упражнение равновесие старший дошкольный

У детей старшей группы детского сада огромное значение следует уделять процессу развития движений и формированию такого качества как самостоятельность.

В связи с этим необходимо количественно и качественно усложнять упражнения для развития равновесия.

Помимо, таких упражнений как, традиционное передвижение по скамейкам и дорожкам должно часто использоваться технически интересное движение врассыпную. К такому виду движения можно отнести одновременно кружение, ходьбу, бег и остановку по сигналу на 2 и на 1 ноге, в т. ч. с закрытыми глазами; ходьбу, бег, прыжки спиной вперед в сторону глухой стены, в т. ч. с закрытыми глазами.

Совершенствование равновесия возможно не только за счет гимнастических упражнений.

Большую роль в развитии равновесия играют спортивные упражнения (езда на велосипеде, катание на лыжах и санях).

Очень важным моментом является процесс грамотной организации ребенка, тем более в заданиях, которые характеризуются длительным действием. Передвижение ребенка по дорожкам и скамейкам должно быть поточное.

Дети старшего дошкольного возраста имеют способность к усвоению более рациональных способов дыхания при выполнении различных движений.

Таким образом, когда дети поднимают руки вверх, в стороны, отводят назад осуществляется вдох, а когда опускают их вниз, сводят вперед осуществляется выдох.

При выпрямлении и прогибании туловища назад совершается вдох, при наклонах вперед, в стороны - выдох. Когда дети поднимают ноги вперед, в стороны совершается выдох.

При поднимании ног вперед, в сторону, приседании, сгибании ног к груди, сидя или лежа, совершается выдох, при выпрямлении из приседания, отведении ног назад либо опускании происходит вдох.

Если совершать упражнения, где сложно определение наиболее удобных моментов вдоха и выдоха, то необходимо дышать произвольно, равномерно, стараться не задерживать дыхания.

Иногда задержка дыхания нужна при подтягивании на руках, в плотной группировке лежа на спине, во время бега на скорость и др.

Во время выполнения основных движений надо дышать равномерно, стараясь не задерживать дыхание. То же относится и к упражнениям в равновесии, если они выполняются в передвижении.

Некоторые же упражнения в равновесии, которые сопровождаются натуживанием, вызывают кратковременную задержку дыхания.

В подвижных играх дыхание активизируется. Характер его зависит как от содержания игры, так и от выполняемой ребенком роли и степени его эмоционального возбуждения. Интенсивно дыхание и при выполнении спортивных упражнений.

Во время ходьбы на лыжах, катания на санках, коньках, велосипеде следует стремиться к достижению его глубины и равномерности.

При освоении плавания дети овладевают разными способами дыхания, которые соответствуют разным видам упражнений в воде.

Методика проведения занятий в старшей группе строится с учетом требований по усвоению движений, а также необходимости последовательного совершенствования функциональных данных детского организма и повышения его общей работоспособности.

В старшей группе происходит углубленное разучивание многих двигательных действий.

Важно повторять упражнения из программного содержания для предыдущих возрастных групп, обращая внимание на еще не освоенные детьми элементы движения, добиваясь улучшения качества и результативности движений, углубления представлений детей о них. Показывая упражнения и поясняя задание, воспитателю в старшей группе следует выделить наиболее существенные параметры движений.

Целесообразно концентрировать внимание детей одновременно лишь на 1-2 деталях техники движения, которыми надо овладеть в определенный период.

Прочное и безошибочное выполнение действий достигается только в результате многократного повторения упражнений сперва в одних и тех же, а затем в изменяющихся условиях.

Постановка конкретных двигательных задач (полностью выпрямить ногу, отталкиваясь перед препятствием, которое надо преодолеть), использование ориентиров, индивидуальное выполнение задания с последующим его анализом и другие приемы способствуют успешному овладению движениями.

Дошкольников следует приучать справедливо оценивать действия свои и других детей, необходимо поощрять их стремление к взаимопомощи, воспитывать у них дружелюбие.

Надо добиваться заинтересованного, осмысленного отношения детей к упражнениям, оно является одним из источников активности детей во время занятий.

