Навигация

Расстройство речимоторного типа характеризуется частичной или полной утратой пациентом способности к правильному говорению. При этом понимание обращенной к нему речи сохраняется, пострадавший способен сам замечать свои ошибки. Болезнь может протекать по нескольким сценариям: афферентное расстройство, афазия Брока, сенсомоторное нарушение. У каждого из состояний свои особенности и характеристики, что влияет на принципы лечения. Чаще всего расстройство становится последствием острого или хронического нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговой травмы. Оно не ограничено проблемами с артикуляций и может быть представлено различными степенями тяжести.

Чаще всего расстройство становится последствием острого или хронического нарушения мозгового кровообращения.

Основные типы моторной афазии и их описание

В зависимости от локализации и площади очага поражения ЦНС афазия моторная может протекать по одной из трех основных форм – афферентной, эфферентной, сенсомоторной. Отдельно врачи выделяют динамический и грубый типы речевого расстройства. Первый отличается прерывистым и монотонным способом выдачи информации пациентом. Больной говорит невнятно и медленно, но способен повторять за логопедом отдельные слоги или слова. Грубая моторная афазия характеризуется яркими нарушениями речи, как результатом преходящего осложнения тотальной патологии. Больной выражается обрывками слов, звуками, интонационным мычанием.

Афферентная афазия

Под афферентной моторной афазией подразумевается такой тип речевого расстройства, при котором проблемы возникают из-за сбоя регуляции речедвигательного аппарата. Уже сформированная речь у человека страдает из-за поражения постцентральной извилины, ее артикуляционной зоны. В результате ограничения связи между рядом отделов области у больного нарушается двигательный артикуляционный навык, приводящий к частичному или полному отсутствию речи. Дополнительно отмечаются сбои со стороны фонематического слуха, снижается качество понимания услышанного.

Течение афферентной моторной афазии может происходить по одному из двух вариантов. При первом наблюдается расстройство

реакций,отвечающих за обеспечение движений, необходимых для артикуляции. Отмечается нарушение

целенаправленности действий при попытке использовать артикуляционные органы. В тяжелых ситуациях продуцирование речи становится совсем невозможным. Второй вариант известен под названием «проводниковой афазии». При нем у пострадавшего страдают произвольные типы речи, но сохраняется способность использовать в своем разговоре ситуативные клише.

Эфферентная афазия

Этот тип речевого расстройства имеет еще одно название – афазия Брока. Оно обусловлено расположением очага проблемы в одноименном центре нижней лобной извилины левого полушария головного мозга. Признаки эфферентной моторной афазии возникают при поражении премоторной зоны коры органа ЦНС. Это приводит к нарушению двигательного звена речи и вызывает дефекты, вариативность которых зависит от показателя изменения структуры тканей.

Афазия Брока в зависимости от степени тяжести может быть:

  • легкая – речь развернутая, но с наличием штампов и клише. Может проскакивать проговаривание слов по слогам. Больше всего сложностей возникает при назывании предметов, повторении слов или фраз за логопедом. Возможность ведения диалога сохраняется, но разговор однообразен, базируется на стереотипах;
  • средней тяжести – спонтанные высказывания делают очевидными трудности с построением предложений. Речь рваная, имеет характеристики телеграфного стиля. Попытки назвать предмет или повторить сказанное врачом приводят к навязчивому произношению одних и тех же слогов или слов. При ведении диалога пациент может отвечать собеседнику его же фразами или вопросами;
  • тяжелая – спонтанная речь отсутствует. Если пострадавший пытается что-то произнести самостоятельно, он просто повторяет какие-то слоги. Клиническая картина дополняется сложностями понимания слов, обращенных к больному.

Тип эфферентной формы влияет на подход к лечению патологии. В частности, он сказывается на подборе логопедических методик и приемов, необходимых для восстановления речевой функции.

Сенсорно-моторная афазия

Наиболее тяжелое и опасное речевое расстройство, при котором сложности с произнесением слов дополняются проблемами понимания речи окружающих и своей собственной. Контакт человека с окружающим миром нарушается. Он не понимает людей, не может членораздельно говорить. Степень выраженности признаков, характерных для состояния, зависит от площади и типа поражения коры головного мозга, возраста, а также общего состояния пациента. В большинстве ситуаций клиническая картина дополняется неврологическими симптомами, указывающими на характер основного заболевания.

Причины развития патологии

В основе развития патологии лежит изменение структуры определенных отделов головного мозга под влиянием дегенеративных, воспалительных, некротических и других процессов.

Провоцирующим фактором может стать органическое поражение тканей, соматическая болезнь, физическое или химическое внешнее воздействие.

Успех лечения моторной афазии зависит от правильности постановки основного диагноза и устранения очага проблемы в головном мозге.

Частые причины речевого расстройства:

  • острое или хроническое нарушение мозгового кровообращения (ишемический или геморрагический инсульт, транзиторные ишемические атаки);
  • травмы головы – нарушение речи может быть отсроченным осложнением черепно-мозговой травмы;
  • абсцессы в черепной коробке, которые становятся источником воспаления, отека, давления на кору головного мозга;
  • воспалительные и инфекционные заболевания ЦНС;
  • раковые опухоли ид доброкачественные новообразования в черепной коробке, головном мозге;
  • патологии, которые сопровождаются дегенерацией нервной ткани (болезнь Пика, Альцгеймера);
  • перенесенные нейрохирургические операции.

Риски развития моторной афазии особенно высоки для лиц с семейным анамнезом, усугубленным перечисленными состояниями. Вероятность появления очагов поражения в головном мозге растет при хронической гипертонии, атеросклерозе сосудов головного мозга, ревматизме, сахарном диабете, пороках сердца. Злоупотребление медикаментами, курение, употребление алкоголя или наркотиков также создают благоприятные для развития патологий условия.

Клиническая картина расстройства

Независимо от того, страдает человек от афферентной моторной афазии или другой формы нарушения речи, у него будет проявляться ряд общих признаков. Они могут иметь разную степень выраженности в зависимости от особенностей ситуации. Комбинации проявлений различны, что иногда осложняет процесс постановки диагноза.

Для состояния характерны такие симптомы:

  • перестановки слогов и звуков в составе слов;
  • пропуск звуков в устной речи и букв на письме;
  • использование в разговоре слов, которые не подходят по смыслу. Трудности с составлением предложений из-за невозможности подобрать адекватное слово;
  • повествование преимущественно основывается на использовании однотипных глаголов, без подключения других частей речи. Это делает его монотонным, невыразительным, бессвязным и малоинформативным;
  • пациент часто делает продолжительные паузы;
  • эмоциональная окраска рассказа сильно смазана или отсутствует;
  • при осознании больным своего недуга он становится молчаливым;
  • недуг может проявляться сильно выраженным заиканием, проблемами с запоминанием названий предметов;
  • чтение и письмо сопровождаются ошибками, пропусками букв, слогов, слов;
  • в особенно тяжелых случаях издаваемые пациентом звуки сводятся к мычанию, которое незначительно меняется за счет интонации.

