Начало периода Воюющих царств некоторые историки связывают с начатой экспансией царства Чу, захватившего небольшое соседнее княжество в 479 г. до н.э., другие - со смертью великого философа и просветителя .

Знания об эпохе Воюющих царств, которыми историки обладают сегодня, почерпнуты в основном из хроники «Стратегии Сражающихся царств», однако, сведения об этом периоде не такие подробные, как о .

В период Воюющих царств (Чжаньго) господство , которое хотя бы формально, но признавалось в эпоху Весен и осени, полностью утратило силу, и царство Чжоу перестало играть какую-либо роль в раздробленном государстве.

В начале периода Воюющих царств в 403 году одно из сильнейших княжеств того времени Цзинь распалось на три части: Хань, Чжао и Вэй. Таким образом, в период Чжаньго выделялось семь могущественных княжеств-гегемонов: Чу, Хань, Ци, Вэй, Янь, Цинь и Чжао. Каждый правитель из этих царств присваивал себе титул вана, таким образом полностью уничтожив даже номинальную власть вана Чжоу, сделав его равным среди остальных. Из менее влиятельных царств наиболее сильными были Шу, Сун и Юэ.

Условия, сложившиеся в эпоху Воюющих царств, были самыми тяжелыми: непрекращающиеся интриги, падение нравов, борьба за власть, взяточничество, алчность и предательства пронизывали верхушку общества. Случалось даже так, что подчиненные следовали примеру своих начальников: вельможа, назначенный управлять городом, мог просто закрыть городские ворота и присвоить его себе или присоединиться к соседнему княжеству в расчете на выгоду. Однако интересно, что именно в этот период наблюдается небывалый расцвет философской мысли в Китае. Рост населения, бесконечные внутренние и междоусобные войны, набеги кочевников, восстания, технологическая революция, вызванная появлением железа, заставили правителей искать поддержки и помощи у класса ученых. Так постепенно сформировались целые философские школы, сыгравшие важнейшую роль в становлении китайской философской мысли и мировоззрения. Эти школы известны как «100 соперничающих школ», хотя на самом деле их было шесть: , «школа имен» (логика), «школа дао и дэ» (), «школа моистов», «школа инь-ян» (натурфилософы) и легисты («школа законников»).

Безусловно, среди прочих школ наибольшее влияние на общество и формирование китайских ценностей и морали оказало и оказывает до сих пор конфуцианство. Однако в тот период, где положение правителей было шатким, а княжества находились в состоянии постоянной войны, на ход развития истории самое практическое воздействие оказала школа легистов, прародителей тоталитаризма, с помощью принципов которых королевству удалось захватить остальные княжества и положить конец эпохе Воюющих царств.

Именно в подростковом возрасте происходит формирование так называемого разумного эгоизма. Определение эгоизма как дефекта личности, вытекающее якобы из противопоставления личности, личных интересов интересам общества, общественным интересам, вряд ли можно признать верным. На самом деле развитие эгоизма (естественно, разумного), происходящее в ходе формирования личности, есть явление необходимое и закономерное. Еще в XIX веке Н.А. Добролюбов справедливо подчеркивал, что эгоизм - неотъемлемое качество любого человека и что человек, не обладающий самолюбием, теряет свой облик, становится ничтожеством.

Однако в своих крайностях любое качество превращается в противоположность. Новое качество подростка состоит в том, что свое представление о себе он переживает как явление личное, индивидуально значимое. Это качество становится основой для формирования представлений о собственной личности. Это уже не просто выделение себя из окружающего, но осознание качеств собственной личности в результате сопоставления себя со сверстниками, взрослыми, понимания собственной принадлежности к коллективу, своей зависимости от коллектива, от общества.

Подростковый период формирования психики ограничен возрастом от 10-12 до 15-17 лет. Закрепляемые к концу этого периода новые и чрезвычайно сложные качества психики получают дальнейшее усложнение на этапе юности.

Гармонии в формировании психических качеств подростка можно достичь как устранением чрезмерной его опеки в ходе развития, так и исключением чрезмерной перегрузки его хрупкой, формирующейся психики.

