Феномен полового диморфизма это то, что отличает представителей разных полов друг от друга. Если постараться дать структурированное, научно обоснованное определение, то половой диморфизм – это анатомические различия между самками и самцами одного и того же биологического вида, помимо половых органов.

Обычно он выражается в разном размере (у многих птиц и млекопитающих самцы больше и тяжелее самок), волосяном покрове (яркое проявление – борода у мужчин), окрасе (яркое оперение у самцов птиц, которое крайне важно для привлечения самок) и т.д.

Половой диморфизм у человека

На уровне организма человека половой диморфизм проявляется в первичных и вторичных половых признаках. К первичным относятся внутренние и внешние половые органы, а к вторичным – те, которые развиваются в процессе взросления (например, грудь у женщин). Половой диморфизм определяет тот генетический материал, который попадает в яйцеклетку при оплодотворении. В соответствии с ним и происходит развитие плода.

Значение полового диморфизма

Разделение популяции на представителей мужского и женского пола обусловлено, прежде всего, различием их основных функций. Женский организм предназначен для продолжения рода, мужской же больше подходит для добывания пищи и защиты территории и потомства. Это закономерно практически для всех биологических видов, но крайне ярко выражено у человека.

С самых давних пор мужчины занимались охотой и другим тяжелым физическим трудом, их организм приспособлен для этого куда лучше, чем у женщин, которые оставались дома, следили за домашним хозяйством, вынашивали и воспитывали детей. Прошли века и тысячелетия, условия жизни изменились кардинально – мужчины теперь ходят на охоту в ближайший супермаркет, а дамы добиваются успеха в мужских профессиях. Но общий порядок остался без особых изменений.

Аспекты полового диморфизма

Выделяют такие компоненты полового диморфизма:

  • генетический;
  • гормональный;
  • морфологический;
  • поведенческий;
  • психологический.

Первые три связаны со строением организма, остальные, в основном, определяются особенностями воспитания и влияния общества. Очевидно, что девочкам и мальчика с самого детства присущи определенные особенности поведения, которые можно объяснить именно половыми различиями. Родители совершенно по-разному их воспитывают, приобретают различные игрушки и являются образцом разных форм поведения. Девочки играют в куклы и хотят быть красивыми, как мама, а мальчики гоняют мяч и мечтают стать сильными, как папа. Также определяется и круг общения, в раннем возрасте дети, в основном, дружат с представителями своего пола.

Конечно, бывают исключения, но в данном случае речь идет, скорее, о половой идентичности, которая может проявляться в различной степени у каждого индивида. Она и определяет то, вырастет ли малышка скромной домохозяйкой, или решит пойти в армию и будет строить карьеру наравне с мужчинами. Также от нее иногда зависят сексуальные предпочтения.

Психологические различия же проявляются в особенностях мышления и восприятия окружающего мира. Считается, что у мужчин лучше развито абстрактное мышление, поэтому им проще даются точные науки, в то время как девочки больше гуманитарии и направлены на межличностное взаимодействие. Заложено это природой или прививается родителями, находящимися под влиянием стереотипов – вопрос сложный.

Но одно ясно точно - даже в нашем обществе, где женщины стремятся быть наравне с мужчинами и добиваются в этом определенных успехов, то предназначение, которое определено им природой всегда будет оказывать влияние на их жизнь.

Оплодотворение , слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской (яйцом, яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы - нового одноклеточного организма. Биологический смысл оплодотворения состоит в объединении ядерного материала мужской и женской гамет, что приводит к объединению отцовских и материнских генов, восстановлению диплоидного набора хромосом, а также активации яйцеклетки, то есть стимуляции её к зародышевому развитию. Соединение яйцеклетки со сперматозоидом обычно происходит в воронкообразно расширенной части маточной трубы в течение первых 12 часов после овуляции. Семенная жидкость (сперма), попадая во влагалище женщины при половом сношении (коитусе), обычно содержит от 60 до 150 млн сперматозоидов, которые благодаря движениям со скоростью 2 - 3 мм в минуту, постоянным волнообразным сокращениям матки и труб и щелочной среде уже спустя 1 - 2 минуты после полового акта достигают матки, а через 2 - 3 часа - концевых отделов маточных труб, где обычно и происходит слияние с яйцеклеткой.

