Все мы знаем, что профилактика болезней – лучший способ избежать проблем со здоровьем. Это правило на все 100% подходит и для ортопедии.

Как предупредить развитие заболеваний опорно-двигательного аппарата? Прежде всего, как и профилактика любых других заболеваний, это здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек. Также важна умеренная физическая активность, а избавление от лишнего веса поможет уменьшить нагрузку на опорно-двигательный аппарат.

Наиболее резкий вред организму наносит переохлаждение, поднятие тяжестей и ношение высоких каблуков, Не стоит забывать и об усиленные физические нагрузки – все хорошо в меру.

Чем ниже уровень физической активности – тем больше вероятность развития ортопедических болезней. Примеры долго искать не нужно: мы находимся в сидячем положении практически весь день. Утро и день – на работе или в учебных заведениях, вечером – перед телевизором или компьютером.

Женщины наиболее подвержены деформации стоп, нежели мужчины. Причин этому несколько – изначально слабый связочный аппарат и любовь к высоким каблукам и узкой обуви.

Очень большое количество ортопедических заболеваний переходит по наследству, к примеру, вальгусная деформация стопы. Чтобы предотвратить развитие таких недугов, следует с самого раннего возраста носить обувь со стельками, которые изготавливаются индивидуально. Такие ортопедические стельки купить в аптеке невозможно, а если и удастся – пользы от них не будет, потому что стопы каждого человека абсолютно индивидуальны.

Наш медицинский центр занимается изготовлением ортопедических стелек, которые формируются для каждого пациента в личном порядке и являются отличной профилактикой ортопедических заболеваний

Детский возраст – самое время начинать профилактику. Дети получают крайне высокую нагрузку на опорно-двигательный аппарат, потому как вынуждены носить в школу тяжелые ранцы и т.д.

Если ребенок утром и днем находится в школе, затем дома занимается уроками, а потом весь вечер находится перед компьютером или телевизором – вряд ли ему хватит физической активности для поддержания здоровья. Но когда дети после школы катаются с горок, играют в футбол и гуляют во дворе – вполне достаточно такой нагрузки, дополнительные секции не требуются. К тому же, спорт крайне положительно влияет на работоспособность, поэтому на оценках такой образ жизни никак не должен отразиться.

Гораздо легче предупредить заболевания, чем лечить их! Поэтому профилактика очень важна, как и своевременное обращение к врачу-ортопеду при появлении даже незначительных симптомов.

И клинической медицины, посвященный изучению профилактики, диагностирования и лечения деформаций и отклонений в работе опорно-двигательной системы (костей, суставов, мышц), которые могут возникать в результате заболеваний, пороков развития и травм. Ортопедия тесно связана с иным разделом клинической медицины – травматологией.

Разделы ортопедии

Амбулаторная

От 80 до 96 процентов пациентов с ортопедотравматологическими проблемами начинает и заканчивает лечиться в поликлинических условиях, т.е. амбулаторно, не в стационаре. Это говорит о ключевой роли поликлинического обслуживания как самого массового. «Амбулаторная ортопедия» означает организацию лечебного процесса на дневном стационаре либо же в поликлинике.

Детская

Этот подраздел ортопедии посвящен профилактике, устранению нарушений и деформаций функционирования опорно-двигательного аппарата у детей. Также в общей ортопедии выделяют ортопедическую стоматологию в качестве самостоятельной части.

Основная статья : Детская Ортопедия

Заболевания в ортопедии

Перечень ортопедических заболеваний довольно широк. Самыми распространенными являются сколиоз, остеоартрит, плоскостопие и др. Также к этой группе заболеваний относятся различные доброкачественные (например, одно- или многокамерная костная киста, остеома) и злокачественные (к примеру, остеогенная саркома, хондросаркома и пр.) новообразования.
Другие ортопедические заболевания (не полный список):

  • ахондроплазия;
  • суставный артрит;
  • воспаление апофиза;
  • болезнь Блаунта;
  • врожденные деформации костей ног, рук;
  • синдром Элерса-Данлоса;
  • дисковидный мениск;
  • нестабильность плечевого сустава;
  • эпифизарная дисплазия;
  • аномалии развития позвоночника (например, половинные позвонки);
  • грыжа межпозвоночного диска;
  • дисплазия тазобедренного сустава;
  • инфекционные недуги суставов;
  • кифоз;
  • остеомиелит;
  • «теннисный локоть» и др.

В основном, ортопедические заболевания имеют ярко выраженные симптомы и признаки.

Диагностика в ортопедии

В ортопедии используются методы мануальной диагностики (пальпация, измерительные инструменты и др.), визуализирующая и морфологическая диагностика.
Базовым визуализирующим методом обследования в ортопедии выступает рентген, который применяется для оценки состояния костей и суставного аппарата. К примеру, рентгенологическая диагностика дает возможность определить артроз либо перелом кости. Рентгеновское излучение применяется в другом методе диагностики – компьютерной томографии. Она дает послойные изображения, обрабатывающиеся при помощи специального ПО. Магнитно-резонансная томография помогает диагностировать патологии мягких тканей, позвоночника, суставов. Для пожилых людей важным методом исследования является измерение плотности костей. Он помогает вовремя обнаружить признаки развития остеопороза.
Морфологическая диагностика предназначена для установления тканевой принадлежности опухоли, она дает возможность определить доброкачественность или злокачественность новообразования.