Моторной афазии свойственно прогрессирование в случае отсутствия лечения, постепенное усугубление ситуации. Это связано с дальнейшей деструкцией речевого аппарата, появлением других неврологических симптомов, психических нарушений.

При осознании больным своего недуга он становится молчаливым.

Диагностические меры

Особенности симптоматики позволяют лишь заподозрить у пациента расстройство конкретного типа. В ряде случаев это помогает понять, в каком отделе головного мозга сосредоточен очаг поражения, поставить основной диагноз. Для подтверждения подозрений пациенту могут быть назначены МРТ или КТ, УЗИ церебральных сосудов, люмбальная пункция. Пострадавшего должны осмотреть невролог и логопед. Последний путем специальных приемов оценивает показатели двигательной, зрительной и слухоречевой памяти, проверяет качество письма и чтения. Важно не просто подтвердить наличие речевого расстройства, а понять, какая именно его форма у конкретного пациента – афазия Брока, афферентная или сенсомоторная.

Методы коррекции и лечение нарушения

Терапия при моторной афазии должна быть комплексной, состоящей из двух одинаково важных направлений. Первое подразумевает борьбу с основной болезнью. Если не устранить причину проблемы, никакие методы традиционной или народной медицины от расстройства не избавят. Параллельно с этим следует начать работу с неврологом и логопедом конкретно по факту нарушения речи. Принципы лечения подбираются индивидуально, исходя из возраста и общего состояния пациента, формы и степени тяжести патологии, специфики ситуации.

Медикаментозная терапия

Лекарства, действие которых направлено на повышение функциональности головного мозга в зоне поражения с целью восстановления речи, должны подбираться неврологом. При моторной афазии это могут быть ноотропы, витамины и минеральные комплексы, вазодилататоры, миорелаксанты, тонизирующие средства. В качестве вспомогательных медикаментов нередко выступают антигипоксанты, нейропротекторы, нейростимуляторы. Сегодня все чаще врачи назначают своим пациентам биологически-активные добавки для усиления эффекта от медикаментозной терапии.

Логопедические методики

Работа с логопедом при афферентной или эфферентной моторной афазии может исчисляться месяцами. В случае с сенсомоторным расстройством или тяжелой степенью нарушения лечение длится годами. Принципы и приемы подхода подбираются индивидуально, корректируются в соответствии с признаками положительной динамики или прогрессирования патологии.

Основу терапии составляет отработка речевых навыков и интонации, совершенствование письма, увеличение объема слухоречевой памяти пациента. Под контролем специалиста пострадавший работает с картинками, текстами, окружающим миром.

Все чаще используются современные компьютерные программы и механизмы.

Оперативные вмешательства

Хирургическое воздействие на головной мозг применяется по отношению к причине проблемы, а не с целью налаживания речи. Это могут быть манипуляции по остановке кровотечения, нейтрализации отека, удалению опухоли или поврежденных тканей. Важно понимать, что сами нейрохирургические действия могут стать причиной моторной афазии или других видов речевых нарушений.

Физиотерапия

Эффективность подобных вариантов воздействия на организм человека с моторной афазией до сих пор подвергается сомнениям. На практике применение точечного массажа, иглоукалывания, магнитной или электрической стимуляции, а также лечебной физкультуры показывает неплохие результаты. Такие подходы не могут быть основным способом лечения патологии. Они должны идти в комплексе с приемом медикаментов, посещением логопеда.

Лечить недуг можно иглоукалыванием.

Прогноз и профилактические меры

Шансы на полное выздоровление или достижение результатов, достаточных для ведения привычного образа жизни, зависят от тяжести случая и качества лечения. При игнорировании основной проблемы или отказе от работы с логопедом нарушение способно стремительно прогрессировать. В таких ситуациях возникает риск постепенного ухудшения состояния больного, развития у него инвалидности из-за невозможности общаться с окружающими. Профилактика патологии состоит в предупреждении развития заболеваний, выступающих в качестве ее провоцирующих факторов.

Некоторые принимают смазанные симптомы недуга за результат хронической усталости или логическое последствие пожилого возраста, поэтому не обращаются к врачу. Моторная афазия – это не только одно из проявлений поражения головного мозга, но и состояние, способное существенно снизить качество жизни человека. При первых же признаках расстройства необходимо обратиться к неврологу, пройти полную диагностику, а затем и профильное лечение.

Под термином «афазия Брока» понимается патология неврологического характера. Основным симптомом заболевания является потеря коммуникативного навыка. Другими словами, человек перестает говорить и понимать человеческую речь. В настоящее время существует эффективная схема терапии недуга, но прогноз напрямую зависит от того, насколько своевременно близкие доставили пострадавшего в медицинское учреждение.

Механизм развития

Медики выделяют несколько систем языка:

  • Фонологическую. Она отвечает за обработку акустического сигнала головным мозгом. Другими словами, ее задачей является анализ услышанных слов.
  • Морфологическую. Данная система анализирует языковые комбинации.
  • Синтаксическую. Отвечает за формирование логичной речи, в которой слова расположены последовательно.
  • Семантическую. Это лексическая система.

В норме все эти функции регулируются центром Брока. Он расположен в головном мозге. Под воздействием различных неблагоприятных факторов работа двигательного речевого центра нарушается. Другими словами, человек просто перестает понимать слова и разговаривать. В этом случае и принято говорить о развитии синдрома моторной афазии Брока.

Причины

В большинстве случаев рассматриваемая патология является следствием перенесенного инсульта. Повреждение речевого центра наступает после кровоизлияния в головной мозг, точнее, в левое его полушарие.

Кроме того, причинами афазии Брока могут быть:

  • Новообразования как доброкачественного, так и злокачественного характера.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Энцефалит.
  • Абсцессы.
  • Лейкоэнцефалит.
  • Болезнь Пика.

Кроме того, афазия Брока иногда является следствием хирургического вмешательства в головной мозг.

Существуют определенные факторы риска, которые значительно повышают риск развития заболевания. К ним относятся:

  • Пожилой возраст.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Закупорка сосудов головного мозга атеросклеротическими бляшками.
  • Гипертония.
  • Пороки сердца ревматического характера.
  • Перенесенные в прошлом транзисторные ишемический атаки.

Важно знать о том, что афазия Брока - это заболевание приобретенного характера. Происходит потеря именно сформировавшейся речи.

