложенным Посланником Аллаха».

На этом знании выросли праведные предки, салафы, и ученые- имамы мусульманской общины. Все они единодушно признавали и утверждали атрибуты Аллаха Всевышнего, которыми Он охарактеризован в Его Книге и Сунне Его Посланника, и не пытались искать их толкования. Нам же велено следовать за их путем и руководствоваться светом их знания.

Посланник Аллаха предостерег нас от нововведений в религии и сообщил, что они являются заблуждением, сказав: « Придерживайтесь моей Сунны и сунны моих праведных халифов. Хватайтесь за нее зубами и остерегайтесь нововведений, ибо всякая ересь- это заблуждение». Абдулла ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: « Следуйте по дороге Посланника Аллаха и не вводите новшества, ибо того, с чем он пришел достаточно». Умар ибн Абдуль-Азиз, да смилуется над ним Аллах, сказал: « Остановись на том, на чем остановились сподвижники Пророка, ибо они остановились благодаря своему знанию и довольствовались благодаря своему проницательному взгляду». Имам аль-Авзаи, да смилуется над ним Аллах, сказал: « Следуй по стопам праведных предков, даже если люди откажутся от тебя, и остерегайся их мнения, даже если они приукрасят их своими словами».

К вероубеждениям праведных предков относится то, что вера состоит из признания воззрений в речи, совершении необходимых деяний, убежденности в сердце. Вера усиливается при подчинении Аллаху и ослабевает при ослушании Его. К их вероубеждению относится также то, что добро и зло постигают человека по предопределению Аллаха. Однако Аллах не повелел нам творить злые дела, на что ссылаются некоторые, говоря: « Все происходит по воле Аллаха». Всевышний Аллах повелел творить только благие дела и запретил совершать мерзости. Но человек не принужден совершать что-либо, он сам выбирает свои поступки, как и свои воззрения. Поэтому в зависимости от своего выбора он заслуживает либо наказания, либо вознаграждения. Каждый человек имеет право подчиниться или отказаться. Всевышний сказал: « Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует».

К вероубеждениям праведных предков относится также то, что они не считают неверующими ни одного из мусульман за их грехи, даже если он совершил один из величайших грехов. Они считают неверующим только того, кто отрицает какое-либо из обязательных положений религии, которое известно каждому, утверждено в Коране и Сунне и признано всеми учеными мусульманской общины.

К вероубеждениям праведных предков относится также и то, что они поклоняются только Аллаху Всевышнему и не приобщают к Нему сотоварища. Они обращаются с мольбой только к одному Ему, взывают, молят о помощи и уповают только на Него. Они ищут приближения к Аллаху через повиновение, поклонение, совершение праведных деяний, потому что Всевышний сказал: « О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и ищите приближения к Нему!» Это обозначает приближаться к Нему через подчинение и поклонение.


Похожая информация.


Вопрос : Какие в Коране, хадисах есть доводы на то что Аллах не находится на небесах?

Ответ :

Коран .

1) . "юсаббиху лиЛляхи ма фи ссамавати ва ма филь ард"

يُسَبِّحُ لِلَّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي
الْأَرْضِ

"Славит Аллаха все что на небесах и на земле" .

(Сура64,аят1).

Довод разума-Если бы Аллах был на небесах, выходит Он Сам славит Себя,ведь сказано "все что на небесах".

"Ва нуфиха фи ссури ва са"икъа ман фи ссамавати ва ман фи ль ард".

وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَصَعِقَ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَمَن فِي الْأَرْضِ

"Но подуют в Рог, и тогда
потеряют сознание [или умрут] те,
кто на небесах, и те, кто на земле" . (Коран, аз зумар.39:68) .

Если бы Аллах был на небесах или занимал какое либо место в пространстве то получается что Аллах тоже умрет или потеряет сознание? .

В суре 19й "марьям" Аллах говорит: "ин куллю ман фи ссамавати ва ль арди илля ати ррахмани "абда".

إِن كُلُّ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَنِ عَبْدًا .

"Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только как раб" (19:93).

Из этого аята мы видим что Аллаху не подобает находиться в каком либо месте, ибо все пространство создал Сам Аллах и Он существовал когда не было небес,земли,воздуха,темноты,пустоты,свет а,воды,трона,6ти направлений и так далее. Если Аллах на небесах то выходит Аллах Сам явится к Аллаху?.