Лечение ортопедических заболеваний

Лечение заболеваний в ортопедии является комплексным. В целом, методы терапии возможно разделить на две группы: консервативные и оперативные. Первая используется на начальных стадиях или при нетяжелых заболеваниях. Это могут быть, например, массаж , мануальная терапия, разнообразные блокады, любые типы физиотерапии , лечебная физкультура и др.
К оперативным (хирургическим) методам обращаются, если консервативная терапия не помогает или заболевание находится на тяжелой стадии. В некоторых случаях необходимо использование имплантатов .

Эндопротезирование суставов

Одной из методик лечения заболеваний в ортопедии является заместительная артропластика (замена суставов имплантатами). Эта процедура помогает почти полностью восстановить функции пораженного сустава, ликвидировать болевой синдром. В зависимости от заменяемого сустава, выделяются следующие типы эндопротезирования:

  • протезирование кистевого сустава;
  • протезирование голеностопного сустава;
  • протезирование локтевого сустава;
  • замена плечевого сустава.

Виды эндопротезирования суставов

  1. В зависимости от типа присоединения протеза к костной ткани выделяются три способа эндопротезирования.
  2. Первый – это цементное эндопротезирование, при котором для крепления суставного протеза к костям применяется прочный метилметакрилатный цемент.
  3. Второй – бесцементное протезирование, заключающееся в использовании «пористого» материала, в который врастает костная ткань.
  4. И последний способ – гибридный, характеризующися сочетанием указанных выше способов (одна часть протеза крепится цементом, а другая часть – без).

В зависимости от объема артропластики существует четыре типа эндопротезирования:

  1. поверхностное – производится замена лишь суставной поверхности
  2. однополюсное – производится замена одной из двух частей сустава;
  3. тотальное – полная замена соприкасающихся частей сустава;
  4. ревизионное – вмешательство по замене уже внедренного эндопротеза или его составляющих.
Хирургическая патология
Анатомия Анальный канал Аппендикс Желчный пузырь Матка Молочные железы Прямая кишка Яички Яичники
Заболевания Аппендицит Болезнь Крона Варикоцеле Внутрипротоковая папиллома Вросший ноготь Выпадение прямой кишки Гинекомастия Гиперактивный мочевой пузырь Гипергидроз Грыжа Грыжа белой линии живота Дисгормональные дисплазии молочных желез Желчекаменная болезнь Заболевания селезёнки Липома Миома матки Недержание мочи у женщин

Профилактика ортопедических нарушений у дошкольников

Булгакова Ирина Сергеевна

Инструктор по физвоспитанию

Республика Хакасия г.Абакан

МБДОУ «ЦРР д/с «Рябинушка»

Правильная осанка и нормальные своды стоп являются необходимыми факторами полноценного развития человека. В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к паталогическим изменениям. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепки, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Главные причины: недостаточная двигательная активность вследствии переуплотняемости групп, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно – профилактическая работа, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интелектуальных» занятий.

Осанка – привычное положение тела ребенка. Она развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обуславливать сходные варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушения осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый ее вариант.

К нарушению осанки могут привести такие заболевания, как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи – солей, витаминов, микроэлементов. Наиболее часто встречающиеся ортопедические нарушения у дошкольников: искривление позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерное отклонение позвоночника в грудном отделе (кифозы) и поясничном (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость.

Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы. Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершенно, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений. Стопа является опорой, фундаментом тела – его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, влияет на положение позвоночника, что отрицательно сказывается на функции последнего и, следовательно, на осанке и общем состоянии ребенка.

Именно поэтому формированию правильной осанки и нормальных сводов стоп большое внимание уделяют педагоги по физическому воспитанию. Решить проблему детей с нарушением осанки и плоскостопием можно с помощью ЛФК. Лечебная физкультура широко используется в дошкольных учреждениях. Ведущей особенностью ЛФК является применение в качестве лечебного средства физических упражнений. В основе существующих методик по формированию правильной осанки лежат две группы упражнений:

    Упражнения, которые оказывают общее воздействие на организм; содействуют гармоничному развитию двигательного аппарата; развивают и укрепляют все группы мышц.

    Упражнения, направленные на выработку ощущений правильной осанки, а так же на развитие и тренировку различных анализаторов, принимающих участие в поддержании правильной осанки.

При этом необходимо учитывать: для освоения любого движения, в том числе и положения правильной осанки, необходимы многократные его повторения в различных условиях. Поэтому упражнения, способствующие выработки ощущений правильного положения тела в пространстве, должны рассматриваться как основные средства формирования правильной осанки. Движение в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Физические упражнения классифицируются по анатомическому признаку, степени активности, по характеру двигательных действий.

При лечении детей с заболеваниями опорно–двигательного аппарата положительных результатов позволяет добиться использование тренажеров и спортивного инвентаря на занятиях ЛФК (шведская стенка, велотренажеры, гимнастические палки, канат, ребристые дорожки и т.д.)

При проведении занятий ЛФК используются все существующие формы: гимнастика, занятия, ортопедические минутки, игры, дозированная ходьба. В лечебной физкультуре соблюдаются следующие принципы:

1.индивидуализации – дозировка физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;

2. системности и последовательности – определенный подбор упражнений и последовательность их применения;

3. регулярности – занятия проводятся 2 раза в неделю, остальные формы ежедневно;

4. длительности – 25-30 минут в течении учебного года;

5. постепенности – нагрузка нарастает постепенно в процессе курса обучения;

6. цикличности – упражнения чередуются с отдыхом и упражнениями на расслабление;

7. учет возрастных особенностей – учет патологии, разница в возрасте не более года.

8. ЛФК является политерапевтическим методом лечения, который объединяет взаимосвязанные средства: лечение положением, физические упражнения, массаж, естественные факторы природы, упражнения в воде.

