4. Сталкинг сталкеров

"Мы так же таинственны и так же страшны, как этот непостижимый мир. И кто сможет с уверенностью сказать, на что ты способен, а на что - нет?"

Дон Хуан


На первый взгляд сталкинг - самая «земная», посюсторонняя дисциплина в учении дона Хуана. Если же пристально вглядеться в сущность производимой здесь работы, в ее истоки и конечные результаты, нас неминуемо взволнует мистическое дыхание Реальности, пронизывающее совсем простые, казалось бы, уловки подозрительных субъектов, именующих себя сталкерами. Ведь ими движет измененное (быть может, даже расширенное) сознание, слышащее, в отличие от нашего, неумолкающий океан чистого бытия. "Сознание, - писал М. Мамардашвили, - в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности. Назовем это условно обостренным чувством сознания. Оно связано в то же время с какой-то иномирной ностальгией."

Разве не это "обостренное чувство сознания" повсеместно преследует мага? И разве не "иномирная ностальгия" делает воина печальным? Недаром дон Хуан назвал сталкинг проблемой сердца. Ибо как жить сердцу, несущему в себе угнетающую ношу такого «двоемирия»? Проблема судьбы перестает быть тривиальной - весь путь человеческой жизни на этой Земле оказывается до того зыбок, до того не уверен в себе, что поневоле стремишься к эвтаназии.

"Следовательно, проблема человеческой судьбы, человеческого предназначения начинает выступать при этом для человека, в душу которого запал осколок такого зеркала сознания, как задача нового рождения в реальном мире, хотя он является своеобразным гостем мира нереального, иного. Возможно ли такое рождение? Можно ли, не забыв гражданства неизвестной родины, родиться вторично гражданином уже этого мира? Можно ли существовать, будучи носителем той смутно ощущаемой гармонии, которая сверкнула случайно в зеркальном осколке сознания и превратила столь привычный до этого мир в нечто условное и не само собой разумеющееся? И к тому же - существовать, не подозревая о том, что указанная гармония (на что я хотел бы обратить особое внимание) имеет свой режим жизни, в корне отличный от наших ежедневных психологических состояний." (М. Мамардашвили. Как я понимаю философию. М.: 1992, с. 43.)

Этими словами философа можно прекрасно разъяснить причины сталкинга - ведь именно эта техника дает нам возможность такого существования, и вовсе не для того, чтобы забыть неудобную Реальность вовне, но для сохранения и усиления ее присутствия. Подобную роль в жизни мага играет "символическая смерть", смерть-символ. По сути дела, безупречность со всеми ее атрибутами и сталкинг - это медленная смерть эго, за которой только и возможно новое рождение.

"Одним из таких символов (первичных для философии) является «смерть». На первый взгляд, этот символ прост хотя бы по той причине, что мы можем, как я сказал, увидеть иную реальность, гражданами которой мы себя осознали, будучи готовы при этом расстаться с самими собой как не необходимыми, не абсолютными и т. д. Но это на первый взгляд, поскольку в действительности расстаться с собой оказывается очень трудно. И в то же время, если мы не готовы при расшифровке или освоении символа смерти расстаться с собой, то не увидим иное." (Там же, с. 43.)

Воин умирает, не умирая. Сталкер же словно учится иностранному языку - языку жизни «там» и жизни «здесь». Он внимательно «выслеживает» те импульсы своей натуры, которые неприемлемы для мира Реальности, затем переводит их на язык «инобытия», там принимает решение и, вернувшись, вступает в игру. От таких бесчисленных «переводов» язык в чем-то серьезно видоизменяется: его отдельные элементы делаются все более отточенными, другие - «отстраняются», т. е. становятся непонятными для внешнего наблюдателя. Это касается всей сферы повседневной жизни: эмоций, решений, поступков, манеры поведения, мотивации и т. д. и т. п. Но сталкинг достигает своей вершины в "идеальном переводе" (если уж и дальше пользоваться лингвистическими аналогиями) - когда все элементы личности, стереотипы поведения, декларируемые мотивы и способы их достижения ничуть не вызывают неприятия, подозрительности или раздражения. Здесь-то и начинается игра - довольно странная, но никому не причиняющая вреда. Эта игра включает в себя проверку собственного сталкинга в самых разнообразных ситуациях. При этом, скорее уж, страдают сами экспериментаторы, ибо часто выбирают себе поистине ужасающих партнеров. Вспомните, с каким юмором сталкеры составили классификацию "мелких тиранчиков" - подлинных мучителей всего живого вокруг себя. И это вовсе не природная склонность к мазохизму: просто экстремальные условия вынуждают воина «выслеживать» такие чувства, комплексы и подсознательные мотивы, которые при спокойном течении жизни могут не выявиться никогда. При любых обстоятельствах сталкер охотится за собой:

"Охотник просто охотится, - сказала она (Ла Горда). - Сталкер же выслеживает все, включая самого себя.

Как он делает это?

Безупречный сталкер может все обратить в жертву. Нагваль говорил мне, что мы можем выслеживать даже собственные слабости

Как может человек выслеживать свои слабости, Ла Горда?

Точно таким же способом, как ты выслеживаешь жертву. Ты разбираешься в своем установившемся распорядке жизни, пока не узнаешь все действия своих слабостей, а затем приходишь за ними и ловишь их в клетку, как кроликов." (V, 510)

Всякая ситуация, мысль или реакция - то, что составляет повседневную жизненную практику - для сталкера является вызовом, проверкой и упражнением. Дон Хуан любит повторять два слова - вызов и шанс. Жизнь представляется воину вызовом, который одновременно есть шанс достичь высокого контроля. Подобные образы использует основатель логотерапии В. Франкл: "У человека с улицы мы можем научиться тому, что быть человеком означает постоянно сталкиваться с ситуациями, которые одновременно - шанс и вызов, которые дают шанс осуществить себя, не уклонившись от вызова осуществить смысл. Каждая ситуация - это призыв: сначала - услышать, затем - ответить. " (В. Франкл. Детерминизм и гуманизм: критика пандетерминизма.)

Для того, чтобы принять вызов и использовать свой шанс, сталкер следует выработанной стратегии. Сталкер Флоринда, описывая эту стратегию, иллюстрировала основные положения событиями из собственной жизни, когда она, вовлекаемая в мир магии, сама стала объектом сталкинга. Но следует помнить, что нижеприводимые принципы могут (и должны) применяться, главным образом, к самому сталкеру и его внутреннему пространству:

"Первым принципом искусства сталкинга является то, что воин сам выбирает место для битвы. Воин никогда не вступает в битву, не зная окружающей обстановки…

Отбросить все, что не является необходимым, - вот второй принцип искусства сталкинга…

Приложи всю имеющуюся у тебя сосредоточенность и реши, вступать или не вступать в битву, потому что любая битва - это борьба за собственную жизнь. Это - третий принцип искусства сталкинга. Воин должен хотеть и быть готовым стоять до конца здесь и сейчас. Но не как попало…" (VI, 225, 227)

Четвертый принцип состоит в правильном расслаблении: "Расслабься, отступись от себя, ничего не бойся. Только тогда силы, ведущие нас, откроют нам дорогу и помогут нам. Только тогда." (VI, 227)

Пятый принцип сталкинга можно было бы назвать "тактическим отступлением":