Знание законов психического развития и поведения подростков, охрана физического и психического здоровья подрастающего поколения, предоставление им разумной инициативы в жизни должны быть в центре внимания воспитателей, педагогов, врачей и всех граждан, желающих дальнейшего расцвета нашему юношеству.

Гигиена подросткового возраста имеет свои особенности, обусловленные характером и темпами развития организма, и охватывает несколько взаимосвязанных сторон. На первом месте (не по важности, но по необходимости) следует поставить правильную организацию режима труда и отдыха, ибо при отсутствии определенной системы в организации режима дня и ночи или даже в случаях ее неоптимальности могут возникать перенапряжение и переутомление нервной системы, отклонения в деятельности эндокринной, пищеварительной и других систем организма. День подростка должен быть достаточно сильно загружен, чтобы он мог излить почти всю свою энергию. Ночной сон должен длиться не менее 8-9 ч, что достаточно для восстановления сил. При правильном распределении времени его должно хватить и на игры, и на спорт, и на школьные занятия, и на подготовку школьных заданий, и на отдых, включая сон. При организации отдыха следует учитывать негативные последствия чрезмерного увлечения компьютером, видеомагнитофоном, выражающиеся в различного рода нервных срывах. То же самое относится и к увлечению подростков магнитофонами, громкой музыкой дома или на дискотеке, аудиоплеерами и т.д.

Потребностью организма подростка должны стать активные занятия физической культурой и спортом. Физические упражнения различных видов при регулярном их выполнении не только способствуют общему укреплению организма, развитию у ребенка координированное™ движений, быстрой реакции, но и исправляют его осанку, какие-либо дефекты фигуры, способствуют более гармоничному развитию личности, поскольку игры, в том числе спортивные, участие в соревнованиях обеспечивают большие возможности к общению подростков друг с другом, уменьшают свойственную многим детям застенчивость.

Занятия физической культурой и спортом должны проводиться в присутствии и под контролем взрослых. Обязателен медицинский контроль.

Нельзя пренебрегать укреплением навыков самообслуживания, поддержания чистоты, опрятности, культуры внешнего вида, т.е. личной гигиеной.

Благодаря высоким темпам роста подростков и их большой подвижности, требующим своего возмещения в энергетических и пластических материалах, важное значение приобретает питание. В основе гигиены питания подростков лежит соблюдение достаточной калорийности, разнообразия и качества пищевых продуктов, режима питания.

Для подростков, осваивающих профессию, количество пищевых продуктов и калорийность пищи увеличиваются на 10-15% в зависимости от характера нагрузки. То же относится и к регулярно занимающимся спортом. При этом калорийность пищи и ее состав регулируются в зависимости от вида спорта и уровня спортивных достижений.

Термин «акселерация» (от лат. ассекгаио - ускорение) был предложен в 30-х годах двадцатого столетия для характеристики своеобразных явлений, наблюдавшихся в физическом развитии человека. Сопоставление антропометрических данных, полученных в двадцатом веке, с данными, полученными в 30-х годах девятнадцатого столетия, к которым относится начало систематических антропометрических исследований, показало четкую тенденцию к ускорению роста и развития детей и подростков. Наиболее ярко акселерация проявляется в пубертатном периоде, хотя обнаруживается уже на стадии внутриутробного развития.

При оценке таких параметров, как масса и длина тела, необходимо иметь в виду, что отклонения от табличных норм еще не означают какой-либо патологии и могут быть обусловлены особенностями телосложения (конституция), степенью развития мускулатуры, плотностью костной ткани и т.д. В периоды активного роста (7-8 и 12-14 лет) отклонения от нормы могут быть выражены наиболее резко. На практике разработаны приблизительные оценки патологических отклонений в массе тела от нормальных колебаний этого параметра. Так, превышение нормы на 15-20% - признак начинающегося ожирения (ожирение 1 степени). Превышение нормы на 20-50 % говорит об ожирении II степени, а увеличение массы на 50-100 % свидетельствует об ожирении III-IV степени.