Клинические проявления

Симптомы афазии Брока довольно специфичны. Основные признаки патологии:

  • Медленная речь. Больной произносит слова с трудом. Для выражения своих мыслей он использует минимальный набор слов, при этом крайне быстро устает.
  • Аномия. Под данным термином понимается патологическое состояние, при котором больному трудно называть предметы.
  • Аграмматизм. Человек с афазией Брока не может правильно составлять предложения.
  • Невозможность повторения. Больные иногда понимают то, что им говорят. Но при этом повторить услышанные слова им крайне трудно, почти невозможно.
  • Осознание проблемы. Существует несколько форм афазии. При большинстве из них человек находится в твердом убеждении, что его речь корректна. При афазии Брока больной понимает, что у него возникли проблемы.

В некоторых случаях патология может сопровождаться симптомами неврологического характера:

  • Неспособностью осознанно управлять мышцами лица и ротовой полости.
  • Односторонним парезом. Иными словами, чувство слабости ощущается только в левой или правой части лица.
  • Гемиплегией. Это состояние, при котором парализует одну сторону тела.

Кроме того, больные теряют способность не только говорить, но и читать и писать.

Диагностика

При возникновении признаков патологии человека необходимо доставить в медицинское учреждение. Диагностика заболевания подразумевает оценку состояния больного по следующим критериям:

  • Беглость речи. При наличии патологии она косноязычная и крайне медленная.
  • Понимание. Оценить данный показатель весьма сложно, так как любые неправильные ответы могут являться следствием наличия трудностей с произношением.
  • Повторение. Врачу необходимо понять, насколько пациент в состоянии усвоить услышанную информацию. Кроме того, специалисту важно знать, сможет ли человек воспроизвести эти слова. Способность повторения при афазии Брока нарушена.
  • Память на названия предметов. В большинстве случаев пациенты не в состоянии озвучить те или иные наименования.
  • Автоматические последовательности. Это один из лингвистических навыков, заключающийся в произношении последовательностей, которые хорошо известны. Ярким примером является называние месяцев года по порядку.

На основании результатов проведенного исследования врач ставит диагноз и определяется с тактикой ведения пациента.

Лечение

Оно напрямую зависит от степени тяжести патологии. В некоторых случаях показана медикаментозная терапия и хирургическое вмешательство.

Но в большинстве случаев достаточно коррекционного воздействия. Его задачи:

  • Восстановить и улучшить навыки письма и устной речи.
  • Помочь пациенту заново наладить взаимодействие с социумом.
  • Улучшить качество жизни человека.

Лечением афазии Брока занимаются логопеды. При необходимости пациента направляют на консультацию к нейропсихологу.

Схема коррекционного воздействия включает следующие пункты:

  • Тренировка памяти, вычислений, рассуждений, внимания.
  • Регулярное выполнение упражнений, направленных на развитие памяти на имена и названия предметов.
  • Тренировка речи. Пациента заново учат говорить.
  • Постепенное увеличение длины предложений.

Это только малая часть той работы, которая ведется с пациентами, страдающими от афазии Брока. Задачей врачей является выявление возникших нарушений и их коррекция.

В заключение

Под термином «афазия Брока» понимается патологическое состояние, характеризующееся практически полной утратой коммуникативных навыков. У человека со сформированной речью пропадает способность говорить и воспринимать чужие слова. В некоторых случаях понимание сохраняется, но воспроизвести услышанные звуки больной не в состоянии. В большинстве случаев причиной афазии Брока является ишемический инсульт. При появлении первых признаков недуга больного необходимо доставить в медицинское учреждение.

Клинические признаки отражают нарушения нескольких уровней речи, в том числе семантического, фонологического, синтаксического и, в некоторой степени, артикуляционного уровней, а также нарушения просодии и артикуляции речи.

Расстройства семантического уровня проявляются в трудностях подбора и произнесения слов и вербальной парафазии. Они сочетаются с фонологическими нарушениями, представленными литеральной парафазией.

Синтаксические нарушения проявляются в моторном аграмматизме с преобладанием в экспрессивной речи имен существительных.

Моторная диспросодия проявляется в запинающейся затрудненной экспрессивной речи, которая характеризуется искажением ритмико-мелодической структуры и снижением активности производства речи.

Нарушения артикуляции менее выражены для одиночных фонем, но часто наблюдаются в последовательностях артикуляционных движений при произнесении слов. В почти всех случаях умеренной афазии Брока присутствует моторный аграмматизм. Нарушения моторного аспекта производства речи сопровождаются трудностями понимания речи, которые обычно не такие тяжелые, как при афазии Вернике, и расстройствами чтения и особенно письма.

В основе этих многоуровневых нарушений в большинстве случаев лежат довольно обширные поражения, затрагивающие несколько соседних речевых зон в корковых и подкорковых структурах доминирующего по речи левого полушария мозга.

Нарушения экспрессивной речи. Трудности подбора слов и уменьшение речевой продукции. Нарушения на семантическом уровне. При афазии Брока нарушается способность подбирать одинаковые по смыслу слова на семантическом уровне. У пациента с тяжелой афазией Брока почти полностью утрачивается способность к подбору слов, что проявляется в значительном ограничении речевой продукции в сочетании с нарушениями артикуляции звуков и особенно их последовательностей. Наиболее тяжелые нарушения речи проявляются в ограничении речевой продукции тремя или четырьмя стереотипными сериями слов или слогов, например «па-па-па», «ма-ма-ма», «а-ту-ту», «да-да-да». Стереотипную серию слогов «тан-тан-тан» произносил пациент Леборн, в первом из двух известных случаев, описанных Брока в 1861 году. Это явление получило название вербального стереотипа, или «эмболофазии». Пациент с «эмболофазией» часто пытается говорить, используя для выражения положительных или отрицательных эмоций различные интонации одного и того же слова или слога. Иногда слово может быть нестереотипным, но представляет собой эхолалическое повторение последнего слова вопроса, например: «У вас что-то болит?». - «Болит... Болит...». «В чем у вас основная проблема?». - «Проблема... Проблема...».

В некоторых случаях, обычно на острой стадии инсульта, афазия Брока начинается с мутизма, который проявляется в афонии - полной потере голоса. Пациент не издает ни звука и очень редко делает попытки что-либо произнести. Иногда пациент шевелит губами и языком или открывает и закрывает рот, но не может высунуть язык изо рта, и он двигается во рту медленно и слабо, однако, способность к глотанию остается сохранной, что указывает на нарушения исключительно системы производства речи, скорее, на наличие динамического нарушения инициирования речи, чем на первичный парез речевой мускулатуры. Поэтому вокализация часто происходит во время непреднамеренного кашля или стона при осмотре горла, когда пациента просят сказать «А... а... а...» и его внимание сосре-

доточено на осмотре, а не на вокализации. Этот мутизм, или афония, обычно продолжается 2-3 дня после начала инсульта, и в дальнейшем вокализация возвращается, но во многих случаях возникает тяжелая афазия Брока с типичными признаками «эмболофазии». У пациентов с афазией Вернике на острой стадии инсульта признаков афонии и мутизма не наблюдается. У пациентов с тяжелой афазией Вернике на острой стадии инсульта обычно наблюдается непрерывный беглый поток неразличимых звуков.