"Встречаясь с неожиданным и непонятным и не зная, что с ним делать, воин на какое-то время отступает, позволяя своим мыслям бродить бесцельно. Воин занимается чем-нибудь другим. Тут годится все что угодно." (VI, 227)

Шестой принцип - это максимальное сжатие времени: "воин сжимает время, даже мгновения идут в счет. В битве за собственную жизнь секунда - это вечность, вечность, которая может решить исход сражения. Воин нацелен на успех, поэтому он экономит время, не теряя ни мгновения." (VI, 227)

Следуя этой стратегии, Нагваль вовлек в учение Флоринду. "Сначала он затащил Флоринду на свое собственное поле битвы, где она оказалась в его руках. Он заставил ее отбросить то, что не было существенным; он научил ее, как сделать собственную жизнь однонаправленной при помощи решения; он обучил ее расслаблению; для того, чтобы помочь ей заново собрать свои ресурсы, он заставил ее войти в совершенно новое состояние оптимизма и уверенности в себе; он научил ее уплотнять время; и, наконец, он показал ей, что сталкер никогда не выставляет себя вперед." (VI, 235)

Если вкратце проанализировать последовательность этой работы сталкинга, то мы увидим, как легко она проецируется на внутреннее содержание любой практики:

1) Вы находите внутреннюю обстановку подходящей для изменения в том случае, если нет явных или подсознательных препятствий к проведению работы. Вы внимательно наблюдаете за собой и ждете момента, когда сопротивление вашей психики не сможет одолеть вас.

2) Вы отбрасываете несущественные детали, способные затруднить «выслеживание» (внешние обстоятельства, внутренние ассоциации, предрассудки и т. п.).

3) Взвесив итоги предыдущих операций, вы должны принять решение, сразу взяв на себя полную ответственность за результат, решение безоговорочное и окончательное.

4) В процессе работы вы периодически отдаетесь расслаблению - во-первых, чтобы накопить силы, во-вторых - чтобы не терять ощущения среды, вас окружающей. Расслабление дает вам гибкость, чуткость и умение лавировать.

5) Если задача требует неизвестного вам подхода, вы на время отступаетесь от нее, рассеиваете внимание, пока не почувствуете, что решение найдено.

6) Когда же «выслеживание» проведено успешно, вам остается использовать всю свою скорость и решительность для трансформации «жертвы». Это и есть сжатие времени.

Заключительный, седьмой принцип сталкинга касается одной очень важной детали: сталкер никогда не выставляет себя вперед. Тому есть две причины: во-первых, часть нашего сознания, осуществляющая подобный контроль, не терпит пристального к себе внимания. Ее механизм тонок, а ее влияния интимны. Сознательно вычленяя сталкера в себе, мы парализуем его. Позвольте ему совершать свою работу в полном уединении. Во-вторых, эго, нацепившее на себя маску сталкера, превращается в самодовольное, заносчивое существо с зарождающейся манией величия. И в первом и во втором случае сталкинг автоматически прекращается.

Конечно же, успешный сталкинг - это всегда волевой акт. В этом смысле предлагаемая стратегия только предлагает добиться его оптимизации. При отсутствии цели воина техника не принесет плодов. Как верно заметил В. Франкл, "сила воли определяется ясностью и глубиной понимания собственных целей, искренностью принимаемых решений и в немалой степени - навыками принятия решений." (Там же, с. 214.)

В космосе дона Хуана принятие решения - это то же самое, что включение намерения, а это, в свою очередь, приходит вместе со сдвигом точки сборки. Иными словами, чем чаще вы намереваетесь что-то совершить и добиваетесь своего, тем легче ваша точка сборки сдвигается в это положение.

"Дон Хуан остановился и пристально на меня взглянул. А затем, после несколько напряженной паузы, повел речь о сталкинге. По его словам, начало этого искусства было весьма скромным и чуть ли не случайным. Просто новые видящие заметили, что, когда воин ведет себя непривычным для него образом, внутри его кокона начинают светиться не задействованные до этого эманации. А точка сборки при этом смещается - мягко, гармонично, почти незаметно.

Это наблюдение заставило новых видящих взяться за практику систематического контроля своего поведения. Назвали ее искусством сталкинга. Дон Хуан отметил, что при всей своей спорности это название все же весьма адекватно, поскольку сталкинг заключается в особого рода поведении по отношению к людям. Можно сказать, что сталкинг - это практика внутренней, никак не проявляющейся скрытности.

Вооруженные этим методом новые видящие придали своему взаимодействию с известным уравновешенность. И это принесло плоды. Посредством продолжительной практики сталкинга они заставляли свою точку сборки неуклонно перемещаться." (VII, 403–404)

Нам же не следует забывать, что намерение (сущность волевого акта, обеспечивающего сам процесс сталкинга) функционирует вне описания мира. Более того, намерение высвобождается только благодаря устранению описания. В состоянии первого внимания мы так или иначе озабочены идеалами, ценностями, критериями, нравственностью или этикой - в таких условиях тонкий контроль поведения, осуществляемый через намерение (или незначительный сдвиг точки сборки) практически невозможен. Подсознательное, прошедшее тщательный перепросмотр, вместе с установками, выработанными безупречностью, - вот что определит характер действий сталкера, а вовсе не этические сомнения или здравый смысл. Подлинный сталкер «охотится» за самим собой, и не стоит приписывать ему побуждения, которых он не имеет. Вот почему дон Хуан рекомендовал ученикам изучать сталкинг в состоянии повышенного осознания:

"Сталкинг - одно из двух величайших достижений новых видящих, продолжал дон Хуан. - Они решили, что современный нагваль должен обучаться сталкингу, только находясь в состоянии повышенного осознания, когда точка сборки сдвинута уже достаточно глубоко влево. Дело в том, что принципы этого искусства нагваль должен изучать, будучи свободным от груза человеческого инвентарного перечня. Ведь так или иначе нагваль - лидер группы. Чтобы успешно вести своих воинов, он должен действовать быстро, без предварительных раздумий." (VII, 404)

Флоринда, например, так описывает три основных результата систематической практики сталкинга: "Первый - сталкер обучается никогда не принимать себя всерьез, уметь смеяться над собой… Второй - сталкер приобретает бесконечное терпение. Он никогда не спешит и никогда не волнуется. Третий - сталкер бесконечно расширяет свои способности к импровизации." (VI, 236)

Быть может, это сталкинг, эта игра с самим собой впервые по-настоящему рождает человека - не так, как в медитациях типа «свидетель», где внешние переживания выхолощены до автоматизма, а сознание целиком занято сосредоточением на Божественном (помните, как у Вильямса: "Контроль без глупости изолирует нас от жизни и мешает нам что-либо понять…"?), но в виде сознательной, подвижной и развивающейся сущности - вполне в духе определения того же В. Франкла: "Если бы нам надо было дать определение человеку, мы бы сказали, что человек представляет собой существо, освободившее себя от всего, что его определяло (определяло как биологический, психологический и социологический тип), другими словами, это существо, которое превосходит все эти детерминанты - либо побеждая их и формируя по-своему, либо намеренно подчиняясь им.