4) . В суре "женщины" Аллах говорит: "Ляhу ма фи ссамавати ва ль ард".

لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ

"Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле" .

Получается Аллаху принадлежит Аллах? Если Аллах существовал еще до акта творения и не был ни на небесах ни на земле, а потом сотворил небо и переместился на небо то вытекает что Аллах нуждается в творениях, далее получается Аллах потерпел изменение и приобрел новый сифат "изменение"? (астагъфируЛлах).

5)
. В суре 37 "ас саффат" (выстроившиеся в ряды) в 5-м аяте, Аллах говорит:

"Он-Господь небес, земли и того, что между ними"

=====
Далил (доказательство) из хадиса.

1). "Небо застонало, и оно
имеет право стонать, так как на
небе нет пространства в 4 пальца,
чтобы там не было стоящего,
находящегося в поясном поклоне
или в земном поклоне ангела"
. (передал Имам Тирмизи).

Получается Аллах занимает на небесах место меньше чем 4 пальца чтоли?.

2). Передается от Абу Хурайры ,что Пророк саляЛлаху аляйхи вассалям сказал (в дуа) : «(о Аллах)…Ты–Первый, и не было ничего до Тебя, Ты–Последний, и не будет ничего после Тебя, Ты–Явный, и нет ничего над Тобой , и Ты–Сокрытый, и нет ничего под Тобой …»

(Сахих Муслим."Китаб аз-Зикр" №2713).

Слова ученых

1. Имам аль-Байхаки (384-458 х/994-1066 м) пишет по поводу этого хадиса в книге «Аль-Асма ва ас-Сифат»: «Некоторые наши учёные приводят этот хадис в качестве доказательства того, что Аллах не занимает место. Ведь, если нет ничего ни под Ним, ни над Ним, значит, Он не занимает место». (фото ia124.mycdn.me/getImage?photoId=52410184 4219&phot..)

2. Имам "Абдуль-Къахир ибн Тахир, известный как Имам Абу Мансур Аль-Багдади [умер в 1000лет назад], сказал:

«... и все мусульманские учёные были ЕДИНОГЛАСНЫ в том, что Аллаха не окружает место, и Он не зависит от времени» .

[«Аль-фаркъу байналь фиракъ»]

(фото ia124.mycdn.me/getImage?photoId=499820414459&phot.. Фото старого издания
http://ia104.mycdn.me/getImage?photoId=486370884647 ..)

4. Шейх
Мухаммад аль-‘Араби ат-Таббани аль-Малики (1315-1390 х/1898-1970 м) сказал:

اتفق العقلاء من اهل السنة الشافعية و الحنفية و المالكية وفضلاء الحنابلة وغيرهم على ان الله تبارك وتعالى منزه عن الجهة والجسمية والحد والمكان ومشابهة مخلوقاته

«Объединились разумные из Ахлю-Сунна - шафи’иты, ханафиты, маликиты и лучшие ханбалиты,- а также другие в том, что Аллах Всевышний чист от того, чтобы находиться в (каком либо) направлении, иметь тело, место, границу и быть подобным Его творениям» .

[«Бараат Аль-Аш’арийин», 1/79]

Тема: "борьба с мушаббиха и муджассима"

Имамы Ахлю Сунна отвергают любой образ в отношении Творца и считают это уподоблением творениям

Хвала Аллаху, Господу Миров. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам. Некоторые заблудшие, ложно толкуя хадисы Пророка (мир ему и благословение), пытаются уподобить Всевышнего Аллаха человеку.

В этом они следуют секте антропоморфистов (муджассима), пытавшихся придать Аллаху тело и буквально трактовавших те или иные аяты и хадисы. Сунниты же всегда остерегались уподобления Аллаха и проводили данные аяты и хадисы через призму аята: «Нет абсолютно ничего подобного Ему», – и опирались в их толковании на великих имамов Ахлю Сунны.

В частности, вышеназванные сектанты приводят в доказательство наличия Аллаха образа следующий хадис.

Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

2612 عن أبي هريرة قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم وفي حديث ابن حاتم عن النبي صلى الله عليه وسلم قال إذا قاتل أحدكم أخاه فليجتنب الوجه فإن الله خلق آدم على صورته

«Когда кто-нибудь из вас сражается с братом, то пусть избегает лица, ведь Аллах создал Адама по его образу » (передал Муслим в «Сахих», хадис № 2612).