Различают моноспермное (в яйцеклетку проникает один сперматозоид) и полиспермное (в яйцеклетку проникают два и более сперматозоидов, но с ядром яйцеклетки сливается только одно ядро сперматозоида) оплодотворение. Сохранению активности спермиев во время прохождения их в половых путях женщины способствует слабощелочная среда шеечного канала матки, заполненного слизистой пробкой. Во время оргазма при половом акте слизистая пробка из шеечного канала частично выталкивается, а затем вновь втягивается в него и тем самым способствует более быстрому попаданию сперматозоидов из влагалища (где в норме у здоровой женщины среда слабокислая) в более благоприятную среду шейки и полости матки. Прохождению сперматозоидов через слизистую пробку шеечного канала способствует и резко повышающаяся в дни овуляции проницаемость слизи. В остальные дни менструального цикла слизистая пробка имеет значительно меньшую проницаемость для сперматозоидов.

Многие сперматозоиды, находящиеся в половых путях женщины, могут сохранять способность к оплодотворению 48 - 72 часа (иногда даже до 4 - 5 суток). Овулировавшая яйцеклетка сохраняет жизнеспособность примерно 24 часа. Учитывая это, наиболее благоприятным временем для оплодотворения считается период разрыва созревшего фолликула с последующим рождением яйцеклетки, а также 2 - 3-й день после овуляции. Вскоре после оплодотворения начинается дробление зиготы и образование зародыша.

Партеногенез (от греч. παρθενος - девственница и γενεσις - рождение, у растений - апомиксис ) - так называемое «девственное размножение», одна из форм полового размножения организмов, при которой женские половые клетки (яйцеклетки) развиваются во взрослый организм без оплодотворения. Хотя партеногенетическое размножение не предусматривает слияния мужских и женских гамет, партеногенез все равно считается половым размножением, так как организм развивается из половой клетки. Считается, что партеногенез возник в процессе эволюции организмов у раздельнополых форм.

В тех случаях, когда партеногенетические виды представлены (всегда или периодически) только самками, одно из главных биологических преимуществ партеногенеза заключается в ускорении темпа размножения вида, так как все особи подобных видов способны оставить потомство. Такой способ размножения используется некоторыми животными (хотя чаще к нему прибегают относительно примитивные организмы). В тех случаях, когда из оплодотворённых яйцеклеток развиваются самки, а из неоплодотворённых - самцы, партеногенез способствует регулированию численных соотношений полов (например, у пчёл). Часто партеногенетические виды и расы являются полиплоидными и возникают в результате отдалённой гибридизации, обнаруживая в связи с этим гетерозис и высокую жизнеспособность. Партеногенез следует относить к половому размножению и следует отличать от бесполого размножения, которое осуществляется всегда при помощи соматических органов и клеток (размножение делением, почкованием и т. п.).

Классификации партеногенеза

Существует несколько классификаций партеногенетического размножения.

1. По способу размножения

o Естественный - нормальный способ размножения некоторых организмов в природе.

o Искусственный - вызывается экспериментально действием разных раздражителей на неоплодотворённую яйцеклетку, в норме нуждающуюся в оплодотворении.

2. По полноте протекания

o Рудиментарный (зачаточный) - неоплодотворённые яйцеклетки начинают деление, однако зародышевое развитие прекращается на ранних стадиях. Вместе с тем в некоторых случаях возможно и продолжение развития до конечных стадий (акцидентальный или случайный партеногенез).

o Полный - развитие яйцеклетки приводит к формированию взрослой особи. Эта разновидность партеногенеза наблюдается во всех типах беспозвоночных и у некоторых позвоночных.