Этот парадокс подчеркивает диалектическое свойство человека: в присущей ему извечной незавершенности и свободе выбора заключено то, что его реальность - это потенциальная возможность. Он не является еще таким, каков он есть, таким он лишь должен стать." (В. Франкл. Общий экзистенциальный анализ.)

Но практик, стремящийся на деле реализовать истинную природу своего существа, куда как далек от философских и нравственных рассуждений! Для него вся проблема сводится, в конечном счете, к восприятию. И если уж мы говорим о поведении, о личностных установках, то все равно рано или поздно приходим к фундаменту этого замысловатого здания, т. е. к тоналю и перцептуальному аппарату. Потому дон Хуан окончательно определил сталкинг как "умение фиксировать точку сборки в том месте, куда ее необходимо поместить". Фиксация определяет безупречное реагирование (этичное по определению), а дисциплинированное реагирование вызывает точную фиксацию. Как видите, сталкинг повседневного поведения в необычном режиме восприятия естественно переходит в сталкинг восприятия - обязательное условие продуктивного сновидения:

"Он объяснил, что если точку сборки не удается зафиксировать, нет никакой возможности воспринимать гармонично. В таком случае мы будем воспринимать калейдоскопическую картину несвязанных друг с другом образов. Вот потому маги прошлого уделяли сталкингу столько же внимания, сколько и сновидению." (IX, 109)

Внутренняя чистота, достигнутая перепросмотром, полное овладение суматошной игрой образов, надежд и влечений приводит к серьезным психологическим последствиям. Китайский философ сказал, что "сердце мудреца должно быть пустым". Ясно, что внутренняя «пустота» сталкера не может не сказываться на характере его восприятия. Дон Хуан называл это "разворотом головы". Нам трудно понять эту аллегорию, ибо речь идет о непостижимом для ординарного сознания опыте. Остается только поверить, что эффект этого приема поразителен:

"Сталкеры действительно поворачивают голову, однако они делают это не для того, чтобы повернуться лицом в новом направлении, а для того, чтобы по-другому взглянуть на время. Сталкеры обращены лицом к времени наступающему. Обычно же мы смотрим на время, уходящее от нас. Только сталкеры могут менять направление и поворачиваться лицом к накатывающемуся на нас времени.

Флоринда объяснила, что поворачивание головы не равносильно взгляду в будущее, а означает, что время видится как нечто конкретное, хотя и непонятное." (VI, 238)

Словом, сталкинг таит в себе еще много неразгаданного. Кастанеда был ошеломлен, когда вместе с доньей Соледад - самым сильным сталкером из отряда - погрузился в пучины совершенно неведомых ему миров. Возможно, в своей специфической работе сталкеры наталкиваются на зоны восприятия, недостижимые для сновидящих по неизвестным причинам. Как бы то ни было, о сталкинге мы сказали немного. Видимо, эта область была недостаточно изучена и самим Кастанедой. Многое остается неясным. Скажем, не благодаря ли "повороту головы" так удивительно помолодела донья Соледад? Сталкеры по-прежнему хранят тайну Времени.

Напоследок хочу лишь процитировать наставления Флоринды, в которых так чудно передан подлинный дух сталкера:

"Первое предписание правила состоит в том, что все, окружающее нас, является непостижимой тайной.

Второе предписание правила состоит в том, что мы должны пытаться раскрыть эту тайну, даже не надеясь добиться этого.

Третье предписание правила состоит в том, что воин, зная о непостижимой тайне окружающего мира и о своем долге пытаться раскрыть ее, занимает свое законное место среди тайн и сам себя рассматривает как одну из них. Следовательно, воин не знает конца тайны бытия, будь то тайна бытия камешка, муравья или его самого. В этом заключается смирение воина. Каждый равен всему остальному." (VI, 226)

Подведем краткие итоги техник и дисциплин дон-хуановской магии.

Ученик становится на тропу знания, когда осознает фундаментальную посылку всей системы: мир отличен от нашего описания мира. Принятие истинной дихотомии бытия тональ - нагуаль, если оно вызывает стремление к нагуалю, превращает ученика в воина. На пути воина он знакомится с тремя техниками, безупречностью, сновидением и сталкингом. Безупречность обеспечивает избыток психической энергии, снижая силу фиксации центра восприятия (точки сборки); сновидение использует естественную подвижность восприятия во время сна и, благодаря избытку энергии, полученной от безупречности, пробуждает перцептуальный аппарат в такой степени, что фиксирует внимание в сновидении по модели бодрствующего сознания. Сталкинг, в свою очередь, резко усиливает способность контролировать внимание вообще (в т. ч. и во сне), в результате - совершенствует безупречность, что еще увеличивает энергообеспеченность системы. Кроме того, сталкинг значительно снижает сопротивление подсознательного (через перепросмотр) и этим облегчает работу со сновидениями.

Одновременно воин применяет тактику неделания, которая исполняет сразу две задачи: разрушает стереотипы перцепции поведения, а также подготавливает к активизации структуры и инструменты, прежде дремавшие в неосознаваемых областях психики. Главный инструмент неделания, вскрывающий "описание мира" и позволяющий соприкоснуться с иными режимами восприятия - остановка внутреннего диалога. Таким образом, безупречность, сталкинг и неделание оказываются общим источником той энергии, которую последователи дона Хуана называют волей.

Когда воля начинает активно проявлять себя в существе воина, он быстро убеждается в том, что она: а) является силовым комплексом, тесно связанным с непостижимыми просторами Реальности (нагуаля), б) встречает на своем пути препятствия и не является абсолютно свободной, и в) функционирует совершенно непостижимым образом. Поэтому маги начинают признавать в ней космическую стихию, которую называют намерением. В дальнейшем, когда выяснилось, что та же сила смещает точку сборки, а равно фиксирует ее, в конечном счете, наделяет нас осознанием либо отнимает его, маги оценили намерение как фундаментальное качество бытия и нарекли абстрактным (о чем в следующей части книги). Важно и то, что несгибаемое намерение (т. е. безупречное действие, сопряженное с внутренним настроением на цель - достаточно длительное и сосредоточенное) вызывает «резонансные» явления в энергопотоках внешней вселенной, что, по сути, и делает возможными высшие достижения дон-хуановской магии. Хорошо отработанный сталкинг фиксирует переместившуюся точку сборки в любом измененном положении, а это равнозначно полноценному восприятию и полноценному энергообмену в избранной позиции.




Обратите внимание на рисунки 4 и 5. Вы легко заметите, как тесно взаимосвязаны различные техники, приемы и дисциплины в том знании, что предлагает Карлос Кастанеда. Здесь участвует каждая методика, исполняющая свою задачу, которую необходимо разрешить для достижения конечной цели. Вы не найдете ни одного украшения, ни одной фантазии, рассчитанной на любителей поверхностных тайн. Даже "бег силы" - особый прием, позволяющий быстро бежать в полной темноте по пересеченной местности - оказывается приемом «разрушения» описания мира и способом пробуждения второго внимания, питающего сновидение. (Схема 4 составлена в соответствии с информацией К. Кастанеды - книга "Сказки о силе".)