Так посмотрим же, что говорят суннитские имамы по поводу этого хадиса.

Шейхуль Ислам, имам Яхья ибн Шараф ан-Навави (631–676, х/1233–1277 м) в комментариях к «Сахиху» Муслима сказал: «Его слова “Аллах создал Адама по его образу” – из хадисов о сифатах (атрибутах), и ранее их разъяснение чётко и подробно обсуждалось в "Книге веры".

А также то, что учёные, которые молчат об их толковании, говорят: “Мы верим, что это истина, и то, что буквальное значение не является тем, что подразумевается, и что они обладают смыслом, подобающим (Всевышнего), и это путь большей части салафов, и это более надёжнее и безопаснее”. И второе, что они толкуются в соответствии с отрицанием всего того, что не подобает Аллаху Всевышнему и тем, что «Нет ничего подобного Ему».

Аль-Мазури (453–536 х/1061–1141 м) сказал: «У этого хадиса есть точно установленная формулировка, и некоторые передали его так: «Аллах создал Адама образом Милостивого ». Но он не является признанным хадисом (Ахлю аль-Хадис), и передававший рассказал его так, как понял, – ошибочно.

Аль-Мазури сказал: «Ибн Кутайба также ошибся в этом вопросе, поскольку понял упомянутый хадис в буквальном смысле, он утверждал, что у Аллаха есть образ, но отличающийся от образа других. Эти слова являются явным заблуждением, поскольку всё, что имеет образ, состоит из отдельных элементов, а всё, что состоит из элементов, является созданием. Аллах же не создан, поэтому он не обладает ни составом, ни образом ».

Также он сказал: «И это подобно словам муджассимов (антропоморфистов): "Тело, но не как тела", в то время как Ахлю Сунна говорят: "Творец, Свят Он и Велик, – нечто (шай), не похожее на вещи". Они (муджассимы) перенесли это использование и сказали: "Тело, но не как тела".

Между данными утверждениями есть большая разница, дело в том, что термин "нечто" (шай) не подразумевает возникновения и деления на элементы, а термин "тело" подразумевает и образ, и деление на элементы, и возникновение».

Одна группа сказала: “Слова "его образу" возвращаются на его брата, который подвергается избиению (то есть уважай лицо брата, так как оно подобно лицу твоего отца Адама), и это очевидно из данного риваята Муслима”.

Другие утверждали: “Данное местоимение возвращает к Адаму, но в этом проявляется слабость”.

Третья же группа говорила: “Местоимение “его” возвращается к Аллаху Всевышнему”, имеется в виду причисление в целях уважения и избрания, как, например, слово Всевышнего "верблюдица Аллаха" или как говорят о Каабе – "дом Аллаха", и тому подобное. А Аллаху лучше знать”» Имам ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», 16/166].

Как мы видим, имамы Ахлю Сунна отвергают любой образ в отношении Творца и считают это уподоблением творениям. И ни в одном из вариантов толкования нет и слова о том, что хадис служит доказательством существования у Аллаха образа.

Хвала Аллаху, Господу миров.

Часть аята Благородного Корана, который раскрывает убеждения мусульман, звучит следующим образом (смысл): «Нет ничего подобного Ему» (сура 42 «Аш-Шура», аят 11).

В этом аяте выражен фундаментальный постулат исламского вероубеждения. Мусульмане верят, что Бог не похож ни на что. Данное утверждение означает не только признание факта, что Бога нельзя изобразить на холсте или слепить из глины, оно понимается абсолютно – Всевышний Аллах не похож ни на что вообще.

Сказано: «Что бы вы ни вообразили себе, Аллах на это не похож».

Данное убеждение является одним из создающих пропасть между Единобожием в исламском понимании и другими мировоззрениями, претендующими на монотеизм.

Ислам учит нас, что необходимо верить, что:

– у Бога нет тела;

– Он не занимает места;

– Он не находится в каком-либо направлении (верх, низ, право или лево);

– Он не состоит из частей, у Него нет размера и так далее.

Обобщая все это, можно утверждать, что все характеристики, присущие творениям, не могут быть отнесены к Тому, Кто их сотворил, так как они являются недостатком, который чужд Богу.