3. По наличию мейоза в цикле развития

o Амейотический - развивающиеся яйцеклетки не проделывают мейоза и остаются диплоидными. Такой партеногенез (например, у дафний) является разновидностью клонального размножения.

o Мейотический - яйцеклетки проделывают мейоз (при этом они становятся гаплоидными). Новый организм развивается из гаплоидной яйцеклетки (самцы перепончатокрылых насекомых и коловраток), или яйцеклетка тем или иным способом восстанавливает диплоидность (например, путём эндомитоза или слияния с полярным тельцем)

4. По наличию других форм размножения в цикле развития

o Облигатный - когда он является единственным способом размножения

o Циклический - партеногенез закономерно чередуется с другими способами разножения в жизненном цикле (напрмер, у дафний и коловраток).

o Факультативный - встречающийся в виде исключения или запасного способа размножения у форм, в норме двуполых.

5. В зависимости от пола организма

o Гиногенез - партеногенез самок

o Андрогенез - партеногенез самцов

Распространенность

У животных

У членистоногих

Способность к партеногенезу у членистоногих имеют тихоходки, тля, балянус, некоторые муравьи (Mycocepurus smithii ) и многие другие.

У позвоночных

Партеногенез редок у позвоночных и встречается примерно у 70 видов, что составляет 0,1 % всех позвоночных животных. Например, существует несколько видов ящериц, в естественных условиях размножающихся партеногенезом (Даревскиа, комодские вараны). Партеногенетические популяции также найдены и у некоторых видов рыб, земноводных, птиц. Случаи однополого размножения пока не известны только среди млекопитающих.

Партеногенез у комодских варанов возможен потому, что овогенез сопровождается развитием полоцита (полярного тельца), содержащего удвоенную копию ДНК яйца; полоцит при этом не погибает и выступает в качестве спермы, превращая яйцеклетку в эмбрион.

У растений

Аналогичный процесс у растений называется апомиксис.

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ

(от греч. di-, в сложных словах - вдвое, дважды, и morphe - форма), различия признаков муж. и жен. особей раздельнополых видов; частный случай полиморфизма. Возникновение П. д. связано с действием полового отбора. У многоклеточных животных П. д. полностью развивается к периоду половой зрелости и связан гл. обр. с различиями в строении половых органов, а также с различием вторичных половых признаков. Различают постоянный и сезонный П. д. Постоянный - мало зависит или не зависит от сезонных условий. Он характерен для мн. беспозвоночных (особенно червей, членистоногих) и позвоночных; напр., у одних животных самцы значительно мельче самок, у других, наоборот, они крупнее. У самцов признаки П. д. бывают связаны с приспособлениями для удержания самки при копуляции (напр., присоски на передних ногах жука-плавунца), у самок - с откладыванием яиц, выкармливанием детёнышей (напр., яйцеклад у мн. насекомых, млечные железы у млекопитающих). Нередко самцы окрашены ярче самок (мн. бабочки, птицы и др.), что связано с покровительств. окраской и меньшей подвижностью самок, чаще осуществляющих заботу о потомстве. Проявлением П. д. являются и такие вторичные половые признаки, как «рога» жуков-оленей, бивни самцов нарвала и слона, рога самцов мн. оленей и др., представляющие оружие для «турнирных боёв» за самку. Сезонный П. д., или брачный наряд, проявляюшийся только в период размножения, известен у мн. рыб (напр., яркая расцветка самца у гольяна) и земноводных (напр.. развитие гребия и яркой расцветки у сампа тритона). У человека П. д., кроме различий в строении половых органов, выражается в более мощном развитии у мужчин скелета и мускулатуры, волосяного покрова на лице и ряде др. признаков, у женщин - в развитии грудных желёз, большей ширине бёдер и др. У цветковых растений постоянный П. д. наиб, ярко выражен у двудомных, напр. конопли, у к-рой муж. особи (посконь) отличаются от жен. (матерка) меньшей длиной стебля, менее густой листвой, большим выходом волокна. У ряда двудомных растений (ивы, эвкоммии и др.) П. д. выражен только в разл. строении муж. и жен. цветков.

Постнатальный онтогенез и его периоды. Роль эндокринных желез: щитовидной, гипофиза, половых в регуляции жизнедеятельности организма в постнатальном онтогенезе. Влияние мелатонина на физиологические процессы.

Постэмбриональное развитие бывает прямым и непрямым.

