Дар речи не исчезает.

I Исчезает узнавание обращенной речи. Своя речь полна неологизмов, непонятная, но обильная и эмоциональная. Совершенно несвязанные между собой слоги, слова, предложения.

Васкуляризация из одного сосуда. Может быть и сенсорная, и моторная афазия. Главное отличие: сенсорная - говорит много, моторная - говорит мало.

II Семантическая афазия - пространственные отношения. Предлоги, родительный падеж применяются неуместно. Теряется смысл предлогов. Зона пространственных отношений в речи уходит несколько от виска - ангулярная зона, но теменной доли.

III Персеверации также могут быть.

Преднозологические формы: симптомы, являющиеся маргинальными.

Лекция № 10 Специализация и доминантность полушарий (продолжение)

Если зона Брока будет разрушена, человек потеряет способность говорить на каким-либо языке. Поражение на его периферии - выпадает возможность пользоваться одним языком, обычно иностранным.

Существует множество форм изъяснения своей мысли, например, иероглифы.

Понятийный - язык Кандзи. Состоит из 70 тысяч знаков (событие, понятие - в виде зрительно-пространственного изображения описывается одним иероглифом).

Языка Кана (Кхана?) - приближен к буквенному. Иероглиф обозначает звук или слово.

Если у китайцев поражается левое полушарие - выпадает язык Кана (приближен к буквенному), но остается Кандзи (в правом) - пространственные образы, иероглифы.

У глухонемых изъяснение с помощью языка жестов (XI век, Франция). Поскольку нарушена главная функция, речь не развивается, не формируется как такового центра Брока. 4000 знаков создаются правой рукой. Слово - один жест. Предложение построено строго: Главная позиция на первое место, затем о развитии событий, а далее результат. Центры в левом полушарии.

Язык слепых - в правом полушарии (пространственное положение 6 точек - и буквы, и цифры, и формулы, и знаки препинания) - тактильные и пространственные ощущения левой руки в правом полушарии.

Левое полушарие является доминантным у человека.

Музыкальные способности (музыкальная грамота, голосовые способности, узнавание тембра) крайне поливалентны и не могут быть отнесены к конкретному полушарию.

Ассоциации. Композитор Морис Равель (после травмы левого полушария) - не мог воспроизвести, записать музыку. Но мог списать, мог слышать музыку, словесно передать, что услышал, оценить.

Левая височная область - площадка Вернике - усилена доминантность у 75% людей, у 25% и справа, и слева (примерно одинаково). ~1% - усилена справа.

Сильвиева борозда слева значительно длиннее и прямее. Справа - короче и с изгибающимся хвостом.

Неандертальцы - в левой височной доле уже существует зона Вернике. У многих животных - интонационно могут выражать свои эмоции.

Недельного возраста дети реагируют:

на любые звуки у 10 из 10 - активируется правое полушарие;

на звуки речи у 9 из 10 - активно левое полушарие.

Детский мозг очень пластичен (до трех лет) - восстановление речи возможно после операции, главное тренинг. У взрослого человека невозможно.

Половые различия.

Девочки начинают говорить раньше (~1,5 года), чем мальчики (~2,2года).

* Имеется в виду возможность сказать не менее трех слов в предложении.

У мужчин также чаще встречаются:

  • · дислексия (не могут ни считать, ни писать - чаще именно мужчины);
  • · заикание (вид моторной афазии) - исключительно мальчики;
  • · слабоумие, олигофрения.

Ассоциации: влияние стероидов? По-разному распределены рецепторы, половые гормоны даже называют «нейростероидами», поскольку они влияют на нейроны.

Гонады во внутриутробном развитии - с третьего месяца большими порциями начинает синтезироваться тестостерон - его большое количество подавляет развитие клеток коры левого полушария (чем больше тестостерона, тем меньше клеток коры).

1:1,09 соотношение между весом мозга женщины и мужчины. У мужчин больше представлены клетки гипоталамуса, в том числе секретирующие релизинг-гормоны.

Особенности. У мужчин больше плотность коры в правом полушарии (больше клеток), у женщин же многочисленные связи в левом полушарии (в том числе и комиссуральные), больше выражена ассоциативность, а не количество клеток. Арборизация (разветвление связей) у женщин.

У женщин повышен метаболизм глюкозы и выше скорость кровотока, в отношении специальных видов чувствительности - лучше ощущают, особенно слух, даже в быту - поэтому и лучше развивается речь. Лучше периферическое зрение за счёт увеличенных полей зрения. Тоньше вкус и обоняние.

Для мужчин характерна способность быстро «схватить» образ (развито центральное зрение). Увеличена зона на стыке пространственного и зрительного анализаторов - даёт способность точнее, быстрее, объёмнее оценивать образы (формулы, математика, шахматы, скульптуры и пр.).

Женщины воспринимают мир в виде нахлёстывающих друг на друга восприятий, а мужчины как картину в целом.

Поражения, связанные с поражением зоны стыка теменной и затылочной долей.

Извращение в понимании, ощущениях - в левых полях зрения, левых конечностях и всего, что слева. Нарушение схемы тела (большие/маленькие конечности, совсем нет, большее количество конечностей). Чаще по объёму. Ощущение нереальности происходящего - дереализация, деперсонализация. Очень яркие краски, больные рассказывают, что понимают, что таких красок не бывает. Может быть болезненность (при опухолях, например, растущих в этой зоне). Очень яркая клиника характерна только для правого полушария. Полное игнорирование своих конечностей, иллюзии увеличения или уменьшения конечностей.

Лекция № 10 Сознание и его расстройства

Сознание - менталитет (один человек - общество). Не может быть без общества менталитета.

Сознание - 1. (социальное понятие) политическая подоплёка - коммунистическое, буржуазное, религиозное, профессиональное, детское, мужское/женское и пр.

2. (медицинское понятие) синхронизация работы множества восходящих путей мозга, вычленение нужного из множества ощущений, сравнение, запоминание, отторжение, повторение, воспроизведение.

Наличие двух контуров:

  • 1) Активация - сохранность всех афферентных систем (восходящие пути)
  • 2) Содержание.

Активация не может быть бесконечной (как нет и бесконечного двигателя), отдых тоже должен быть - это физиологический сон. Вертикальный контур сознания = активация.

В связи с этим, существует 2 механизма нарушения сознания. Синдромы, связанные с поражением контура.

