Анамнез психиатрический (a. psychiatrica) А., включающий особенности психического развития, наследственности, склада личности, обучения и профессиональной деятельности больного, круга его интересов и влечений, семейных взаимоотношений.

Большой медицинский словарь . 2000 .

Смотреть что такое "анамнез психиатрический" в других словарях:

    - [нэ ], а, муж. (спец.). Совокупность медицинских сведений, получаемых путём опроса обследуемого, знающих его лиц. Аллергический а. Психиатрический а. | прил. анамнестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Анамнез - (греч. anamnesis – воспоминание). Совокупность сведений о больном, развитии у него болезни, окружающей среде, получаемых путем расспроса самого больного (субъективный А.) и окружающих его лиц (объективный А.). Различают А. психиатрический… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Суицидологический анамнез - Выявление в анамнезе суицидента предшествующих суицидальных попыток либо других форм суицидальной активности. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008 … Большая психологическая энциклопедия

    Опрос психиатрического больного - В психиатрической практике опрос больного является важнейшим методом обследования. Основную часть симптомов психических заболеваний можно обнаружить только со слов больного. Такими нарушениями бывают явления психического автоматизма, бредовые… …

    ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ - – заболевания, при которых в связи с расстройствами деятельности головного мозга нарушается правильное восприятие и осознание окружающего и изменяется поведение. Психическая болезнь влечет за собой частичную или полную потерю приспособляемости… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    I Беременность Беременность (graviditas) физиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется плод, способный к внеутробному существованию. Возможно одновременное развитие двух и более … Медицинская энциклопедия

    Это статья о книге Стига Ларссона. О фильме Даниэля Альфредсона см. статью Девушка, которая играла с огнём (фильм). Девушка, которая играла с огнём Flickan som lekte med elden … Википедия

    Теории преступного поведения зарубежные - Механизм преступного (асоциального) поведения широко исследуется за рубежом с различных точек зрения (физиологической, антропологической, криминологической, социальной, социально психологической и т.д.), в соответствии с различными… … Энциклопедия современной юридической психологии

Книги

  • Укол повелителю галактики, или Психиатрический анамнез , Максим Малявин. Прошло три с лишним года с того момента, как увидел свет мой второй сборник психиатрических баек. А историй не становится меньше: работа продолжается, да и коллеги стали делиться кое-чем из…

При психиатрическом обследовании чрезвычайно большое вни­мание уделяется сбору анамнестических сведений. Только изу­чая анамнез больного, можно установить такие важные для ди­агноза данные, как время начала заболевания, характер его течения, наличие изменений в характере пациента за годы болезни. В этом смысле анамнез жизни больного так же важен, как и анамнез заболевания. Иногда события жизни настолько сплетены с патологическими проявлениями, что практически невозможно разделить анамнезы жизни и заболе­вания.

Предпочтительно описывать анамнез отдельно со слов боль­ного (субъективный анамнез) и со слов его близких (объектив­ный анамнез). При этом следует учитывать, что и тот и дру­гой иногда содержат недостоверные сведения. Так, описывая свою жизнь, человек способен по-бредовому трактовать собы­тия далекого прошлого, из-за этого складывается впечатление, что заболевание началось намного раньше, чем это было в действительности. Больной может активно скрывать дискреди­тирующие его данные или просто плохо помнить реальную последовательность событий, происходивших во время рас­стройства сознания или после того, как у него нарушилась память. Родственники пациента также не всегда объективно оценивают его жизнь. Поскольку часто развитие заболевания происходит очень медленно, они могут неправильно опреде­лять время его начала, связывая его с периодом последнего обострения, не учитывая прошлых периодов дезадаптации. Иногда родственники по тем или иным соображениям скры­вают некоторые события и поступки пациента или не придают им значения. Поэтому наиболее важным является сопоставле­ние субъективного и объективного анамнезов для выявления противоречий между ними и установления реальной последо­вательности событий. С той же целью следует собрать анамнез от нескольких близких больному людей.