Прямое развитие - развитие, при котором появившийся организм идентичен по строению взрослому организму, но имеет меньшие размеры и не обладает половой зрелостью. Дальнейшее развитие связано с увеличением размеров и приобретением половой зрелости. Например: развитие рептилий, птиц, млекопитающих.

Непрямое развитие (личиночное развитие, развитие с метаморфозом) - появившийся организм отличается по строению от взрослого организма, обычно устроен проще, может иметь специфические органы, такой зародыш называется личинкой. Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослому организму (имаго). Например: развитие лягушки, некоторых насекомых, различных червей.

Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. Постнатальный онтогенез

вся жизни организма с момента рождения до смерти

Периодизация постнатального онтогенеза (сложный поэтапный процесс, в ходе которого происходят коренные преобразования уровня информации, направленные изменения энтропии, энергообразования и ее использования (метаболизма)):

1. Новорожденный 1-10 дней

2. Грудной 10 дней-1 год

3. Раннее детство 1-3 года

4. Первое детство 4-7 лет

5. Второе детство 8-12 лет (м), 8-11 лет (ж)

6. Подростковый 13-16 лет (м), 12-15 лет (ж)

7. Юношеский 17-21 лет (м), 16-20 лет (ж)

8. Первый зрелый 22-35 лет (м), 21-35 лет (ж)

9. Второй зрелый 36-60 лет (м), 36-55 (ж)

10. Пожилой 61-74 лет (м), 56-74 (ж)

11. Старческий 75-90лет

12. Долгожители 90 и более лет

Постэмбриональный онтогенез:

Дорепродуктивный период – рост, развитие, половое созревание.

Репродуктивный период – активация функций взрослого организма, размножение.

Пострепродуктивный период - старение, постепенное нарушение процессов жизнедеятельности.

Эндокринные железы играют большую роль в развитии организма. Основная задача щитовидной железы – управлять скоростью метаболизма. Гормоны щитовидной железы влияют на умственные способности, сон и аппетит, физическую активность, массу тела, прочность костей скелета, работу сердца и других внутренних органов.

Немалую роль отводят современные ученые щитовидной железе в управлении работой иммунитета и даже в развитии механизмов старения. При недостаточной функции щитовидной железы, если она проявляется в детском возрасте, развивается заболевание кретинизм, характеризующиеся психической отсталостью, задержкой роста и полового развития, нарушение пропорций тела.

Гипофиз. Гормоны активируют щитовидную железу, регулируют все половые функции, активируют молочные железы, активизируя образование молока,действуют кору надпочечников, мобилизует жиры из "жировых депо, усиливает гидролиз нейтральных жиров, способствует окислению жиров, усиливает кетоге-нез, понижает дыхательный коэффициент, способствует накоплению гликогена в мышцах, снижает содержание аминокислот в кровяной плазме и увеличивает их поступление в мышечные ткани.В нем находится гормон, стимулирующий рост, соматотропный гормон. При пониженной функции в детском возрасте развивается карликовость (нанизм), при повышенной – гигантизм. При выделении гормона в зрелом возрасте происходит патологический рост отдельных органов. Наблюдается разрастание костей кисти, стопы, лица (акромегалия).

Эпифиз. Эндокринная роль шишковидного тела состоит в том, что его клетки выделяют вещества, тормозящие деятельность гипофиза до момента полового созревания, а также участвующие в тонкой регуляции почти всех видов обмена веществ. Эпифизарная недостаточность в детском возрасте влечет за собой быстрый рост скелета с преждевременным и преувеличенным развитием половых желез ипреждевременным и преувеличенным развитием вторичных половых признаков.Эпифиз также является регулятором циркодианных ритмов, поскольку опосредованно связан со зрительной системой. Под влиянием солнечного света в дневное время в эпифизе вырабатывается серотонин, а в ночное время - мелатонин. Оба гормона сцеплены между собой, поскольку серотонин является предшественником мелатонина.

B мужских половых железах - яичках - в специальных интерстициальных клетках образуется половой гормон тестостерон. Тестостерон стимулирует развитие вторичных половых признаков (рост бороды, характерное распределение волос на теле, развитие мускулатуры и др.) и всего облика, свойственного мужчине. Тестостерон оказывает влияние на обмен веществ, увеличивает образование белка в мышцах, уменьшает содержание жира в организме, повышает основной обмен. Тестостерон необходим для созревания спермиев и пpоявления полового инстинкта.