А) Аппаллический синдром - восходящие пути сохранены, но не можем оценить повреждение, так как сознание утрачено. Исход апаллического синдрома - вегетативное состояние.

Характеристика апаллического синдрома. Сохранено дыхание, сердечно-сосудистая система. Если состояние сохраняется:

  • 1) меньше месяца - то это персистирующее состояние;
  • 2) более 12 месяцев - хроническое состояние. Может закончится смертью.

Сохранены смены сна и бодрствования, понять нельзя, разве что глаза открыты (ни за кем не следит, не обращает внимания, рефлекса слежения нет). Схема сна-бодрствования не регулирована, хаотична (не имеет отношения в дню и ночи). Разорваны все связи в коре головного мозга, утрачено влияние коры - всё расторможено, увеличены рефлексы, гипертонус, патологические знаки. Сохранены зрачковые, может быть сохранен мигательный рефлексы.

Б) Акинетический мутизм (близок к апаллическому синдрому) - (больше апраксия) при отсутствии парезов нет движений. Связи передних отделов коры с ассоциативными полями разрушены. В связи с тем, что гнозис кое-где сохранен, больной реагирует на слуховые и прочие рефлексы - следит глазами, реагирует на яркий свет. Более упорядочена схема сна и бодрствования, могут фиксировать взор.

II Активация (комы, синдром деафферентации).

  • А). Кома всегда развивается последовательно.
  • 1 стадия - оглушение, ступор; Первая и вторая стадии - прекомы.
  • 2 стадия - сопор;
  • 3 стадия - кома.

Ступор - нарушение внимания, человек в ступоре рассеянный. Спит, когда предоставлен сам себе. Никакой инициации, на вопросы не отвечает, но смотрит с пониманием, ответы на простые вопросы есть, из сна выходит быстро.

Сопор - адекватно реагируют, но только на боль или громкий звук. Никакой речевой продукции нет.

Кома - беспробудный сон, ни на звуки, ни на боль реакции нет. Если длится более 72 часов - неблагоприятный прогноз.

GCS (шкала Глазго)

Система I - глаза;

Система W - слово; баллы от 1 до 5.

Система M - моторика.

Здоровье = 15

Критическое состояние = 8. Менее 8 баллов прогностически неблагоприятный показатель.

Низкая оценка = 3

Б). Синдром деэфферентации («Locked in»)

Тромбоз a.basillaris с вентральной поверхности приводит к ишемизации всех двигательных путей, всего моста поперёк. Нет кровоснабжения ни кортикоспинальных, ни кортиконуклеарных путей. Следствием является полная обездвиженность (тетрапарез, парез ЧМН по центральному типу). Движения глаз сохраняются за счёт заднего продольного пучка.

Лечение. Селективный тромболизис, через подключичную артерию. Терапевтическое окно до 12 часов(!).

Существует три группы болезней, приводящих к нарушению сознания:

  • 1. Первично-неврологические (любые травмы, опухоли, инсульты ишемические и геморрагические, энцефалиты)
  • 2. Соматические:

I. метаболические (уремические, гипогликемические, кетоацедотические, печеночные, утрата трофики гипофиза (экскреция Na, K)).

II. гипоксические (ишемия за счёт снижения системной гемодинамики: ОИМ, Морганьи-Адамса-Стокса, шоки, ТЭЛА, кровопотери)

3. Внешние воздействия (алкоголь, суррогаты алкоголя, угарный газ, нейролептики, барбитураты, гипертермии любого происхождения, удар молнии и т.д.).

Может быть как расстройство вертикального контура, так и горизонтального. В случае первично-неврологических заболеваний - конечно же и то, и другое поражается. Гипоксии - часто апаллический синдром, интоксикации (нейрональные яды) - апаллическое поражение клеток коры.

Клинические симптомы, поиск первопричины:

I. возможность движения (с одной или с двух сторон? осознанно, неосознанно? особенность положения конечностей: со стороны поражения кажутся длиннее, лежат наружу тыльной стороной), если припадок - соблюдается ли сторонность? если да, то первично-неврологические заболевания являются причиной. Какова аура припадков - щека ил рука?

II. какое дыхание? ритмичное (поверхностное - отравление барбитуратами; одышка - сердечное или легочное поражение) - не неврологические заболевания. Аритмичное дыхание (гастинг-дыхание и пр.) - первичный церебральный процесс.

III. Глаза: зрачки (величина и равность) со стороны мидриаза всегда очаг - поражается ядро Якубовича. Равномерно узкие/широкие - токсические нарушения. Поражение глазных яблок: могут быть повернуты в одну сторону - парез взора в противоположную сторону от очага. Плавающие движения - тяжелое поражение ствола (вклинение). Глазное дно: разница в отеке, кровоизлияния и прочее. Синдром Фостер-Кеннеди - атрофия глазного диска с одной стороны и выстояние с другой - опухоль в передней черепной ямке. Менингеальные знаки: симптом Кернига, ригидность затылочных мышц (субарахноидальное кровоизлияние, менингит). Менингеальные знаки плюс односторонность - почти стопроцентно указывает на дислокацию ствола, нарушение ликвородинамики, объёмное образование в головном мозге с вклинением.

Лекция № 11 Периферическая нервная система и её поражения

Периферические структуры есть и в ЦНС (мотонейроны) - корешки, лишённые мягкой мозговой оболочки.

В отношении черепа: ЧМН (отдельно двигательные, отдельно чувствительные корешки);

В отношении спинного мозга: чувствительные и двигательные вместе образуют нерв.

Важно, какие образования на поперечнике (разные заболевания поражают разные структуры).

Строение нерва:

  • 1. Аксон - в середине, по нему идёт ток возбуждения, поражается очень редко.
  • 2. Миелиновая оболочка (Шванновская клетка) - I и II черепно-мозговые нервы не относятся, т.к. там миелиновую оболочку формируют олигодендроциты. Разное обертывание аксона в зависимости от функции: самые толстые - проприорецепция; самые тонкие - болевая чувствительность, движение.
  • 3. Эпиневрий - фиброзная ткань.
  • 4. Очень тонкая цепь артериол и венул, которые между собой соединяются тонкими цепочками, идёт над эпиневрием.

Корешки (особенно «конский хвост») орошаются ликвором, имеют мягкую мозговую оболочку.