Разнообразное сочетание отмеченных средств ЛФК способствует восстановлению нарушенных функций и оказывает оздоровительное воздействие на весь организм, уменьшает неблагоприятные последствия, вынужденной гипокинезии.

С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку (например, в качестве музыкального сопровождения можно использовать «Танец маленьких лебедей» из балета П.И. Чайковского. «Лебединое озеро» в современной обработке). Кроме того, необходимо использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

Литература:

    Велитченко В.К. «Физкультура для ослабленных детей»

    Каштанова Г.В. «Лечебная физкультура и массаж»

    Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников»

    Кудрявцева В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»

6669 0

Заболевания опорно-двигательного аппарата у взрослых городских жителей занимают по распространенности одно из ведущих мест, а их социальные последствия (временная нетрудоспособность и инвалидность) по тяжести превышают таковые при туберкулезе, болезнях нервной системы и органов чувств, болезнях органов дыхания и пищеварения. По официальным статистическим данным распространенность болезней костно-мышечной системы составила в 2008 г. 131,3 случая на 1000 взрослых.

Обращения по поводу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани составляют 8-10 % от числа всех посещений амбулаторно-поликлинических учреждений и до 30 % от числа обращений к хирургам. Специальные исследования, проведенные Российским НИИ травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена в нескольких городах РФ, показали, что частота заболеваний костно-мышечной системы составляет от 102 до 250 случаев на 1000 взрослых жителей. Чаще всего среди этих заболеваний встречаются остеохондроз и спондилез, деформирующий артроз, миозит и периартрит (табл. 1).

Таблица 1. Частота заболеваний костно-мышечной системы в зависимости от пола (на 1000 жителей)

Заболевание

Мужчины

Женщины

Всего

Деформирующий артроз

Остеохондроз, спондилез

Периартрит

Синовит, бурсит

Тендовагинит

Заболевания кисти

Пяточные шпоры

Плоскостопие

Женщины страдают заболеваниями костно-мышечной системы несколько чаще, чем мужчины.

Несмотря на то, что ряд ученых считают заболевания опорно-двигательного аппарата уделом лиц пожилого возраста, доказано, что среди 20-29-летних этими заболеваниями страдают 3 %, к 30-39 годам частота ортопедических заболеваний возрастает в 2,5 раза, а к 40-49 годам она еще удваивается (табл. 2).

Таблица 2. Частота ортопедических заболеваний в зависимости от возраста (на 1000 жителей)

Заболевание

Возраст, лет

В среднем

70 и старше

Деформирующий артроз

Остеохондроз, спондилез

Артрит (в том числе ревматоидный)

Периартрит

Синовит, бурсит

Эпикондилит, стилоидит, трохантериит

Тендовагинит

Заболевания кисти

Пяточные шпоры

Плоскостопие

Приведенные показатели заболеваемости рассчитаны по данным обращаемости за 3 года. Заболеваемость, выявленная путем медицинских осмотров, составила 161,6 случая на 1000 жителей старше 14 лет. При медицинских осмотрах выявлено значительное число заболеваний, которые клинически не проявлялись или по поводу которых больные не обращались за медицинской помощью (плоскостопие, пяточные шпоры, деформирующий артроз).

Заболевания костей, мышц и суставов, регистрируемые в поликлиниках ежегодно, составляют лишь 36,3 % от истинной заболеваемости опорно-двигательного аппарата.

Среди причин временной нетрудоспособности в РФ в 2001 г. на долю болезней костно-мышечной системы пришлось 11,2 %, а длительность утраты трудоспособности составляет 128,1 дня на 100 работающих, в среднем 15,6 дня на одного больного.

Первичный выход на инвалидность при этих заболеваниях— 2,8 на 10 000 работающих, а число инвалидов достигает 10,9 на 10 000 жителей. При этом более половины (51,4 %) инвалидов становятся полностью нетрудоспособными (I-II группа инвалидности).

Большинство больных (96,5 %) пользуются амбулаторной помощью, от организации которой во многом зависит исход заболевания.

В настоящее время больные с заболеваниями опорно-двигательного аппарата обращаются к врачам разных специальностей: к хирургам (41,4 %), невропатологам (21,4 %), терапевтам (14,6 %) и другим специалистам. Зачастую больные с одним и тем же заболеванием лечатся у разных специалистов. Так, 31,5 % больных с деформирующим артрозом лечатся у хирургов, 34,9 % — у физиотерапевтов,

18,4 % — у невропатологов, 12,3 % — у терапевтов, а 2,9 % — у других специалистов. Поэтому удельный вес больных с неуточненными диагнозами, недообследованных и с неполно или неправильно назначенным лечением оказывается довольно высоким. Например, в течение четырех лет от момента обращения в поликлинику не были обследованы рентгенологически 96,5 % больных с деформирующим артрозом, 31,3 % больных с остеохондрозом и спондилезом, 94,8 % больных с ревматоидным артритом, 92,1 % больных с плоскостопием. В течение трех лет из числа больных с деформирующим артрозом получали физиотерапию только 39,9 %, лечебную физкультуру — 19,6 %, массаж — 1,8 %; среди больных с остеохондрозом и спондилезом физические методы лечения назначались лишь 35.5 %, ЛФК — 16,2 %, массаж — 7,3 % больных. Под диспансерным наблюдением находились 0,6 % больных с ортопедическими заболеваниями.