После удаления яичек (кастрация) y мужчин прекращается рост бороды, голос становится высоким, появляются отложения жира, свойственные женскому организму.

B яичниках продуцируются женские половые гормоны. B созревающем фолликуле фолликулярный эпителий выделяет гормон эстрадиол. Под влиянием эстрадиола происходит формирование вторичных женских половых признаков, особенностей телосложения, подавляется рост тpубчатыx костей, стимулируется развитие молочных желез. Другой гормон - прогестерон - образуется в желтом теле на месте лопнувшего фолликула. Кроме того, прогестерон выделяется плацентой и корой надпочечников. Прогестерон иначе называют гормоном беременности. Если происходит оплодотворение яйцеклетки, желтое тело разрастается и выделяет прогестерон, который способствует прикpеплению яйцеклетки к слизистой оболочке матки, прекращает сокращение матки и способствует росту молочных желез. Если оплодотворение не произошло, желтое тело увядает и развивается очередной фолликул. B этом периоде y женщин появляется менструация.

B женских половых железах одновременно c эстрогенами образуется небольшое количество андрогенов, a в мужских половых железах наряду c андрогенами - небольшое количество экстрогенов.

Мелатонин. Координирует фазовые взаимодействия ритмов таким образом, что однонаправленные действуют в унисон, а разнонаправленные – несовместимы. Доносит до всех клеток организма о времени дня и световой фазе солнечного дня. Разрушается на свету. Вырабатывается в темноте. Помимо ритморганизующего эффекта мелатонин обладает выраженным антиоксидантным и иммуномодулирующим действием. Мелатонин позитивно влияет на жировой и углеводный обмен, снижает количество холестерина в крови. Он способен нормализовать процесс окисления липидов.

Хромосомная теория наследственности, доказательства и основные положения

Хромосомная теория наследственности, доказательства и основные положения -

учение о локализации наследств, факторов в хромосомах клеток. Утверждает, что преемственность свойств организмов в ряду поколений определяется преемственностью их хромосом. Впервые была обоснована Т. Бовери (1902-07) и У. Сеттоном (1902-03). Детально разработана Т. X. Морганом и его сотрудниками в начале 20 в. и нашла подтверждение при изучении генетического механизма определения пола у животных, в основе которого лежит распределение половых хромосом среди потомков. Доказательство ХТН получено К. Бриджесом (1913), открывшим нерасхождение хромосом в процессе мейоза у самок дрозофилы и отметившим, что нарушение в распределении половых хромосом сопровождается изменениями в наследовании признаков, сцепленных с полом.

Детальная разработка хромосомной теории была произведена Т.Х. Морганом и его учениками (начиная с 1910 г.). Изучая наследование окраски глаз у плодовой мушки дрозофилы, Морган показал, что цвет глаз – признак, сцепленный с полом, и что по характеру его наследования ген, определяющий этот признак, должен находиться в половой хромосоме (Х-хромосоме). Так экспериментально была доказана связь конкретного гена с конкретной хромосомой. В дальнейшем было установлено, что многие признаки наследуются совместно – как один комплекс. Это означало, что контролирующие их гены образуют группы сцепления. Число таких групп сцепления оказалось равным гаплоидному числу хромосом, постоянному для каждого вида организмов. Затем Морган обнаружил, что сцепленное наследование признаков может нарушаться в результате кроссинговера во время мейоза. На основании детального исследования сцепления генов и кроссинговера (на материале различных мутаций у дрозофилы) Морган и его сотрудники разработали методы определения взаимного положения различных генов на хромосомах и построения генетических карт хромосом. Хромосомная теория нашла подтверждение и дальнейшее развитие в открытии химической природы гена, выяснении строения хромосом и в других достижениях молекулярной генетики.

Полово́й диморфи́зм - анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида, не считая половых органов.