Существуют две группы упражнений для развития равновесия у ребенка: пассивные и активные.

К первой группе упражнений для развития равновесия у ребенка относятся те, которые выполняют в основном родители, ребенок является пассивным участником.

Тем не менее, упражнения этой группы очень важны, к активным нужно переходить только тогда, когда ребенок научится выполнять первые без страха. Время для этих упражнений невелико - от 10 секунд до минуты и периодичность 1-2 раза в день.

В данную группу включают упражнения, в ходе которых выполняются перемещения ребенка влево-вправо, вверх-вниз.

К активным упражнениям относят прыжки, хождение спиной вперед, кружение на месте, раскачивание, качание на качелях.

Все эти упражнения, которые проделывает ребенок с помощью родителей или воспитателя, при регулярном выполнении помогут ребенку развить и совершенствовать чувство равновесия.

Развитие равновесия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений

Космынина Елена Анатольевна – инструктор по физкультуре,

МБДОУ Детский сад №72, г. Бийск, Алтайский край, Россия

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

(В. А. Сухомлинский)

На современном этапе развития общества государственная политика направлена на поддержку развития детства, индивидуализацию развития личности, индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием .

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. По утверждению В. В. Гориневского ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, приводит к задержке умственного развития .

Важность развития координации в дошкольном возрасте обусловлена, тем, что она является основой для овладения ребенком двигательными действиями и включения их в разнообразную деятельность.

Способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении сложных движений требует поддержания определенной устойчивости. Без соответствующего уровня ее развития проблематично овладеть рациональной техникой сложных двигательных действий.

Координационные способности, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.

Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается, и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела.

Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время .

Физические упражнения - основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного характера.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие .

Для совершенствования статического и динамического равновесия используются различные методические приемы.

а) для статического равновесия:

  • удлинение времени сохранения позы;
  • исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;
  • уменьшение площади опоры;
  • увеличение высоты опорной поверхности;
  • введение неустойчивой опоры;
  • введение сопутствующих движений;
  • создание противодействия (парные движения);

б) для динамического равновесия:

  • упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);
  • упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры).

Для развития равновесия в дошкольном учреждении используются упражнения динамического характера , которые представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке и спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке ), а также статического характера это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др., (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.)

Упражнения для развития равновесия усложняются от одной возрастной группы к другой. Вначале даются упражнения на полу, а в дальнейшем на пособиях. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота их увеличивается от 10 до 40 см.

Развитие статического и динамического компонента координации обеспечивает как целесообразность координирования движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; так и возможность перестраивать координацию движении (при необходимости изменять параметры действия в соответствии с требованиями меняющихся условий).

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Литература

  1. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учебник / А.В. Кенеман, Д.В., ХухлаеваМ.: Просвещение, 1985. – 271с .
  2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев – М.:ПросвещениеФизкультура и спорт, 1999. – 320с.
  3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс]: http:// pilyandishmousoch.ru/p116aa1.html
  4. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
  5. Паженская М.А., Теория и практика физической культуры [Текст], 1937, №1; Валентин Владиславович Горин е вский, М., 1957.

Кристина Арыкова
Упражнения и игры для развития равновесия у детей.

Когда маленькие дети впервые становятся на ноги

или делают первые шаги, они учатся самому трудному в своей

жизни - держать равновесие. Мозг, тело и нервная система неразрывно связаны. Так что навыки удержания равновесия необходимы в первую очередь для становления разума homo sapiens. И ошибочным будет предполагать, что этот навык приходит сам собой, это упорный труд для малыша и он, конечно же, нуждается в помощи взрослых.

Упражнения для развития равновесия у самых маленьких детей.

1. Дети очень любят простые мерные покачивания, когда вы удерживаете их за руки или под мышками. При этом говорите что-нибудь ласковое. Эта практика развивает вестибулярный аппарат.

2. Положите ребенка животом на руки и поносите по комнате, имитируя самолетик. Осторожно сделайте несколько виражей.

3. Большой фитбольный мяч – незаменимая вещь в доме, где есть малыш. Ребенка можно покатать на мяче, когда он лежит на животике и на спинке. Это упражнение развивает равновесие.