Часть пациентов с заболеваниями органов движения лечатся у врачей ревматологических и артрологических кабинетов: с ревматоидным артритом, болезнью Бехтерева, деформирующим остеоартрозом с поражением крупных суставов. В этих кабинетах целесообразно концентрировать пациентов со «свежими» заболеваниями, при наличии активного воспалительного процесса, нуждающихся в неоперативном медикаментозном лечении. В дальнейшем при наличии или угрозе появления ортопедических последствий (дегенеративно-дистрофических изменений опорно-двигательного аппарата, деформации суставов) целесообразно направить больного для дальнейшего наблюдения к специалисту-ортопеду. Для организации амбулаторной ортопедической помощи взрослым в форме ортопедических кабинетов в поликлиниках необходимо иметь 1,7 должности врача на 100 000 взрослых жителей. При наличии травматолого-ортопедического отделения в АПУ целесообразно прием ортопеда выделить из приема пострадавших с травмами.

Ортопедический кабинет (прием) является специализированным структурным подразделением поликлиники для взрослых, где решаются следующие задачи: выявление и оказание квалифицированной специализированной лечебно-диагностической помощи больным с заболеваниями опорно-двигательного аппарата; диспансерное наблюдение за больными; экспертиза трудоспособности; проведение профилактического лечения; установление связей и контактов в работе с врачами детских ортопедических кабинетов, ревматологических кабинетов, травматологических пунктов, профпатологами, МСЭК.

В соответствии с указанными задачами врач-ортопед проводит:

  • лечение, диспансеризацию и экспертизу трудоспособности проживающих в районе деятельности поликлиники больных;
  • консультативную помощь больным с ортопедическими заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата, проживающим в зоне деятельности других поликлиник района;
  • анализ заболеваемости, временной нетрудоспособности и инвалидности от ортопедических заболеваний;
  • разработку и внедрение мероприятий по улучшению медицинской помощи взрослым больным с ортопедическими заболеваниями в районе;
  • анализ объема и эффективности диспансеризации ортопедических больных и разработку мероприятий по ее совершенствованию;
  • внедрение в практику новых методов диагностики и лечения больных с заболеваниями органов движения;
  • работу с врачами всех специальностей по вопросам выявления, диагностики и лечения ортопедических заболеваний;
  • санитарно-просветительную работу среди населения по профилактике ортопедических заболеваний и их последствий;
  • представление отчетов о своей деятельности по утвержденным формам и в установленные сроки.

Лечению в ортопедическом кабинете для взрослых подлежат больные со следующими заболеваниями:

1) заболевания мышц и сухожилий — тендовагинит кисти, пальцев, стопы; ганглии на кисти и стопе: бурсит; синовит; стенозирующий лигаментит, болезнь де Кервена; контрактура Дюпюитрена;

2) заболевания позвоночника — спондилит; спондилоартроз; деформирующий спондилез; анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева); болезнь Шейерманна—May;

3) заболевания суставов — деформирующий артроз, артрит; периартрит; ортопедические последствия ревматического артрита; болезнь Гоффа; хондроматоз суставов;

4) доброкачественные опухоли костей и мягких тканей;

5) врожденные деформации опорно-двигательного аппарата;

6) деформация вследствие заболеваний головного или спинного мозга — болезнь Литтла; болезнь Фридрейха; ортопедические последствия полиомиелита;

7) деформация вследствие нарушения статики — сколиоз, варусные и вальгусные искривления конечностей; плоскостопие, пяточные шпоры;

8) последствия травм опорно-двигательного аппарата — контрактуры, ложные суставы, несросшиеся переломы, остеомиелит.

Врач ортопедического кабинета применяет в лечении больных методы неоперативного лечения: блокады, пункции, физиотерапию, ЛФК, массаж, гипсовые повязки. Для проведения оперативных вмешательств необходимо иметь чистую операционную. При невозможности выделить отдельную операционную можно использовать чистую (плановую) операционную хирургического или травматологического отделения поликлиники.

Ортопед поликлиники для взрослых может осуществлять в порядке оказания дополнительных услуг диспансерное наблюдение за больными следующих групп.

I группа — здоровые лица без существенных факторов риска биологического и социального характера. Наблюдаются участковым терапевтом или цеховым врачом по месту работы. Для них проводятся мероприятия по профилактике болезней костей, мышц и суставов; пропаганда здорового образа жизни и активного отдыха.

II группа — практически здоровые, но находящиеся под угрозой возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата (перенесенные болезни, травмы, повышенный риск заболеваний или травм производственного или бытового характера). Нуждаются в ежегодном специализированном обследовании у хирурга или ортопеда, в рациональном трудоустройстве, в консультациях по лечебному питанию, пользованию протезно-ортопедическими изделиями и др.

К I и II группам диспансерного учета относятся 89,1 % взрослых жителей.

III группа (9,1 %) — лица с проявлением заболеваний костно-мышечной системы в стадии компенсации: с временной утратой трудоспособности (не чаще одного раза в два года при длительности нетрудоспособности до 3 нед.), с последствиями травм (после диафизарных и внутрисуставных переломов длинных трубчатых костей, переломов позвоночника, повреждений связок и сухожилий), после завершения лечения. Нуждаются в систематическом наблюдении ортопеда (назначение дозированных нагрузок, ЛФК, массажа, физиотерапевтических процедур; контроль соблюдения лечебных мер при обострениях), санаторно-курортном лечении, трудоустройстве.

IV группа (1,1 %) — ортопедические больные с субкомпенсированным течением заболевания: небольшие ограничения функции, обострения (до трех раз в год), временная утрата трудоспособности (ежегодно с длительностью до 3-4 нед.), замедленная консолидация, гнойные, тромбоэмболические и другие осложнения. Нуждаются в продлении лечения, в перемене места работы, профессии или должности. Контрольные осмотры — 2 раза в год.