Генетический аспект

Формирование половых морфологических и функциональных половых признаков определяется наличием в кариотипе данной особи в 23 паре хромосом X - или У-хромосомы. Особи, имеющие кариотип ХУ, развиваются по мужскому типу и у них формируются мужские половые признаки. Особи, имеющие кариотип XX, развиваются по женскому типу.



Считается, что половые признаки начинают формироваться на 7 неделе с момента оплодотворения, когда под воздействием генов У-хромосомы ранее не дифференцированная гонада начинает превращаться в яичко. Роль гормонов в этом процессе пока не известна. На 9 неделе в яичке появляются клетки Лейдига, которые с 10 недели начинают продуцировать мужской половой гормон тестостерон. Под действием этого гормона ранее недифференцированные наружные половые органы превращаются в пенис и мошонку.

У женщин дифференцировка яичника и наружных половых органов происходит, по-видимому, не столь бурно. В отсутствие У-хромосомы на 7 неделе ничего не происходит, а на 8 неделе гонада превращается в яичник. Формирование наружных половых органов по женскому типу происходит примерно на 12 неделе, очевидно, без участия гормонов.

Морфофизиологический Половой диморфизм может проявляться в различных физических признаках, например:

Размер . У млекопитающих и многих видов птиц самцы более крупные и тяжёлые, чем самки. У земноводных и членистоногих самки, как правило, крупнее самцов.

Волосяной покров . Борода у мужчин, грива у львов или бабуинов.

Окраска . Цвет оперения у птиц, особенно у утиных.

Кожа . Характерные наросты или дополнительные образования, такие как рога у оленевых, гребешок у петухов.

Зубы . Бивни у самцов индийского слона, более крупные клыки у самцов моржей и кабанов.

Некоторые животные, прежде всего рыбы, демонстрируют половой диморфизм только во время спаривания. Согласно одной из теорий, половой диморфизм выражен тем больше, чем различнее являются вклады обоих полов в уход за потомством. Также он является показателем уровня полигамии.

Эндокринный

На организменном уровне половой диморфизм проявляется в половых признаках. Выделяют первичные половые признаки и вторичные. К первичным половым признакам относят внутренние половые органы (половые железы (семенники и яичники) вместе с проводящими путями (семяпроводы и яйцепроводы), маткой) и внешние половые органы

Яйцеклетки и сперматозоиды вырабатываются разными организмами – женским и мужскими. В подразделении гамет на яйцеклетки и сперматозоиды, а особей на самок и самцов заключается явление полового диморфизма. Эндокринные и обменные нарушения могут быть значительными, хотя их выявление представляет довольно трудную задачу. Наиболее частым синдромом является нарушение усвоения глюкозы.
Мужские и женские особи различаются в строении половых желез. Женские особи выделяют эстрогены, а мужские- тестостерон

Поведенческий

Под половым диморфизмом понимают подразделение людей на лиц женского и мужского пола (мужчин и женщин). Наличие в природе полового диморфизма вообще отражает различия в задачах, решаемых в процессе полового размножения мужской и женской особью. У человека с появлением культуры половой диморфизм стал проявляться и в разделении труда, или вернее экологических функций в популяции (добывание пищи, рождение и воспитание потомства, приготовление пищи, постройка жилья и так далее). В силу биологических особенностей мужчина был более приобщен к поддержанию эколого-экономического благополучия семьи и общины. Женщине достался примат воспроизводства популяции, отсюда её ведущая роль в биологическом существовании человека. Лишь в последнее время возникли тенденции стирания социальных (но не биологических) различий между мужчиной и женщиной.

Значение термина

Половой диморфизм - это явление наличия в анатомическом строении самцов и самок одного вида отличных друг от друга признаков (за исключением гениталий). Грубо говоря, так можно охарактеризовать любую устойчивую разницу между полами, не только биологическую. В этой статье мы рассмотрим как биологическую сторону вопроса, так и гендерные различия в человеческом обществе.