4. Стоя возьмите ребенка под мышки и поднимите до уровня глаз. Покачайте его как маятник в стороны и вверх-вниз.

5. Сидя, вытяните ноги, крепко удерживая ребенка за бедра или талию, опустите его на свои ноги. Покачайте ногами вниз-вверх. Некоторые дети приходят в восторг от «висения верх ногами».

6. Хождение спиной вперед. Возьмите ребенка за запястья, поставьте его ножки на свои ступни. Походите так по комнате. Когда ребенок освоиться с этим упражнением, он может делать его самостоятельно.

7. Качание на качелях. Прежде, чем приступить к упражнению, научите ребенка никогда не подходить к ним, когда качается кто-то другой и не пытаться спрыгивать с них самостоятельно пока они не остановятся.

Все эти упражнения не требуют большой затраты времени и сил, но при регулярном выполнении помогут ребенку развить чувство равновесия.

Подвижные игры для детей на развитие равновесия.

Спиной вперед

Описание. Игра для небольшой группы детей. Двигаясь спиной вперед, малыш должен найти совершенно новый для себя способ поддержания равновесия: все его движения координируются иначе, не так, как обычно. Голос взрослого помогает ему в ориентировании.

Материалы: спокойная инструментальная музыка.

Возраст участков: с 3 лет.

Инструкции детям. Вы видели как машина движется задним ходом. Когда ваши родители хотят

припарковать свою машину там, где мало места, они едут назад.

А вы знаете, что тоже можете сдавать назад?. Давайте

попробуем такую игру- Вы будете по очереди идти ко мне

спиной вперед, не оглядываясь. Я буду смотреть за вами и ловить

вас. Слушайте внимательно, что я вам говорю: так вы будете

знать, куда надо двигаться.

Стоите все вместе и ждите, пока я вас позову.

Странные птицы

Описание. В этой игре дети также пробуют двигаться спиной вперед, но при этом они еще превращаются в странных птиц, которые пытаются выбраться из своего загона на свободу. В этой игре ребята учатся сохранять равновесие в непривычной ситуации.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкции детям. Представьте, что в одной

далекой стране живут странные птицы, которые все время нагибаются, касаясь своих ног, и ходят спиной вперед. А еще эти птицы не могут видеть. Это очень неудобно для жизни, поэтому они почти все вымерли. Я хочу вам предложить игру, в которой вы превратитесь в таких странных птиц. А теперь я скажу, как мы будем играть. Половина из вас будет изгородью вокруг птиц. Станьте в круг и возьмитесь за руки. Остальные будут странными птицами. Войдите в круг, нагнитесь и крепко возьмитесь руками за свои лодыжки. Закройте глаза… Представьте, что вы умеете ходить только спиной вперед.

Теперь я коснусь плеч двоих детей в изгороди, они отпустят руки, и в изгороди появится калитка. Птицы пытаются выбраться через калитку на свободу…

Космынина Елена Анатольевна – инструктор по физкультуре,

МБДОУ Детский сад №72, г. Бийск, Алтайский край, Россия

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

(В. А. Сухомлинский)

На современном этапе развития общества государственная политика направлена на поддержку развития детства, индивидуализацию развития личности, индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием .

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. По утверждению В. В. Гориневского ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, приводит к задержке умственного развития .

Важность развития координации в дошкольном возрасте обусловлена, тем, что она является основой для овладения ребенком двигательными действиями и включения их в разнообразную деятельность.

Способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении сложных движений требует поддержания определенной устойчивости. Без соответствующего уровня ее развития проблематично овладеть рациональной техникой сложных двигательных действий.

Координационные способности, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.



Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается, и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела.

Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время .

Физические упражнения - основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного характера.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие .

Для совершенствования статического и динамического равновесия используются различные методические приемы.

а) для статического равновесия:

ü удлинение времени сохранения позы;

ü исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;

ü уменьшение площади опоры;

ü увеличение высоты опорной поверхности;

ü введение неустойчивой опоры;

ü введение сопутствующих движений;

ü создание противодействия (парные движения);

б) для динамического равновесия:

ü упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);

ü упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры).