Поражение слоёв:

I. Аксон. Крайне редко поражаются. Наследственно, отравление солями тяжелых металлов (ртуть, мышьяк, свинец).

II. Миелин: чаще всего поражается. Демиелинизирующие заболевания.

III. Эпиневрий: коллагенозы - поражение периферических нервов.

IV. Сосуды: vasanevrosum - часто - микроангеопатии (при метаболических заболеваниях) Первое место - сахарный диабет.

V. Мягкая мозговая оболочка - менингиты (бактериальные, вирусные)

Болезни периферической нервной системы делятся на 4 основных группы:

I Валлеровское перерождение;

II Сегментарная демиелинизация;

III Диффузная демиелинизация;

IV Нейрональная дегенерация с диффузной демиелинизацией.

I Валлеровское перерождение - повреждение первично аксона (как правило, механическое) в первую очередь двигательного с сохранением мотонейрона. Он реагирует на произошедшее повреждение аксона - гиперреактивность - проявляется фасцикуляциями.

II Поражение по длиннику лишь участки миелина. При чём длинник только в пределах одного нерва. Некоторые бактериальные инфекции - дифтерия. При прекращении бактериального воздействия - полное восстановление функции.

III Диффузно множество нервов, на большом протяжении, симметрично.Аутоиммунные заболевания, дефицит питания, витаминная недостаточность.

IV В клетках ствола, спинного мозга - первичное поражение нейрона - выпадение функции миелина, аксона. Нейроинфекционные, нейровирусные. Тяжёлые, не восстанавливаются.

Дифференциальная диагностика: I и IV в клинической картине будут преобладать мышечные атрофии, в клинической картине II-III - парез есть, атрофии нет. I и IV не восстанавливаются.

Нейропатия (не используется «-ит», так как не всегда воспаление) может быть:

  • 1) Мононейропатия
  • 2) Множественная нейропатия
  • 3) Полинейропатия

Мононейропатия - поражен один нерв на любом уровне. Всегда компрессия - уменьшение возможности физиологического хода нерва. Для ЧМН - костные туннели, для СМН - костно-мышечные, связка, сухожилие (оссификация, иными словами лигаментозы - изменение структуры связки). Отёк связочного аппарата - микротравмы (часто профессиональные), быстрое нарастание массы тела (эндокринные нарушения), период беременности (гестоз - отёк мягких тканей). У беременных часто нейропатии лицевого нерва. Гиперсекреция пролактина, гормона роста - пролиферация тканей (в частности, раковые опухоли) в 10 раз увеличивается во время беременности, не всегда адекватно сроку. Влияет на костную ткань - увеличивается в ширину, так как эпифизы закрыты, в том числе и хрящевая ткань.

Множественная нейропатия - как правило, с одной стороны, имеет церебральный уровень, корешки ЧМН, вышедших из ствола в субарахноидальное пространство, остеомиелит костного основания черепа, либо онкология, воспалительный процесс кости, повреждение компрессионно поражает не один нерв. Синдром мостомозжечкового угла (гемангиома и прочие). Краниальный уровень.

Полинейропатия - спинальный уровень, билатерально, симметричное поражение нервов - с обеих ног - обе руки. Тип восходящий. Поражения и двигательных, и чувствительных порций с преобладанием какой-либо в зависимости от этиологии. Может быть даже выпадение определенного вида чувствительности.

Периферические дистальные парезы - поднимаются вверх, с захватом проксимальных отделов ног, мышц брюшной, грудной стенок, спины. Распространение может быть в течение нескольких дней/месяцев. Чувствительные также - начинаются с дистальных отделов: тип носки, гольфы, чулки. Всегда симметрично!

Острая полинейропатия (синдром Гийена-Баре)

Демиелинизирующее заболевание по восходящему типу Ландри. Аутоиммунное поражение, которое встречается достаточно часто 1 на 5-10 тысяч человек, внесезонное, не зависит от пола, как правило, молодые. После обыкновенной инфекции (диарея, аденовирусные заболевания, герпес простой). Всегда есть лёгкая инфекция - диффузное поражение миелина, антитела к миелину Шванновских клеток. Отложения иммуноглобулинов в месте соединения переднего и заднего корешков.

Нарушения начинаются с дистальных отделов ног, всегда с преобладанием двигательных расстройств.

Полирадикулопатии. Могут быть не дистальные, в остром периоде 1-2 дня, развиваются только периферические расстройства. По восходящему типу Ландри. Регрессирует полностью, так как инфекция, с полным восстановлением.

Полирадикулонейропатия - корешковые боли, это возможность сохранения менингеальных знаков, симптомы корешкового натяжения.

Диабетические ангиопатии.

Микротромбоз артерий, которые васкулиризируют нервы. Гиперплазия с тромбозами. Могут развиваться остро, в один день - инсульт нерва. Часто поражаются II и IV пары ЧМН, что даёт косоглазие, диплопию - и первое впечатление, что случился инсульт. Тщательный осмотр позволит диагностировать поражение только одного нерва. Никак не коррелирует с уровнем сахара. Больные могут даже не знать о диабете. Характерно, что они могут долгое время страдать нарушением толерантности к глюкозе, рано выпадает ахиллов рефлекс при отсутствии парезов. Миелин стоек к гипергликемии. Ещё один характерный симптом - жгучие боли, беспокойные ноги - покой не приносит облегчения, больные стараются отвлечься от боли. Любое прикосновение неприятно, так как происходит ишемизация чувствительных нервов. Изолированное поражение ЧМН требует исключения сахарного диабета, нарушения толерантности к глюкозе. Может быть дебютом клинического диагноза сахарного диабета.

Нарушение питания.

«Лагерные» - безмиелиновая диета (вегетерианство и прочие диеты) - дефицит В12 (фуникулярный миелоз) - типа болезни «бери-бери», дефицит РР (никотиновая кислота), факт недостаточного всасывания из ЖКТ.

Сенсорная афазия Вернике – нейропсихологическое и неврологическое расстройство, характеризующееся нарушением понимания речи. По А. Лурии больной с сенсорной афазией не способен различать фонематический состав слов. Утрачивается понятие «фонемы», поэтому в основу патологии укладывается феномен отчуждения смысла слова.

Сенсорная дисфазия имеет центральный механизм, в основе которого лежит патология высшей корковой функции височной коры. При этом периферические органы слуха, проводящие пути и нервные волокна целы. Это значит, что человек слышит обращенную к нему речь, фразы и слова, но он не понимает смысла: для больного это набор бессмысленных звуков. Для него родная речь становится иностранной.