Заключая раздел "Воины нагуаля", мы хотим еще раз подчеркнуть, что начало всякой магии (если это не фокусничество) лежит в самом факте осознания. Через осознание мы предчувствуем Реальность, безмерную ее широту, бессмертие и свободу. Через осознание Реальности мы прозреваем в отношении самих себя и вычленяем тональ как необходимую, но условную машину, недостаточно гибкую и полную противоречий. Если же мы становимся в позицию исследователя, то постепенно разбираем, отчего работает тональ и каким именно способом. Результатом этих длительных и кропотливых исследований становится не только описание его внутренних проблем, но и - самое главное - разработка практических дисциплин, позволяющих устранить навязанные человеческой формой ограничения.

Тогда и выясняется, что режим восприятия теряет свою жесткость от разрушения "описания мира", от безразличия к смерти и собственной важности, а контролируемое и осознанное поведение (сталкинг) предохраняет пошатнувшийся тональ от депрессий и самоубийства. Практическое использование сталкинга и безупречности, в свою очередь, вызывает спонтанную приостановку внутреннего диалога - и тут оказывается, что раскрывшееся безмолвие дает мощный толчок к переходу в другой, ранее неведомый режим восприятия. К тому же избыток перцептивной энергии, способность контроля над вниманием открывает индейскому магу удивительную страну снов, и сновидение становится еще одной областью для применения безупречности и сталкинга. Так контроль проникает все глубже в психическое пространство личности.

Маг окончательно теряет "человеческую форму", делается «текучим» и вместе с тем - а это самое главное - вновь обретает утраченную целостность (res integra).

Конечной целью которой является постоянный и полный контроль над собой . Основная цель сталкинга - обучение тонкому искусству фиксации точки сборки в измененной позиции. Человека, практикующего сталкинг, практически невозможно напугать или удивить, если он этого не хочет. Основные чувства, которые являются целями такого выслеживания: страх, жалость, важность . В ранних книгах Кастанеды сталкинг фигурирует, как контролируемая глупость . В английском языке слово сталкинг (stalking) в первую очередь относится к охоте и происходит от глагола to stalk , который означает «тайно преследовать», «выслеживать, применяя при этом различные хитрости». Отсюда сталкинг то есть «выслеживание». Соответственно сталкер (stalker) - это человек, занимающийся таким выслеживанием, или ловец, охотник. В среде любителей Кастанеды можно порою встретить превратное и одностороннее понимание сталкинга как особого рода хитрого притворства, направленного на манипуляцию поведением окружающих для достижения собственных целей. Свободно и независимо от внешних воздействий перемещаясь в эмоциональной среде, сталкер обретает способность управлять своим энергетическим телом. Таким образом достигаются три результата:

  1. Безупречность и неуязвимость - сталкер, неподверженный жалости, обидам и страхам, действует максимально эффективно, всегда находясь в нужном месте в нужное время, и полностью контролирует ситуацию. Если он захочет скрыться, его никто не найдёт.
  2. Управляя движением точки сборки наяву, сталкер способен смещать её произвольно, тем самым управляя своим восприятием мира.
  3. Управляя движением точки сборки во сне, сталкер способен произвольно изменять содержание сна, тем самым уменьшая количество времени, затрачиваемого на развитие способности управлять восприятием мира.

Принципы

  1. Воин сам себе выбирает место для битвы, воин никогда не вступает в битву, не зная окружающей обстановки.
  2. Отбросить всё, что не является необходимым.
  3. Воин должен хотеть и быть готовым стоять до конца, здесь и сейчас.
  4. Расслабиться, отступиться от себя, ничего не бояться.
  5. Встречаясь с неожиданным и непонятным, и не зная, что с этим делать, воин на какое-то время отступает, позволяя своим мыслям бродить бесцельно, воин занимается чем-то другим.
  6. Воин сжимает время, даже мгновения идут в счёт, в битве за собственную жизнь секунда - это вечность, которая может решить исход сражения. Воин нацелен на успех, поэтому он экономит время, не теряя ни мгновения.
  7. Воин никогда не выставляет себя вперёд.

Результаты практики

  1. Сталкер обучается никогда не воспринимать себя всерьёз, уметь смеяться над собой. Если он не боится выглядеть дураком, он может одурачить другого.
  2. Сталкер приобретает бесконечное терпение. Он никогда не спешит и никогда не волнуется.
  3. Сталкер бесконечно расширяет свои способности к импровизации.

Приёмы совершенствования

  • Найти для себя мелкого тирана, и учиться отслеживать и контролировать свои реакции на него.

Примечания

Литература

  • Карлос Кастанеда, все книги.

Ссылки

  • Искусство стратегии и сталкинга (статьи и тематический форум)
  • Критика сталкинга. (носит характер коммерческого предложения)

Эта статья - взгляд на сталкинг "с высоты птичьего полета". Сталкинг рассматривается как совокупность нескольких неразрывно связанных между собой составляющих.

Сталкинг (от английского слова stalking ) - подкрадывание (к дичи); скрытое преследование; выслеживание.

Это слово весьма удачно отражает суть этой дисциплины. Одной из составляющих сталкинга является самовыслеживание. Однако не будем забегать вперед и начнем по порядку.

Сталкинг - это многоуровневая система задач, смыслом которой является саморазвитие, а целью - безупречность и повышенное осознание. В основе этой системы лежит путь воина.

Путь воина - это совокупность определенных принципов, установок и отношений к своей жизни, самому себе, поступкам других людей и окружающему миру. Например, один из принципов пути воина гласит:

"Только воин может выстоять на пути знания. Воин не жалуется и ни о чем не сожалеет. Его жизнь - бесконечный вызов, а вызовы не могут быть плохими или хорошими. Вызовы - это просто вызовы.

Основное различие между воином и обычным человеком заключается в том, что воин все принимает как вызов, тогда как обычный человек принимает все как благословение или проклятие".

Карлос Кастанеда, "Колесо времени".

О чем этот принцип? Об отношении к событиям своей жизни как к вызову - тому, что нужно достойно встретить и преодолеть. Такая установка позволяет использовать любые жизненные ситуации в качестве "тренажера", обучающих ситуаций. Ситуаций, в которых можно и нужно проявить свои лучшие качества. Достойно пройти эти трудности и испытания, укрепив свой дух и волю.

Таким образом, любая жизненная ситуация может быть использована для саморазвития. Все, что для этого требуется - помнить об этом принципе, встречая очередные трудности и испытания. Даже один этот принцип может преобразить жизнь человека, а ведь это всего лишь один из элементов пути воина.

Цель пути воина - свобода. Прежде всего, свобода восприятия и осознания. По сути это и есть дальнейшая эволюция человека. "Магические" возможности , которые человек может приобрести в процессе такой эволюции, - естественный результат правильно организованной практики.

Магия не самоцель, она - следствие практики. При этом на карту поставлено больше, чем раскрытие потенциальных возможностей человека, на карту поставлено существование индивидуального осознания после физической смерти. Качество осознания (развиваемое в течение всей жизни) в момент смерти предопределяет дальнейшую судьбу и саму возможность существования индивидуума в иной, нематериальной форме.

Вернемся к утверждению о том, что сталкинг - это многоуровневая система задач и целей. Сталкинг можно сравнить с вложенными матрешками. Всего их четыре:

Эти уровни (составляющие сталкинга) расположены по мере увеличения сложности понимания и воплощения. Начнем с самого простого.

1. Социальное взаимодействие - это питательная среда, рабочий материал для самовыслеживания и культивирования принципов пути воина. Это своеобразный тренажер, который позволяет укреплять и очищать свой дух.