V группа (0,6 %) — больные в стадии декомпенсации ортопедического заболевания (резкое снижение функций опорно-двигательного аппарата, длительная нетрудоспособность, свыше трех раз в год в пределах 1-1 1 / 2 мес. при каждом обострении), инвалидность. Контрольные осмотры — 3-4 раза в год.

Больные IV и V групп диспансерного учета нуждаются в организации интенсивного оперативного и неоперативного восстановительного лечения с применением всего арсенала средств и методов реабилитации.

На должность врача ортопедического кабинета назначается специалист, прошедший подготовку по лечению повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Ортопед подчиняется заведующему отделением поликлиники и главному ортопеду-травматологу района (города), работает в тесном контакте с участковыми терапевтами, хирургами, ревматологами, артролога-ми, профпатологами, детскими ортопедами, врачами подростковых кабинетов. Ортопеду придаются две должности медсестры. Нагрузка его на приеме составляет 6 человек в час. Продолжительность рабочего дня — 5 1 / 2 ч (как врача, ведущего исключительно амбулаторный прием).

В ортопедическом кабинете для взрослых ведется следующая основная документация: амбулаторная история болезни, диспансерная карта (ф. 30), операционный журнал, журнал гипсовых работ, журнал регистрации листков нетрудоспособности, журнал КЭК, журнал записи на госпитализацию, журнал учета инвалидности, журнал консультаций (для больных, проживающих вне зоны обслуживания поликлиники и посетивших ортопеда однократно для консультации), журнал учета профилактической работы, журнал учета сани-тарно-просветительной работы.

Главный врач поликлиники, имеющей ортопедический кабинет, ходатайствует перед комитетом по здравоохранению о выделении поликлинике дополнительно по 0,5 ставки методиста ЛФК и массажиста, а также дополнительного количества рентгеновской пленки.

Ортопеду выделяется три дня в месяц для проведения организационно-методической и профилактической работы в районе. В эти дни ортопед посещает детские ортопедические кабинеты, проводит анализ заболеваемости органов движения у работающих на промышленных предприятиях района, посещает предприятия, работает в МСЭК для получения и анализа данных об инвалидности от ортопедических заболеваний.

Анализ работы ортопедических кабинетов показал их высокую эффективность. Это выразилось в снижении средней длительности временной нетрудоспособности (по сравнению с этим показателем при лечении у хирургов) с 14,5 до 11,3 дня (при деформирующем артрозе — с 16,9 до 14,5, при периартрите — с 13,3 до 12,1, при эпикондилите — с 14,6 до 12,5, при стенозирующем лигаментите — с 23,9 до 14,8 дня). Уменьшился первичный выход на инвалидность с 3,9 до 3,5 на 10 000 рабочих и служащих. Значительно улучшилось качество диагностики. Физиофункциональным лечением обеспечены 75-80 % больных, 10 % больных взяты под диспансерное наблюдение.

Травматология и ортопедия. Н. В. Корнилов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »

Кафедра травматологии, ортопедии и ВПХ с курсом ПО

Зав. кафедрой:

доц., д.м.н. Трубников В.И.

РЕФЕРАТ

Раннее выявление и профилактика ортопедических заболеваний

Выполнила: студентка 412 группы лечебного факультета

Красноярск 2009

На врачей-ортопедов помимо основного вида деятельности ложатся другие задачи – это выявление и профилактика ортопедических заболеваний и лечение их на ранней стадии своего развития. За последние годы отмечается значительное увеличение числа ортопедических заболеваний, как врожденных, так и приобретенных.

Особую роль занимают детские врачи-ортопеды. Многие ортопедические заболевания могут долгое время не проявляться и не беспокоить.

Работа детского ортопедического кабинета складывается из двух основных аспектов - профилактического и лечебного и проводится в тесном контакте с врачами других специальностей: педиатрами, хирургами, невропатологами, физиотерапевтами, врачами лечебной физкультуры. Важнейшее значение при организации помощи детям с заболеваниями и деформациями опорно-двигательного аппарата имеет диспансеризация, осуществляющая на практике единство профилактической и лечебной работы.

Изучение состава первичных амбулаторных больных по характеру заболеваний (данные детских ортопедических кабинетов Санкт-Петербурга за 2001 г.) показало, что основными видами ортопедических заболеваний являются дефекты осанки (25,8%), сколиозы (13,5%), врожденные заболевания опорно-двигательного аппарата (16,2%), плоскостопие (11%), рахитические деформации (9%), детские церебральные параличи (2%). Таким образом, на перечисленные группы заболеваний приходится 77,5% всех случаев поражения опорно-двигательного аппарата. Исходя из этих данных должна строиться работа детских ортопедов.

Следует отметить, что состав первичных амбулаторных больных по характеру заболеваний в последние годы заметно изменился. Так, если в 1955-1960 гг. больные с последствиями полиомиелита составляли 12-15%, то в последние годы число таких больных снизилось до 2-3%. Это объясняется ликвидацией полиомиелита как массового инфекционного заболевания.

Заметно изменился и возрастной состав больных, а именно увеличилось количество первичных больных раннего возраста. Так, если в 1960 г. первичные больные в возрасте до 1 года составляли 22%, то в 2001 г. количество их возросло до 70-75%.