2.1.3. Симуляция, аггравация и диссимуляция

В ежедневной практике врач-психиатр постоянно сталкивает­ся с проблемой намеренного искажения клинической картины заболевания. Чаше всего это обусловлено диссимуляцией - на­меренным сокрытием имеющихся расстройств, причинами которой, как правило, являются тревога и страх (боязнь гос­питализации, страх, что заболевание дискредитирует больно­го в глазах окружающих, лишит его возможности продолжать любимую работу, нарушит отношения в семье). Поэтому наи­более правильная тактика при диссимуляции - психотерапев­тическая беседа, в процессе которой врач старается показать, что действует только в интересах пациента, что не намерен на­рушать врачебную тайну, что наличие психического расстрой­ства не предполагает его неизлечимости и правильное лечение позволит сохранить социальный статус больного. В психиат­рии само появление диссимуляции расценивается как доволь­но благоприятный симптом, поскольку предполагает, что па­циент хотя бы частично сознает наличие у него психического расстройства. В этом смысле от диссимуляции следует отли­чать анозогнозию, при которой пациент не понимает, что бо­лен, не видит необходимости в проводимом лечении. Анозо- гнозия в одних случаях может указывать на тяжелое психичес­кое расстройство с нарушением критики (слабоумие, маниа­кальный синдром, бредовый психоз), в других - на особый склад личности больного (например, при алкоголизме) или на то, что он применяет механизмы психологической зашиты (см. раздел 1.1.4).

При решении экспертных вопросов нередко приходится сталкиваться со случаями симуляции и аггравации. Симуля­ ция- намеренная демонстрация признаков несуществующей болезни. Целями симуляции являются достижение определен­ной выгоды, стремление избежать наказания, получить осво­бождение от работы или службы в армии. Иногда симулянт пытается подготовить почву, чтобы уклониться от наказания в будущем (превентивная симуляция). Для опытного психиатра наличие четкой цели посетителя делает диагностику симуляции не столь сложной: расстройства проявляются только в связи с определенной ситуацией (перед призывом в армию, после предъявления обвинения в преступлении и т.п.); в анамнезе больного нет факторов, предрасполагающих к болезни. Зна­чительно сложнее диагностика аггравации, когда намеренно усиливаются и демонстрируются признаки имеющегося в дей­ствительности расстройства. Обычно больной делает это в рас­чете на получение льгот, назначение ему более высокой груп­пы инвалидности и т.п. Как правило, в этом случае для уточ­нения диагноза требуется длительное наблюдение. Большой интерес представляют сведения младшего и среднего медицин­ского персонала о поведении больного вне бесед с врачом. Об­наружение врачом случаев симуляции и аггравации ставит его перед вопросом, как поступать далее. В подобной ситуации не имеет смысла высказывать обвинения или требовать от боль­ного признания: чаще всего это вызывает яростное сопротив­ление пациента. Правильнее дать человеку возможность сохра­нить самоуважение и предоставить ему «путь для отступления», показав, что дальнейшая демонстрация симптомов может по­вредить ему.

От симуляции и аггравации следует отличать непреднамерен­ное демонстративное поведение больных с истерическим харак­тером. В этом случае симптомы возникают по механизму са­мовнушения, не могут быть прекращены усилием воли боль­ного, не преследуют никакой другой цели, кроме стремления обратить на себя внимание. Повышенная аффектация, теат­ральный наигранный характер поведения вызывают у наблю­дателей ощущение неестественности, нередко усиливают дез­адаптацию больных.

Опрос больного и сбор анамнеза

Опрос больного. В психиатрии опрос больного считается важнейшим методом обследования. Большинство симптомов психических расстройств можно выявить только со слов больного (явления психического автоматизма, навязчивые мысли и опасения, бредовые идеи, многие обманы чувств, деперсонализационные и дереализационные нарушения и др.) Некоторые психические нарушения на основании на­блюдения за поведением больного можно лишь ^подозрить (слуховые_галлкщинации^ когда больной ДГлему-ю прислу­шивается; бред преследования - по напряженному и ис­пуганному виду и т. д.). При резком возбуждении, ступоре, нарушенном сознании расспрашивать приходится^ после то­го, как эти состояния минуютГС больным в Ъсйхотическом состоянии лучше^ беседовать, предварительно получив о нем сведения от родных и близких, но при непсихотических расстройствах первым лучше расспрашивать самого боль­ного, что повышает его доверие к врачу.

Опрос требует от психиатра определенных навыков, ко­торые приобретаются в процессе накопления профессио­нального опыта. С одной стороны, больному всегда надо дать высказаться, а с другой - инициатива всегда должна быть в руках врача. Какая-либо единая схема невозможна. Начинать обычно приходится с того, что послужило при­чиной обращения к психиатру. От врача всегда требуются выдержка, терпение, неизменная доброжелательность и со­чувствие даже при явно враждебном отношении к нему

больного. Однако всегда необходимо сохранять дистанцию, не допускать фамильярности. Никогда не следует скрывать от больного цели расспроса, представляться кем-либо дру­гим, а не врачом-психиатром. При отказе отвечать на воп­росы важнейшие из них все же должны быть заданы и отмечена реакция больного на них.