То же относится и к длине тела, которая, как один из показателей физического развития организма, способна сигнализировать о наличии каких-либо отклонений в состоянии организма ребенка. Практически все эндокринные заболевания в детском возрасте сопровождаются нарушениями роста. Среди них наиболее часто встречаются гигантизм, акромегалия, нанизм (карликовость) и др. Гигантизм чаще отмечается среди мальчиков-подростков. Его возникновение обычно связывают с чрезмерной чувствительностью костной ткани в зоне ее активного роста к действию соматотропного гормона (гормона роста) или с повышенной продукцией этого гормона передней долей гипофиза. Эффект этого гормона в тех случаях, когда рост скелета уже закончен, может выразиться в проявлениях акромегалии, что выражается в увеличении концевых частей тела - конечностей, носа, челюстей. В тех случаях, когда наблюдается уменьшение секреции соматотропного гормона, может наблюдаться задержка роста, или карликовость, при которой рост ребенка значительно меньше роста его сверстников.

Следовательно, необходимо внимательно следить за динамикой физического развития ребенка - массой и длиной тела.

Юношеский возраст. У юношей показатели физического развития достигают окончательных значений, свойственных уже взрослому зрелому человеку. Правда, имеются определенные различия: тело еще не достигает той мышечной крепости и силы, которые свойственны зрелому мужчине, сохраняет гибкость и стройность, сближающие его с подростком. У девушки фигура также отличается от фигуры женщины, уже обретшей материнство. Юношеский возраст - период жадного и активного накопления знаний. Именно в этом возрасте молодые люди, как правило, получают специальность или активно стремятся к этому, обучаясь в различного рода учебных заведениях или на производстве. Происходит окончательное становление характера, закладывается стереотип жизненных установок, избирательно возникают интересы, ценности, социальные навыки.

2. Период зрелости

Понятие «зрелый возраст» применяется для характеристики жизни людей в возрасте от 21 года до 59-60 лет у мужчин и от 20 до 54-55 лет у женщин. В свою очередь, он подразделяется на два периода: 1-й период - от 21 года до 35 лет у мужчин и от 20 до 35 лет у женщин. Этот период коротко можно охарактеризовать как период относительного постоянства и устойчивости функций организма на максимально высоком уровне его развития. Второй период - от 36 до 59-60 лет у мужчин и от 36 до 54-55 лет у женщин. У людей в этом возрасте отмечаются явления нейроэндокринной перестройки, постепенное, но прогрессирующее снижение основных физиологических показателей, появление первых клинических признаков заболеваний, свойственных более старшему возрасту, что в значительной степени обусловлено снижением адаптивных изменений, происходящих в организме (мелкие травмы, остаточные явления после перенесенных заболеваний, интоксикации разного происхождения, малые и большие стрессы и т.д.).

Основанием для объединения этих двух достаточно различных возрастных групп в одну («зрелый возраст») послужило то обстоятельство, что именно в этом возрастном диапазоне человек занимается общественно полезным трудом и на него рассчитаны различные виды законодательства - трудового, уголовного и т.д. Кроме того, в усредненном виде можно говорить о том, что именно в этот период наблюдается максимум соответствия между календарным (паспортным) и биологическим возрастом.

Несмотря на то что в «зрелом возрасте» выделены два возрастных периода, между ними практически нет строго очерченной границы, или она зыбка и строго индивидуальна. Однако не без основания часто выделяют особый, рубежный возраст. У мужчин - это условно 40 лет, у женщин на несколько лет меньше, почти совпадающий с границей между первым и вторым периодами зрелого возраста. Этот рубеж - 40 лет - отличается рядом особенностей. С одной стороны, в возрасте 40 лет человек (в данном случае мужчина) достигает максимума (потолка) своих потенциальных возможностей. Интенсивность и производительность его труда, особенно умственного, очень высока. Накоплен большой жизненный и трудовой опыт. У большинства людей их знания, опыт приносят максимальную отдачу или только начинают ее приносить. Человек в свои 40 лет становится максимально полезным членом общества, его ценят и на работе и дома. Однако именно в этом возрасте закладывается и начинает разыгрываться своеобразная трагедия - определяется несоответствие между физическим состоянием тела и умственным потенциалом «хозяина» этого тела, наблюдается разрыв между желаниями и возможностями их воплощения. В условиях, когда мозг работает с высокой интенсивностью и отдачей, а главное - еще способен работать в таком режиме достаточно долго, в организме начинаются деструктивные процессы и неблагоприятные перемены - он начинает стареть. И хотя до старости еще далеко, процесс накопления нежелательных отрицательных изменений необратим и неумолимо нарастает.