Причины

Очаг поражения при сенсорной афазии локализуется в зоне Вернике. Это область височной коры, которая располагается в верхней височной извилине, спереди ограничиваясь лобной. Речевая зона Вернике отвечает за понимание и усвоение слуховой и письменной речи.

Чаще всего сенсорная афазия возникает после ишемического инсульта. Следующие по распространенности факторы: геморрагический инсульт, внутричерепные новообразования, повреждение мозговой ткани вследствие энцефалита или абсцесса, черепно-мозговой травмы. Реже дисфазия Вернике развивается после демиелинизирующих заболеваний по типу рассеянного склероза, если локализация сенсорной афазии совпадает с очагом демиелинизации. После этих причин возникают «хроническое» нарушение понимания речи.

Однако дисфазия может быть преходящей, временной, которая проходит самостоятельно. Преходящая дисфазия возникает вследствие эпилепсии, транзиторной ишемической атаки и мигрени. Следует помнить, что наличие дисфазии при транзиторной ишемической атаке говорит о повышении риска развития острого мозгового кровообращения в течение ближайших двух недель.

Сенсорная дисфазия Вернике может быть результатом нейродегенеративных заболеваний. Чаще всего патология речи коррелирует с лобно-височной деменцией и болезнью Альцгеймера. При этом в клинической картине нейродегенеративного заболевания ничего, кроме дисфазии почти не наблюдается.

Симптомы

Клиническая картина речевого расстройства состоит из отдельных групп речевых патологий. Признаки сенсорной афазии:

  1. Нарушение понимания речи. Характеризуется утратой навыка распознавания слов, а именно: фонологической и семантической структур. Отдельные звуки больные различают хорошо и понимают их структуру, проблема возникает на уровне объединения звуков в слово.
  2. Нарушение понимания разговорной речи. Степень понимания речи при сенсорной афазии снижается до минимума. Проблема возникает на уровне фонематической, синтаксической и семантической структурах. Нередко затруднен даже контакт с врачом. Команды и просьбы при диагностике пациенты выполняют только после того, как доктор прикоснется к ним. Затрудняет контакт и нарушение понимания смысла элементарных жестов.
  3. Феномен отчуждения смысла слова. Нарушение наблюдается на уровне семантики. Термин введен А. Лурией. Суть в том, что больной правильно выговаривает слово, повторяет за исследователем, но не имеет предметной соотнесенности. Это значит, что, повторяя несколько раз слово «стол» или «стул», больной не может показать пальцем на стол и стул, так как не понимает, что значат эти термины.
  4. Патология фонологического уровня. Обычно наблюдается у пациентов со средней тяжестью дисфазии. Синдром легко понять, рассмотрев следующий клинический пример. Врач сообщает пациенту: когда я скажу «А», вы поднимите руку, когда скажу «О» вы руку не поднимаете. После озвучивания букв пациент правильно выполняет команды. Однако трудности возникают при сочетании нескольких гласных, например, если закрепить команду «поднять руку» за сочетанием «А О У», больной ее не выполнит.
    Нарушение понимания на фонологическом уровне демонстрируется при попытке переписать слово. Так, больной только копирует буквы, не соотнося их воедино и не понимая смысла написанного.
  5. Патология восприятия слов на уровне слуха. Словесная глухота выражается в непонимании обращенной фразы.
  1. Слуховая агнозия. Это выражается в том, что больной правильно и адекватно воспринимает невербальные звуки. Шум ветра, гул двигателей, ноты с фортепиано и пение птиц больной узнает и может правильно отождествить звук и источник.
  2. Нарушение экспрессивной речи. Наиболее отчетливо выражается в первую неделю после инсульта. Характеризуется непрерывным потоком мало разборчивых звуков и фраз. Преобладают короткие слоги. Предложения и фразы в основном плавные. Это главное отличие от , при которой речь отрывчатая и с большими паузами.
  3. Патология диалога. Больные с трудом подбирают нужные слова в разговоре. Увеличивается речевая продукция, то есть больные много, но не разборчиво говорят. При тяжелой дисфазии речь совершенно не ясна окружающим, так как представляет поток разных звук, не складывающихся в слова или фразы.
  4. Нарушение номинативной функции. Это выражается в том, что больной не может назвать наименование предмета, явления или действия.
  5. Патология артикуляции, мимики и жестикуляции. Симптомы нарушения встречаются редко. Обычно они выражаются в нарушении подбора интонации и неправильной длительности гласных.
  6. Аграфия и алексия. Частично нарушается чтение и письмо под диктовку.

Сенсорная дисфазия часто сопровождается с другими неврологическими расстройствами, особенно после инсульта. Дисфазия сочетается с правосторонним снижением мышечной силы (гемипарез), со слабостью в правой руке, правосторонним нарушением зрения или со снижением чувствительности по гемитипу.

Диагностика

Диагностикой занимается врач-психиатр совместно с логопедом. После того, как больной придет в сознание, с ним начинается диагностическая работа. Сначала врачи беседуют с больным. В ходе беседы специалисты выслушивают речь и исследуют понимание обращенных слов к больному.

Обращается внимание на речевую продукцию, число сказанных за минуту слов, наличие повторов слов и фраз, длительность фраз и их структура. Учитывается нарушение падежей, наличие союзов, предлогов. Оценивая структуру повествования, врачи параллельно смотрят на моторную функцию: проводится оценка

Методы коррекции

Лечение сенсорной афазии начинается с восстановления общего состояния больного. Врачи должны убедиться, что пациент уже может учиться без ущерба для его здоровья и без сильной психофизиологической нагрузки.

Сначала назначается медикаментозная терапия, стабилизирующая состояние пациента и улучшающая трофику головного мозга. Проводится этиотропная терапия, устраняющая причину дисфазии.

Главная задача восстановительного обучения – реабилитировать речевые навыки и восприятие диалога, вернуть больного в социум, научить самостоятельно следить за состоянием своей речи.

Восстановление речи при сенсорной афазии проводится логопедом. Считается, что наибольший шанс полного восстановления имеют молодые люди, наличие высшего образования и геморрагический инсульт (в плане соотношения прогноза ишемический инсульт тяжелее геморрагического).