У пациентов с умеренной афазией Брока конвенциональная разговорная речь становится возможной, но отмечаются значительные трудности подбора слов, которые проявляются в уменьшении речевой продукции, которая обедняется, упрощается и, возможно, сдерживается за счет отсутствия анозогнозии, или сохранного инсайта нарушений речи. Трудности подбора слов при афазии Вернике отличаются от аналогичного симптома при афазии Брока тем, что пациенту трудно найти слово, соответствующее нужному значению, но речевая продукция у этих пациентов значительно увеличивается за счет чрезмерного количества неправильных слов, или вербальной парафазии, которая меньше сдерживается инсайтом, поскольку у пациентов с афазией Вернике часто наблюдается тяжелая анозогнозия речевого расстройства. При афазии Вернике артикуляция отдельных фонем и их последовательностей обычно сохранна.

У пациентов с афазией Брока предложения состоят в основном из высокочастотных слов, обычно не более двух-трех, а часто только одного слова. Относительная сохранность высокочастотных слов и предложений особенно очевидна при автоматической речи. Пациент со значительным уменьшением речевой продукции обычно испытывает лишь легкие трудности в произнесении последовательности дней недели (понедельник, вторник...), месяцев (январь, февраль...) и особенно простых цифр (один, два...) или в повторении правильных слов при исполнении популярной песни или чтении знакомой молитвы.

Нарушения называния предметов. Нарушения семантического уровня. Понятие «нарушение подбора слов» обычно относится к разговорной речи. Другие типы трудностей подбора слов могут наблюдаться, когда пациенту нужно подобрать названия отдельных объектов или действий, предъявленных в зрительной, слуховой или тактильной модальности. Для обозначения нарушений называния предметов используются понятия «аномия», «аномическая афазия» и «амнестическая афазия». В последних работах чаще всего используется термин «аномия».

Клиническая диагностика называния предметов состоит в том, что экспериментатор указывает на объекты, окружающие пациента, например на «подушку», «пол», «окно», и на части тела, например «локоть», «колено», «брови», «ресницы», и просит пациента назвать каждый из указанных объектов. Для диагностики способности называния были разработаны специальные тесты из 80-100 изображений предметов и действий, включенные в тестовые батареи по афазии. Количество предметов, которые испытуемый не может назвать, позволяет примерно оценить степень тяжести нарушения.

Подсказка первых букв названия обычно помогает пациенту назвать объект, поэтому возможно, что извлечение слова из словаря в лексическом модуле можно облегчить с помощью списка слов, основанного на их фонологических свойствах.

Аномия обычно наблюдается у пациентов с афазией Брока и другими типами передней афазии, но еще чаще встречается у пациентов с задней афазией, особенно транскортикальной сенсорной афазией. Подсказки, ориентирующиеся на фонемические свойства слов хранящегося в памяти словаря, обычно меньше помогают в назывании объектов при передней афазии, чем при задней афазии. Пациентам с афазией Брока часто требуется подсказка, состоящая из двух или трех первых слогов трех- или четырехсложного слова. При задней афазии подсказка одной или двух фонем часто приводит к правильному называнию.

За последние несколько десятков лет нарушения называния объектов изучались по отношению к различным переменным (см. обзор в McCarthy & Warrington, 1990). Было показано, что может нарушаться называние низкочастотных слов, специфических категорий, таких как части тела, цвета, буквы, формы, числа, предметы, действия (Goodglass et al., 1966), имен собственных (Semenza, Zettin, 1988), что указывает на нарушения указателей, обеспечивающих поиск слова в хранящемся в памяти словаре. Модально-специфические нарушения называния представлены оптической афазией (Freund, 1889; Beuavois, 1982) и тактильной афазией (Raymond, Eager, 1906; Beuavois et al., 1978).

Литеральная и вербальная парафазия. Нарушения семантического и фонологического уровней. Найдя нужное слово, соответствующее своему значению на семантическом уровне, пациент с афазией Брока часто испытывает трудности на фонологическом уровне при выстраивании правильной последовательности фонем в этом слове и переводе их в соответствующую артикуляционную последовательность. Он или она может пропускать артикулему или заменять ее неправильной артикулемой, демонстрируя так называемую литеральную парафазию. Заменяемые артикулемы часто похожи по артикуляции, например «п» вместо «б», «с» вместо «з», «д» вместо «т», «м» вместо «н». Иногда наблюдается пропуск артикулем или слогов в слове, так что «окошко» звучит как «кошка». Следует подчеркнуть, что число замен артикулем в конвенциональной речи часто не соответствует тяжести нарушений формального фонологического анализа у пациента, что указывает на роль нарушений перевода фонологически правильного слова в соответствующую артикуляционную последовательность (Miceli et al., 1980).

Литеральная и вербальная парафазия при афазии Брока характеризуются относительной стабильностью заменяемых артикулем и слов, так называемой стандартной парафазией, которая может быть связана со снижением активности переработки речи на фонологическом уровне. Она отличается от лабильной парафазии при афазии Вернике, когда активность переработки речи заметно возрастает и меньше ограничивается. Пациент со стандартной парафазией постоянно заменяет «в» на «ф», «з» на «ж», «табель» на «кабель», «здание» на «дом» и т. д. При лабильной парафазии подмены непостоянны, и пациент может заменять «в» на «ф», затем «в» на «с», «в» на «б» и т. д.

Пациент с умеренной и тяжелой афазией Брока иногда пытается избежать трудностей, связанных с поиском подходящего слова или последовательности артикулем, путем персеверации артикулемы, слога или слова. Пациент в разговорной речи постоянно произносит «бе-бе-бе», «а-а-а» или одно и то же слово.

В целом, как показано в следующих разделах, фонологические нарушения при афазии Брока могут быть вторичными при первичных нарушениях последовательности артикуляционных паттернов, которые черпаются из хранящегося в памяти словаря и далее переводятся в более общие или детальные описания на уровне движений органов речи. Эти нарушения могут носить нелингвистический и постоянный характер, вызывая стандартную литеральную парафазию, пропуск фонем, персеверации, а также ошибки перехода к соответствующим фонемам на фонологическом уровне.