Каждый новый период в жизни ребенка – это новые впечатления и эмоции, как для малыша, так и для его родителей. В то же время, каждый возраст имеет свои сложности и особенности. Речь идет о так называемых "возрастных кризисах", о которых мы вам сегодня и расскажем.

Если мы спросим у любого родителя: "Какой возраст ребенка вы считаете самым лучшим?", то наверняка услышим в ответ: "Каждый период жизни малыша хорош по-своему". В младенчестве – возможностью наблюдать, как из беспомощного существа формируется личность. В дошкольном возрасте – необходимостью помогать ребенку приобретать новые знания и навыки. В подростковом периоде – возможностью видеть, как в маленьком некогда человечке проявляются первые черты взрослого, уверенного в себе юноши или девушки.

Да, каждый новый период в жизни ребенка – это новые впечатления и эмоции, как для малыша, так и для его родителей. В то же время, каждый возраст имеет свои сложности и особенности. Речь идет о так называемых "возрастных кризисах", о которых мы вам сегодня и расскажем.

Что такое " кризис возраста"


Возрастной кризис – это переломные моменты в развитии ребенка, разграничивающие разные периоды его жизни. Суть возрастных кризисов в том, что у человека изменяется система связи с окружающей действительностью и его отношения к ней. Другими словами, меняется ведущая деятельность ребенка, в результате чего у него проявляются резкие изменения личности и психологические сдвиги. Отметим, что кризис можно считать как хорошим, так и плохим периодом в развитии.

К негативным моментам возрастного кризиса можно отнести такие факторы, как:

  • во время кризисов ребенок сильно меняется – появляется негативизм (например, когда родители просят ребенка сделать что-то, а он проявляет негативную реакцию и отказывается выполнять требования).
  • появляется плохое поведение (не исключается и проявление деспотизма) – наблюдается капризность и строптивость, а также возрастает количество конфликтов с окружающими.

Если же говорить о положительных моментах возрастного кризиса, то нельзя не упомянуть то, что именно в такие периоды ребенок учится по-новому общаться, у него появляются новообразования и изменяется ведущая деятельность.

Какие бывают детские "кризисы"

Кризис новорожденности – это самый первый переломный период в жизни ребенка, который отделяет внеутробное психологическое развитие малыша от его внутриутробной жизни. Существует две причины появления такого кризиса: физиологические (ребенок отделяется от матери и попадает в другие условия) и психологические (психика у только родившегося младенца представляет собой безусловные рефлексы).


Второй кризисный период наступает в младенческом возрасте и имеет название "кризис одного года". Внешне он проявляется в виде непослушания, криков и истерик. Причиной кризиса одного года специалисты считают социальную ситуацию разрушения полной слитности новорожденного со взрослым. Именно в этот период малыш осознает, что он ребенок, а родители – взрослые.

В период раннего детства начинается новый переломный момент – кризис трех лет . В это время малыш начинает понимать, что он не просто ребенок, а личность, которая имеет свое место в обществе. И произнося сакраментально "я сам", малыш стремиться закрепить свое место в мире. В свое время знаменитый советский психолог Выготский описал основные характеристики этого периода следующим образом:

  • упрямство – невозможность (нежелание) отказаться от своего желания (решения);
  • негативизм – стремление сделать прямо противоположное тому, что сказали;
  • обесценивание – попытки сломать любимые игрушки, обозвать маму или папу и т.д.;
  • строптивость – отрицание норм воспитания или образа жизни в семье;
  • бунт или протест – провоцирование конфликтных ситуаций при малейшем проявлении сомнений в самостоятельности ребенка;
  • деспотизм – стремление навязать взрослым свои желания, с тем, чтобы они сделали все, что ребенок захочет.