Одним из больших разделов работы детского ортопедического кабинета является обслуживание детей с врожденными деформациями опорно-двигательного аппарата. Выявлять указанные заболевания следует в родильном доме. Для этого ортопед должен систематически проводить работу по ознакомлению врачей-педиатров родильных домов с основами диагностики врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата у новорожденных. Врачи детских отделений родильных домов направляют всех новорожденных с врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата в детский ортопедический кабинет для углубленного обследования и лечения. Однако даже при хорошо организованной в родильном доме работе по выявлению детей с врожденными заболеваниями значительная часть врожденных деформаций (в основном врожденная мышечная кривошея и врожденный вывих бедра) выявляется участковыми педиатрами и детскими хирургами уже после выписки ребенка из родильного дома. Несмотря на большую работу ортопедов по раннему выявлению новорожденных с врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, до настоящего времени встречаются случаи несвоевременной диагностики врожденных заболеваний. Каждый из таких случаев должен служить предметом разбора на врачебных конференциях поликлиник, на заседаниях лечебно-контрольных комиссий с целью предупреждения в дальнейшем поздней диагностики.

Система раннего выявления детей с врожденными деформациями в условиях сельской местности отличается от таковой в условиях города. На селе основная работа по выявлению больных ложится на участковых педиатров и фельдшеров, которые должны быть обучены простейшим методикам обследования и диагностики заболеваний опорно-двигательного аппарата. Дети с подозрением на врожденные заболевания направляются на обследование в районную больницу к врачу-педиатру, который проводит клиническое и рентгенологическое обследование новорожденного и, в зависимости от обнаруженной патологии, направляет ребенка на лечение в областной центр, если район расположен вблизи от него, или к районному хирургу, владеющему методиками консервативного лечения детей с ортопедическими заболеваниями. Главный педиатр района и один из хирургов районной больницы назначаются ответственными за проведение диспансеризации детей с ортопедическими заболеваниями.

Для ознакомления педиатров родильных домов, детских больниц, поликлиник и других лечебно-профилактических учреждений с основами диагностики ортопедических заболеваний должны быть использованы различные формы работы:

а) организация семинаров для врачей детских лечебно-профилактических учреждений;

б) выступления на заседаниях научно-педиатрического общества;

в) лекции на конференциях врачебного и среднего медицинского персонала детских поликлиник и больниц;

г) обучение участковых врачей и фельдшеров диагностике ортопедических заболеваний у детей на совещаниях, проводимых районными больницами;

д) издание и распространение среди врачей лечебно-профилактических детских учреждений методических писем об основах диагностики ортопедических заболеваний у детей.

Актуальной является работа по выявлению и лечению детей со сколиозами. По данным детских ортопедических кабинетов Санкт-Петербурга (2001), дети со сколиозами и дефектами осанки составляют преобладающую группу ортопедических больных. Значительное количество выявленных детей со сколиозами и дефектами осанки следует объяснить большой систематической работой, которую проводят ортопедические кабинеты и кабинеты лечебной физкультуры с врачами-педиатрами, школьными врачами по обучению методам диагностики ранних форм сколиозов и дефектов осанки. В результате на прием в ортопедический кабинет направляются в основном дети с дефектами осанки и сколиозами I степени. Так, среди первичных больных, обратившихся в ортопедические кабинеты в 2001 г., 13,5% составили дети со сколиозами, из них у 11,8% имелся сколиоз I степени, а у 2,5% - сколиоз II степени и только у 0,2% - сколиоз III степени. Амбулаторным лечением детей со сколиозами в городах занимаются кабинеты лечебной физкультуры детских поликлиник и врачебно-физкультурные диспансеры. Следует, однако, отметить, что кабинет лечебной физкультуры не в состоянии охватить лечением всех детей с дефектами осанки и начальными формами сколиозов, выявляемых при профилактических осмотрах детей в школах и детских садах. Необходима организация специальных групп по лечебной гимнастике в школах. Наибольшие трудности представляет организация лечения больных сколиозом в условиях сельской местности. Лечение этих больных возможно только при создании специализированных детских садов, школ-интернатов, а также специализированных санаториев.

Как уже отмечалось, районные ортопедические кабинеты проводят работу по принципу диспансерного обслуживания больных с ортопедическими заболеваниями. Одной из особенностей диспансерного обслуживания и наблюдения за детьми является осуществление в показанных случаях патронажа больных на дому не только медицинской сестрой, но и врачом-ортопедом. В соответствии с приказом министра здравоохранения СССР за № 125 от 12 августа 1957 г. "О профилактике травматизма, улучшении травматологической и ортопедической помощи населению" диспансерному наблюдению подлежат дети до 16 лет со следующими заболеваниями опорно-двигательного аппарата:

    а) врожденная кривошея,

    б) врожденная косолапость,

    в) врожденный вывих бедра,

    г) врожденное недоразвитие и дефекты конечностей,

    д) сколиоз,

    е) последствия полиомиелита,

    ж) спастические параличи,

    з) последствия травмы,

    и) ампутационные культи конечностей,

    к) последствия инфекционных заболеваний костей и суставов (патологический вывих, дефекты костей),

    л) доброкачественные опухоли,

    м) прочие заболевания опорно-двигательного аппарата.

На каждого ребенка с заболеваниями и деформациями опорно-двигательного аппарата заполняется "контрольная карта больного, состоящего на диспансерном наблюдении" (форма № 30).