Нарушения подбора слов могут проявляться на семантическом уровне как вербальная парафазия, которая характеризуется подменой правильного слова другим словом, но, по сравнению с литеральной парафазией, вербальная парафазия встречается довольно редко. Заменяющее слово обычно относится к тому же семантическому полю, что и заменяемое, например, слово «свет» может использоваться вместо слова «лампа», «мойка» - вместо «раковина», «доска» - вместо «стол». Иногда выбор заменяющего слова кажется случайным, но обычно между словами можно отыскать главным образом семантическую связь.

Моторный аграмматизм, или «телеграфный стиль». Аграмматизм при афазии Брока характеризуется значительным укорачиванием предложений. Предложение обычно состоит из одного или двух существительных или одного существительного и одного глагола, а короткие функциональные слова, такие как артикли, союзы и вспомогательные глаголы, часто пропускаются. Если в предложение включаются глаголы, они обычно не спрягаются. Это преобладание повествовательной речи, часто без склонений и спряжений существительных и глаголов и пропуском коротких функциональных слов, получило название «телеграфный стиль». Телеграмма обычно составляется в расчете на то, что ее получателю хорошо известна тема сообщения и, чтобы его понять, необходимы только некоторые ключевые слова, в основном существительные и несколько глаголов в повествовательной форме, без склонений и спряжений. Такой стиль позволяет уменьшить количество слов в телеграмме и, соответственно, ее стоимость. У пациентов с афазией Брока такое уменьшение вызвано нарушениями подбора слов, прежде всего, коротких функциональных слов.

Расстройства артикуляции. Нарушения на уровне произнесения отдельных звуков. Такие нарушения обычно наблюдаются у пациентов с тяжелой афазией Брока. При тяжелой афазии артикуляция может быть практически полностью утрачена, и пациенты не могут произнести звуки разговорной речи, которые их просят повторить. Он или она открывает рот, двигает губами и языком, но в ответ на любой вопрос произносит только стандартное «эмболофазическое» слово или слоги «да-да-да» или «па-па-па», «та-та-та», «ма-ма-ма». В менее тяжелых случаях афазии Брока спонтанная речь возможна, но гласные и согласные звуки часто искажаются, и выпадают некоторые их отличительные свойства. Одно из наиболее часто нарушаемых свойств - это звонкость согласных: пациент вместо «б» произносит искаженный звук, напоминающий «п», «з» заменяется на «с», «ч» - на «ш». Показано, что у пациентов с передней афазией серьезно нарушается произношение двух фонетических свойств - звонкости и носового характера согласных (Blumstein et al., 1977; Gandour, Dardarananda, 1984; Blumstein, 1995). Эти нару-

шения считаются результатом нелингвистического расстройства определенных действий, связанных с согласованием движений органов речи во времени, а не с артикуляционным исполнением фонетических свойств (Blumstein, 1995).

У некоторых пациентов нарушения произношения становятся главным проявлением афазии и, следовательно, для них используется термин «артикуляционная афазия». Нарушение произношения характеризуется тем, что необходимая фонема подбирается правильно, но при произнесении искажается, деформируется, а при литеральной парафазии заменяется на другую, часто похожую по артикуляции, но без деформации, которая наблюдается у пациентов с нарушениями произношения отдельных звуков. Нарушения произношения могут наблюдаться при афазии Брока, а при афазии Вернике обычно отсутствуют или очень незначительны (Blumstein, 1995).

Моторная диспросодия. Запинающаяся, диспросодическая речь является одним из наиболее выраженных признаков афазии Брока. Для нее характерно искажение ритмическо-мелодической структуры речи. Нарушается либо свободное течение речи, либо ее мелодический строй; речь характеризуется затрудненностью, напряженностью, продолжительными паузами, остановками между словами или в середине слова, когда пациент напряженно старается подобрать следующее слово в предложении или начать новое предложение. Интонация резко меняется от понижения к повышению и обратно к понижению, так что нормальный мелодический строй перехода от низкого к высокому тону искажается.

Нарушения движений органов речи. Оральная апраксия. Оральная апраксия характеризуется неспособностью совершить по просьбе экспериментатора те или иные сложные движения лица и языка или повторить его движения. В то же время, при оральной апраксии не наблюдается паралича или слабости движений мышц щек, лица или языка, хотя пациент не может по вербальной команде или путем подражания показать, как «задувают спичку», «потягивают жидкость через соломинку», «кашляют», «облизывают губы», «свистят», «фыркают», «цокают языком». В реальной жизненной ситуации эти же движения могут производиться непреднамеренно.

Оральная апраксия обычно наблюдается почти у всех пациентов с афазией Брока и, возможно, усугубляет нарушения на уровне артикуляции. У большинства пациентов с афазией Вернике оральный праксис сохранен.

Расстройства повторения, чтения и письма. Нарушения на фонологическом уровне. Фонетическое описание слова, основанное на его акустических свойствах, переводится в модально неспецифическое фонологическое описание, строящееся на последовательности фонем. Описание конкретной фонемы в этой последовательности отличается от фонетического описания, поскольку зависит от предыдущей и следующей фонемы в последовательности. Оно также может основываться на сочетании более простых свойств определенных фонем в последовательности в более сложные новые свойства, описывающие целое слово, что особенно касается высокочастотных слов, которые используются в переработке конвенциональной лексической информации.

Нарушения повторения. Наличие фонологических нарушений у пациента с афазией Брока можно подозревать, если у него обнаруживаются трудности по-

вторения слов. Многочисленные литеральные парафазические ошибки или пропускание фонем отмечаются даже при повторении одно-двухсложных слов, таких как «кот», «стол», «стул», «окно». Число ошибок увеличивается, когда пациента просят повторить длинное многосложное слово, такое как «индустриализация», бессмысленное слово, например «зелрун», «дансез», или неправильные слова. Чтобы минимизировать роль артикуляционного компонента в нарушениях повторения, пациента просят поднять руку, если два предъявленных на слух слова одинаковы («стол-стол»), и не поднимать руку, если они разные («стол-пол»). У пациентов с афазией Брока можно заметить некоторое улучшение понимания слов при выполнении этого теста.

У пациентов с тяжелой или умеренной афазией Брока, а также афазией Вернике обычно нарушается формальный фонологический анализ (правописание). Пациент не может подсчитать количество фонем и слогов в слове, особенно если оно состоит из трех, четырех и более слогов. Пациент также допускает множество ошибок, если его спрашивают, есть или нет в слове определенной буквы. Пациента просят поднять руку, если, например, в предъявленном на слух слове есть буква «б», и не поднимать руку, если буквы «б» нет («мебель», «стул», «хлеб», «кот»).

Расстройства чтения и письма. Эти расстройства представляют собой еще один симптом афазии Брока и Вернике, который подтверждает роль модально неспецифических нарушений на фонологическом уровне у пациентов.