Следующий кризис настигает ребенка в дошкольном возрасте, когда игра, как ведущая деятельность, исчерпала себя, а на смену пришло понимание того, как и что работает. Специалисты называют данный период "кризис идентичности " или "кризис семи лет". В этом возрасте у ребенка активно развивается воображение, произвольная память и поведение, а также формируются элементы учебной деятельности. То есть, будущий школьник осознает, что настало время взрослеть, подстраиваться под общество и прислушиваться к мнению и желаниям окружающих. Естественно, изменение жизненной парадигмы вызывает у ребенка психологический дискомфорт и непроизвольный протест, который проявляется в:

  • кривлянии;
  • притворстве;
  • капризах;
  • вертлявости;
  • демонстрации нарочито взрослого поведения.


Следующий кризисный период (подростковый, пубертатный кризис ) является наиболее значимым переломным моментом в жизни ребенка, так как он связан не только с психологическими, но и физиологическими изменениями. Ну а поскольку в двух словах рассказать о нем невозможно, в самое ближайшее время мы посвятим ему отдельную статью.

Как с бороться с возрастными кризисами

Чтобы ребенок с минимальными для себя психологическими потерями преодолел описанные выше переломные моменты своей жизни, родителям очень важно не только понимать особенности каждого возрастного периода, но и проявлять максимальное терпение и тактичность.

К большому сожалению, вы не сможете пережить за ребенка эти непростые моменты взросления. В ваших силах только помочь своему малышу расширить его возможности, освоить новые для него сферы деятельности и овладеть новыми средствами для удовлетворения своих потребностей.

А для этого нужно всего лишь разговаривать со своим ребенком, внимательно его слушать, стараться понять и уважать детские решения, и, конечно же, окружить маленького человечка безмерной любовью и заботой.

У многих женщин менструальный синдром проходит тяжело. То есть значительно ухудшается самочувствие как физическое, так и эмоциональное. Часто в этот период проявляются некоторые нарушения работы сердечнососудистой системы. А именно — происходят скачки давления. Иногда отклонение от нормы наблюдается даже у тех женщин, которые в остальные дни не имеют таких проблем.

Что касается взаимосвязи репродуктивной системы женщины и изменения показателя артериального давления, то она вполне оправдана, и объясняется переменой гормонального фона. Артериальное давление называется еще кровяным, ведь это сила, с которой кровь давит на стенки сосудов.

Регуляция этого показателя происходит из-за влияния нервной системы и гормональных факторов. Важно отметить, что на этот показатель влияет гипофиз, гипоталамус и надпочечники, а именно эти органы вырабатывают группу гормонов, влияющих на тонус сосудов. К ним относятся адреналин, глюкокортикоиды и альдостерон.

Гормоны, влияющие на тонус сосудов, взаимодействуют с другими гормонами. А именно, гормонами, которые управляют менструальным циклом. Они есть в организме все время, так как способствуют развитию репродуктивных органов по циклам, но согласно этим циклам их количество изменяется. Также от них зависит процесс отторжения слизистой матки и т.д.

Можно сделать вывод, что все гормоны между собой взаимодействуют, и поэтому репродуктивная и сердечнососудистая системы так тесно связаны.

Что происходит с сосудами перед менструацией?

Гормоны, которые регулируют работу репродуктивных органов, влияют на состояние сосудов, а значит, и на показатель артериального давления перед месячными. В это время в организме концентрация прогестерона больше всего.

Его функция при этом заключается в том, чтобы создать все условия для процесса оплодотворения. Одним из таких действий является улучшений кровоснабжения в малом тазу. Кровоснабжение улучшается благодаря тому, что прогестерон влияет на сосуды, расширяя и увеличивая их.

Но следует отметить, что гормон находится в крови, а это означает, что улучшается кровообращение во всех органах.

В силу индивидуальных особенностей организма женщины, перед месячными артериальное давление может подниматься или понижаться. Это может происходит, например, из-за наличия определенных заболеваний.

Причины высокого давления перед месячными:


Также нередко в этот период у женщин происходит недостаток витаминов и минеральных веществ. Симптомами этого являются сонливость, чувствительность или дискомфорт молочных желез и т.д. Вследствие этого также показатель артериального давления понижается.