Логопедические упражнения выполняются самостоятельно под присмотром родственников или «очно», непосредственно со специалистом. Упражнения следует выполнять уже сразу после инсульта, как только пациент придет в сознание. Занятия с логопедом длятся весь период реабилитации.

В реабилитации имеет значение частота и интенсивность занятий. Так, исследования показали, что восстановление речи зависит не так сильно от сложности и специфики заданий, как от напора и частоты выполнения самих упражнений.

Данное заболевание представляет собой речевое расстройство, при котором пациент утрачивает способность использовать слова во время общения, чтобы выразить свои мысли, не смотря на то, что у него полностью сохранен слух и артикуляционный аппарат. Известно, что речь считается функциональной системой, интегративно-нейронной организацией мозга человека, в то же время, в ней обозначены особые «речевые зоны», находящееся в зоне коры больших полушарий, которые несут ответственность за афазии различных видов. Сенсорная афазия является приобретенным заболеванием, которое возникает, если имеет место поражение речевых центров головного мозга.

При сенсорной афазии следует принимать во внимание, что для данного заболевания типичным является не только абсолютное отсутствие речи, но и ее измененная структура. Пациент имеет очень бедный лексикон, а также не может сформировать самые простые предложения. Очень часто больные сенсорной афазией вполне осознают, что собой представляет та или иная вещь, предмет, но они затрудняются вспомнить, как это называется, и не могут произнести название. Чтобы лучше понять, что собой представляют такие нарушения, нужно иметь представление о классификации различных видов расстройства, и обратить внимание на отдельные формы. Для того чтобы лучше понять принцип нарушений, необходимо познакомиться с классификацией этого вида расстройств, более детально изучить каждую форму заболевания.

Сенсорную афазию также называют афазия Вернике. Для нее характерна утрата пациентом способности воспринимать устную речь. Если рядом с ним ведут беседу другие люди, он остается безучастен, и никак не реагирует, так как не понимает смысла. Кроме того, текст в письменном виде также для такого больного ничего не значит. Особенность сенсорной афазии в том, что человек может обладать превосходным слухом, и он нормально слышит, когда к нему обращаются. Но, так как поражен корковый отдел слухового анализатора, интерпретация услышанного разговора для больного невозможна. Любое слово, независимо от тональности и громкости, воспринимается больным, как бессвязный звук. Так же бывает, что пациент воспринимает родной язык, как незнакомый для него иностранный. В связи с этим фактором, сенсорная афазия называется также акустико-гностической афазией.

Специалисты установили множество причин возникновения данного вида афазии. Прежде всего, сенсорная афазия обусловлена тем, опухолевый процесс поразил отделы неокортекса, также причиной считаются инсульты, различные заболевания воспалительного характера, травматические повреждения, энцефалиты, лейкоэнцефалиты, . К тому же, врачи доказали, что некоторые виды психических расстройств также провоцируют афазию.

Человек, страдающий сенсорной афазией, может говорить лишь обрывками слов, которые не имеют между собой никакой связи. Довольно часто подобное состояние сопровождается общей повышенной эмоциональностью и выраженной двигательной активностью. В большинстве случаев при этом пациент способен к выполнению простых команд. Например, он по указанию может сесть, закрыть глаза, помахать рукой. Если доктор просит повторить за ним отдельные слова и фразы, пациент произносит их в точности, но при этом не осознает, что они значат, и не видит в них никакого смысла. При сенсорной афазии речь пациента насыщена вербальными парафазиями, в ней преобладают неологизмы, эхолалия. В то же время, больные бывают очень многоречивы, что называется логорреей, жаргон-афазией.

Понять таких больных почти невозможно, и очень часто в глазах окружающих они выглядят психически больными. Чтение и письмо у пациентов грубо нарушено, а писать под диктовку больной не может совершенно. Иногда остается функция списывания, то есть, копирования. Сенсорная афазия может сопровождаться такими симптомами, как нарушенная право-левая ориентировка, акалькулия, верхнеквадрантная гемианопсия. Иногда сенсорная афазия проявляется в более легкой форме, и тогда пациент имеет трудности с пониманием метафор, сложных фраз. Например, ему трудно осознать, что такое «золотые руки», или «медвежья услуга». Клиническая практика такие примеры, как «чистые» афазии, встречает редко. В изолированном виде сенсорная и моторная афазии почти не встречаются, в основном наблюдаются комплексные заболевания.

Несмотря на то, что современная медицина считает афазии излечимыми, сам по себе процесс восстановления является чрезвычайно трудоемким и длительным, поэтому, начиная лечения, пациент должен приготовиться к серьезной борьбе за свое здоровье. Для достижения желаемой цели нужно чтобы были приложены консолидированные усилия не только специалиста логопеда-афазиолога, но и самого пациента. Также, при лечении требуется внимание его близких людей, которые должны оказывать всестороннюю поддержку.

Особая сложность при лечении заключается в том, что обмен информацией между пациентом и врачом, а также нормальное общение, является довольно затруднительным. Больной не может рассказать о своих ощущениях, не понимает вопросов доктора, и даже не способен изложить свое мнение в письменном виде.

Афазия – это нарушение речи вследствие проблем с корковыми центрами речи в головном мозге. При этом нет нарушений слуха и полностью сохранен артикуляционный аппарат, то есть нет других анатомических причин для речевых расстройств. Наиболее часто афазия возникает при острых нарушениях мозгового кровообращения (), при , опухолях, инфекционно-воспалительных поражениях ткани головного мозга (). Таким образом, афазия является симптомом грозного неврологического заболевания. Давайте попробуем разобраться, чем же именно проявляет себя афазия, какие существуют ее разновидности и как ее диагностируют. Этим вопросам и посвящается данная статья.

Термин афазия был предложен еще в 1864 году А.Труссо, происходит от греческой приставки «а», обозначающей отрицание, и слова «phasis», что означает речь. С тех пор прошло много времени, изучены различные варианты нарушения речи (от полного отсутствия до незначительных, незаметных обычному человеку изменений), однако формулировка и по сей день остается именно такой.

Об афазии как о симптоме неврологического заболевания говорят, когда не страдает интеллект и изначально речь не была нарушена, то есть при условии нормального развития речи до болезни. Недоразвитие способности говорить с детства называется алалией, и это уже совершенно иное расстройство.


Разновидности афазии

Разновидностей афазии существует довольно много, все они обозначаются не совсем понятными неврологическими терминами. Вот в этой-то терминологии мы с вами и попробуем разобраться.