Взаимодействие с социумом - это всевозможные варианты общения и существования с другими людьми, а также ситуации, порожденные таким взаимодействием: маленькие и большие радости, разочарования, успехи, неудачи и т.д. Это конфликты, дружба, любовь, отсутствие денег, хамство в общественном транспорте, недопуск к сессии, поиск работы и т.д. Все то, с чем мы сталкиваемся ежедневно.

Сталкинг дает возможность использовать социальную среду в качестве тренажера. Это достаточно очевидный момент. Менее очевидным является тот факт, что сталкинг не ставит своей целью развитие социально-коммуникативных навыков.

Нужно четко понимать этот момент и правильно расставлять акценты. Существует большое множество успешных в социальном плане людей, которые знают законы социума и умеют ими пользоваться. Тысячи гениальных политиков, дипломатов, управленцев, актеров, психологов, адвокатов, продавцов, писателей и многие другие достойные представители своего цеха добились социального признания и успеха, но так и остались людьми, со своими слабостями и глупостями.

Поэтому, практикуя сталкинг, нужно отдавать себе отчет в истинной цели этой дисциплины. Конечная цель - безупречность и осознание, а не навыки социальной коммуникации.

Хотя, конечно, изучая свое поведение и обусловленность собственных реакций от тех или иных внешних раздражителей, человек, практикующий сталкинг, овладевает навыками социальной коммуникации, существенно облегчающими ему жизнь в этом мире. Но ставить это во главу угла глупо. Также глупо классифицировать людей на сталкеров и сновидящих только по их коммуникативным способностям. И те, и другие могут исключительно эффективно общаться с людьми. Отчасти это вопрос профессиональной ориентации, отчасти привитой с детства модели поведения.

Стоит отметить, что практика сталкинга ровно в той же степени доступна как сновидящим, так и сталкерам. И ничего запредельного в ней нет. Это ежедневный кропотливый труд по очистке своей психики от своей же глупости. Это практика изучения и упорядочивания своего внутреннего мира. Это практика очищения своего тоналя.

2. Самовыслеживание - это один из двух основных методов работы с содержанием внутреннего мира: системой ценностей, отношениями, установками, стереотипами, автоматизмами и др. (второй метод - культивирование принципов пути воина). В основе самовыслеживания лежит управление своим произвольным вниманием и распространение его на все события психо-эмоциональной сферы.

Смысл самовыслеживания заключается в изучении себя, выслеживании автоматизмов, проявления чувства собственной важности, жалости к себе и всевозможных страхов.

Овладевая навыком самовыслеживания, мы по сути учимся распространять свое внимание на ранее не задействованные элементы внутреннего мира. Словно фонариком мы высвечиваем темные уголки нашей психики. Способность управлять этим лучом внимания и есть навык самовыслеживания.

Однако, если мы ограничимся двумя вышеприведенными составляющими сталкинга, то просто получим еще одно направление психологии или психотерапии. И только подведя под это мировоззренческий фундамент, в нашем случае - путь воина, мы приблизимся к сталкингу.

3. Культивирование принципов пути воина - это сознательные усилия по воплощению в своей жизни принципов пути воина . Это устремление, намерение следовать путем воина и жить по его принципам. Это работа по изменению своего мировоззрения (приведение в порядок тоналя).

Одним из важнейших условий правильного воплощения пути воина в своей жизни является понимание того, что эти принципы взаимосвязаны. Это совокупность, система. Каждый из принципов пути воина уточняет и развивает другие принципы.

Чтобы правильно практиковать путь воина, нужно хотя бы знать эти принципы. Зачастую многие начинающие последователи Кастанеды совершают одну и ту же ошибку - фрагментарное, поверхностное знание принципов пути, и как следствие - искажение пути воина и перекосы в практике.

Теперь самый главный вопрос, а зачем это все? Зачем тренироваться в процессе социального взаимодействия, выслеживать себя и культивировать принципы пути воина? Путь воина дает ответ на этот вопрос. И этот ответ - развитие осознания.

4. Развитие осознания - это укрепление духа или очищение связующего звена с намерением.

Поначалу развитие осознания воспринимается как некая абстракция, затем по мере продвижения по пути воина эта цель наполняется конкретным содержанием. Дух сложно, практически невозможно описать словами, тем не менее его можно проявлять в своих поступках и чувствах. Самым явным образом дух проявляется через безупречность (осознание смерти, отсутствие чувства собственной важности и отсутствие жалости к себе).

Дух, осознание и внимание для меня являются близкими понятиями. Однако я не возьмусь формулировать их определение. Сложность описания этих понятий заключается в том, что они выходят за рамки разума. Эти понятия бессмысленно выводить путем умозаключений, разум здесь не помощник. Однако с ними можно познакомиться на практике, на своем живом чувственном опыте.

Интенсивность и устойчивость осознания можно совершенно реально почувствовать. Это очень специфическое и конкретное восприятие/чувство. Проще всего отследить его в процессе остановки внутреннего диалога. Когда ум безмолвствует, остается нечто, что позволяет нам воспринимать. Это "нечто" и есть осознание. Термин "произвольное внимание" наиболее близок по смыслу к осознанию. Фиксируя свое внимание на чем-либо, мы по сути задействуем осознание.

Уровень осознания отражается на ясности и трезвости мышления. Этот уровень не является постоянным и неизменным, в течение суток он колеблется. В момент пика осознания, мы демонстрируем чудеса выдержки, спокойствия, ясности мышления, внутренней дисциплины и др. проявлений безупречности. В те же моменты, когда осознание ослаблено, мы, наоборот, проявляем такие качества как тупость, раздражительность, мелочность, высокомерие, невнимательность, депрессия, лень и т.д.

Осознание очень четко связано с восприятием. Колебания осознания отражаются на восприятии событий, людей и самого себя. Если осознание ослаблено, то мир может предстать в совершенно мрачном и убогом свете, если же осознание повышено, то жизнь прекрасна:).

Обратите внимание, вышеприведенное описание - это скорее свидетельство существования осознания, его проявления, но никак не объяснение того, что же такое осознание. У меня есть подозрение, что объяснить это в принципе невозможно.

На самом деле "развитие осознания" - это тоже способ говорить. В действительности же мы пытаемся поместить точку сборки в позицию повышенного осознания. Именно положение точки сборки отвечает за текущую интенсивность осознания. Все усилия, которые мы прилагаем, практикуя сталкинг, служат одной цели - сдвинуть и зафиксировать точку сборки в позиции повышенного осознания. Этот сдвиг осуществляется плавно, в течение многих лет практики мы постепенно приближаем точку сборки к позиции повышенного осознания. Осуществляется это с помощью намерения. Именно поэтому развитие осознания - это также и очищение связующего звена с намерением.

Сведя все вышеперечисленные составляющие сталкинга вместе, мы получаем следующую модель:



Я намеренно убрал нумерацию у последнего пункта "Развитие осознания" и поместил его отдельно. Этот рисунок символизирует тот факт, что осознание выходит за рамки любых слов и объяснений. Оно в принципе не поддается описанию. Если про три первые составляющие мы можем более или менее внятно говорить, описывать различные практики и техники, позволяющие работать на каждом из уровней, то развитие осознания - это скорее результат. Это то, что мы получаем в результате правильной работы на этих трех уровнях.