Период месячных

В этот период у каждой женщины могут проявляться разные симптомы, которые в результате могут провоцировать нарушение сердечнососудистой системы, в виде реакции сосудов. То есть проявляется либо повышенное давление, либо пониженное. Причиной является активные гормональные перестройки.

В период менструации у женщины может преобладать кризовая форма. Для нее характерны такие симптомы как боли в области сердца, паника, чувство переполнения мочевого пузыря. В период месячных эти симптомы способны вызывать высокое давление.

Отечная форма при месячных характеризуется проявлением задержки жидкости в организме, то есть нечастые позывы к мочеиспусканию, приступы тошноты и запоры. В период месячных эти симптомы всегда провоцируют повышение артериального давления.

Также выделяется цефалгическая форма, это проявление по типу ВСД. Женщина при этом ощущает нарушение сердечного ритма и боль в области сердца. Повышение давления при этом проявляется в большинстве случаев.

В период менструации женщине свойственны эмоциональные всплески, которые являются причиной расстройств нервной системы. Этот фактор влияет также на проявление гипертонического синдрома в период месячных.

Женщина, у которой проявляется низкое артериальное давление в дни месячных, может потерять сознание в любой момент. Одной из основных причин пониженного давления в этот период являются обильные выделения.

Они могут быть из-за заболеваний гинекологического характера: миома, полипы, эндометриоз. Когда женщина теряет много крови, то и гемоглобин снижается и также происходит кислородное голодание организма.

Пониженное давление может проявляться из-за приема спазмолитиков. При месячных женщина часто ощущает боль в животе, принимает болеутоляющие средства. Эти препараты расширяют сосуды.

Если женщина в этот период придерживается строгой диеты, то это может спровоцировать проявление низкого давления.

Так как может быть упадок сил. Недостаток витаминов и минералов и т.д.

После менструации

Как правило, после месячных самочувствие женщины улучшается само собой. Но могут возникать ситуации, когда артериальное давление еще некоторое время остается пониженным или повышенным. Это не патология и пугаться по этому поводу не стоит.

После месячных регуляция репродуктивных органов совершается фолликулостимулирующим гормоном и эстрогенами.

Эти гормоны еще некоторое время будут воздействовать на тонус сосудов.

Как устранить эти симптомы?

Для того чтобы избавиться от неприятных симптомов месячных, следует обратиться к врачу. Важно при этом сдать анализы на уровень гормонов. Если выявится дисбаланс, то врач назначит гормональную терапию. Могут назначаться также седативные или психотропные препараты, антигистаминные средства. Антигистаминные препараты позволяют уменьшить отек.

Также важно изменить образ жизни. Организм должен получать достаточно витаминов и минералов, нужно увеличить физическую активность и придерживаться здорового питания. Желательно меньше употреблять соли и сахара, так как это способствует задержке жидкости в организме.

Конечно, важно также отказаться от вредных привычек. Курение, употребление алкоголя, чрезмерное употребление кофеина негативно влияет на организм.

Каждая женщина в период менструации ощущает дискомфорт, но степень его проявления зависит от многих факторов. Одни не могут встать с постели, из-за низкого давления, так как боятся потерять сознание, а других мучают головные боли и эмоциональные расстройства.

При этом важно вовремя обратиться за помощью к врачу, так как причиной этому могут стать заболевания сердечнососудистого, гинекологического или эндокринного характера.

Вконтакте

Одноклассники

Читайте также статьи по теме

Шунтирование сердца: чего ждать после операции?

Курсовая работа по возрастной психологии

на тему:

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Введение

1. Период детства

2. Период зрелости

3. Пожилой возраст

Заключение

Список использованной литературы

Понятие «возраст» охватывает период от рождения до исчисляемого момента, однако целесообразно учитывать и предшествующий рождению человека период, т.е. эмбриональное развитие, поскольку именно в это время происходит закладка всех отличительных особенностей конкретного человека. Эмбриональный период (эмбриогенез, или зародышевый период) начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и завершается выходом молодой особи из тела матери - рождением нового существа. Весь последующий после рождения период называется постэмбриональным. Кроме того, эмбриогенез делят на два периода. В медицинской практике обычно пользуются двумя понятиями: на протяжении первых 8 недель развивающийся организм называют зародышем; начиная с 9-й недели (т.е. с момента образования зачатков органов) – плодом.