Все виды афазии условно можно разделить на три группы:

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать обращенную речь;
  • нарушение называния отдельных предметов.

Первая группа речевых расстройств заключается в проблемах с воспроизведением речи, то есть когда человек понимает, что нужно сказать, но не может (формулировка есть в голове, но она не воспроизводится речевым аппаратом либо воспроизводится с нарушениями). В медицине это обозначают следующим образом – нарушение экспрессивной речи.

Вторая группа представляет собой нарушение способности понимать смысл сказанного. Это обозначается, как нарушение импрессивной речи.

О третьей группе нарушений говорят, когда и понимание, и воспроизведение не страдают, но потеряна формулировка (матрица) слова в головном мозге. В этом случае человек осознает, например, что за предмет перед ним, что им делают, но не может его назвать. То есть при виде ложки он скажет: «Это то, чем едят и размешивают пищу».

Каждая из выше описанных групп нарушений речи подразделяется на дополнительные разновидности. Такая классификация основана на анатомическом принципе. Дело в том, что существуют четко определенные участки коры головного мозга, обеспечивающие отдельные виды речи. Все эти участки изучены, они идентичны у большинства людей. Соответственно, та или иная разновидность нарушения речи возникает при определенном расположении патологического процесса в головном мозге. Логическая цепочка довольно проста: такое-то нарушение речи – такое-то место патологии в головном мозге. На этом основывается диагностика места поражения головного мозга. Именно для этого врач и определяет разновидность афазии.

При нарушении экспрессивной речи возникает так называемая моторная афазия, при нарушении импрессивной речи – сенсорная афазия, при нарушении называния отдельных предметов – амнестическая. Поговорим о каждом виде афазии более подробно.

Моторная афазия

Такие больные понимают речь, однако у них возникают проблемы с ее воспроизведением.

Этот вид нарушения речи неоднороден по своей структуре. Моторная афазия делится на:

  • эфферентную моторную афазию;
  • афферентную (артикуляторную) моторную афазию;
  • динамическую моторную афазию.

Эфферентная моторная афазия возникает при локализации патологии в области заднего отдела нижней лобной извилины преобладающего полушария (левого у правшей и правого у левшей). Эта зона именуется зоной Брока, поэтому иногда эфферентную моторную афазию так и называют – афазия Брока. При поражении нейронов зоны Брока у человека нарушается слого- и словообразование, воспроизведение всех или отдельных звуков. В наиболее тяжелых случаях спонтанная речь утрачивается вообще, больной объясняется только мимикой и жестами.

Иногда вся речь больного – это словесные или слоговые остатки (например, «ба», «за»). Частным проявлением эфферентной моторной афазии может быть слово-эмбол, то есть одно единственное слово, которое может произнести больной. На любой вопрос он произносит только его.

При меньшей выраженности дефекта речь становится бедной, состоит преимущественно из существительных, кажется безграмотной ввиду отсутствия согласованности (нет ни падежей, ни родов, ни предлогов). Больной объясняется, как иностранец, плохо знающий язык. Например, «утро-доктор-обход». При этом больной полностью осознает свой речевой дефект и пытается помочь себе жестами.

Для эфферентной моторной афазии характерно зацикливание больного на частях слов. Например, Вы просите повторить больного слово «топор». Вместо целого слова человек произносит «то-то-то», не в состоянии произнести окончание слова.

Для этой разновидности афазии характерна путаница букв, причем отличных между собой по произношению. Например, вместо слова «мама» больной произносит «дама», вместо «работа» - «когорта» и так далее.

Еще одной особенностью эфферентной моторной афазии является нарушение чтения вслух.

Афферентная моторная афазия возникает при расположении патологического очага сзади от нижнего отдела задней центральной извилины преобладающего полушария (теменная доля). В таком случае у человека в головном мозге как бы разрывается связь между звуковым выражением отдельных букв и артикуляционными возможностями. Отличительной особенностью этой разновидности афазии является путаница близких по произношению звуков («б» и «п», «з» и «с», «г», «к», «х»), что извращает смысл сказанного. Например, вместо «на бумаге мы пишем», больной произносит «на тумаке мы пищим». Кроме того, больной не в состоянии выполнить простые языковые жесты, например, сложить язык трубочкой, положить язык между верхними зубами и верхней губой, поцокать языком. При этой разновидности моторной афазии также нарушается чтение.

Динамическая моторная афазия развивается при поражении передних и средних отделов нижней лобной извилины преобладающего полушария, то есть зоны, расположенной рядом с зоной Брока. Эта разновидность моторной афазии характеризуется уменьшением спонтанной речи, как бы снижением речевой инициативы. При этом больной в состоянии правильно артикулировать звуки, произносить все слова. Выявить подобные нарушения можно в спонтанной повествовательной речи, попросив больного рассказать о себе. Рассказ будет бедным, скудным, как бы замедленным. Необходимы дополнительные стимулирующие вопросы. В речи мало глаголов, прилагательных, отсутствуют междометия. Кажется, что больной неохотно вступает в контакт.

Сенсорная афазия


При сенсорной афазии больной утрачивает способность к пониманию речи.

Эта разновидность речевых нарушений подразделяется на две группы: чисто сенсорная и семантическая афазия.

Чисто сенсорная афазия возникает при поражении задних отделов верхней височной извилины преобладающего полушария, которая носит название центр Вернике. При этом речевом расстройстве больной утрачивает способность смыслового понимания звуков, слогов и слов. То есть слух полностью сохранен, но любые звуки кажутся нечленораздельными. Это как если бы с вами разговаривали на совершенно незнакомом языке.

При тяжелой сенсорной афазии человек полностью не понимает обращенную к нему речь, он не может выполнить даже простые словесные инструкции (например, «поднимите руки»). При более легких формах сенсорной афазии нарушается понимание отдельных похожих звуков. Например, человеку предлагают ответить на вопрос: «Где собирают урожай – на башне или на пашне?», «Краской красят забор или запор?». Если такого больного попросить повторить какое-либо слово, то он не сможет сделать это правильно (например, вместо «дочка» скажет «точка»).

Еще одной особенностью сенсорной афазии является полное непонимание своего дефекта, то есть больной не замечает ошибок в своей речи. Он уверен, что все произносит правильно, это окружающие его не понимают, поэтому часто обижается.