При тяжелой афазии Брока чтение представляется невозможным, но пациент может быть способен к «глобальному чтению», правильно подбирая карточки с названием и изображением объекта, если выбор ограничен карточками с названиями и изображениями трех или четырех объектов. Что касается так называемых идеограмм, или слов, хорошо знакомых пациенту, например «США», «Вашингтон», глобальное чтение также может быть сохранно.

Письмо также серьезно нарушено. Пациент обычно в состоянии написать только очень хорошо знакомые слова, например собственное имя или фамилию, или медленно скопировать буквы, слоги и короткие слова, но часто пропускает буквы, демонстрируя многочисленные литеральные паралексии, которые отражают нарушения фонологического анализа. В некоторых случаях копия выглядит как «жалкое подобие» объекта и выполняется очень медленно. При умеренной афазии Брока пациент справляется с чтением гораздо лучше, чем с разговорной речью. Пациент способен прочитать серии из двух или трех слов, но литеральная паралексия и пропускание фонем значительно выражены, особенно в более длинных словах и предложениях. Расстройства письма под диктовку и спонтанного письма выражены сильнее, чем расстройства чтения. Большинство пациентов может написать под диктовку лишь некоторые фонемы, слоги и короткие высокочастотные слова. Это указывает на роль нарушений фонологического анализа в переводе последовательностей фонем в графемы и слова письменной речи. Копирование обычно сохранно, хотя некоторые пациенты могут медленно изобразить лишь «жалкое подобие» предъявленного слова.

Следует подчеркнуть, что при повторении слов, чтении и письме под диктовку информация может перерабатываться на семантическом уровне, минуя фонологический уровень. В таком случае зрительный или слуховой паттерн целостного

слова используется для извлечения слова из хранящегося в памяти словаря с помощью семантического указателя для дальнейшей переработки этого слова на уровне органов речи. Семантический указатель слов может частично использоваться и в процессе спонтанного письма. Нарушения этого указателя при сохранности фонологического указателя могут приводить к развитию нарушений повторения слов, чтения и письма.

Нарушения понимания речи. Понимание разговорной речи. Понимание конвенциональной беседы на знакомую тему у пациентов с умеренной и даже тяжелой афазией Брока обычно адекватно, но у пациентов с афазией Вернике нарушается. В ранних исследованиях афазия Брока и Вернике назывались соответственно моторной и сенсорной афазией.

Диагностика понимания разговорной речи обычно включает в себя вопросы о семье, работе и состоянии здоровья пациента. Однако нарушения понимания неконвенциональной речи можно выявить, когда пациент с афазией Брока пытается понять содержание телефонного разговора, радиопередачи или беседы других людей.

Нарушение понимания слов. Отчуждение смысла слова. Нарушения на семантическом уровне. Пациент испытывает трудности при определении значения слова, хотя его фонологическое и, прежде всего, акустическое распознание может быть сохранно. Пациент способен повторить просьбу, демонстрируя сохранность фонологического и фонетического образа слова, но может испытывать трудности при указании на правильный объект по команде. Это можно назвать отчуждением смысла слов (Лурия, 1962; Тонконогий, 1973).

Для изучения семантического аспекта конвенционального понимания слов пациента просят повторить простую команду, а затем исполнить ее - указать на объект или на часть своего тела, например, «Покажите стол, окно, дверь, лампу, локоть, колено, глаз, нос». Пациенты с афазией Брока выполняют этот тест без ошибок или с минимальными затруднениями, а у пациентов с афазией Вернике обнаруживается умеренное или тяжелое отчуждение значения слова.

Для исследования неконвенционального понимания слов пациента просят повторно указать на одни и те же три объекта или части тела, предъявленные в случайном порядке, например, «ухо», «нос», «ухо», «нос», «глаз», «ухо», «глаз». Этот тест называется «тест ухо-глаз-нос с одним компонентом». Поскольку в конвенциональных условиях субъект ожидает называния разных объектов, вероятность повторения одного и того же объекта низкая, и испытуемый не ожидает его, благодаря чему понимание затрудняется. Этот тест выявляет отчуждение значения слова не только у пациентов с афазией Вернике, но и у пациентов с афазией Брока. Это тест особенно трудно выполнить, когда пациента просят показать на «ухо, а потом на глаз», на «нос, а потом на ухо» и т. д. Этот тест называется «ухо-глазное с двумя компонентами». Отчуждение значения слова также можно наблюдать, когда вероятность появления следующего слова изменяется путем переключения на другое семантическое поле, например, от предметов, находящихся в комнате, к частям тела.

Отчуждение смысла слова, по сути, является обратной стороной нарушений называния предметов. Пациент с аномией неспособен подобрать правильное ело-

во, соответствующее значению предъявленного объекта. При отчуждении значения слова пациент не может по команде найти правильный объект, идентичный значению слова. Это явление подробно описано далее в разделе «Афазия Вернике».

Нарушения на уровне неречевого слухового восприятия. У пациентов с афазией Брока нарушения на этом уровне обычно отсутствуют, а у пациентов с афазией Вернике проявляются в легкой или умеренной степени, особенно в экспериментальных исследованиях дифференциации высоты тонов.

Сопутствующие неврологические признаки. В большинстве случаев афазии Брока наблюдается тяжелая или умеренная правосторонняя гемиплегия или ге-мипарез. Пациент передвигается медленно с дуговыми движениями конечностей и другими типичными признаками спастических гемипаретических движений. У большинства пациентов обнаруживается правосторонняя гемигипэстезия на укол и некоторые нарушения восприятия места нанесения укола. Дефекты зрительного поля у пациентов с афазией Брока обычно отсутствуют.

Афазия — это расстройство неврологического характера, представляющее собой потерю , выражающуюся в неспособности как говорить, так и понимать речь. В зависимости от симптоматологии различают различные виды афазий. В этой статье мы расскажем вам об афазии Брока , также известной, как эфферентная моторная афазия. Как протекает афазия Брока и каковы её причины? Афазия Брока характеризуется проблемами в коммуникации средней и высокой степени тяжести, связанными с отсутствием или .

Афазия Брока

Нарушение речи: что такое афазия Брока

Афазия Брока затрагивает разговорную речь. Характерной чертой этой афазии является неспособность человека бегло говорить и свободно выражать свои мысли, а также формировать целые предложения. Человек также испытывает проблемы с артикуляцией. При этом способность понимать речь сохраняется либо нарушается гораздо меньше.

Вы хотите узнать, как работает ваш мозг и проверить его основные способности? Вы можете сделать это с помощью инновационного . Менее, чем за 30-40 минут узнайте всё о своих когнитивных способностях. Присутствуют ли симптомы, указывающие на наличие каких-либо когнитивных расстройств?