В задачу расспроса входит выяснить, насколько больной понимает происходящее вокруг, ориентирован в _месте и здемени, сохранена память на важнейшие события в его жизни и на события, предшествовавшие обращению к врачу. Больного"просят дать объяснение тем его поступкам или высказываниям, которые у других могли вызвать подозрение о"психическом расстройстве. Если больной сам не выска­зывается о своих болезненных переживаниях, то ему задают наводящие вопросы^ галлюцинациях, бреде_и. других рас­стройствах, наличие которых можно предположить, судя по его поведению или по полученным о нем сведениям. Всегда полезно задать вопрос о наличии суицидальных мыслей не только в настоящем, но и когда-либо в прошлом. Важно также выяснить отношение больного ко все^ивыявленным болезненным переживаниям и особенностям поведения: от­сутствие критики, частичное, неустойчивое или достаточное критическое отношение к ним.

Расспрос больного следует проводить в отсутствие его родных и близких.

Анамнез в психиатрии принято разделять на субъектив­ный и объективный, хотя эти обозначения весьма условны.

Субъективный анамнез. Сведения от самого больного собираются в процессе его опроса. Анамнез болезни сводится к выяснению, когда и какие ее признаки впервые появились, какие события этому предшествовали, ка" эти проявления изменялись, когда исчезали и т. д. Анамнез жизни включает воспоминания: в какой семье вырос, кто родители, как учился, какие в детском и подростковом возрасте были нарушения поведения (побеги из дома и т. д.). Важно выяснить, было ли злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими дурманящими средствами, в каком возрасте началось, насколько интенсивным было. Сущест­венными являются данные о том, как больной оценивает свой социальный статус - трудовой и семейный: удовлет­ворен ли им, чем тяготится и чего ему недостает. Пред­ставляет интерес спросить больного о тех событиях прошлой жизни, которые он сам считает самыми тяжелыми, как он их переживал, были ли суицидальные мысли и попытки.

Соматический анамнез, кроме перенесенных тяжелых за­болеваний, должен учитывать сведения о черепно-мозговых травмах, даже с мгновенной потерей сознания, о нейроин-токсикациях и мозговых инфекциях и склонность к аллер­гическим реакциям.

Объективный анамнез - сведения, получаемые от род­ных и близких и других лиц, хорошо знающих больного. Эти сведения лучше получать от каждого по-отдельности, в отсутствие других. Название “объективный” является ус­ловным, так как каждый опрашиваемый в свой рассказ привносит субъективное отношение к больному. Врач дол­жен руководить беседой, узнавая факты и пресекая попытки навязать себе чужое мнение. Так же собирают анамнез болезни: выясняют, когда и какие ее проявления возникли и что этому могло способствовать, а также анамнез жизни: сведения о наследственной отягощенности (психические бо­лезни, слабоумие, алкоголизм и наркомании, суициды среди кровных родственников, а также наличие среди них лиц с необычно тяжелым характером). От родителей можно узнать об особенностях развития в детстве. Далее им задают те же вопросы, что и самому больному. Важно выяснить, о чем больной умолчал и что представил по-иному.

Опрос больного.

В психиатрии опрос больного считается важнейшим методом обследования. Большинство симптомов психических расстройств можно выявить только со слов больного (явления психического автоматизма, навязчивые мысли и опасения, бредовые идеи, многие обманы чувств, деперсонализационные и дереализационные нарушения и др.). Некоторые психические нарушения на основании наблюдения за поведением больного можно лишь заподозрить (слуховые галлюцинации, когда больной к чему-то прислушивается; бред преследования - по напряженному и испуганному виду и т.д.).

При резком возбуждении, ступоре, нарушенном сознании расспрашивать приходится после того, как эти состояния минуют. С больным в психотическом состоянии лучше беседовать, предварительно получив о нем сведения от родных и близких, но при непсихотических расстройствах первым лучше расспрашивать самого больного, что повышает его доверие к врачу.

Опрос требует от психиатра определенных навыков, которые приобретаются в процессе накопления профессионального опыта. С одной стороны, больному всегда надо дать высказаться, а с другой - инициатива всегда должна быть в руках врача. Какая-либо единая схема невозможна. Начинать обычно приходится с того, что послужило причиной обращения к психиатру.