Социальное взаимодействие - это самый поверхностный и, наверное, самый простой для понимания и конкретных действий уровень.

Второй и третий уровни - самовыслеживание и культивирование принципов пути воина - уже значительно сложнее. Сложнее главным образом потому, что это внутренняя практика. Работа идет с внутренним миром, а он у каждого из нас свой. Сложно дать инструкции и правила, сложно формализовать и четко описать последовательность действий. Да и нет в этом необходимости. Радость творчества и самооткрытия - это непременные составляющие свободы.

Дон Хуан заявлял, что охота на личную силу не может осуществляться по плану. И это действительно так. В лучшем случае можно задать ориентиры, вектор направления и обозначить вехи на этом пути.

Остается лишь добавить, что сталкинг - это неразрывная и единая совокупность всех трех уровней. Мы не можем ограничиться чем-то одним: практикуя сталкинг, необходимо иметь в виду все его составляющие.

Валерий Чугреев, 22.05.2007

NILF 21.11.2008 08:03

В действительности же мы пытаемся поместить точку сборки в позицию повышенного осознания.\" - \"подчинить тело разуму\" имеет к этому отношение? Я определяю тренеровку силы воли для себя как одну из основ практики, как источник личной силы которую несомненно надо накапливать для празвития осознания. Прав ли я?


Валерий Чугреев 22.11.2008 08:51

> NILF
> Прав ли я?

Не знаю. Я не понимаю, что Вы вкладываете в \"подчинить тело разуму\" и как именно Вы тренируете волю.


[Ответить] [Отменить ответ]

NILF 22.11.2008 14:33

>как именно Вы тренируете волю.
делаю все что раньше делать ленился


[Ответить] [Отменить ответ]

Валерий Чугреев 22.11.2008 15:23

Сомневаюсь, что таким образом можно развить волю (в том значении, в котором она используется в книгах Кастанеды). Дисциплину - да. Волю - вряд ли. Насколько я помню, дон Хуан утверждал, что нет никаких специальных упражнений или практик для развития воли. Вместе с тем он говорил, что принятие идеи смерти - одно из непременных условий пробуждения воли.


[Ответить] [Отменить ответ]

Марк Хелер 24.11.2008 21:52

Очень мало людей (печально...) по-настоящему понимают, что делают. Особенно, когда задают вопросы. А если эти вопросы - вопросы о Силе, тогда и вовсе не приходится рассчитывать на чье-то понимание.
Это благородное дело, коллега, - помогать людям проснуться. Только слишком уж индивидуальное.


[Ответить] [Отменить ответ]

Валерий Чугреев 24.11.2008 22:01

> Марк Хелер
Ну, попытка не пытка . Может, кому пригодится...


[Ответить] [Отменить ответ]

варя 03.12.2008 13:56

Вы оба правы,не стоит терять надежды,на пороге многие,только легкого пинка недостает и мгновения для остановки в погоне за благами


[Ответить] [Отменить ответ]

Monster 20.12.2008 04:28

чувство собственной важности, хм... я бы сказал: \"значимости\"


[Ответить] [Отменить ответ]

Рома 05.01.2009 12:21

Здорово, великолепно)))


[Ответить] [Отменить ответ]

Moooby 29.04.2009 02:22

Честно говоря, пинок это лишнее. По моему каждый умный человек должен строить свою систему ценностей и понятий, а не пользоваться тем что \"говорит Кастаньеда\", иначе появляется языковой\\смысловой барьер. К тому же когда делаешь своё - нет ни слепого подражания (следовательно нет \"бэкдоров\", сорри за слэнг), нет и предсказуемости этих \"конвеерных разработок\". То что дал Кастаньеда - не очень удобная взлётная полоса к общей системе личности(ессно со своими know-how), и только. А магия - это слишком уж \"потеряное в смыслах\" слово, как примитив - огненые шары тут больше нужны чем влияние на причинно-следственные связи.
PS:Попрошу не путать \"путь война\" с другими путями. Путь ученого тоже не плох, как и путь врача. Как и путь скажем стратега или путь скажем хранителя порядка. Нужно же делать поправку на время.

С уважением я.


[Ответить] [Отменить ответ]

Валерий Чугреев 29.04.2009 07:35

[Ответить] [Отменить ответ]

Moooby 30.04.2009 01:42

Угу. Только без учёта что охранники военных аэродромов тоже читают эти комиксы.


[Ответить] [Отменить ответ]

Ромалэ 15.06.2009 15:41

[Ответить] [Отменить ответ]

Валерий Чугреев 15.06.2009 19:45

> Ромалэ

Пожалуйста.

> Пишу курсовую по психологии на тему нагвализма


[Ответить] [Отменить ответ]

слониха 16.08.2009 11:19

Зависит от того, просек преподаватель "фишку" ли учения . И если он понял, то живет ли соответственно или просто философствует.

Кстати, для меня очень действенный способ накопления личной силы - незамедлительно приступить к тому, что делать ленивее всего. Но это не к тренировке воли относится , а к отслеживанию.


[Ответить] [Отменить ответ]

Дима Т 26.10.2009 22:03

Кстати, для меня очень действенный способ накопления личной силы - незамедлительно приступить к тому, что делать ленивее всего.

Кстати сталкинг, как я понял, вовсе не требует этого. Причиной "неохоты" что то делать может быть не только лень, но и отсутствие желания, то есть неуверенность в необходимости. В этом как раз и должно помочь отслеживание себя, поставить всё на свои места.


[Ответить] [Отменить ответ]

Сергей 11.12.2009 21:40

вопрос
Фиксируя свое внимание на чем-либо а что если это что либо некая абстракция? что происходит тогда?


[Ответить] [Отменить ответ]

Сергей 11.12.2009 22:52

соррии
цитата
"Фиксируя свое внимание на чем-либо"
а теперь вопрос:
а что происходит с нами когда мы фиксируем ВНИМАНИЕ на чем то абстрактном


[Ответить] [Отменить ответ]

Алексей 30.04.2010 19:37

прикольная штука этот сталкинг! однако, у меня есть недопонимание. как с помощью него мы войдем в 3 внимание без чьей либо помощи? насколько я понял, для этого нужно быть видящим и в партии воинов.


[Ответить] [Отменить ответ]

Sir_Peend 30.04.2010 22:35

Сталкинг сруктурирует материал, которыя получил от прочтения "Сокрытое в листве" и "Искусство войны", спасибо


[Ответить] [Отменить ответ]

Раунд-ап 15.02.2011 13:49

Валерий, а вы не думали насчет сведения всех статей в одну книгу?


[Ответить] [Отменить ответ]

Валерий Чугреев 15.02.2011 14:19

> Раунд-ап
Думал, пока не вижу в этом смысла. Сайт в данном случае эффективнее.


[Ответить] [Отменить ответ]

Денис 10.03.2011 10:20

ВАлерий здравствуйте. Пробежал глазами пару ваших статей про ЧСВ. Вопрос такой: Зачем уделять этому столько внимания? Понятно, что какие-то его проявления серьезно мешают жить. Сковывают, лишают свободы. Ну а какие-то и нет. так смысл тогда по ним так сильно заморачиваться? в итоге можно всю жизнь вбухать на самокопание, а пожить не успеть.
Допускаю, что я чего-то не понимаю, а вы понимаете. Вот поэтому и спрашиваю. Зачем рубить ЧСВ на корню и полностью?