Существуют четыре системы или компонента языка:

  • Фонологическая система: отвечает за обработку мозгом акустического сигнала, представленного в виде слов и слогов
  • Морфологическая система: свойства и взаимосвязи языковой системы в целом, затрагивающие структуру слов посредством правильной комбинации составляющих их морфем
  • Синтаксическая система: гарантирует логичность и последовательность сочетания слов в фразах и речи
  • Семантическая или лексическая система : представляет собой систему лексики языка, т.е. совокупность понятий и идей.

Согласно классической модели, афазии классифицируются в зависимости от локализации повреждения мозга . Таким образом, афазия Брока вызвана поражением находящегося в лобной доле двигательного речевого центра — Центра Брока. Центр Брока отвечает за различные функции, связанные с речью: порядок фонем в словах, организацию слов в предложении (синтаксис), семантическую интеграцию и моторную организацию речи.

Диагностика афазии Брока

Для выявления афазии Брока можно воспользоваться различными инструментами нейропсихологического тестирования , как общими, так и специальными для обнаружения афазии. При выполнении любого нейропсихологического тестирования, в том числе теста на афазию Брока, необходимо учитывать два критерия, которые могут влиять на устное общение:

  1. Уровень образования: при оценке необходимо учитывать образовательный уровень человека.
  2. Этиология и степень поражения: у пациента может присутствовать когнитивный дефицит, связанные с диффузными нарушениями, например, памяти или внимания, которые негативно влияют на коммуникационные навыки.

Диагностика афазии Брока основана на изучении различных аспектов речи. Необходимо изучить, какой из этих аспектов нарушен, и, в зависимости от этого, идентифицировать вид афазии. В настоящее время большее внимание уделяется симптомам афазии, которые необходимо корректировать, а не классификации самого синдрома. Областями изучения являются:

Спонтанная речь при афазии Брока

Речь идёт о способности начинать и поддерживать разговор. Оценка спонтанной речи производится по такому параметру, как беглость речи . При этом:

  • Небеглая, замедленная речь : человеку сложно произносить слова, он способен говорить только короткими фразами, прикладывая значительные усилия при артикуляции, при этом быстро устаёт. Для его речи становится характерна диспросодия (нарушение ритма, смысловых и синтаксических ударений, монотонность) и наличие аграмматизмов (нарушений при построении синтаксических структур).
  • Беглая или слишком беглая речь : нормальное или быстрое (более 200 слов в минуту) произношение слов, сопровождаемое нормальной артикуляцией и ударениями. В данном случае нарушения, известные, как парафазии , затрагивают содержимое речи. Парафазии бывают симантические (используется ошибочное слово, относящееся к той же категории, что и нужное) и фонологические (фонетические ошибки, например, когда человек путает буквы или слоги в слове).

Для афазии Брока характерна замедленная, косноязычная речь.

Понимание при афазии Брока

Оценить понимание речи при данном виде афазии сложно, поскольку ошибки при ответе или неправильные ответы могут быть связаны не с проблемами понимания речи, а с трудностями произношения. Поэтому при оценке используются инструменты, не требующие говорения от тестируемого. Диагностическим критерием в данном случае является сохраняется ли способность к пониманию речи или нет. У пациентов с афазией Брока она сохраняется.

Повторение при афазии Брока

Заключается в способности расшифровать слуховую информацию, отыскать соответствующий фонологический код и воспроизвести услышанное. Если какой-либо из этих процессов нарушен, повторение также будет некорректно. С помощью повторения букв, слов, псевдослов (вымышленных слов) и фраз изучается, есть ли проблемы с повторением (характерные для афазии Брока) либо эта способность не нарушена.

Память на имена при афазии Брока

Это способность называть предметы своими именами, т.е. доступ к лексике и нахождению конкретного линвистического элемента. Пациенты с афазией Брока испытывают значительные затруднения с этим, это расстройство известно, как аномия (потеря способности называть предметы).

Автоматические последовательности при афазии Брока

Автоматические последовательности — это базовый лингвистический навык, который заключается в произношении хорошо известных последовательностей, например, чисел, месяцев и т.д. Также это могут быть крылатые фразы или пословицы. Автоматическая речь может сохраняться при большинстве афазий, даже тяжёлых.

Признаки и симптомы афазии Брока

После того, как мы рассмотрели области, которые изучаются для диагностики афазии, выделим специфические симптомы , характерные для афазии Брока:

  1. Замедленая речь : пациент говорит медленно, используя небольшое количество слов, и быстро устаёт.
  2. Аномия : трудности с называнием предметов.
  3. Аграмматизм : неспособность правильно конструировать завершённые предложения и фразы.
  4. Трудности с повторением : понимают, что им говорят, но не могут повторить услышанное.
  5. Осознание дефицита : при других видах афазий человек может не понимать, что допускает ошибки, ему кажется, что его речь корректна. При афазии Брока пациенты осознают, что испытывают затруднения, поскольку очень устают от говорения.

Кроме указанных симптомов афазия Брока может сопровождаться симптомами неврологического характера :

  • Орофациальная апраксия: неспособность управлять движениями рта и лица, не вызванная физическими причинами.
  • Односторонний парез: слабость, снижение силы в одной из сторон тела.
  • Гемиплегия: паралич одной стороны тела.
  • Нарушения способности читать и писать.

Причины афазии Брока

Как правило, наиболее распространённой причиной афазии Брока является перенесённый ишемический инсульт (кровоизлияние в мозг) в левом полушарии мозга (считается, что оно отвечает за речь). Также афазия Брока может развиться после черепно-мозговой травмы (ЧМТ) или из-за опухоли в мозге .

Кроме того, симптомы афазии Брока наблюдаются при других нейродегенеративных заболеваниях:

  • Первичная прогрессирующая афазия : прогрессивное нарушение речи. На начальной стадии у человека с этим расстройством не наблюдаются другие признаки деменции. Характерна замедленная речь, наличие аграмматизмов и аномии.
  • Болезнь Альцгеймера : кроме характерных для этого заболевания типичных симптомов когнитивных нарушений (дефицит памяти и внимания, дезориентация и т.д.), человек с болезнью Альцгеймера испытывает трудности с речью, аномию, используя общие термины или околичности (не имеющие прямого отношения слова, с помощью которых он пытается выразить мысль, поскольку не может это сделать кратко).
  • Болезнь Паркинсона : характерно замедление речи, низкая синтаксическая сложность, и, зачастую, аграмматизмы.

Вы подозреваете у себя или своих близких болезнь Паркинсона? Проверьте прямо сейчас, присутствуют ли симптомы. указывающие на наличие болезни Паркинсона, с помощью инновационного нейропсихологического .