Помимо нарушения понимания обращенной речи, при сенсорной афазии вторично нарушается собственное произношение, поскольку утрачивается смысловой контроль над словами. Часто речь таких больных многословна, непоследовательна и совершенно бессмысленна. Такую ситуацию именуют «словесной окрошкой».

Кроме выше изложенного, сенсорная афазия характеризуется нарушением чтения и письма. Человек не понимает суть предложенного текста, а при письме заменяет одни буквы на другие (особенно под диктовку).

Семантическая афазия развивается при поражении нижнетеменной дольки превалирующего полушария. При этой разновидности речевых расстройств человек понимает обращенную речь, правильно произносит слова и даже выполняет инструкции. Но при этом нарушается понимание логических связей в речевых инструкциях. Например, если попросить больного нарисовать круг и квадрат, он это с легкостью выполнит, а если предложить ему нарисовать круг внутри квадрата, это вызовет затруднения. То есть временные и пространственные взаимоотношения нарушаются (в том числе смысл предлогов «под», «над», «за» и так далее). Также больной не сможет объяснить разницу в высказываниях по типу «мамина дочка» и «дочкина мама».

При семантической афазии развивается неспособность понимать переносный смысл сказанного, написанное между строк, пословицы и поговорки утрачивают всякий смысл.

Амнестическая афазия

Амнестическая афазия развивается при поражении нижневисочной области превалирующего полушария. Суть этой разновидности нарушения речи заключается в забывчивости. Человек не может вспомнить и произнести слово, обозначающее какой-то предмет, при этом отлично понимая, для чего предмет предназначен. Например, на спичку больной скажет «это то, чем зажигают». Если подсказать слово, назвав первый слог, то больной произнесет его (как бы вспомнив), но через минуту самостоятельно не сможет его повторить.

Спонтанная повествовательная речь таких больных содержит преимущественно глаголы, бедна на существительные. А вот чтение и письмо не нарушаются вообще.

Смешанная и тотальная афазии

В большинстве случаев у одного больного имеется несколько разновидностей нарушения речи одновременно, что связано с анатомической близостью зон контроля речи в головном мозге. Тогда говорят о смешанной афазии.

Еще существует понятие тотальной афазии, когда нарушены все виды речи одновременно. Обычно такая ситуация возникает при обширном инсульте, когда зона поражения захватывает почти всю лобно-височную область превалирующего полушария.


Как обнаружить афазию?

Для определения вида нарушения речи разработаны специальные методики. Существует даже отдельный специалист по нарушениям речи (афазиолог). В большинстве случаев обнаружением афазии в клинической практике занимается невролог. Он проводит ряд несложных тестов, по которым и устанавливается тот или иной вид речевых расстройств. Какие же это тесты? Давайте узнаем:

  • для исследования речи больного просят рассказать о себе. Простой сбор жалоб, таким образом, также является тестом на нарушение речи;
  • затем больного просят перечислить дни недели или месяцы, повторить отдельные звуки и слоги (похожие и отличающиеся между собой: «ш» и «щ», «ж» и «о», «рама-дама» и так далее);
  • дают любой текст и предлагают прочитать вслух, а затем пересказать прочитанное;
  • больному показывают известные предметы (стул, стол, дверь, ручку) и просят назвать их;
  • просят ответить на вопрос, содержащий слова, отличающиеся по произношению (например, «что гонит ветер – пыль или пыл?»);
  • предлагают объяснить смысл любой известной пословицы;
  • озвучивают инструкцию по выполнению какого-либо действия и просят ее выполнить (например, «дотроньтесь левой рукой до мочки правого уха»);
  • задают вопросы на понимание логико-грамматических конструкций («кто брат отца и отец брата?»), пространственно-временных соотношений («что наступает раньше: лето перед весной или весна перед летом?»);
  • предлагают нарисовать треугольник под квадратом, круг слева от треугольника и так далее;
  • просят написать свои паспортные данные (ФИО, возраст) и любую фразу, а также фразу под диктовку.

Этой группы довольно простых тестов обычно достаточно для обнаружения того или иного вида речевых расстройств. Как видим, методика проста и не требует никаких дополнительных инструментов или приборов, что является неоспоримым плюсом для диагностики.

Итак, афазия – это неврологический симптом какого-либо заболевания головного мозга. Она представляет собой либо расстройство произношения, либо расстройство понимания речи, либо и то, и другое вместе. Существует много разновидностей симптома, возникновение каждой из которых четко связано с определенным участком головного мозга. Для выявления недуга созданы специальные методики. Однако даже на обычном амбулаторном приеме с помощью простых тестов можно обнаружить ту или иную разновидность афазии.

Познавательное видео на тему «Виды афазии»:

Видеоурок на тему «Восстановление речи при афферентной афазии»:

Видеоурок на тему «Восстановление речи при эфферентной афазии»:


За речевые способности человека отвечают два центра, которые находятся в головной коре мозга.

Если вследствие каких бы то ни было причин эти центры повреждены, то начинает проявляться такое заболевание как, афазия, которое заключается в нарушениях речевых функций.

Не стоит думать, что при афазии человек полностью теряет способность говорить, скорее наблюдается изменение структуры его речи, обеднение лексикона, а также неспособность вспоминать даже самые простые слова.

Симптомы могут отличаться в зависимости от типа афазии, которая наблюдается у человека.

Типы нарушения

Можно выделить 4 основных типа расстройства, хотя их различают несколько больше.

Стоит отметить, что в некоторых случаях симптомы весьма похожи и даже совпадают. Эта классификация основана на том какая часть головного мозга и какие последствия это вызывает.

Итак, есть 4 типа афазии:

  1. Cенсорная (возникает при поражении центра Вернике). Человек слышит слова и может их повторять, но не понимает их значения);
  2. (поражен центр Брока). Страдает произношение, грамматика высказывания, речь бессвязная, человеку тяжело переключиться с одного слова на другое);
  3. Сенсомоторная . Глобальное поражение обоих речевых центров, человек не понимает устную речь других и практически ничего не может сказать сам).
  4. Амнестическая (поражена теменно-высочная область). Тяжело называть предметы, хотя пациент понимает их значение и может произнести это слово).

Причины расстройства

Стоит отметить, что причинами поражения речевых органов могут стать самые разные факторы.