От врача всегда требуются выдержка, терпение, неизменная доброжелательность и сочувствие даже при явно враждебном отношении к нему больного. Однако всегда необходимо сохранять дистанцию, не допускать фамильярности. Никогда не следует скрывать от больного цели расспроса, представляться кем-либо другим, а не врачом-психиатром. При отказе отвечать на вопросы важнейшие из них все же должны быть заданы и отмечена реакция больного на них.

В задачу расспроса входит выяснить, насколько больной понимает происходящее вокруг, ориентирован в месте и времени, сохранена память на важнейшие события в его жизни и на события, предшествовавшие обращению к врачу. Больного просят дать объяснение тем его поступкам или высказываниям, которые у других могли вызвать подозрение о психическом расстройстве.

Если больной сам не высказывается о своих болезненных переживаниях, то ему задают наводящие вопросы о галлюцинациях, бреде и других расстройствах, наличие которых можно предположить, судя по его поведению или по полученным о нем сведениям.

Всегда полезно задать вопрос о наличии суицидальных мыслей не только в настоящем, но и когда-либо в прошлом. Важно также выяснить отношение больного ко всем выявленным болезненным переживаниям и особенностям поведения: отсутствие критики, частичное, неустойчивое или достаточное критическое отношение к ним. Расспрос больного проводится в отсутствие его родных и близких.

Анамнез в психиатрии принято разделять на субъективный и объективный, хотя эти обозначения весьма условны.

Субъективный анамнез.

Сведения от самого больного собираются в процессе его опроса. Анамнез болезни сводится к выяснению, когда и какие ее признаки впервые появились, какие события этому предшествовали, как эти проявления изменялись, когда исчезали и т.д. Анамнез жизни включает воспоминания: в какой семье вырос, кто родители, как учился, какие в детском и подростковом возрасте были нарушения поведения (побеги из дома и т.д.).

Важно выяснить, было ли злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими дурманящими средствами, в каком возрасте началось, насколько интенсивным было. Существенными являются данные о том, как больной оценивает свой социальный статус - трудовой и семейный: удовлетворен ли им, чем тяготится и чего ему недостает. Представляет интерес спросить больного о тех событиях прошлой жизни, которые он сам считает самыми тяжелыми, как он их переживал, были ли суицидальные мысли и попытки. Соматический анамнез, кроме перенесенных тяжелых заболеваний, должен учитывать сведения о черепно-мозговых травмах, даже с мгновенной потерей сознания, о нейроинтоксикациях и мозговых инфекциях и склонность к аллергическим реакциям.

Объективный анамнез - сведения, получаемые от родных и близких и других лиц, хорошо знающих больного. Эти сведения лучше получать от каждого по отдельности, в отсутствие других. Название «объективный» является условным, так как каждый опрашиваемый в свой рассказ привносит субъективное отношение к больному. Врач должен руководить беседой, узнавая факты и пресекая попытки навязать себе чужое мнение.

Так же собирают анамнез болезни: выясняют, когда и какие ее проявления возникли и что этому могло способствовать, а также анамнез жизни: сведения о наследственной отягощенности (психические болезни, слабоумие, алкоголизм и наркомании, суициды среди кровных родственников, а также наличие среди них лиц с необычно лым характером). От родителей можно узнать об особенностях развития в детстве. Далее им задают те же вопросы, что и самому больному. Важно выяснить, о чем больной умолчал и что представил по-иному.

Наблюдение за поведением больного

Наблюдение за поведением осуществляет не только врач. В стационарах дежурный средний медицинский персонал ведет специальные дневники, где отмечает за период своей смены особенности поведения каждого больного, находящегося под строгим или усиленным наблюдением. Об остальных больных записи делают по мере надобности (нарушения режима, конфликты, отказ от еды или видимые внешние проявления психических расстройств).

Врач начинает наблюдение с первого контакта с больным. При возбуждении отмечают его особенности: целенаправленные действия или бессмысленные стереотипно повторяющиеся движения, возгласы, мимика, реакция на окружающее. При заторможенности надо оценить ее степень.

Во время беседы отмечаются особенности интонации голоса больного (монотонность, скорбность и т.д.), живость мимики, жесты, а также особенности речи (быстрая, медленная, задержки, тихая и т.д.). На поведении могут ярко отражаться галлюцинации (больной к чему-то пристально приглядывается, прислушивается, принюхивается) и бред (крайняя подозрительность и настороженность, внезапная агрессия по отношению к кому-либо).