Реабилитация при афазии Брока

Реабилитация или восстановление способностей при афазии Брока зависит от степени тяжести первоначальных симптомов. На начальной стадии заболевания можно восстановить и реорганизовать некоторые отделы мозга, компенсируя таким образом дефицит когнитивных способностей. Целями реабилитации при афазии Брока являются.

Речь зависит от многих механизмов, которые формируются в первые 20 лет жизни и тесно связаны с определенными участками полушарий мозга. Патологические процессы или повреждения ответственных за речь участков мозга вызывает афазию – расстройство речи. В каждом полушарии функции, отвечающие за речь, имеют моторное и сенсорное обеспечение. Так, например, повреждение премоторной области коры, которая отвечает за движение, влечет за собой развитие афферентной или эфферентной моторной афазии.

Патология коркового отдела слухового анализатора приводит к сенсорному нарушению речи. Моторная и сенсорная афазии относятся к транскортикальным патологиям. Иными словами, нарушениям, которые возникают при прохождении сигналов через кору мозга. Моторные изменения обусловлены снижением активности устной и письменной речи, сенсорная – пониманием речи.

Моторная афазия Брока

Моторная афазия Брока имеет 3 типа нарушений:

  1. Афферентное нарушение речи. Относится к легким формам. Больной бегло говорит без пауз. При обследовании выявляют дефекты во время чтения и неправильную артикуляцию.
  2. Эфферентное нарушение речи. Тяжелая форма, при которой пациент произносит бессвязные фразы с длинными интервалами или молчит. Отмечают грубые нарушения письменной речи. Читать пациент может с трудом.
  3. Сенсорно-моторная афазия. Полное расстройство понимания и произношения устной и письменной речи.

Причинами моторной афазии являются:

  • эмболия верхней ветви мозговой артерии;
  • кровоизлияние;
  • травма;
  • воспаление;
  • опухоли;
  • дегенеративные процессы ( , Пика).

В основном моторная афазия выявляется после инсульта. При легкой форме у больных наблюдаются умеренные нарушения способности говорить и писать, но понимание сказанного и написанного страдает минимально. Только при обследовании с выполнением сложных команд выявляют отклонения.

В некоторых случаях больной на короткий период утрачивает свою речь, но при этом понимает других и может осознать прочитанный текст. Как правило, такое состояние сменяется обедненной речью. Больной с усилием произносит слова, при этом осознает дефекты произношения.

Он не может выполнить произвольные движения языком и губами по команде, несмотря на то, что автоматические движения в них сохранены. При осмотре определяют слабость мышц нижнего правого отдела лица, правой руки и кисти. При легких нарушениях речь полностью или частично восстанавливается.

При выраженных нарушениях больной не может нормально говорить и понимать речь. При восстановлении во время лечения, пациент отвечает только шаблонными фразами в ответ на все вопросы, которые ему задают. В других случаях, появляется медленная речь, которая произносится с усилием. Обычно произношение фраз грамматически неправильное, без предлогов и союзов. Больной разговаривает без интонации и плавности.

Моторные нарушения речи у детей

Моторная афазия у детей проявляется нарушением разговорной и письменной речи. У ребенка полностью сохранен слуховой аппарат, он понимает, что ему говорят, но ответить не может. Понимание чужой речи ограничивается простыми фразами и обычными словами.

Более сложные предложения, которые не связаны с жизнью ребенка, не воспринимаются. При легком течении патологии сохраняется некоторый словарный запас, при помощи которого ребенок пытается общаться с окружающими. Тяжелое течение протекает с полным нарушением или отсутствием речи.

К явным признакам моторных нарушений речи ребенка относятся:

  • грамматически неправильная речь (без окончаний, предлогов);
  • искажение слов;
  • перестановка звуков;
  • замена слов, не подходящих по смыслу, но схожих по произношению;
  • хаотичное вставление различных коротких слов во время произношения речи (эмболофразия).

При эмболофразии ребенку тяжело писать диктант и невозможно писать сочинение. Легко дается переписывание текста или написание простых понятных фраз. Практически всегда при моторных нарушениях речи встречаются затруднение с чтением.

Ребенок может складывать буквы в слова, но при этом, не понимает прочитанное. Прогноз болезни зависит от того, насколько выражено повреждение коры мозга и от развития ребенка до начала патологии.

Лечение моторной афазии

Перед тем как назначить лечение моторной афазии, проводят объективную диагностику. Больного осматривают нейропсихологи, логопеды, невропатологи. Для определения причины патологии показаны следующие обследования:

  • МРА (магнитно-резонасная ангиография);
  • допплерография;
  • спинномозговая пункция.

После того как поставлен диагноз моторная афазия, назначают лечение. Больным прописывают медикаментозные препараты:

  • средства для мозгового кровообращения (Кавинтон, Цинаризин, Актовегин, Винпоцетин);
  • средства для снижения тонуса мышц (Мидокалм, Баклофен, препараты магния);
  • антидепрессанты;
  • ноотропные средства для улучшения мозговой активности (Глиатиллин, Пирацетам);
  • тонизирующие лекарства (Кофеин);
  • антихолинэстеразные препараты для улучшения передачи возбуждения в нервной системе (Галантамин).

К немедикаментозным методам лечения относятся:

  • логопедические методы коррекции;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • психотерапия.

Важно! Самостоятельная коррекция в домашних условиях может повлечь за собой необратимые нарушения речи или заикание.

В крайних случаях ставят вопрос о хирургическом вмешательстве (наложение экстраинтракраниального микроанастомоза) для улучшения мозгового кровообращения.

Формы сенсорной афазии

Наиболее частыми причинами патологии являются эмболия задней височной или средней мозговой артерии, энцефалит, ушиб мозга, опухоль. Выделяют следующие сенсорные формы афазии:

  1. Семантическая. Пациенты не воспринимают сложные фразы.
  2. Проводниковая. Сложности при повторении фраз вслед за врачом или при чтении.
  3. Амнестическая. У больных возникают трудности в построении и распознавании слов.
  4. Акустико-мнестическая. Пациенты не могут образовывать слова. Речь скудная, состоящая в основном из местоимений.
  5. Оптико-мнестическая. Пациенты могут узнавать предметы, но с трудом вспоминают их названия.

Основные проявления патологии:

  • при сохранении зрения и слуха, пациенты не понимают устную и письменную речь;
  • больные бегло неправильно произносят слова и фразы (бессмысленная быстрая речь);
  • нарушения чтения и письма;
  • эмоциональная активность, раздражительность;
  • нарушение зрения.

Нередко заболевание носит прогрессивное течение. Длительное лечение включает в себя занятия с логопедом, лечебную физкультуру, массаж, физиотерапевтические процедуры, психотерапию. В комплекс терапевтических мероприятий включают , улучшающие мозговое кровообращение, обмен веществ.