[Ответить] [Отменить ответ]

Валерий Чугреев 10.03.2011 13:04

[Ответить] [Отменить ответ]

Денис 11.03.2011 07:02

Спасибо за ответ Честно говоря не ожидал его так скоро. Читал вчера статью о пути воина. Страхово ввязываться


[Ответить] [Отменить ответ]

Тёма 04.04.2011 13:56

Валерий, вы писали: "Самым явным образом дух проявляется через безупречность (осознание смерти, отсутствие чувства собственной важности и отсутствие жалости к себе)."
Основываясь на личном опыте я бы хотел добавить, что дух самым явным образом проявляется также через любовь, не просто любовь к мужчине или женщине, а любовь к миру, ко всему человечеству. Это всепоглощающее чувство в котором растворяешься без остатка. Со мной это случилось 4 года назад, два месяца после этого я летал, парил над землей . Два дня до касания Духа осознание было практически абсолютным (абсолютным конечно не могло быть, иначе я бы сгорел изнутри ).Прочитав определенную книгу, с помощью любви и осознания я собрал необходимое количество вспышек Духа, что-бы выдержать натиск непознаваемого. Это был ярчайший свет который притягивал меня, он разрывал на куски, чувство неописуемой радости и любви переполняло меня, это было чистейшее сознание невероятной силы. Но учитывая труды Кастанеды - Он не расколол меня словно скорняк шкурки . Я так понимаю поделился своим осознанием с этой силой. Ведь Он живет через нас.
Хочу добавить, что я на пути воина и естественно учение Дон Хуана играет для меня определяющую роль в развитии осознания. Но мне кажется, что последователи Кастанеды уделяют мало внимания существенному аспекту - любви. Дон Хуан говорил об отношении воина к любви: "Обычный человек слишком озабочен тем, чтобы любить людей, и тем, чтобы его любили. Воин любит, и все. Он любит всех, кто ему нравится, и все, что ему по душе, но он использует свою контролируемую глупость, чтобы не беспокоиться об этом...Без неизменной любви к тому существу (Земле), которое дает нам укрытие, уединенность является одиночеством. Только любовь к этому великолепному существу может дать свободу духу воина. А свобода - это радость, эффективность и отрешенность перед лицом любых препятствий." Я думаю, что на этих словах стоит сделать большой акцент и применять эти принципы в сочетании с безупречностью. Эффект от этого будет подобен взрыву атомной бомбы. Причем эмоциональный взрыв - это далеко не то, так как представляет собой обычный выплеск энергии. Любовь действительно делает нас легкими и подвижными, начинаешь относиться к миру словно ребенок, он представляется тебе тайной. Проверено на личном опыте .


[Ответить] [Отменить ответ]

Тёма 04.04.2011 15:11

Хотел бы еще добавить, что избавляет от ЧСВ величайшее чувство любви. Так как в любви мы растворяемся, нас нет, следовательно не кому испытывать ЧСВ . А все мысли и думы о том, что сейчас я поступил "более осознанно" чем ранее и т.д. только перестраивают элементы острова тоналя в другой последовательности. Следовательно, как кто-то говорил ранее, полная остановка ВД также ведет к избавлению от ЧСВ.


[Ответить] [Отменить ответ]

Владимир 29.08.2011 21:05

Здравствуйте.
Вы не могли прокомментировать эту книгу:
http://lib.rus.ec/b/220272/read
?


[Ответить] [Отменить ответ]

Валерий Чугреев 29.08.2011 21:09

[Ответить] [Отменить ответ]

Lelik 22.01.2012 17:02

осознание - отдавать отчет своим действиям, понимать свое предназначение. что морочиться заумными вещами.и не надо всю жизнь посвящать изучению, осознайте основы, начните их применять-вживлять в свою жизнь, действия, разум. и потом это просто будет сопутствующим фактором. это как сначала мучиться с пониманием и применением таблицы калорийности, измерять и взвешивать продукты, а через 3-6 месяцев запросто "на глаз" питаться. что-то типа того. вообщем, когда понятен алгоритм, все остальное интуитивно. пойми что это, зачем тебе это, и оно начнет работать на тебя.


[Ответить] [Отменить ответ]

Дмитрий Сергеевич 16.03.2012 13:50

Обстоятельно, спасибо


[Ответить] [Отменить ответ]

Анастасия 03.04.2012 05:16

Всем привет!

Есть очень насущный для меня вопрос. Прошу совета и мнений.

У меня случаются проблески собранности, концентрации и внимания. А проблески потому что я эмоционально зависимая личность и это случается крайне редко.

Если данная ситуация отдает серостью, я иду в свой внутренний мир за эмоциями, где жизнь происходит либо в прошедшем, либо в будущих временах. Почти каждое моё действие сопровождается - не постесняюсь этого слова - мечтаниями или прогнозами, что опять-таки переносит меня из реальности в будущее время.

Я не знаю как связать практику сталкинга со своей натурой. У меня такой психотип, и, сколько я себя помню, это всегда было со мной. Можно ли остановить художественные полеты? И как быть человеку, которому постоянно необходима эмоциональная подпитка?


[Ответить] [Отменить ответ]

Аноним 24.06.2012 19:36

[Ответить] [Отменить ответ]

Сталкер в переводе с английского stalker - охотник, ловец, преследователь. Это человек, который проникает на опасные территории и объекты, связанные с риском для жизни или здоровья, например, радиоактивные, и изучает их.

Так, ученый-эколог Александр Наумов - один из самых известных сталкеров, занимавшихся изучением Чернобыльской зоны отчуждения. Его лицо было использовано при создании персонажа популярной игры S.T.A.L.K.E.R.

Сталкер в широком смысле

К настоящему времени слово успело приобрести немало разных значений. Например, в техниках самосовершенствования Кастанеды это человек, осознанно выполняющий непривычные действия или обыденные действия непривычным способом и при этом наблюдающий за собой; тот, кто всегда способен найти лучший выход из любой ситуации.

Также сталкерами называют любителей туризма по мало изученным или игнорируемым по каким-либо причинам объектам, либо любителей индустриального туризма, связанного с незаконным проникновением на какую-либо территорию или объект.

Весьма популярны книги и игры серии S.T.A.L.K.E.R., где сталкерами называются обитатели зоны отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС, исследующие ее, защищающие от уничтожения и ищущие там ценные артефакты.

О сталкерах рассказывается в разных художественных произведениях, например, в книге «Пикник на обочине» писателей братьев Стругацких (1972), фильме Андрея Тарковского «Сталкер» (1979) и т.д.

Почему становятся сталкерами

Есть и реальные сообщества людей, называющих себя сталкерами и осуществляющих походы на территорию Припяти, исследующих и фотографирующих заброшенные места. Фотографии выкладываются на определенные интернет-сайты. У них есть ряд правил - ничего не ломать, не выносить, не оставлять после себя следов.

Сталкеры находят захватывающим путешествие в пустынной местности, где прежде жили люди. Многие здания и помещения остались такими же, как и четверть века назад, до катастрофы, и позволяют воссоздать в воображении образ жизни советской эпохи.