В сельской местности на каждого ребенка с выявленной патологией опорно-двигательного аппарата составляется диспансерная карта в двух экземплярах: один экземпляр - для областного, краевого, городского ортопеда-травматолога или районного хирурга, у которого лечится больной, второй - для участкового врача (фельдшера) по месту жительства ребенка. В зависимости от характера заболевания устанавливаются сроки наблюдения за детьми. Так, например, дети с врожденной кривошеей должны осматриваться ортопедом раз в два-три месяца при проведении консервативного лечения и в течение первого года после оперативного лечения. Через год после операции они наблюдаются раз в шесть месяцев, через три-четыре года - раз в год. Дети с врожденной косолапостью первые два-три года после лечения наблюдаются один раз в три месяца, затем - один раз в год. Дети с врожденными вывихами и подвывихами бедра, дисплазиями тазобедренного сустава по окончании лечения в течение первых двух лет наблюдаются раз в шесть месяцев, а в последующие четыре-пять лет в зависимости от состояния здоровья - не меньше одного раза в год. Дети с последствиями полиомиелита должны осматриваться один раз в шесть месяцев, больные с церебральными параличами - раз в 3-6 месяцев в зависимости от тяжести заболевания. Больные со сколиозами осматриваются раз в три месяца. В первый год после операции фиксации позвоночника больные наблюдаются раз в три месяца, затем не реже одного раза в год.

Успех в организации амбулаторной помощи детям с ортопедическими заболеваниями во многом зависит от того, насколько хорошо будут подготовлены врачи-педиатры, хирурги, школьные врачи, невропатологи и другие специалисты по вопросам раннего выявления ортопедических заболеваний у детей.

Составной частью работы детских ортопедов является проведение профилактических мероприятий. Профилактическая работа ортопедов заключается:

а) в организации раннего выявления больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для чего систематически проводится инструктаж педиатров родильных домов, лекции и беседы для участковых педиатров, педиатров яслей и детских садов, школьных врачей и других специалистов по основам ранней диагностики ортопедических заболеваний;

б) в проведении профилактических осмотров новорожденных в родильных домах, воспитанников детских яслей, детских садов и школ.

Многолетний опыт детской амбулаторной ортопедической службы в Санкт-Петербурге и других городах страны позволяет своевременно диагностировать и консервативно излечивать большую часть детей с врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, значительно снизить возрастные границы оперативного лечения большинства ортопедических заболеваний у детей. Так, например, благодаря осуществленному районными ортопедами Санкт-Петербурга раннему выявлению и лечению более 3000 детей с врожденной патологией тазобедренного сустава удалось получить полное анатомическое и функциональное восстановление при дисплазиях и подвывихах почти в 100% случаев, а при вывихах почти в 90% случаев, из числа более 900 первичных больных с врожденной кривошеей только 1,9% больных оставались под наблюдением ортопедических кабинетов детских поликлиник в возрасте старше 1 года.

На первом году жизни ребёнок должен обязательно наблюдаться ортопедом. Раннее выявление ортопедических заболеваний даёт возможность полного их излечения. Новорожденные дети осматриваются ортопедом в родильном доме, а затем в 1 мес., в 3 мес., в 6 мес. и в 1 год. Это периоды, когда происходят возрастные изменения растущей костно-мышечной системы.

Осмотр детей до года начинается с формы головы, лица, отмечается симметрия шеи, форма грудной клетки, объём движений в суставах. Особое внимание уделяется тазобедренным суставам, симметричности ягодичных и подколенных складок, положению стоп. Ортопед даёт рекомендации, необходимые для правильного физического развития ребёнка. При выявлении ортопедических заболеваний, лечение надо начинать как можно раньше, с первых дней жизни. Если лечение начать в первые месяцы жизни, кривошея излечивается полностью, вывих бедер может быть излечен почти во всех случаях, с последующим нормальным развитием тазобедренных суставов. Следует отметить, что при раннем выявлении, ортопедические заболевания вылечиваются до 1 года. У детей первых лет жизни изменения со стороны мышечной системы (мышечная дистония), а также проявления рахита, могут явиться причиной костных деформаций грудной клетки, голеней, неправильной установки стоп. Врожденные ортопедические заболевания (врожденная мышечная кривошея, врожденный вывих бедер, врожденная деформация стоп и т.д.) требует раннего лечения, т.е. лечения начатого в первые месяцы жизни.

С ростом дети приобретают статические деформации: деформации нижних конечностей, деформации грудной клетки, нарушение осанки, плоскостопия, сколиоз. В большинстве случаев эти заболевания выявляются при профилактических осмотрах, т.к. протекают без жалоб. Для предупреждения ортопедических заболеваний и выявленных ранних признаков болезни, рекомендуется ортопедический осмотр 1 раз в год. С каждым годом все больше детей обращается с болевым синдромом. В дошкольном возрасте - это боли в ногах, в подростковом возрасте - боли в шейном отделе позвоночника, в спине, в пояснично-крестцовой области. Такие изменения в костно-мышечной системе могут сопровождаться головными болями, чувством онемения в руках и ногах, болями в области грудной клетки. Эти дети нуждаются в обследовании и ортопедическом лечении.

Прием у детского ортопеда начинается с выяснения состояния здоровья матери и отца ребенка, особенностей наследственности. Очень важно знать, как протекала беременность (были ли нервно-психические потрясения, травмы, инфекционные, простудные заболевания, не получала ли мать в первые недели беременности лекарства; если получала, то какие, кто их назначал). Затем следует выяснить продолжительность течения беременности, предлежание плода (головное, ягодичное, ножное), были ли осложнения в родах (наложение щипцов, оживление младенца и т. п.). Уточняются данные о том, на каком вскармливании находится ребенок (на искусственном или естественном), когда начал держать головку, сидеть, ползать, стоять, когда прорезались первые зубы, сколько их на момент осмотра и т.п.