Для развития равновесия в дошкольном учреждении используются упражнения динамического характера , которые представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке и спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке), а также статического характера это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др., (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.)

Упражнения для развития равновесия усложняются от одной возрастной группы к другой. Вначале даются упражнения на полу, а в дальнейшем на пособиях. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота их увеличивается от 10 до 40 см.

Развитие статического и динамического компонента координации обеспечивает как целесообразность координирования движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; так и возможность перестраивать координацию движении (при необходимости изменять параметры действия в соответствии с требованиями меняющихся условий).

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Литература

1. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учебник / А.В. Кенеман, Д.В., ХухлаеваМ.: Просвещение, 1985. – 271с.

2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев – М.:ПросвещениеФизкультура и спорт, 1999. – 320с.

3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс]: http://pilyandishmousoch.ru/p116aa1.html

4. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

5. Паженская М.А., Теория и практика физической культуры [Текст], 1937, №1; Валентин Владиславович Гориневский, М., 1957.

Наталья Замятина
Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазания, ползания и прыжков у детей

Упражнения и игры для развития навыков равновесия в младшей группе.

Принеси игрушку .

Цель

Инвентарь : погремушки, игрушки, пирамидки, канаты длинные, ориентиры.

Ход игры : на расстоянии 6-7 м от детей цветные кубики, пирамидки, погремушки, небольшие мячи. От каждого ребенка до игрушки обозначены дорожки шириной 30 см. По предложению воспитателя дети идут к игрушкам, берут их, поднимают вверх и снова кладут на места.

Правила

По тропинке .

Цель : развитие ходьбы и равновесия.

Инвентарь : Шнуры

Ход игры : На земле на расстоянии 25-30 см друг от друга проводят две параллельные линии (или кладут два шнура) длиной 2,5-3 м. Дети медленно идут по тропинке туда и обратно.

Правила : идти по сигналу; не заходить за края дорожек, сохраняя прямолинейное направление.

Удержи равновесие .

Цель : развитие ходьбы, бега и равновесия.

Ход игры : Спокойная ходьба за воспитателем или бег врассыпную по площадке. По сигналу воспитателя дети встают на край песочницы и удерживают равновесие. Затем снова ходьба в чередовании с бегом

Правила : Стаять на краю песочницы и удерживать равновесие.

Через ручеек

Цель : Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Ход игры : все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.

Правила : Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Маленькие змейки

Цель : развитие ходьбы и равновесия.

Инвентарь : Веревочки

Ход игры : В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.

Правила : идти по сигналу; не заходить за края дорожек, сохраняя прямолинейное направление.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия в средней группе.

За высоким, за низким.

Цель : развитие бега и равновесия

Ход игры : Дети идут или бегут в колонне друг за другом. На сигнал «за низким» быстро поворачиваются и бегут в противоположную сторону.

Правила : поворачиваться быстро, не наталкиваться на: впереди идущего; каждому уметь быть ведущим.

Бабочки, лягушки .

Цель : развитие ходьбы и равновесия.

Инвентарь : Бубен

Ход игры : Дети идут в колонне друг за другом. По сигналу «бабочка» останавливаются и поднимают руки в стороны. С ударами бубна или под счет воспитателя продолжают ходьбу. По сигналу «лягушка» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.

Правила : останавливаться быстро, не наталкиваясь на впереди идущего; приседая, не терять равновесие.

Козлики на мосту .

Цель :развитие ходьбы и равновесия.

Ход игры :Двое детей идут с разных сторон по доске (ширина 20 см). Встретившись на середине, поворачива­ются на 180° и возвращаются каждый в свою сторону.

Правила : расходясь, не терять равновесие, не оступаться.

Донеси - не урони .

Цель :развитие ходьбы и равновесия

Инвентарь : мешочек и шнур

Ход игры :На землю кладут шнур, длиной 2-3 м. Ребенок подходит к шнуру, кладет на голову -мешочек с веском и проходит по шнуру, стараясь не уронить мешочек.

Правила : мешочек нельзя придерживать руками; если он упал, надо поднять и продолжать движение.