Тех, кто называет себя сталкерами, привлекает идея испытать себя и свои способности выживать в одиночку на неизвестной местности, а кто-то ищет адреналина, нелегально проникая на запрещенные для посетителей территории.

Кто-то хочет наконец почувствовать себя зависящим только от самого себя - в месте, где нет других людей. Также многим интересно то, как дикая природа отвоевывает некогда занятые городом места.

Заводя разговор о таких понятиях, как сталкер, категорически некорректно пытаться определиться с точной датой, годом, месяцем и днем, когда же это слово вошло в обиход людской и перестало быть диковинным. Причина этому весьма проста - в отличие от научных терминов, таких как термометр, микроб, электрон и т. д., понятие «сталкер» как род деятельности зародилось много веков назад. По сути, такой человек должен осуществлять тайное, скрытное проникновение на какой-либо объект (стратегический, промышленный, частный) с различными целями: от обычных наблюдений до ограблений и даже убийств. Конечно, в настоящее время понятие «сталкеры» (кто это, мы рассмотрим в статье), приобрело более мирный характер. Это исключительно удовлетворение своего исследовательского интереса. Веками ранее оно носило довольно мрачный характер, таких людей называли убийцами, диверсантами и т. д. Ход времени постепенно разграничивал простого исследователя и разведчика.

Появление термина

Попытки определить точную дату возникновения термина «сталкер» как рода деятельности бесполезны и обречены на провал - это факт. Однако если рассматривать время происхождения непосредственно самого слова, то тут уже можно выставить приблизительные рамки. На слуху у советского человека этот термин появился в период с 1970 по 1980 год. Связано это с выходом романа братьев Стругацких «Пикник на обочине», а также последующим выпуском фантастического фильма «Сталкер».

Профессия - искатели приключений или неприятностей

Что значит быть сталкером по роду своей деятельности? Краткий ответ был дан выше, осталось разъяснить все детально. Рассматривать более древние занятия людей, подходящих по описанию к теме не имеет смысла из-за неактуальности для современников. Сталкерство же настоящего времени, как было замечено ранее, основано на проникновении, как законном, так и незаконном, и исследовании покинутых, заброшенных людьми построек и территорий. А также на попадании на вполне активные индустриальные объекты: заводы, предприятия или охраняемые зоны (небезызвестная Зона отчуждения). Сталкер - это еще и шпион в узком восприятии.

Также данная «профессия» заключается не только в проникновении на какие-либо объекты с целью доказать «а я могу» и получить порцию адреналина, но и для чисто эстетических впечатлений. Например, для наблюдения за городом с его окраин. Данные цели, в основном, преследуют люди творческих порывов, ищущие вдохновения в необычных местах и вещах. Вот что значит сталкер современности.

Виды и терминология

Развиваясь и приобретая все большую популярность в мире, естественными стали различные ответвления от привычного сталкерства. Таких течений существует как минимум пять:

  • Сталкеринг - то, с чего начиналось зарождение этой культуры. Заключается в посещении брошенных людьми по различным причинам домов, целых районов и городов-призраков (небезызвестная Припять). На подобные «прогулки» отправляются, в основном, фотографы-сталкеры. Кто это, всем понятно: желающие запечатлеть строения, которые долгое время не были использованы человеком.
  • Инфильтрация - суть состоит также в проникновении на какую-либо территорию, только вот подобные походы более опасны. Так как объектом исследования становится охраняемая территория, нахождение человека на которой сопряжено с различным по степени риском для здоровья и жизни (разные заводы, котельные, подстанции и т. д.). Является очень опасным занятием, что, однако, только подстегивает многих искателей свежих порций адреналина.
  • Руфинг, цель которого состоит в восхождении на крыши зданий, зачастую в мегаполисах - с целью лицезреть вид на город сверху. Также, к примеру, для стрит-арта или для фотографирования приглянувшихся пейзажей (рассветов и закатов, которые, конечно же, красивее выглядят с высоких построек, где ничего не мешает).

Также можно выделить коммерческие виды этого занятия: индустриальный туризм (официальная экскурсия по заводу, если точнее), диггерство (исследование метро, туннелей и коллекторов), постпаломничество, урбанизм и т. д.

Расцвет экстремального туризма

Сталкерство как молодежное движение, иначе говоря как очередная субкультура, получило свое развитие в России в 70-х годах с публикацией в 1972 году фантастического романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». В нем данному термину приписывается следующие нелегально попавший в запретную Зону и занимающийся поиском и последующей продажей «артефактов». В книге основной акцент делается на незаконности проникновения на территорию, а не на свойстве сталкера исполнять роль своеобразного проводника, находя наиболее безопасный путь к цели.

Ответ на вопрос «Сталкеры - кто это?» можно найти и в кинематографе. С выходом в 1979 году фантастического фильма режиссера Андрея Тарковского значение термина приобрело окончательный вариант, используемый в настоящее время. В киноленте это человек, который стал проводником для группы между опаснейшими аномалиями, что делает его незаменимым в трудных походах по неизведанным местам.

Из книги в жизнь

Незаурядный образ с уникальной способностью - что еще нужно для введения этого персонажа в различные произведения? Как неоднократно упоминалось ранее, данный образ использовался впервые в романе «Пикник на обочине», а затем удачно был перенесен на киноэкраны благодаря ленте «Сталкер». Это название стало нарицательным для всех, кто может пройти там, где застрянет или не пройдет другой. И именно так нарекли бронированную разведывательно-диверсионную машину в РФ, а также российский внедорожник.

История сталкера как понятия не закончилась кинофильмами и автомобилями. В период с 2007 по 2009 год вышла серия компьютерных игр S.T.A.L.K.E.R., вновь пробудившая интерес к этому течению, а также завлекшая в ряды его последователей тысячи людей. Сюжет игры был частично позаимствован из романа братьев Стругацких, а также из одноименного фильма, но, в основном, это отдельная история, предложенная компанией GSC Game World. Действия происходили на территории Зоны отчуждения - в пределах Чернобыльской АЭС. Здесь сталкерами назывались любые лица, незаконно проникнувшие на территорию. Проводники же составили отдельную группу людей. Хотя они зачастую сами искали путь через аномалии.

Другие версии происхождения

Несмотря на то что ответ на вопрос: «Сталкеры - кто это?» - был дан многими известными личностями (и писателями, и режиссерами, и даже разработчиками игр), ум человеческий все еще «бродит» в поисках какого-то скрытого смысла этой необычной культуры. Естественно, к подобным мыслителям можно отнестись с разумным пониманием. Действительно, какова же истинная цель человека, который намеренно ищет приключений и посещает никому не нужные места?

Совсем недавно появилось интересное мнение по этому поводу. Следуя ему, человек совершает подобные действия с одной и вполне объяснимой целью - избавиться от рутинной жизни, когда день за днем приходится выполнять однообразные действия. Данным поступком индивидуум бросает вызов обыденности, доказывая самому себе, что жизнь можно построить по-своему, а не так, как это прописано в каком-нибудь своде правил. Новая эпоха внесла свои коррективы в значение слова «сталкер». Подобные действия вполне характерны для современного общества, особенно для молодежи, стремящейся самостоятельно найти смысл жизни.