Генетические исследования показали, что развитие признаков, свойственных данному организму, происходит под контролем генетического аппарата, т.е. на разных этапах роста и развития организма происходит последовательное включение разных генов.

Изучение генетической программы эмбрионального периода развития организма имеет важное значение для того, чтобы выявить у будущего ребенка предрасположение к различным заболеваниям нервной системы, болезням обмена веществ и другим, которые можно определить именно в период эмбриогенеза. Знание причин возникновения и характера течения подобных болезней, выявляемое в процессе медико-генетического консультирования, дает возможность специалистам рассчитать и «предсказать» степень риска передачи генетических нарушений потомству.

Всю жизнь человека после его рождения делят на определенные возрастные периоды.

Медицинская практика и жизнь вносят свои коррективы в классификации возрастных периодов человека. В частности, всю временную продолжительность жизни человека стали делить на две группы возрастных периодов. Первая из них охватывает период наиболее динамичного и интенсивного роста и развития организма (возрастные периоды у детей с выделением периода внутриутробного развития). Вторая группа (возрастные периоды взрослого человека) охватывает отрезок жизни человека, организм которого после относительно продолжительной стабилизации развития функций и строения начинает испытывать изменения, связанные с последующим старением и неизбежным итогом - смертью индивида. Каждый возрастной криз требует самого внимательного к себе отношения: кто-то нуждается в консультации терапевта, невролога или сексопатолога, кому-то следует обратиться к врачам иной специальности. Но во всех случаях требуется внимательное, доброжелательное и тактичное отношение со стороны родных, близких и просто окружающих людей.

В данной курсовой работе проводится исследование периодов жизни человека.

1. Период детства

Для всего периода детства характерны постоянное развитие и рост. На ход развития ребенка оказывают влияние разнообразные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы. Под эндогенными факторами понимают особенности организма и его функциональных систем, сформировавшиеся у предков под влиянием среды и унаследованные ребенком, а также образующиеся у самого ребенка под воздействием экзогенных факторов. Остаточные изменения после перенесенных инфекционных заболеваний, травм нервной системы и тому подобные последствия, будучи экзогенного происхождения, становятся после своего образования эндогенными по действию факторами. Доминирующее значение приобретает среда, в которой растет ребенок. Громадную роль играет питание. Правильная организация режима и ухода, профилактика заболеваний - все это может предотвратить нарушения развития детей во всех возрастах.

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов младенца, который мало приспособлен к факторам окружающей его среды. Длительность этого периода определяется временем адаптации организма новорожденного к новым условиям существования и составляет примерно 10 дней.

Период грудного возраста определяется сроком грудного вскармливания. Условно его продолжительность считается равной 1 году (1-й год жизни). Ребенок в этот период, как и в предыдущий, крайне беспомощен, он требует постоянного и бережного ухода. Недостаточное развитие пищеварительного аппарата при относительно высокой потребности в пище в силу интенсивного роста требует правильной организации питания. Ошибки в определении качества и количества пищи могут способствовать быстрому развитию расстройств пищеварительной системы.

У детей первых 2-3 мес. жизни слабо развита система терморегуляции. Тонкая и легкоранимая кожа, слабость большинства барьерных функций делают детей первых месяцев жизни более подверженными различным инфекциям. Отмечается недостаточность иммунитета. В возрасте 5-10 мес. ребенок наиболее беззащитен относительно инфекций. Это обстоятельство связано со снижением пассивного иммунитета (обусловленного ослаблением действия материнских антител, поступающих в организм ребенка через плаценту или с материнским молоком) и недостаточностью собственного активного иммунитета из-за несовершенства развития иммунной системы детского организма первого года жизни.