Трудный переход .

Цель :развитие ходьбы и равновесия

Инвентарь : пенечки

Ход игры :Детям предлагается пройти по пенечкам (снежным бугоркам, врытым в землю на разной высоте от 20 до 30 см, расстояние между ними 10 см.

Правила : Пройти ровно и не упасть.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия в старшей группе.

Бегом по горке .

Цель :развитие бега и равновесия

Инвентарь : доска

Ход игры :Вбегать и сбегать по наклонной доске (ши­рина 20-15 см, бревну,

земляной и снежной горке, ограничен­ной флажками (палочками).

Правила : Пробежать ровно и не упасть

Разойдись- неупади!

Цель : развитие ходьбы и равновесия

Инвентарь : скамья

Ход игры :Двое детей идут по скамейке навстре­чу друг другу (с разных сторон). Встретившись, расходятся, придерживаясь друг за друга, и продолжают движение.

Правила : Пройти ровно и не упасть.

Кто дольше не уронит.

Цель : равновесие

Инвентарь : мешочек с песком

Ход игры :Играющие стоят на полу на одной ноге, вторая нога согнута в колене. Кладут на колено мешочек с песком и стараются устоять, не теряя равновесие.

Правила : мешочки кладут по сигналу и стоят не придержи­вая их рукой; тот, кто уронил мешочек, выходит из игры

Совушка .

Цель : Терпение и равновесие

Ход игры :Играющие разбегаются в пределах площадки. На сигнал «ночь» останавливаются и не двигаются. В это время вылетает сова и уводит тех, кто шевелится.

Правила : останавливаться в позе, предложенной воспитате­лем: стоять на одном колене; на носках; образовав пары; по­ставив стопы на одну линию (пятку одной ноги к носку другой).

Жмурки с колокольчиком. .

Цель : Терпение и равновесие

Инвентарь : повязка и колокольчик

Ход игры :Дети встают по кругу, взявшись за руки. В центре двое водящих. Одному из них завязывают глаза - это жмурка, другому дают колокольчик. Ребенок с ко­локольчиком бегает внутри круга и звонит. Жмурка пытается его догнать

Правила : бегающий звонит не все время; если жмурка долго не может поймать надо сменить обоих.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия в подготовительной группе.

Жмурки.

Цель : терпение и равновесие

Инвентарь : шнуры и повязка

Ход игры :Воспитатель назначает считалкой водящего - жмурку. Он встает на середину площадки, ограниченной шнурами. Ему завязывают, глаза и предлагают несколько раз повернуться. Все дети разбегаются, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности (дерево, пенек и др.) играющие должны предупредить жмурку словом «огонь».

Правила : не выходить за обозначенную границу; убегая отжмурки, можно приседать; чтобы жмурка не вышел за пределы площадки, его предупреждают словом «огонь».

Бой петухов .

Цель : равновесие

Ход игры : Двое детей встают в очерченный круг метр 1-1,5 м) лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Пытаются столкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.

Правила : не опускать ногу на пол; тот, кто встал на обе ноги или вышел за круг, считается проигравшим.

Донеси мешочек .

Цель : равновесие

Инвентарь :мешочек и скамья

Ход игры : 3-4 детей встают на доски или скамейку кладут на спину мешочек с песком. Ползут на четвереньках (ладонях и коленях, ступнях и ладонях) до конца скамеек. Выигрывает пришедший первым.

Правила :при ходьбе не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины, также не роняя.

Присядка .

Цель :выдержка и равновесие

Ход игры :Сесть на носок одной ноги, другую вытянуть впе­ред. Сделав маленький подскок, поменять ноги местами. Руки вытянуть вперед или скрестить на груди.

Правила :вначале прыгать в произвольном темпе, затем рит­мично под счет.

Пройди по лестнице .

Цель : равновесие

Инвентарь : стулья и палки

Ход игры :На стулья кладутся палки на расстоя­нии 50 см одна от другой. Дети проходят друг за другом, пере­шагивая через палки.

Правила :при перешагивании не держаться за стулья; недо­держиваться, не наталкиваться друг на друга, соблюдать ин­тервалы.