Возможно, следующее рассуждение позволит лучше понять данную тему. Всё, что нас окружает, существует со своими характеристиками. Например, живое и неживое имеет цвет, и можно уточнить, какой именно цвет. Также всё вокруг имеет свои слабости, и можно установить их перечень и способ проявления. Размышляя о чем-то, мы уточняем его размер, род, возраст, характер.

Параметры, ограничения и качества, о которых можно спросить «Как?», являются характеристиками творений. Ведь у каждой вещи, которая имеет параметры, есть Создатель, Который создал ее и определил эти самые параметры. Абсолютно все характеристики творений имеют единый знаменатель: они конкретизированы и имеют предел.

Наши праведные предшественники (саляф ас-салих) были на страже исламского вероубеждения, и поэтому мы находим в книгах множество их высказываний, предостерегающих нас от неправильных и порочных убеждений.

Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани (336-430 гг. по хиджре), да помилует его Аллах, привел в книге «Хильят аль-Авлия» (10/291) высказывание Амра ибн Усмана аль-Макки (ум. 291 г. по хиджре):

سمعت أبا محمد بن عبد الله بن محمد بن جعفر ، يقول : سمعت أبا عبد الله عمرو بن عثمان المكي ، وأملى علي في جواب مسألة سئل عنها ، يخاطب السائل : «واعلم رحمك الله أن كل ما توهمه قلبك أو رسخ في مجاري فكرتك أو خطر في معارضات قلبك من حسن أو بهاء ، أو إشراف أو ضياء أو جمال ، أو شبح ماثل ، أو شخص متمثل ، فالله بخلاف ذلك كله بل هو تعالى أعظم وأجل وأكمل ، ألم تسمع إلى قوله تعالى : (ليس كمثله شيء) ؟ ، وقوله عز وجل : (ولم يكن له كفوا أحد) ، أي لا شبه ولا نظير ولا مساوي ولا مثل ، وقف عند خبره عن نفسه مسلما مستسلما مذعنا مصدقا بلا مباحثة التنفير ولا مفاتشة التفكير جل الله وعلا الذي ليس له نظير ولا يبلغ كنه معرفته خالص التفكير ، ولا تحويه صفة التقدير ، السماوات مطويات بيمينه والأرض جميعا قبضته يوم القيامة الظاهر على كل شيء سلطانا وقدرة ، والباطن لكل شيء علما وخبرة ، خلق الأشياء على غير مثال ، ولا عبرة ولا تردد ولا فكرة ، تعالى وتقدس أن يكون في الأرض ولا في السماء ، وجل عن ذلك علوا كبيرا ،

«Я слышал Абу Мухаммада бин Абдуллаха бин Мухаммада бин Джафара, который говорил: «Я слышал, как Абу Абдуллах Амр ибн Усман аль-Макки говорил: «…Знай, да помилует тебя Всевышний, что Аллах отличен от всего, что вообразит твое сердце, или укоренится в твоем сознании, или представилось в воображении из прекрасного или благовидного, или сияния света и красоты, или воплощенной формы, или олицетворенной личности. Более того, Он превыше всего этого, величественнее, могущественнее и полноценнее. Разве ты не слышал слова Аллаха «Нет ничего подобного Ему…» и «И не был Ему равным ни один»? Имеется ввиду, что нет сходного с Ним, и нет равного Ему, и нет подобного и тождественному Ему. Прими Его слова о Себе с покорностью и признанием, подтверждая и повинуясь, без споров непринятия и изысканий разума. Велик Аллах и Возвышен, Которому нет равного, и к познанию сущности Которого не приведут одни лишь размышления. Не охватывают Его границы, а небеса будут свернуты Его «десницей» и Земля будет лишь Его «пригоршней» в Судный День. Он – Явный над всякой вещью Своей властью и могуществом, Скрытый Своим знанием и осведомленностью, Он создал сущее без примера, назидания от кого-либо, сомнения и раздумий. Аллах превыше того, чтобы быть на земле или на небе».