Вот некоторые из них:

  • — это наиболее распространенная причина;
  • различного рода воспалительные процессы, такие как и лейкоэнцефалиты;
  • сильные ;
  • и болезнь Пика в очаговом варианте заболевания;
  • осложнения после операции на коре головного мозга;
  • некоторые психические заболевания.

Есть также определенные факторы риска, которую увеличивают возможность проявления афазии в каком-либо виде.

Такими факторами риска являются гипертония, перенесенные в прошлом ишемишечные инсульты, а также пожилой возраст и былые травмы головы, которые не проходят даром.

Тяжесть афазии и ее симптомы зависят от многих факторов, таких как возраст пациента, типа расстройства, а также от обширности поражения.

Часто тот или иной вид афазии возникает при инсульте. Таким образом требуется почти всегда. Подробней в статье.

В каких случаях назначается допплерография сосудов головного мозга? В чем суть методики и подготовки и проведения исследования.

Симптомы и диагностика

Симптомы могут отличаться в каждом отдельном случае и зависеть от типа афазии, то есть от области поражения.

Сенсорный тип расстройства

Человек, который страдает сенсорной афазией, не понимает устную речь и написанный текст. Хотя его ухо различает отдельные слова, но смысл их для человека непонятен.

При это интересно что такой больной может исполнять простые команды врача, такие как просьбы закрыть глаза, встать или сесть.

Все зависит от формы заболевания, то есть при сложной форме сенсорной афазии человек не способен выполнить даже простую односложную команду, при более легкой — человек может выполнять односложные просьбы, но теряется при задачах из нескольких частей.

При сенсорной афазии человек может говорить в некотором роде, но его речь может быть просто набором слов или как иногда говорят, словарной крошкой.

Собственная речь человека может быть обильной и несколько эмоциональной, но при этом он может путать понятия и предметы. Например, говорить о вилке, но показывать на ложку.

Это называется вербальные парафазии, когда происходят словесные замены.

Особенности моторной афазии

При моторной афазии основной проблемой является нарушение речевых способностей больного, то есть он в основном понимает устную речь других людей, но при этом его собственная речь малопонятна.

Симптомами являются нарушение навыков чтения и письма или же полная их утрата, а также неправильное произношение, перестановка букв в словах, замена одних букв, другими схожими по звучанию.

Помимо этого человеку тяжело переключиться с одного слова на другое, а в тяжелых формах этого типа афазии человек сохранил только возможность произносить речевые эмболы, такого типа: «да-да» или же «нет-нет».

В любом случае всех афазиков характеризует то, что их лексикон крайне невелик и беден, поскольку они не используют наречия, сравнения и яркие прилагательные, а также не понимают поговорки, пословицы и крылатые выражения.

Сенсорномотоный вид — самый тяжелый случай

В таком случае симптомы, описанные выше, присутствуют в острой форме. Человек не может выражать свои мысли и что-либо говорить, а также понимать устную речь другого человека.

Такой тип афазии может быть вызван тотальным поражением речевых центров, из-за чего афазия протекает в особо тяжелой форме.

При этом если наблюдаются улучшения, то сначала восстанавливается понимание устной речи других людей.

Амнестическая афазия: в чем она проявляется

Такой тип афазии характерен тем, что человек понимает речь других и может в каком-то роде выражать свои мысли. Его речь достаточно информативна, но лексикон небольшой и крайне бедный.

Для больных характерно забывать конкретные слова, но при этом они могут объяснить их значения. То есть, такой человек не может вспомнить слово «стул», но он объяснит, что это «то, на чем сидят».

При этом таким больным может помочь подсказка первого слога нужного слова.

В таком случае также наблюдаются проблемы с чтением и письмом.

Методы диагностики

Что включает в себя диагностика и обследование человека, начавшего страдать сенсорной афазией:

  1. Анализ самого заболевания , выяснение того как давно появились нарушения подобного рода, а также что способствовало таким нарушениям;
  2. Больного должен осмотреть логопед , который сможет определить каковы нарушения речи, а также наметить приблизительный курс лечения и восстановления;
  3. Стоит пройти такую процедуру как электроэнцефалографи я — можно увидеть электрическую активность различных участков коры головного мозга;
  4. Компьютерная томография и — цель этих процедур изучить весь головной мозг человека послойно, помимо этого можно обнаружить кровоизлияния, а также гнойники и воспалительные процессы.

Если подвести итог, то с человеком, у которого наблюдаются расстройства речи, работают логопед и нейропсихолог, которые определяют степень афазии и могут назначить некоторое лечение.

В то же время необходимо определить первичную причину болезни и устранить ее.

В этом помогут МРТ и компьютерная томография.

Какое лечение необходимо при расстройстве речи?

Можно сказать, что лечение афазии любого типа в том числе и сенсорной состоит из двух важных составляющих:

  • необходимо выяснить и устранить первичную причину, которая вызвала появление нарушений речи;
  • различные упражнения и занятия с логопедом, которые помогут восстановить речь.

Если причиной сбоя стала опухоль или же кровоизлияние в мозгу, тогда необходимо хирургическое вмешательство. Необходимо удалить опухоль или же кровоизлияние.

Часто причиной афазии становиться повышенное артериальное давление, которое вызывает инсульты и инфаркты.

Так что в таком случае важно в профилактических мерах контролировать давление и принимать препараты, которые улучшат обмен веществ.

Помимо этого важны занятия с логопедом и определенного рода упражнения. Среди врачей нет однозначного мнения о том как следует лечить афазию и какие методы использовать.

  • старайтесь привлекать больного с сенсорной афазией к общению;
  • давайте ему достаточно времени на построение предложения и выражения своей мысли;
  • продолжайте общаться как ни в чем ни бывало, говорите с ним как и раньше.

Стоит отметить, что скорость восстановления речевых способностей человека зависит от его возраста, способностей, силы воли и степени поражения головного мозга.

Какой можно сделать вывод?

Хотя сенсорная афазия — это неприятность, которая может, в принципе приключиться с каждым, не нужно терять надежды.

Можно предпринять профилактические меры: следить за артериальным давлением, избегать травм головы, обращаться к врачу, если у вас появились подозрения или вам стало хуже.

При расстройстве человек не разучивается говорить полностью , но тяжело воспринимать устную речь другого человека, а его собственный лексикон бедный, а мысли сбивчивы.

Все же с помощью логопеда и психолога речь постепенно можно восстановить, главное настойчивость и положительный настрой.