В биологии

Раздельнополость и, следовательно, половой диморфизм, в природе чаще встречается не у растений, а у животных. В чем именно заключаются различия? У животных, как правило, самки и самцы обладают неодинаковыми размерами. Так, у птиц и млекопитающих самцы обычно крупнее, а у земноводных и членистоногих - наоборот. Ярко выраженный половой диморфизм - различие в окраске самцов и самок птиц. Первые, в основном, обладают ярким оперением, за счет которого привлекают блеклых по сравнению с ними самок. Часто у самцов разных видов животных встречаются разнообразные выросты и образования кожного покрова, например рога и гребни. У самцов индийского слона имеются бивни, которых нет у самок. Диморфизм бывает либо постоянным, либо сезонным. В первом случае различия в анатомии существуют у самцов и самок одного вида на протяжении всего их жизненного цикла. Сезонный диморфизм же проявляется только в период спаривания. Что касается растений, то среди них половой диморфизм выражен, в основном, у двудомных раздельнополых видов. Особенно яркий пример - конопля.

Половой диморфизм человека

Биологические различия между мужчинами и женщинами заметны и достаточно ярко представлены. К таковым относится разница в количестве волосяного покрова на теле, в строении костей, в гормональном составе и многом другом.

Половой диморфизм в обществе

Традиционная культура резко отделяет друг от друга мужское и женское, считая это разделение естественным и биологически обоснованным. На самом деле, биосоциальная природа человека подразумевает наличие еще и социального фактора, влияющего в том числе на природу гендера, которая организована гораздо сложнее, чем нечто однозначно мужское или женское, задаваемое исключительно различием в качественном составе хромосомного набора. Даже если рассматривать обусловленную исключительно биологическими факторами жизнедеятельность человека, она ни в коем случае не разделяется на присущую только женщинам или только мужчинам. Альтернативные и уникальные для каждого пола биологические признаки уравновешиваются признаками общими. Разница в жизнедеятельности обуславливается не межполовыми различиями, а индивидуальными особенностями каждого человека как морфологическими, так и психологическими. Социальные различия, приписываемые мужчинам и женщинам, также неправомерны. Разница в поведении людей обуславливается не природным половым диморфизмом, а социокультурными факторами: воспитанием, родом деятельности, условиями жизни и другими. Таким образом, социальная сторона человеческой жизни не зависит от полового диморфизма и не является его отражением.

Фундаментальное разделение на две качественно разные формы, называемое диморфизмом, относится прежде всего к структуре человеческого тела. Половой диморфизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Между тем именно в биологии термин “пол” имеет наибольшее число значений, каждое из которых отражает основные этапы процесса разделения полов – половой дифференциации.

Сочетание хромосом в момент оплодотворения яйцеклетки определяет генетический (хромосомный) пол будущего ребенка (ХХ – девочка, ХУ – мальчик). На этом основании примерно на 7-й неделе развития зародыша образуются новые половые железы, то есть гонадный пол. Гормоны этих желез вызывают в организме двоякие изменения, продолжающие половую дифференциацию и составляющие пол: во-первых, под их влиянием формируется внутренний и внешний морфологический пол (последний называют также генитальной внешностью), во-вторых, происходит разделение соответствующих мозговых центров (в области гипоталамуса), задающее основу будущего полового созревания. Критический период данного этапа приходится на 3-й внутриутробный месяц жизни, и дальнейшие качественные изменения в половом развитии являются уже постнатальными. При рождении ребенка на основании генитальной внешности определяют его гражданский (пас­портный) пол. В соответствии с этим строится воспитание ребенка, осознание им схемы собственной телесной внешности и т.д. Однако половое воспитание – это не отдельный биологический процесс. Биологическим является еще один этап дифференциации полов – период созревания, или пубертатный период. Полноценное функционирование мозговых центров и половых гонад формирует пубертатный гормональный пол, включающий как морфологические изменения организма (вторичные половые признаки), так и физиологические (сопровождаемые эротическими переживаниями). Адекватное прохождение этого периода, о котором будет рассказано ниже, завершается осознанием половой идентичности.