Имам Абуль-Касим аль-Кушайри, да помилует его Аллах, в своей книге «Рисалят» (стр. 23) привёл высказывание Зун-Нуна аль-Мисри (179-245 гг. по хиджре):

سمعت أبا حاتم السجستاني يقول: سمعت أبا نصر الطوسيِّ السرَّاجي يحكى عن يوسف بن الحسين، قال: قام رجل بين يدي ذي النون المصري، فقال: أخبرني عن التوحيد: ما هو؟ فقال هو: أن تعلم قدرة الله تعالى في الأشياء بلا مزاج، وصنعه للأشياء بلا علاج، وعلَّة كل شيء صنعه، ولا علَّة لصنعه. وليس في السموات العلا، ولا في الأرضين السفلى مدبِّر غير الله،
وكل ما تصوّر في وهمك فالله بخلاف ذلك.

«Я слышал, как Абу Хатим ас-Сиджистани сказал: «Я слышал, как Абу Наср ат-Туси ас-Сарраджи передал от Юсуфа бни Хусайна: «Некий человек встал перед Зун-Нуном аль-Мисри и сказал: «Расскажи мне о Единобожии. Что это такое?». Тот ответил: «Единобожие заключается в том, чтобы ты знал:

– никто не является соучастником Аллаха в Его управлении всеми явлениями;

– после того, как Он создал творение, оно [совершенно, и] не нуждается в исправлении;

– причина бытия каждой вещи – Его творение, но Его творение не нуждается в причинах;

– нет в выси небесной и тверди земной повелителя, кроме Аллаха;

– чтобы ты ни представил себе в отношении Аллаха, Он отличен от этого».

Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани (336-430 гг. по хиджре) передал в книге «Хильятуль авлия» случай, произошедший с Яхьей ибн Муаз ар-Рази (ум. 258 г. по хиджре):

أخبرنا عبد الواحد بن بكر ، حدثني أحمد بن محمد بن علي البردعي ، ثنا طاهر بن إسماعيل الرازي قال : قيل ليحيى بن معاذ: أخبرني عن الله ما هو ؟ قال : إله واحد ، قال : كيف هو ؟ قال : ملك قادر ؟ قال : أين هو ؟ قال : بالمرصاد ، قال : ليس عن هذا أسألك. قال يحيى : فذاك صفة المخلوق فأما صفة الخالق فقد أخبرتك.

Абдул-Вахид ибн Бакр сообщил нам, что Ахмад ибн Мухаммад ибн Али аль-Барда’и ему передал, что Тахир ибн Исмаил ар-Рази передал нам следующее: «Было сказано Яхье ибн Му’азу: «Поведай мне об Аллахе. Каков Он?». Яхья ответил: «Он Един». Тогда он спросил: «Каков Он? «, – он ему ответил: «Владыка Могущественный». Тот спросил: «Где Он? «, – он ответил: «В засаде», – на что собеседник сказал: «Не об этом я тебя спрашиваю!». Яхья же сказал: «Так то, о чем ты хотел спросить – это качества сотворённых, что же касается Качеств Творца, то я уже поведал тебе»».

Имам Абу-ль-Касим аль-Кушайри, да помилует его Аллах, привел в своей книге «Рисалят» (стр. 27) высказывание Абу Али ар-Рузбари (ум. 322 г. по хиджре):

وأخبرنا الشيخ أبو عبد الرحمن السلمي، رحمه الله تعالى، قال: سمعت عبد الواحد بن بكر، يقول: سمعت هلال بن أحمد يقول: سئل أبو علي الروذباري عن التوحيد، فقال: التوحيد: إستقامة القلب بإثبات مفارقة التعطيل، وإنكار التشبيه، والتوحيد في كلمة واحدة: كل ما صوَّره الأوهام والأفكار فالله سبحانه بخلافه، لقوله تعالى: » ليس كمثله شيء، وهو السميع البصير . «

Шейх Абу Абдуррахман ас-Сулями, да смилуется над ним Аллах, сообщил нам, что он слышал, как Абдуль-Вахид ибн Бакр услышал от Хиляля ибн Ахмада о том, что когда Абу Али ар-Рузбари спросили о Единобожии, то он сказал: «Единобожие – это нахождение сердца на прямом пути, предполагающее оставление опустошения атрибутов (та’тыль) и отрицание уподобления атрибутов (ташбих). Одним словом, всё, что вообразят твои разум и фантазия, Аллах отличен от этого, ибо сказал Всевышний: «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий»».