Осмотр детей в возрасте до года проводят на пеленальном столике. Ребенка надо положить на спину. Исследование начинается с осмотра формы головы, ее положения, держит ли ее самостоятельно, не запрокидывает ли; лица (отмечается его симметрия), шеи; особое внимание обращается на состояние грудино-ключично-сосцевидных мышц (нет ли уплотнений, укорочения одной из их ножек). Затем проверяют форму грудной клетки, объем движений верхних и нижних конечностей. Особое внимание уделяется отведению в тазобедренных суставах, симметричности бедренных складок, положению стоп (приведение переднего отдела стопы, пяточная установка стопы и т. п.). Затем, уложив ребенка на живот, следует проверить симметрию ягодичных складок. Если ребенок уже сидит (6-7 мес.), следует отметить состояние позвоночника, не отклоняется ли он в сторону, нет ли патологических выступов позвонков, определить тонус мышц и тургор тканей. При отсутствии вопросов у родителей на этом профилактический осмотр детей до года заканчивается.

Перед посещением ортопеда родители сами могут осмотреть ребенка в той же последовательности и, если возникнут вопросы, например, по форме стоп или по асимметрии складок на бедрах, эти вопросы следует записать и при встрече с врачом задать их.

Наибольшую трудность для выявления составляет определение состояния тазобедренных суставов. Ортопед обращает внимание на длину конечностей, их форму, симметричность складок на бедрах, движения в тазобедренных суставах. Особенно важно дать оценку возможности отведения бедер, определить, нет ли ограничения отведения или, наоборот, повышенной подвижности в тазобедренных суставах. При выявлении таких симптомов врач обычно назначает рентгенографию тазобедренных суставов. Однако по рентгенограммам, выполненным в возрасте 1-3 месяца, часто бывает очень сложно поставить точный диагноз. Это обусловлено тем, что на рентгенограммах видны только костные ткани, в то время как у ребенка в таком возрасте значительную часть тазобедренных суставов занимают хрящевые ткани, которые на рентгенограммах не определяются. К тому же маленькому ребенку трудно произвести рентгенографию в правильной укладке.

В последние 20 лет в странах Западной и Центральной Европы внедрен ультразвуковой метод диагностики, позволяющий оценивать состояние таких видов тканей, как мышцы, капсула сустава, хрящевая ткань. Этот метод стал основным при диагностике дисплазий тазобедренного сустава у детей на первом году жизни. Более того, в этих странах ультразвуковое исследование (УЗИ) производят всем детям в возрасте 1 мес. и 4 мес. для выявления скрытой дисплазий. В России этот метод пока не получил достаточного распространения.

Ортопедический кабинет для взрослых является специализированным структурным подразделением поликлиники, где решаются следующие задачи: выявление и оказание квалифицированной специализированной лечебно-диагностической помощи больным с заболеваниями опорно-двигательного аппарата; диспансерное наблюдение за больными; экспертиза трудоспособности; проведение профилактического лечения; установление связей и контактов в работе с врачами детских ортопедических кабинетов, ревматологических кабинетов, травматологических пунктов, профпатологами, МСЭК.

Приступая к обследованию, следует помнить, что исследовать необходимо всего больного в целом. Только с учетом состояния здоровья больного в целом, его возраста и профессии можно правильно определить показания и противопоказания к тому или иному методу лечения.

Распознавание болезни или повреждения является важной и трудной стороной деятельности врача. К больному с его заболева­нием или повреждением аппарата движения и опоры врач должен подходить индивидуально.

Таким образом, обследование больных с повреждениями и за­болеваниями аппарата движения и опоры должно основываться на общих принципах обследования больного, в то же время оно от­личается рядом особенностей.

Обследование больных необходимо проводить с помощью кли­нических, рентгенологических и лабораторных методов по строгой схеме (выяснение жалоб больного и анамнестических данных, ос­мотр, пальпация, определение объема движении в суставах, мышеч­ной силы и функции, измерения и т. д.). Такая очередность в обсле­довании больного с повреждениями и заболеваниями органов опо­ры и движения не только позволяет поставить правильный диагноз. При этом решающим остается обследование больного, а данные рентгенологического и лабораторного исследований должны расцениваться как дополнительные методы.

Важное значение в постановке диагноза имеют выяснение ди­намики заболевания, а также применение в случае необходимости хирургического метода исследования - прокола (пункции) и био­псии. Определенное место отводится и пробному (диагностическо­му) вскрытию сустава, заканчивающемуся после уточнения диагно­за, как правило, хирургическим вмешательством с лечебной целью.

Таким образом, обследование больных должно быть тщательным, последовательным, проводиться по определенной схеме: 1) опрос (выявление жалоб больного, расспрос больного или его близких о характере начала заболева­ния, механизме травмы и пр.); 2) осмотр; 3) пальпация; 4) пер­куссия; 5)аускультация; 6) определение объема активных (произ­водимых самим больным) и пассивных (производимых исследую­щим больного врачом) движений в суставах; 7) определение мы­шечной силы; 8) измерения (общая длина конечностей, определение длины отдельных сегментов, их окружности); 9) определение функ­ции, нагрузки; 10) рентгенологические данные; 11) лабораторные исследования; 12) при необходимости хирургические методы иссле­дования (пункция, диагностическое вскрытие сустава, биопсия).

Библиография:

Котельников Г. П., Краснов А. Ф., Мирошниченко В. Ф. Травматология, М.: 2001

Казарезов М. В., И. В. Бауэр, Королева Л. М. Травматология, ортопедия и восстановительная хирургия, М.: 2004

Корнилов Н.В. Травматология и ортопедия, М.: «Гиппократ», 2008

Под ред Шаповалова В.М.,Грицанова А.И., Ерохова А.Н. Травматология и ортопедия, М.: «Фолиант» 2004