Биологическое значение полового диморфизма связано с воспроизведением человека как вида. Разделение полов соответствует двум фундаментальным тенденциям, равно необходимым для фун­кционирования биологической системы, наследственности: генетическому воспроизводству ее внутренних свойств и их изменчивости, обеспечивающим приспособление к изменениям внешней среды. В этом и состоит эволюционное обоснование, значение полового диморфизма. За неизменное сохранение генетического кода биологической системы “отвечает” женская особь, а за его возможные ва­риации, попытки развития, соответствующие новым полезным кон­тактам со средой, – мужская. Иногда эти тенденции образно сравнивают с долговременной и оперативной памятью биологического вида. По-разному заботится природа о каждой из этих тенденций и их носителях. Различия между ними отчетливо проявляются при сравнении условий создания и развития женской и мужской особей. Так, известно, что самки обладают большей устойчивостью, жизнестойкостью к нежелательным влияниям среды. Более высокий процент смертности самцов компенсируется их количественным перевесом на самых первых этапах развития: так называемое первичное отношение самцов и самок (на уровне генетического пола) равно 120-150:100. Интересно, что биологическое создание самца – более трудный, неоднозначный процесс: при переходах на каждую новую ступень половой дифференциации необходимы влияния, дополнительные к генетическому полу. Если, например, в период формирования гормонального пола по тем или иным причинам влияние мужского гормона (андрогена) окажется недостаточным, то даже при сочетании ХУ образуется женская особь.

Таким образом, процесс половой дифференциации не является линейным. Наивно было бы полагать, будто между хромосомным сочетанием, сложившимся в момент зачатия, и половой идентичностью взрослого человека существует однажды заданная жесткая программа. Даже собственно биологический, пренатальный процесс формирования пола разделен на качественные стадии, каждой из которых соответствует критический период, когда организм обладает особой чувствительностью к определенным воздействиям, направляющим его по мужскому или женскому пути дальнейшего развития. Тем самым по отношению к каждой следующей стадии организм является биполовым, и половая дифференциация есть результат (а не фатальное условие) всего этого сложного процесса.

Интересно, что и в возрастном психическом развитии, также как при формировании пола, имеются свои критические периоды. Эти периоды называют “сензитивными” (Н.С. Лейтес) в том смысле, что они отмечены особой чувствительностью психики ребенка к определенным воздействиям. Речь идет прежде всего о своеобразной готовности к освоению новых, необходимых на данном этапе навыков. Если по тем или иным причинам (не биологическим, а социальным, например, из-за погрешностей в обучении и воспитании) это “сензитивное время” упущено, то дальнейшее формирование таких навыков будет затруднено, и психическое развитие ребенка по сравнению с его хронологическим возрастом задержится.

Половой диморфизм определяет многие конкретные закономерности развития организма. Однако точное различение женских (фемининных) и мужских (маскулинных) наборов индивидуальных черт оказывается проблемой даже тогда, когда рассматриваются только физические, телесные свойства. Конечно, основания для определения гражданского пола к моменту рождения ребенка говорят сами за себя. Однако полная половая определенность новорожденного содержит не только внешний, но и внутренний морфологический, а также гормональный (в том числе будущий пубертатный) пол. В процесс половой дифференциации и идентификации, далеко не завершенный, включаются теперь новые, социальные воздействия, условия воспитания. Бывает и так, что названный комплекс биологического пола настолько разнороден и неопределен, что генитальная внешность оказывается обманчивой. В таких случаях трудно удержаться от интригующего вопроса: что же “по­бедит” в итоге – “истинный” пол или пол воспитания?

Участникам старой дискуссии о роли врожденных и приобретенных факторов в развитии человека приходится признать, что фактические аргументы есть и у той и у другой стороны. Как пол воспитания может становиться основным и определять поведение человека, двуполого при рождении, так и напротив, альтернативный ему биологический пол может “обнаруживаться” в пубертатном возрасте, несмотря на длительное воспитательное движение.

Становление половой идентичности – одно из направлений его социализации. Развитие тех или иных психических качеств, способов поведения не имеет жестких биологических предписаний. Точнее, природные возможности организма оказываются достаточно широкими, что относится и к половой дифференциации. Гормональные центры мозга любого организма всегда содержат потенциальные программы как для женского, так и для мужского поведения. Процесс половой идентификации определяется и направляется с помощью иных – социальных и культурных – средств.