Особенно опасно проявление слабости иммунной системы для детей, живущих в крупных городах с развитой промышленностью, а также в крупных промышленных центрах, где в последние годы наблюдаются массовые заболевания детей различного рода аллергическими заболеваниями. Эта проблема получила большую социальную значимость и требует решений со стороны государственных органов. Бедственное состояние экологии во многих районах угрожает здоровью населения, в первую очередь детей и уже рожденных, и еще находящихся в утробе матери.

Дошкольный возраст представляет собой достаточно продолжительный период жизни человека. Обычно его делят на две возрастные группы: ясельный возраст (1-3 года) и собственно дошкольный возраст, или возраст детского сада (3-6 лет).

Такое деление достаточно искусственно и связано в основном с социальными причинами. Ребенок, прошедший ясли и детский сад, более общителен, легко вписывается в новый коллектив, что очень важно при начале обучения в школе, приобретает иммунитет к некоторым инфекциям, которые чаще всего встречаются в детских коллективах, и др. Вместе с тем жизнь показала, что малыш, воспитываемый до 3-4 лет в домашних условиях, обладает более высоким уровнем умственного и физического развития, лучше воспринимает школьную программу, более воспитан. Это, конечно, отмечается в тех случаях, когда дома ребенку уделяют достаточно времени и внимания. Период дошкольного возраста называют еще «периодом молочных зубов». В этом названии подчеркнута биологическая особенность возрастного периода. Действительно, именно в этом возрастном интервале жизни ребенка появляются и вырастают так называемые молочные зубы, что сопровождается развитием и совершенствованием пищеварительной системы. Ребенок постепенно приобретает способность употреблять и усваивать практически любую пищу, что дает возможность увеличиваться росту и массе тела, совершенствоваться двигательным навыкам и т. п.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, повышенной любознательностью и активностью, стремлением к инициативе и действию. Чтобы предупредить развитие эгоизма и эгоцентризма, вызываемых описанными качествами, ребенка следует приучать к правилам коллективного взаимодействия. Однако такая работа ни в коем случае не должна убивать в нем духа самостоятельности и инициативности, не должна превращать его в «винтик» сложного сообщества, в котором ему приходится существовать. Главное - привить будущему члену общества уважение к себе подобным, научить его жить в обществе, но не подавлять его личность. Это сложная, трудная, но благородная задача. Примеры и «антипримеры» мы легко найдем в нашем обществе, где на протяжении десятилетий происходило целенаправленное уничтожение или «перевоспитание» всех, кто мало-мальски выделялся среди своих соотечественников. Итогом такой «работы» с подрастающим поколением стало изобилие заурядных серых личностей, неспособных к какой-либо самостоятельной и тем более творческой деятельности.

Следует иметь в виду, что у детей дошкольного возраста существует разрыв между стремлением к активному выражению свойственной им подвижности и реальными возможностями организма. Высокая подвижность и любознательность ребенка в то же время сопровождаются быстрой утомляемостью, поскольку адаптационные возможности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы значительно ниже, чем у взрослых. Игры в этом возрасте следует рассматривать как трудовую нагрузку.

Переутомление, перегрузки ведут к развитию невротических реакций, изменению поведения и характера ребенка. Об этом необходимо помнить и при организации обучения ребенка школьного возраста.

Школьный возраст условно делят на младший, средний и старший. Общим свойством младшего школьного возраста является интенсивное течение процессов роста и развития организма. Годовые прибавки в длине составляют от 2,5 до 7 см, а в массе тела - от 1 до 4-5 кг. Следует заметить, что в этой возрастной группе мальчики развиваются значительно быстрее, чем девочки. Продолжаются окостенение и рост скелета, но поскольку не завершено окостенение позвоночника, он остается гибким и податливым. При длительном неправильном положении тела возможно развитие искривления позвоночника. Происходит нарастание мышечной ткани, заканчивается формирование нервного аппарата мышц, увеличивается их сила. Растет легочная ткань, увеличиваются жизненная емкость легких и их минутный объем. Наблюдается повышенная возбудимость дыхательного центра, в связи с чем даже небольшая физическая нагрузка вызывает учащение дыхания. В возрасте 7-8 лет происходит интенсивное функциональное развитие головного мозга при относительно небольшом увеличении его массы.